Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОМПЛЕКСНОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МАЛОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
1.1 Сущность комплексного анализа, его значение. Виды комплексного анализа
1.2 Методика проведения комплексного экономического анализа деятельности
1.3 Пути улучшения хозяйственной деятельности по результатам анализа
2 КОМПЛЕКСНЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ООО «ЗЛАТРА»
2.1 Краткая организационно–экономическая характеристика предприятия
2.2 Анализ эффективности хозяйственной деятельности предприятия
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
3 ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПУТЕЙ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ООО «ЗЛАТРА»
Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж методом цепных подстановок.
Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения объемов оказанных услуг составит:
∆ПВ 2015 = (∆В – ∆Вр1) × Rп0 = (17 807 – 8765) × (–0,0020) = –18 тыс. руб.
∆ПВ 2016 = (2006 – 4033) × 0,0198 = –40 тыс. руб.
Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения тарифов на автогрузоперевозки составит:
∆ПЦ 2015 = ∆Вр1 × Rп0 = 8765 × (–0,0020) = –18 тыс. руб.
∆ПЦ 2016 = 4033 × 0,0198 = 80 тыс. руб.
Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения уровня себестоимости продаж составит:
∆ПС/С 2015 = ∆УС × В1 = 0,0243 × 76 707 = 1864 тыс. руб.
∆ПС/С 2016 = 0,0540 × 78 713 = 4251 тыс. руб.
Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения уровня управленческих расходов составит:
∆ПУР 2015 = ∆УУР × В1 = –0,0025 × 76 707 = –192 тыс. руб.
∆ПУР 2016 = –0,0046 × 78 713 = –365 тыс. руб.
Результаты факторного анализа прибыли от продаж сведены в таблицу 2.5.
Таблица 2.5 – Результаты факторного анализа прибыли от продаж ООО «Златра»
за 2015–2016 гг.
Показатели (факторы) |
Влияние факторов по годам |
Удельный вес факторов по годам. % |
||
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Изменение прибыли от продаж, всего, в том числе за счет изменения: |
1636 |
3926 |
100 |
100 |
|
–18 |
–40 |
–1,10 |
–1,02 |
|
–18 |
80 |
–1,10 |
2,04 |
|
1864 |
4251 |
113,94 |
108,28 |
|
–192 |
–365 |
–11,74 |
–9,30 |
Результаты факторного анализа прибыли от продаж показывают, что основным фактором увеличения прибыли являлось снижение уровня себестоимости оказанных услуг (1864 тыс. руб. и 4251 тыс. руб. соответственно в 2015 и 2016 гг.). Наиболее значительное отрицательное влияние на прибыль от продаж оказало повышение уровня управленческих расходов, в результате чего было недополучено прибыли от продаж на 11,74 % в 2015 г. и на 9,30 % в 2016 г. Изменение объемов оказанных услуг и тарифов на грузоперевозки не оказало существенного влияния на прибыль от продаж.
Анализ состава, динамики и структуры затрат на производство проводится в таблице 2.6.
Таблица 2.6 – Анализ динамики и структуры затрат на производство
ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
В тысячах рублей
Затраты |
Период, годы |
Темп изменения по годам, % |
Удельный вес по годам, % |
Изменения удельного веса по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2015 |
2015 |
2016 |
|
Материальные затраты, всего, в том числе: |
27 560 |
30 110 |
38 209 |
9,25 |
26,90 |
46,70 |
40,04 |
52,15 |
–7,66 |
12,11 |
|
10 694 |
14 294 |
16 999 |
33,66 |
18,92 |
18,12 |
19,01 |
23,20 |
0,89 |
4,19 |
|
13 126 |
12 497 |
15 152 |
–4,79 |
21,25 |
22,24 |
16,62 |
20,68 |
–5,62 |
4,06 |
|
2491 |
2459 |
3766 |
–1,29 |
53,16 |
4,22 |
3,27 |
5,14 |
–0,95 |
1,87 |
|
1251 |
857 |
2293 |
–31,48 |
167,61 |
2,12 |
1,14 |
3,13 |
–0,98 |
1,99 |
Затраты на оплату труда |
8808 |
8933 |
10175 |
1,42 |
13,90 |
14,92 |
11,88 |
13,89 |
–3,04 |
2,01 |
Отчисления на социальные нужды |
2550 |
3491 |
4350 |
36,85 |
24,61 |
4,32 |
4,64 |
5,94 |
0,32 |
–1,30 |
Амортизация |
0 |
75 |
2216 |
100,0 |
2954,7 |
0 |
0,10 |
3,02 |
0,10 |
2,92 |
Прочие затраты |
20 102 |
32 582 |
18 321 |
62,08 |
–43,77 |
34,06 |
43,34 |
25,00 |
9,28 |
–18,34 |
Итого затрат |
59 020 |
75 191 |
73 271 |
27,40 |
–2,55 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
По таблице 2.6 видно, что наибольший удельный вес в структуре производственных затрат предприятия занимают материальные затраты и прочие затраты. Удельный вес материальных затрат за период 2015–2016 гг. заметно увеличился на 12,11 % и составил 52,15 %. За этот период в составе материальных затрат произошло увеличение удельного веса затрат на автомобильное топливо (на 4,19 %) и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (на 4,06 %). Следовательно, можно предположить, что здесь кроются важнейшие резервы снижения затрат.
