Файл: Финансовое состояние: анализ и оценка (ОАО «Альфа-Банк»).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 1198
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансового состояния предприятий
1.1 Экономическая сущность и виды анализа финансового состояния
1.2 Основные требования и показатели финансового состояния предприятия
Глава 2 Экономическая оценка деятельности предприятия ОАО «Альфа-Банк»
2.1 Общая характеристика банка ОАО «Альфа-Банк»
2.2 Анализ финансового состояния деятельности банка
Глава 3 Пути повышения финансового состояния ОАО «Альфа-Банк»
В зависимости от стратегии банка, его целей и финансовых возможностей кредитная политика может быть разной. Она может зависеть от уровня профессионализма сотрудников, ситуации на кредитном рынке, размера собственного капитала банка и многих других параметров.
Кредитная политика определяется:
1) нормами и правилами, регламентирующими банковскую деятельность. Внешние правила - Положение Банка России от 26.03.2004 N 254-П "О порядке формирования резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности", внутренние - такими документами банка, как методика оценки кредитоспособности заемщика; положение о предоставляемых банком кредитных продуктах и др.;
2) сегментированием (приоритетами в выборе клиентов и кредитных инструментов);
3) уровнем квалификации и знаний сотрудников банка.
Обычно кредитная политика оформляется в виде документа и включает в себя положения, регламентирующие кредитный процесс.
Кредитной политикой устанавливаются:
1) количество и размер кредитов, диверсификация кредитного портфеля по типам заемщиков (предприятия, организации, физлица, другие банки и т.д.), отраслевой принадлежности клиентов (в разных отраслях разный риск), формам собственности клиентов, срокам и т.д.;
2) лимиты кредитования, критерии предоставления кредитов, процедура предоставления кредита применительно к разным категориям заемщиков (перечень документов, оценка их достоверности, принципы оценки кредитоспособности заемщика);
3) уровни компетенций сотрудников банка (предельные суммы кредитования, по которым могут принимать решения сотрудники разных должностных категорий). Кредитная политика банка принимается его высшим руководством (советом директоров или правлением банка). Одним из значительных пунктов этого документа является делегирование полномочий исполнителям - сотрудникам кредитных подразделений. Кредитной политикой банка регулируется разграничение уровня принятия решений, уровня полномочий на проведение определенных действий, операций;
4) формы контроля за выданными ссудами, процедура взыскания просроченной задолженности, критерии классификации ссуд по уровню риска.
Особое место в учете объективных факторов занимают выявление предстоящих рисков, правильная оценка их уровней, а также разработка методики управления ими. Еще одна серьезная проблема кредитного менеджмента связана с разработкой и утверждением лимитов кредитования в отраслевом разрезе с учетом реальных потребностей клиентуры и задач, стоящих перед экономикой региона, а также с разработкой требований к заемщикам.
Учитывая отечественный и мировой опыт и требования к оптимизации кредитной политики, рекомендуется следующая схема ее формирования.
Работа по организации кредитного процесса в банке включает следующие этапы:
1) формирование портфеля кредитных заявок;
2) проведение переговоров с потенциальным клиентом;
3) принятие решения о целесообразности выдачи кредита и форме его предоставления;
4) оформление кредитного досье;
5) работа с клиентом после оформления и получения им ссуды (проведение мониторинга финансового состояния, переговоров, встреч, изменение кредитных ковенант и т.д.);
6) возврат кредита с процентами и закрытие кредитного дела.
1. Первый этап представляет собой сбор информации о спросе на кредитные ресурсы, анализ этой информации и предварительный набор заявок. Задача кредитного менеджер состоит в подготовке к проведению переговоров с клиентом и в получении наиболее полной информации о потенциальном заёмщике. До переговоров он знакомится с финансовыми и справочными документами клиента, предоставленными в соответствии с перечнем, разработанным и утвержденным положением о кредитовании. Для различных групп клиентов могут разрабатываться различные перечни необходимых документов.
