Файл: Комплексный анализ как база комплексной оценки эффективности бизнеса (на примере «Златра»)..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рассчитаем влияние факторов на прибыль от продаж методом цепных подстановок.

Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения объемов оказанных услуг составит:

∆ПВ 2015 = (∆В – ∆Вр1) × Rп0 = (17 807 – 8765) × (–0,0020) = –18 тыс. руб.

∆ПВ 2016 = (2006 – 4033) × 0,0198 = –40 тыс. руб.

Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения тарифов на автогрузоперевозки составит:

∆ПЦ 2015 = ∆Вр1 × Rп0 = 8765 × (–0,0020) = –18 тыс. руб.

∆ПЦ 2016 = 4033 × 0,0198 = 80 тыс. руб.

Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения уровня себестоимости продаж составит:

∆ПС/С 2015 = ∆УС × В1 = 0,0243 × 76 707 = 1864 тыс. руб.

∆ПС/С 2016 = 0,0540 × 78 713 = 4251 тыс. руб.

Изменение прибыли от продаж под влиянием изменения уровня управленческих расходов составит:

∆ПУР 2015 = ∆УУР × В1 = –0,0025 × 76 707 = –192 тыс. руб.

∆ПУР 2016 = –0,0046 × 78 713 = –365 тыс. руб.

Результаты факторного анализа прибыли от продаж сведены в таблицу 2.5.

Таблица 2.5 – Результаты факторного анализа прибыли от продаж ООО «Златра»

за 2015–2016 гг.

Показатели (факторы)

Влияние факторов по годам

Удельный вес факторов по годам. %

2015

2016

2015

2016

Изменение прибыли от продаж, всего, в том числе за счет изменения:

1636

3926

100

100

  • объемов оказанных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом

–18

–40

–1,10

–1,02

  • тарифов на автогрузоперевозки

–18

80

–1,10

2,04

  • уровня себестоимости оказанных услуг

1864

4251

113,94

108,28

  • уровня управленческих расходов

–192

–365

–11,74

–9,30

Результаты факторного анализа прибыли от продаж показывают, что основным фактором увеличения прибыли являлось снижение уровня себестоимости оказанных услуг (1864 тыс. руб. и 4251 тыс. руб. соответственно в 2015 и 2016 гг.). Наиболее значительное отрицательное влияние на прибыль от продаж оказало повышение уровня управленческих расходов, в результате чего было недополучено прибыли от продаж на 11,74 % в 2015 г. и на 9,30 % в 2016 г. Изменение объемов оказанных услуг и тарифов на грузоперевозки не оказало существенного влияния на прибыль от продаж.


Анализ состава, динамики и структуры затрат на производство проводится в таблице 2.6.

Таблица 2.6 – Анализ динамики и структуры затрат на производство

ООО «Златра» за 2014–2016 гг.

В тысячах рублей

Затраты

Период, годы

Темп изменения по годам, %

Удельный вес по годам, %

Изменения удельного веса по годам

2014

2015

2016

2015

2016

2014

2015

2015

2015

2016

Материальные затраты, всего, в том числе:

27 560

30 110

38 209

9,25

26,90

46,70

40,04

52,15

–7,66

12,11

  • топливо

10 694

14 294

16 999

33,66

18,92

18,12

19,01

23,20

0,89

4,19

  • затраты на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава

13 126

12 497

15 152

–4,79

21,25

22,24

16,62

20,68

–5,62

4,06

  • восстановление износа и ремонт шин

2491

2459

3766

–1,29

53,16

4,22

3,27

5,14

–0,95

1,87

  • смазочные и прочие эксплуатацион-ные материалы

1251

857

2293

–31,48

167,61

2,12

1,14

3,13

–0,98

1,99

Затраты на оплату труда

8808

8933

10175

1,42

13,90

14,92

11,88

13,89

–3,04

2,01

Отчисления на социальные нужды

2550

3491

4350

36,85

24,61

4,32

4,64

5,94

0,32

–1,30

Амортизация

0

75

2216

100,0

2954,7

0

0,10

3,02

0,10

2,92

Прочие затраты

20 102

32 582

18 321

62,08

–43,77

34,06

43,34

25,00

9,28

–18,34

Итого затрат

59 020

75 191

73 271

27,40

–2,55

100

100

100

0

0


По таблице 2.6 видно, что наибольший удельный вес в структуре производственных затрат предприятия занимают материальные затраты и прочие затраты. Удельный вес материальных затрат за период 2015–2016 гг. заметно увеличился на 12,11 % и составил 52,15 %. За этот период в составе материальных затрат произошло увеличение удельного веса затрат на автомобильное топливо (на 4,19 %) и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава (на 4,06 %). Следовательно, можно предположить, что здесь кроются важнейшие резервы снижения затрат.

В статью «Прочие затраты» входит большое количество разнородных элементов затрат: управленческие затраты, налоги, услуги сторонних организаций и другие элементы, но основные затраты по данной статье приходятся на арендные и лизинговые платежи. За период 2015–2016 гг. прочие затраты сократились на 43,77 %, а их удельный вес в структуре себестоимости снизился на 18,37 пункта и составил 25,0 %.

Показатели рентабельности характеризуют относительную доходность, или прибыльность предприятия, измеряемую в процентах к затратам или ресурсам. Они отражают эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Анализ показателей рентабельности проведен в таблице 2.7.

Таблица 2.7 – Анализ рентабельности ООО «Златра» за 2014–2016 гг.

Показатели

Период, годы

Изменения по годам

2014

2015

2016

2015

2016

Исходные данные для расчетов, тыс. руб.

1 Выручка от реализации

58 900

76 707

78 713

17 807

2006

2 Полная себестоимость продаж

59 020

75 191

73 271

16 171

–1920

3 Прибыль (убыток) от продаж

–120

1516

5442

1636

3926

4 Чистая прибыль (убыток)

–162

2525

3631

2687

1106

5 Имущество предприятия, находящееся в его собственности (по балансу)

10 911

16 784

35 035

5873

18 251

6 Основные средства (собственные и арендованные)

51 368

25 339

19 569

–16029

–5770

7 Оборотные средства

10 911

13 294

22 539

2383

9245

8 Собственный капитал

474

2878

6507

2404

3629

9 Рентабельность, %:

9.1 продаж (стр.3 / стр.1 × 100)

–0,20

1,98

6,91

2,18

4,93

9.2 основной деятельности (стр.3 / стр.2 × 100)

–0,20

2,02

7,38

2,22

5,36

9.3 активов (стр.4 / стр.5 × 100)

–1,48

15,04

10,36

16,52

–4,68

9.4 основных средств

(стр.4 / стр.6 × 100)

–0,32

9,96

18,55

10,28

8,59

9.5 оборотных активов

(стр.4 / стр. × 100)

–1,48

18,99

16,11

20,47

–2,88

9.6 собственного капитала (стр.4 / стр.8 × 100)

–34,18

87,73

55,80

121,91

–31,93


Данные таблицы 2.7 позволяют сделать вывод о повышении эффективности операционной деятельности ООО «Златра» в анализируемом периоде, исходя из положительной динамики показателей рентабельности продаж и основной деятельности. Рентабельность продаж, выступающая показателем, который иллюстрирует, какая доля прибыли от продаж содержится в каждом заработанном рубле (в выручке от продаж) за период 2015–2016 гг. повысилась на 4,93 пункта и составила 6,91 %; рентабельность основной деятельности повысилась на 5,36 пункта и составила 7,38 %, что является следствием повышения контроля над затратами. Положительно необходимо оценить повышение рентабельности основных средств (с 9,96 % в 2015 г. до 18,55 % в 2016 г.), т.е. каждый рубль стоимости основных средств принес предприятию больше чистой прибыли.