В статью «Прочие затраты» входит большое количество разнородных элементов затрат: управленческие затраты, налоги, услуги сторонних организаций и другие элементы, но основные затраты по данной статье приходятся на арендные и лизинговые платежи. За период 2015–2016 гг. прочие затраты сократились на 43,77 %, а их удельный вес в структуре себестоимости снизился на 18,37 пункта и составил 25,0 %.
Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность предприятия, измеряемую в процентах к затратам или ресурсам. Они отражают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Анализ показателей рентабельности проведен в таблице 2.7.
Таблица 2.7 – Анализ рентабельности ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
Исходные данные для расчетов, тыс. руб. |
|||||
1 Выручка от реализации |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
2 Полная себестоимость продаж |
59 020 |
75 191 |
73 271 |
16 171 |
–1920 |
3 Прибыль (убыток) от продаж |
–120 |
1516 |
5442 |
1636 |
3926 |
4 Чистая прибыль (убыток) |
–162 |
2525 |
3631 |
2687 |
1106 |
5 Имущество предприятия, находящееся в его собственности (по балансу) |
10 911 |
16 784 |
35 035 |
5873 |
18 251 |
6 Основные средства (собственные и арендованные) |
51 368 |
25 339 |
19 569 |
–16029 |
–5770 |
7 Оборотные средства |
10 911 |
13 294 |
22 539 |
2383 |
9245 |
8 Собственный капитал |
474 |
2878 |
6507 |
2404 |
3629 |
9 Рентабельность, %: |
|||||
9.1 продаж (стр.3 / стр.1 × 100) |
–0,20 |
1,98 |
6,91 |
2,18 |
4,93 |
9.2 основной деятельности (стр.3 / стр.2 × 100) |
–0,20 |
2,02 |
7,38 |
2,22 |
5,36 |
9.3 активов (стр.4 / стр.5 × 100) |
–1,48 |
15,04 |
10,36 |
16,52 |
–4,68 |
9.4 основных средств (стр.4 / стр.6 × 100) |
–0,32 |
9,96 |
18,55 |
10,28 |
8,59 |
9.5 оборотных активов (стр.4 / стр. × 100) |
–1,48 |
18,99 |
16,11 |
20,47 |
–2,88 |
9.6 собственного капитала (стр.4 / стр.8 × 100) |
–34,18 |
87,73 |
55,80 |
121,91 |
–31,93 |
Данные таблицы 2.7 позволяют сделать вывод о повышении эффективности операционной деятельности ООО «Златра» в анализируемом периоде, исходя из положительной динамики показателей рентабельности продаж и основной деятельности. Рентабельность продаж, выступающая показателем, который иллюстрирует, какая доля прибыли от продаж содержится в каждом заработанном рубле (в выручке от продаж) за период 2015–2016 гг. повысилась на 4,93 пункта и составила 6,91 %; рентабельность основной деятельности повысилась на 5,36 пункта и составила 7,38 %, что является следствием повышения контроля над затратами. Положительно необходимо оценить повышение рентабельности основных средств (с 9,96 % в 2015 г. до 18,55 % в 2016 г.), т.е. каждый рубль стоимости основных средств принес предприятию больше чистой прибыли.