2. На втором этапе окончательно определяются кредитоспособность и финансовое положение клиента, главной целью чего является заключение кредитного договора на условиях наиболее выгодных для банка. В результате переговоров с заёмщиком кредитный менеджер должен обеспечить получение четкого представления о степени обдуманности решения о займе, проанализировать, обоснованность сумма ссуды, выявить возможные внешние факторы, которые могут оказать неблагоприятное влияние на возврат ссуды.
3. Затем банк принимает решение о возможности и форме предоставления кредита. Перед этим оценивается заявка клиента и собирается информация о нем, анализируются цели получения средств и соответствие их заявке, определяется структура ссуды, изучаются источники ее погашения, оцениваются риски, затрудняющие погашение ссуды. На этом же этапе ответственный исполнитель кредитного отдела должен осуществить комплексный анализ предоставленных документов, определить обеспечение.
4. При положительном решении вопроса о предоставлении кредита ответственный исполнитель подготавливает проект кредитного договора в соответствии с условиями, согласованными с заемщиком.
5. Далее банк проводит работу с клиентом уже после получения тем кредита. Он контролирует исполнение кредитного договора и ищет новые формы сотрудничества. В процессе контроля менеджеры кредитного отдела банка вправе использовать различные источники информации: данные от самого клиента, информацию из СМИ, сведения банка, других контрагентов заемщика. Банк принимает меры по возврату долга, следит за регулярностью уплаты процентов, проводит плановые и внеплановые проверки, контролируя целевое назначение использования ссуды, её фактическое расходование, которое предусмотрено кредитным договором, проверются накладные, договоры купли-продажи товарно-материальных ценностей и т.д.
Банк пользуется своим правом контроля за финансовым положением заемщика и тем, как он использует кредит, и при нарушении заемщиком условий договора или возникновении обстоятельств, повышающих уровень риска, он вправе изменить условия (повысить процентную ставку, реализовать залог, применить штрафные санкции и пр.).
6. На завершающем этапе осуществляется возврат кредита с процентами. Задолженность погашается в соответствии с условиями кредитного договора и по согласованию сторон.
Кредитная политика должна соответствовать текущей рыночной ситуации, поэтому необходима регулярная актуализация положений, изложенных в ней. Также кредитная политика банка должна соответствовать действующему законодательству и общим направлениям экономического развития государства. Размещая кредитные ресурсы банк должен следовать требованиям Банка России и российского законодательства, миссии и целям деятельности банка, кредитной культуре банка, его концепции управления рисками.
Кредитная политика должна быть риск-ориентированной. Качественная кредитная политика банка должна способствовать осмысленной координации его действий на кредитном рынке, обеспечивать взаимодействие всех подразделений, которые участвуют в кредитном процессе; обладать необходимым "стержнем" и эффективными технологиями, способствующими уменьшению риска принятия неверных управленческих решений; давать руководству банка важные критерии оценки качества управления кредитными подразделениями и организации кредитного процесса в целом.
Механизмы реализации кредитной политики банка определяются системой практических мероприятий, которые рассматриваются и утверждаются на уровне руководства банка, и соответственно носят характер документов внутреннего пользования. Среди этих мер особое место занимают меры, дающие возможность: определения необходимых объемов и доступных (в т.ч. с учётом цены) источников пополнения кредитных ресурсов; расширения ресурсной базы; установления и при необходимости пересмотра значения уровня приемлемых рисков и лимитов кредитования (по отраслям, видам производств, категориям заёмщиков, на одного заёмщика и т.д.), определения необходимого уровня ликвидности; разнообразить виды кредитных услуг и повысить их качество, расширить клиентскую базу заёмщиков (при включении в кредитную политику такой цели); проверки кредитоспособности заёмщиков, добиваться повышения уровня возвратности ссуд; своевременно и в необходимом объеме формирование резервов покрытия возможных убытков от кредитной деятельности; совершенствования организационного, информационно-аналитического и методического обеспечения кредитного процесса и т.д.
