Файл: Бюджетирование проекта.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 58

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Однако, на практике применение бюджетирования наталкивается на ряд острых проблем и недостатков, что во многом дискредитирует саму идею контроллинга, сводит к минимуму его прикладную ценность. В результате руководство компании, не получив ожидаемого эффекта, сворачивает все уже действующие методы и процедуры планирования и анализа.

Самые существенные проблемы бюджетирования на современных предприятиях, на наш взгляд, отражены в Приложении I.

1.3 Технология разработки бюджетов

Объектом бюджетирования – хозяйственная деятельность предприятия как единое целое и бюджетные показатели для отдельных подразделений и по отдельным сегментам хозяйственной деятельности с целью создании финансовой структуры управления предприятием по центрам ответственности и распределении ответственности за показатели, которые формируют бюджетные статьи, что в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии и максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Качество показателей бюджетов становиться выше, если в основу их расчета положены не приблизительные данные, а нормативные расчеты. Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов.

Бюджетирование обеспечивает предприятию повышение экономической эффективности и финансовой устойчивости путем объединения усилий всех его подразделений для достижения конечного количественного определенного результата зафиксированного в системе взаимоувязанных плановых документов – бюджетов, планов производственно – финансовой деятельности предприятия и его подразделений исходя из текущих и стратегических целей функционирования, контроля за выполнением этих планов. Этапы процесса бюджетирования приведены на рис.1.

Рисунок 1. Этапы процесса бюджетирования

Использование бюджетных данных в процессе управленческого анализа способствует выработке обоснованных управленческих решений для достижения общих стратегических и тактических целей предприятия, в использовании корректирующих воздействий на отклонение параметров и их использования. В информационном отношении бюджетирование – это система, интегрирующая результаты процессов планирования, учета, контроля и анализа стоимостных показателей деятельности предприятия, которое в совокупности с учетом по центрам ответственности и нормативным учетом повышает эффективность информационного обеспечения управления на предприятии. Использование нормативных расчетов позволяет повысить качество показателей бюджетов Выявленные отклонения по факторам в системе аналитических счетов является информационной базой анализа исполнения бюджетов. Бюджетирование на предприятии – это информационная система управления предприятием с помощью бюджетов, включающая:


–разработку структуры генерального бюджета предприятия;–проектирование финансовой структуры управления;

–закрепление ответственности за бюджетами и их статьями;

–разработку бюджетной политики, включая методические и организационно–технические вопросы;

–разработку положений и регламентов бюджетирования;

–создание специализированной структуры и закрепление функций по составлению, согласованию, контролю бюджетных статей за должностными лицами.

Центральным звеном бюджетирования является бюджет – количественное выражение планов текущей деятельности развития предприятия, представленный в стоимостном или в натуральном выражении. Системность бюджетирования в бюджетном процессе позволяет из совокупности бюджетов отдельных центров ответственности формировать сводный бюджет предприятия в целом – генеральный бюджет.

Генеральный бюджет предприятия – информация о планируемых или ожидаемых доходах, расходах, активах и обязательствах, скоординированный по всем подразделениям или функциям план работы для предприятия в целом. Его цель – объединить и суммировать частные бюджеты структурных подразделений предприятия. Бюджеты подразделяются по формам, по видам деятельности, по механизму использования.

Например, для предприятий, ориентированных на продажи и существующих в жесткой конкурентной среде, важным становится бюджет продаж. Вновь организованные производственные предприятия, а также предприятия, ориентированные на создание новых видов продукции, – для них важен бюджет производства. И бюджет продаж, и бюджет производственный, являясь частными бюджетами, в конкретных условиях могут стать наиболее значимой, наиболее сложной частью генерального бюджета. Таким образом, совокупность разных бюджетов способна образовывать перенастраиваемые целостные системы, соответствующие определенному уровню использования ресурсов в соответствии с выбранными целями предприятия (рис.2).

Рисунок 2. Цели процесса бюджетирования

Таким образом, бюджетирование – это процесс планирования будущей деятельности предприятия и оформление его результатов в виде системы бюджетов, позволяющих оптимизировать экономические результаты принимаемых управленческих решений, присутствует в любой эффективной системе управления предприятием и активно используется административно–управленческим аппаратом для принятия управленческих решений, контроля и регулирования для достижения стратегических целей бизнеса и максимизации конечных финансовых результатов предприятия в целом. Бюджетирование обеспечивает предприятию финансовую устойчивость и экономическую эффективность.


ГЛАВА 2. АНАЛИЗ СИСТЕМЫ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ

2.1 Анализ финансового состояния предприятия

Общество с ограниченной ответственностью «Квартет» создано в соответствие с Федеральным Законом от 08.02.1998год. №14 – Ф3 «Об обществах с ограниченной ответственностью».

Общество является производственной коммерческим предприятием, деятельность которого направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Согласно учредительного договора участниками ООО «Квартет» являются четыре физических лица: Комаров А.П., Шпагин А.В., Кузина И.П., Кузьмин Д.В. Согласно Устава и Учредительного договора уставный капитал ООО «Квартет» составляет 100 000 рублей. Уставный капитал оплачен полностью. Размер доли каждого участника ООО «Квартет» составляет 25% уставного капитала, номинальная стоимость доли 25 000 рублей.

Основные показатели финансово-хозяйственной деятельности ООО «Квартет» представлены в табл. 1.

Таблица 1

Динамика основных показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности ООО «Квартет» за 2015 – 2016 гг., тыс.руб.