В то же время снижалась рентабельность активов (на 4,68 пункта) по причине значительного увеличения оборотных активов, рентабельность которых также сократилась (на 2,88 пункта). Снизилась также и рентабельность собственного капитала на 31,93 пункта, которая на конец анализируемого периода имела значение 55,80 %. То есть можно говорить о повышении эффективности основной деятельности предприятия и о снижении эффективности использования активов и собственного капитала.
Таким образом, предприятие улучшает свои финансовые результаты и повышает рентабельность производственной деятельности. Для дальнейшего увеличения прибыли и повышения рентабельности необходимо сокращать затраты (особенно в части автомобильного топлива и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава). Увеличение объемов прибыли при эффективном управлении имуществом и источниками его финансирования будет способствовать повышении. рентабельности активов и собственного капитала.
2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия
Одним из важнейших факторов увеличения объемов производства является обеспеченность предприятия основными средствами в необходимом количестве и составе и более полное и эффективное их использование. Все основные средства предприятия представлены транспортными средствами. Как было отмечено ранее, предприятие работает как на собственных, так и на арендованных транспортных средствах. Анализ динамики и структуры транспортных средств проводится в таблице 2.8.
Таблица 2.8 – Анализ динамики и структуры транспортных средств
ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
В тысячах рублей
Показатели |
Период, годы |
Темп изменения по годам, % |
Удельный вес по годам, % |
Изменения удельного веса по годам |
||||||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
2014 |
2015 |
2015 |
2015 |
2016 |
|
Транспортные средства, всего, из них: |
51 368 |
25 339 |
19 569 |
–50,67 |
–22,77 |
100 |
100 |
100 |
0 |
0 |
|
0 |
3490 |
12 496 |
100,0 |
258,05 |
0 |
13,77 |
63,86 |
13,77 |
50,09 |
|
51 368 |
21 849 |
7073 |
–57,47 |
–67,63 |
100 |
86,23 |
36,14 |
–13,77 |
–50,09 |
На протяжении всего анализируемого периода происходило снижение стоимости транспортных средств, находящихся в распоряжении предприятия. В 2015 г. снижение составило 50,67 %, в 2016 г. 22,77 %. Структура транспортных средств, сгруппированных по праву владения, также изменилась. Если в 2014 году все транспортные средства были арендованными, то в 2016 г. на долю арендованных транспортных средств приходилось чуть более 36 %.
Структура основных средств представлена на рисунке 2.3.
Период, год
Рисунок 2.3 – Структура транспортных средств ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
Оценка использования основных средств проводится в таблице 2.9.
Таблица 2.9 – Оценка эффективности использования основных средств
ООО «Златра» за 2014–2016 гг.
В тысячах рублей
Показатели |
Период, годы |
Изменения по годам |
|||
2014 |
2015 |
2016 |
2015 |
2016 |
|
1 Выручка от реализации |
58 900 |
76 707 |
78 713 |
17 807 |
2006 |
2 Чистая прибыль (убыток) |
–162 |
2525 |
3631 |
2687 |
1106 |
3 Стоимость основных средств (собственных и арендованных) |
51 368 |
25 339 |
19 569 |
–26 029 |
–5770 |
4 Численность основного персонала (водителей), чел. |
36 |
36 |
42 |
0 |
6 |
5 Фондоотдача, руб./руб. (стр.1 / стр.3) |
1,15 |
3,03 |
4,02 |
1,88 |
0,99 |
6 Фондоемкость, руб./руб. (стр.3 / стр.1) |
0,87 |
0,33 |
0,25 |
–0,54 |
–0,08 |
7 Фондорентабельность, % (стр.2 / стр.3 ×100) |
–0,32 |
9,96 |
18,55 |
10,28 |
8,59 |
8 Фондовооруженность труда водителей, тыс. руб./чел. (стр.3 / стр.4) |
1427 |
704 |
466 |
–723 |
–238 |
9 Интегральный показатель эффективности использования основных средств (по формуле 1.5) |
8,07 |
27,70 |
32,63 |
20,63 |
4,93 |