Кредитная политика должна быть документально подтверждена. Каждый банк, наряду с нормативными законодательными актами и официальными документами Банка России, должен быть обеспечен комплектом циркулярных документов: инструкций и методических материалов, которые регламентируют все основные аспекты работы банка, в том числе на рынке кредитных ресурсов. К этим документам можно отнести: решения руководства банка, которые относятся к кредитной деятельности банка и его кредитного подразделения (положение о порядке разработки и утверждения кредитной политики банка, кредитная политика банка на текущий период и другие документы); положение о кредитном подразделении; должностные инструкции сотрудников подразделения; руководство по организации процесса проведения кредитных операций, которое содержит определение полномочий кредитных менеджеров банка, методические указания по проведению финансового анализа и т.д.
Кредитная политика коммерческого банка уже много лет рассматривается в качестве необходимого документа для управления кредитным бизнесом. Однако отношение к ней чаще всего формальное: как к документу, необходимому для предоставления аудиторам, рейтинговым агентствам, а в рамках надзора - Банку России. Кредитная политика нечасто раскрывается банками, за исключением ее "кратких принципов".
Представляется, что в современных условиях отношение к кредитной политике должно меняться. При высокой волатильности финансовых рынков и по-прежнему определяющем значении процентных доходов по ссудным операциям в формировании финансового результата банка кредитная политика должна быть реальной основой кредитного процесса. Важным является и обязательное раскрытие основных параметров кредитной политики банка, что позволило бы инвесторам, кредиторам, другим участникам рынка лучше оценивать эффективность управления коммерческим банком, в том числе его рисками.
Но, наряду с позитивными тенденциями, детальный анализ финансовых показателей, которые используются для оценки финансовой устойчивости коммерческих банков на макроуровне, даёт возможность выделить ряд существующих диспропорций, в том числе в кредитной политике, приводящих в дальнейшем потере финансовой и общей устойчивости коммерческих банков:
- в ресурсной базе и структуре капитала, в концентрации банков по структуре собственности, территориальному распределению кредитных организаций, объёмам активов и капиталу;
- между политикой коммерческих банков по формированию ресурсной базы и ее использованием (по источниками формирования ресурсов, по направлениям использования, по срокам, по отраслевому признаку, по валюте);
- между темпами роста доходов и расходов и в самой структуре доходов банка.
Данные условия порождают и внутренние проблемы кредитных организаций, которые негативным образом сказываются и на кредитовании, и в конечном итоге на устойчивости банков. Основные среди них:
-слабость систем управления рисками;
-недостаточность капитала и ресурсной базы банка (особенно долгосрочных пассивов);
-неоправданно агрессивная политика менеджмента и владельцев в погоне за прибылью, долями рынка в ущерб финансовой устойчивости;
-низкая диверсификация рисков на объекты инвестиций, эмитентов ценных бумаг, экономически связанных заемщиков, отдельные отрасли, сегменты рынка;
-недостоверность учета и отчетности кредитных организаций.
Таким образом, вопрос о необходимости совершенствования кредитной политики российских коммерческих банков остается острым. Большинство кредитных организаций часто к разработке собственной стратегии развития подходят формально, определяя в основном текущие цели в области кредитования, не формулируют стратегические задачи банка и не проводят соответствующих исследований рынка кредитных ресурсов.
Кредитная политика российских банков далека от идеала, практически она основывается на соблюдении нормативов, которые рассчитываются на основании методик Банка России. В связи с этим необходимы изменения в стратегии и тактике: развитие и расширение состава кредитных инструментов, формирование более четкого порядка определения лимитов кредитования, совершенствование классификации кредитов по группам риска с учетом качества обеспечения и порядка обслуживания долга, совершенствование организации техники кредитования различными методами, методического, нормативного и кадрового обеспечения деятельности банков.
Заключение
Обеспечение финансовой устойчивости коммерческих банков - основа эффективной работы всего банковского сектора. Поэтому основная задача руководства банков, так же как и Банка России, заключается в формировании системы управления финансовой устойчивостью, которая была бы способна покрыть риски, обеспечить прибыльность и реализовать социально-экономическое значение банков в модернизации экономики России. Важная роль при этом принадлежит кредитной политике банка, которая определяет эффективность его функционирования, способствуя оптимизации кредитного процесса и в конечном итоге росту прибыли.