Файл: Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие и содержание (Понятие правоспособности).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 2
Все эти специальные полномочия должны быть оговорены в доверенности, выданной представляемым лицом. В соответствии с п. 6 ст. 53 ГПК РФ перечисленные полномочия могут быть переданы гражданином профсоюзу на основании письменного заявления, адресованного суду. Данное заявление может быть непосредственно передано гражданином судье в ходе гражданского процесса. Таким образом, без оформления специальных полномочий при защите прав и законных интересов конкретных граждан профсоюз обладает исключительно общими полномочиями.
Перечень общих полномочий профсоюза определен законодательством о деятельности профсоюзов и уставом профсоюза. Право на участие через своего представителя или профсоюз в управлении обязательным социальным страхованием. Профсоюз может представлять интересы в совокупности всех застрахованных лиц посредством участия в управлении делами фондов страхования и в других формах, которые предусмотрены трудовым законодательством. Действующее трудовое законодательство говорит о таком представительстве интересов работников в рамках социального партнерства, которое согласно ст. 25 Трудового кодекса Российской Федерации определено как система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
В соответствии со ст. 22 Федерального закона «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» профсоюзы вправе участвовать в формировании социальных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в разработке мер по социальной защите работников, в определении основных критериев жизненного уровня, размеров индексации заработной платы, пенсий, стипендий, пособий и компенсаций в зависимости от изменения индекса цен, а также вправе осуществлять профсоюзный контроль за соблюдением законодательства в указанной сфере. Проекты нормативных правовых актов, затрагивающих социально- трудовые права работников, рассматриваются и принимаются органами исполнительной власти, органами местного самоуправления с учетом мнения соответствующих профсоюзов.
Профсоюзы вправе выступать с предложениями о принятии соответствующими органами государственной власти законов и иных нормативных правовых актов, касающихся социально-трудовой сферы. В ст. 15 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» предусмотрено, что профсоюзы имеют равные с другими социальными партнерами права на паритетное участие в управлении государственными фондами социального страхования, медицинского страхования, пенсионным и другими фондами, формируемыми за счет страховых взносов, а также имеют право на профсоюзный контроль за использованием средств этих фондов.
Праву застрахованных лиц на получение информации о деятельности страховщиков и страхователей корреспондируют обязанности этих субъектов обязательного социального страхования. Так, в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 11 комментируемого закона страховщики обязаны регулярно информировать застрахованных лиц о своем финансовом состоянии и принимать меры по обеспечению своей финансовой устойчивости. Кроме того, п. 9 указанной статьи предусмотрена обязанность страховщика бесплатно предоставлять застрахованным лицам информацию о своей деятельности, за исключением информации, в отношении которой установлено требование об обеспечении ее конфиденциальности.
Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в ст. 14 определяет право застрахованного лица получать бесплатно в органах Пенсионного фонда Российской Федерации по месту жительства или работы по своему обращению способом, указанным им при обращении, сведения, содержащиеся в его индивидуальном лицевом счете. Застрахованное лицо имеет право получить бесплатно у страхователя копию сведений о себе, представленных страхователем в Пенсионный фонд Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета.
В случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счете, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации, включая его Правление, либо в суд. Указанный закон закрепляет Права и обязанности застрахованных лиц обязанность страхователя передавать бесплатно каждому застрахованному лицу, работающему у него по трудовому договору или заключившему договор гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, копию сведений, представленных в орган Пенсионного фонда Российской Федерации для индивидуального (персонифицированного) учета для включения их в индивидуальный лицевой счет данного застрахованного лица.
Статья 4.3 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» также предусматривает право застрахованного лица беспрепятственно получать от страхователя справку о сумме заработка, а также информацию о начислении страховых взносов и осуществлять контроль за их перечислением в Фонд социального страхования Российской Федерации. 5. Право на внесение предложений через своего представителя или профсоюз о тарифах страховых взносов страховщикам и в Правительство Российской Федерации. Такое право носит скорее декларативный характер, поскольку застрахованное лицо участвует в этом процессе не лично, а опосредованно – через профсоюз, представляющий в данном случае коллективные интересы работников.