В то же время снижалась рентабельность активов (на 4,68 пункта) по причине значительного увеличения оборотных активов, рентабельность которых также сократилась (на 2,88 пункта). Снизилась также и рентабельность собственного капитала на 31,93 пункта, которая на конец анализируемого периода имела значение 55,80 %. То есть можно говорить о повышении эффективности основной деятельности предприятия и о снижении эффективности использования активов и собственного капитала.

Таким образом, предприятие улучшает свои финансовые результаты и повышает рентабельность производственной деятельности. Для дальнейшего увеличения прибыли и повышения рентабельности необходимо сокращать затраты (особенно в части автомобильного топлива и затрат на техническое обслуживание и ремонт подвижного состава). Увеличение объемов прибыли при эффективном управлении имуществом и источниками его финансирования будет способствовать повышении. рентабельности активов и собственного капитала.

2.3 Анализ эффективности использования ресурсов предприятия

Одним из важнейших факторов увеличения объемов производства является обеспеченность предприятия основными средствами в необходимом количестве и составе и более полное и эффективное их использование. Все основные средства предприятия представлены транспортными средствами. Как было отмечено ранее, предприятие работает как на собственных, так и на арендованных транспортных средствах. Анализ динамики и структуры транспортных средств проводится в таблице 2.8.


Таблица 2.8 – Анализ динамики и структуры транспортных средств

ООО «Златра» за 2014–2016 гг.

В тысячах рублей

Показатели

Период, годы

Темп изменения по годам, %

Удельный вес по годам, %

Изменения удельного веса по годам

2014

2015

2016

2015

2016

2014

2015

2015

2015

2016

Транспортные средства, всего, из них:

51 368

25 339

19 569

–50,67

–22,77

100

100

100

0

0

  • собственные

0

3490

12 496

100,0

258,05

0

13,77

63,86

13,77

50,09

  • арендованные

51 368

21 849

7073

–57,47

–67,63

100

86,23

36,14

–13,77

–50,09

На протяжении всего анализируемого периода происходило снижение стоимости транспортных средств, находящихся в распоряжении предприятия. В 2015 г. снижение составило 50,67 %, в 2016 г. 22,77 %. Структура транспортных средств, сгруппированных по праву владения, также изменилась. Если в 2014 году все транспортные средства были арендованными, то в 2016 г. на долю арендованных транспортных средств приходилось чуть более 36 %.

Структура основных средств представлена на рисунке 2.3.

Период, год

Рисунок 2.3 – Структура транспортных средств ООО «Златра» за 2014–2016 гг.

Оценка использования основных средств проводится в таблице 2.9.

Таблица 2.9 – Оценка эффективности использования основных средств

ООО «Златра» за 2014–2016 гг.

В тысячах рублей

Показатели

Период, годы

Изменения по годам

2014

2015

2016

2015

2016

1 Выручка от реализации

58 900

76 707

78 713

17 807

2006

2 Чистая прибыль (убыток)

–162

2525

3631

2687

1106

3 Стоимость основных средств (собственных и арендованных)

51 368

25 339

19 569

–26 029

–5770

4 Численность основного персонала (водителей), чел.

36

36

42

0

6

5 Фондоотдача, руб./руб. (стр.1 / стр.3)

1,15

3,03

4,02

1,88

0,99

6 Фондоемкость, руб./руб. (стр.3 / стр.1)

0,87

0,33

0,25

–0,54

–0,08

7 Фондорентабельность, % (стр.2 / стр.3 ×100)

–0,32

9,96

18,55

10,28

8,59

8 Фондовооруженность труда водителей, тыс. руб./чел. (стр.3 / стр.4)

1427

704

466

–723

–238

9 Интегральный показатель эффективности использования основных средств (по формуле 1.5)

8,07

27,70

32,63

20,63

4,93