Показатели

2015 г

2016 г

Абсолютное изменение

Темп роста, %.

Выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг

159616

216803

57187

135,83

Себестоимость проданных товаров, продукции, работ, услуг

158522

212648

54126

134,14

Среднесписочная численность работников, чел.

122

120

-2

98,36

Среднегодовая стоимость имущества

91964

118808,5

26844,5

129,19

Годовой фонд оплаты труда

22399,2

25632

3232,8

114,43

Среднемесячная заработная плата

15,3

17,8

2,5

116,34

Производительность труда, тыс.руб./чел.

1308,3

1806,7

498,4

138,09

Чистая прибыль, тыс.руб.

932

1467

535

157,40


Табл.1 показывает, что выручка от продажи товаров выросла на 57187 тыс.руб. или на 35,83%, а себестоимость –на 54126 тыс.руб. или 34,14%. Кроме того, численность работников ООО «Квартет» сократилась на 2 человека или на 1,64%. При этом стоимость имущества ООО «Квартет» увеличилась в 2016г. по сравнению с 2015г. на 26844,5 тыс.руб. или на 29,19%. В то же время вырос годовой фонд оплаты труда на 3232,8 тыс.руб. или на 14,43%.Это стало следствием того, что средняя заработная плата на предприятии растет в 2016г. на 2,5 тыс.руб. или на 16,34%. При этом производительность труда увеличивается на 498,4 тыс.руб. или на 38,09%. Кроме того, чистая прибыль ООО «Квартет» в целом в 2016г. увеличилась на 535 тыс.руб. или на 57,4% и составила 1467 тыс.руб.

Сопоставляя темп роста чистой прибыли, выручки и себестоимости, мы видим, что в 2016г. не выполнялось условие использования производственного потенциала предприятия:

ТрЧП > ТрB > ТрC (1)

где ТрЧП – темп роста чистой прибыли;

ТрB - темп роста выручки;

ТрC - темп роста себестоимости.

157,4 > 134,14 > 135,83

Значит, ООО «Квартет» использовало свой производственный потенциал.

Проведем анализ данных актива баланса ООО «Квартет»» за 2015-2016гг. (табл.2).

Таблица 2

Анализ динамики активов ООО «Квартет» за 2015- 2016гг.

Показатели

На 31.12. 2015, т.р.

На 31.12. 2016, т.р.

Абсолютное отклонение, т.р.

Темп роста, %

Темп прироста, %

1. Внеоборотные активы:

16011

25915

9904

161,9

61,9

нематериальные активы

9

7

-2

77,8

-22,2

основные средства

15321

25227

9906

164,7

64,7

незавершенное строительство

658

658

0

100,0

0,0

долгосрочные финансовые вложения

23

23

0

100,0

0,0

2. Оборотные активы:

66011

129681

63670

196,5

96,5

запасы

44360

95824

51464

216,0

116,0

НДС

0

0

0

-

-

дебиторская задолженность

19016

30998

11982

163,0

63,0

денежные средства

2429

2797

368

115,2

15,2

прочие оборотные активы

206

62

-144

30,1

-69,9

ИТОГО по активу:

82022

155596

73574

189,7

89,7


За 2016г. стоимость активов ООО «Квартет» увеличилась на 73574 тыс.руб. или на 89,7%. Рост стоимости имущества в 2011г. произошло за счет увеличения внеоборотных и оборотных активов. Так стоимость внеоборотных активов выросла на 9904 тыс.руб. или на 61,9%, в том числе основных средств – на 9906 тыс.руб. или 64,7%, при сокращении остаточной стоимости НМА на 2 тыс.руб. или на 22,2% и неизменной стоимости незавершенного строительства и долгосрочных финансовых вложениях. Увеличение оборотных активов произошло в результате роста запасов на 51464 тыс.руб. или на 116,0%, дебиторской задолженности - на 11982 тыс.руб. или на 63,0%, денежных средств – на 368 тыс.руб. или на 15,2%, но при сокращении прочих оборотных активов до уровня 2015г., т.е. на 144 тыс.руб. или на 69,9%.

Проведем анализ структуры активов (табл. 3).

Таблица 3

Анализ структуры активов ООО «Квартет» за 2015- 2016гг.

Показатели

На 31.12. 2015

На 31.12. 2016

Изменение удельного веса, %

т.р.

%

т.р.

%

1. Внеоборотные активы:

16011

19,52

25915

16,66

-2,87

нематериальные активы

9

0,01

7

0,00

-0,01

основные средства

15321

18,68

25227

16,21

-2,47

незавершенное строительство

658

0,80

658

0,42

-0,38

долгосрочные финансовые вложения

23

0,03

23

0,01

-0,01

2. Оборотные активы:

66011

80,48

129681

83,34

2,87

запасы

44360

54,08

95824

61,59

7,50

НДС

0

0,00

0

0,00

0,00

дебиторская задолженность

19016

23,18

30998

19,92

-3,26

денежные средства

2429

2,96

2797

1,80

-1,16

прочие оборотные активы

206

0,25

62

0,04

-0,21

ИТОГО по активу:

82022

100,00

155596

100,00

0,00

Как видно из данных табл.3 наибольший удельный вес в общей величине имущества за анализируемый период составляют оборотные активы, причем их доля за 2016г. увеличилась на 2,87 процентного пункта и составила 83,34%. При этом в составе оборотных активов на конец 2016г. преобладают запасы, а их доля в общей стоимости имущества выросла до 61,59%.