Право законодательной инициативы профсоюзы используют для внесения проектов законов по вопросам своего ведения, а также при экспертизе республиканских законопроектов, затрагивающих социально-экономические права работников. Кроме того, законом предусмотрена обязанность страховщиков подготавливать с учетом мнения работодателей и профсоюзов обоснование тарифов страховых взносов. Часть 2 ст. 10 рассматриваемого закона регламентирует обязанности застрахованных лиц.
Обязанность своевременно предъявлять страховщику документы, содержащие достоверные сведения и являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, предусмотренного федеральным законом о конкретном виде обязательного социального страхования. В соответствии с п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, установленных законодательством. В п. 6 ст. 13 указанного закона перечислены документы, необходимые для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Срок обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком установлен ст. 12 ФЗ № 255 и составляет 6 месяцев (со дня восстановления трудоспособности, со дня окончания отпуска по беременности и родам, со дня достижения ребенком возраста полутора лет).
При обращении за пособием по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом страховщика при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием.
Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком утвержден Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31 января 2007 г. № 74). К таким уважительным причинам относятся: 1. Непреодолимая сила, т.е. чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.). 2. Длительная временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев. 3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания. 4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы. 5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника. 6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке, при обращении застрахованных лиц в суд. Статья 15.1 указанного закона предусматривает ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, необходимых для назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.
В случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации. В соответствии с этой статьей лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
В случае нарушения указанных правил с виновного лица могут быть взысканы излишне выплаченные ему суммы (ст. 29 указанного закона). Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20% суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия либо его заработной платы.
При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке. Обязанность уплачивать страховые взносы, если такая обязанность установлена федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования. Обязанность уплачивать страховые взносы в Фонд социального страхования самими застрахованными лицами установлена, в частности, Федеральным законом № 225-ФЗ.
Вывод: Таким образом, ясно прослеживается в нормативных актах и юридической литературе тенденция неразрывности личности – физической персоны и гражданина с волеизъявлением иметь необходимый и достаточный комплекс имущественных и личных неимущественных прав как конституционно провозглашенных и закрепленных в действующем законодательстве. В то же время возрастает актуальность вопроса о возможности нести обязанности пропорционально наделенным правам и участвовать в гражданском обороте. Как мы видим, клинические диагнозы в судебной психиатрии и другие сопутствующие факторы также имеют тенденцию к дифференциации в зависимости от волевых, психических, психологических, физических особенностей личности, однако удерживаются законодателем в определенных рамках.
Отношения по обязательному социальному страхованию можно отнести к таким правоотношениям, которые непосредственно связаны с трудовыми, ведь все страховые взносы и налоги, зачисляемые в фонды, поступают от работодателей и работников.
Глава 3. Правосубъектность юридического лица
Если рассматривать правосубъектность как комплексную категорию, то, по нашему мнению, представляется наиболее обоснованным, что можно выделить в еѐ составе несколько основных элементов. Наиболее часто выделяют такие, как правоспособность, дееспособность, сделкоспособность, деликтоспособность. Представляется, что такой системно-структурный подход и анализ гражданской правосубъектности в оптимальной степени обеспечивает всестороннее исследование и познание гражданской правосубъектности юридических лиц [6]. Теперь подробнее рассмотрим каждый из них. Начнем с правоспособности. Итак, правоспособность представляет со- бой установленную законом способность быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Правоспособность юридического лица закреплена в статье 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации. Можно выделить разные виды правоспособности юридического лица. Так, в качестве общего правила ГК РФ устанавливает положение о специальной (целевой) правоспособности юридических лиц. Это означает, что юридическое лицо, наделенное такой правоспособностью, вправе вступать лишь правоотношения, необходимые для достижения указанной в законе или уставе данного юридического лица цели.
Специальная правоспособность законодательно закреплена в пункте 1 ст. 49 ГК РФ и сформулирована следующим образом: «юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительных документах, и нести связанные с этой деятельностью обязанности». Исключение из общего правила о специальной правоспособности сделано для коммерческих организаций [1, с. 11], которые наделяются общей правоспособностью. Выражается это в том, что данные организации, согласно законодательству, могут иметь гражданские права и нести гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных законом. Тем не менее, не все коммерческие органиции обладают общей правосубъектность. На некоторые из них (к примеру, на государственные и муниципальные предприятия [4]), распространяется общее правило.