Файл: Правоспособность и дееспособность граждан. Понятие и содержание (Понятие правоспособности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 116

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестен тот факт, что физические лица – это участники правоотношений, которые регулируются гражданско-правовыми нормами. К физическим лицам мы можем отнести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которые наделены государством гражданской правосубъектностью. Одним из главных составляющих элементов правосубъектности является правоспособность. Согласно п. 1 ст. 17 ГК РФ, правоспособность - это способность иметь гражданские права и нести обязанности, она признается за всеми гражданами государства, возникает в момент рождения и прекращается смертью [2].

Исходя из содержания данной статьи, мы можем утверждать, что правоспособность неотделима от человека, он правоспособен в течение всей жизни независимо от возраста и состояния здоровья. Однако нельзя делать вывод о том, как будто правоспособность - это естественное свойство человека, подобно зрению или слуху.

Объект исследования – теоретические положения правосубъектности физических и юридических лиц.

Предмет – особенности правового регулирования правоспособности и дееспособности.

Цель курсовой работы состоит в анализе теоретических проблем в сфере правоспособности и дееспособности.

В процессе выполнения курсовой работы решаются следующие задачи:

- рассмотрение понятия правоспособности;

- рассмотрение понятия дееспособности;

- проведение анализа понятий семейная недееспособность и временная нетрудоспособность;

- особенности правоспособности юридического лица.

При написании работы использовались работы следующих авторов: Братусь С.Н., Иоффе О.С., Витрук Н.В., Воеводин Л.Д., Мальцев Г.В., Баринов Н.А.

Кроме того, были проанализированы нормы нормативно-правовых актов, регулирующие правоотношения в сфере правоспособности.

Методы, использованные при написании работы – синтез, исторический, наблюдение, анализ.

Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Глава 1.Понятие правоспособности

Правоспособность приобретается не от природы, а в силу закона, ее можно охарактеризовать как общественно-юридическое свойство или определенную юридическую возможность. Поскольку такая возможность предусмотрена и обеспечивается законом, она представляет собой определенное субъективное право каждого конкретного лица. Один из выдающихся советских и российских юристов С.Н. Братусь в своих трудах писал, что правоспособность - это право быть субъектом прав и обязанностей [4, с. 6]. Автор рассматривал правоспособность как общее суммарное выражение всех возможных проявлений субъективных прав, существование которых допускается законом.


Автор многочисленных трудов в области гражданского права О.С. Иоффе рассматривал правоспособность как юридическую способность лица и как меру дозволенного и возможного поведения [5, с. 104]. Он указывает, что правоспособность - это категория, которая определяет отношения между гражданами и государством. Иными словами автор наделяет правоспособностью только граждан определенного государства. Мы не можем согласиться с данным мнением, поскольку согласно ст. 1196 ГК РФ иностранные граждане и лица без гражданства также пользуются в российской Федерации гражданской правоспособностью наравне с российскими гражданами [3] независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения. Гражданство определяет постоянную политическую и правовую связь лица и государства, которая выражается в их взаимных правах и обязанностях. Из этого следует, что гражданское законодательство под юридической категорией «граждане» имеет в виду граждан Российской Федерации. Но на территории данного государства всегда проживают люди, которые являются гражданами других государств - иностранцы, а также люди, не имеющие определенного гражданства - апатриды.

Они подчиняются правопорядку, который существует в Российской Федерации, а также имеют определенные права и обязанности.

Правоспособность и правовой статус. Понятием «граждане», ГК РФ использует более широкую категорию – «физические лица», в числе которых находятся не только граждане, но и другие лица - не граждане. Первоначальное правовое положение физических лиц характеризует категория «правовой статус».

Самым широким он является у граждан и состоит из прав и обязанностей, определенных Конституцией РФ, которые в соответствии с Главой 2 составляют основы правового статуса личности и действуют непосредственно. Правовой статус граждан Российской Федерации является равным для всех [1].

В структуре правового статуса физических лиц основными элементами являются субъективные юридические права, свободы и обязанности, которые предусмотрены конституционно, а также в иных нормативно-правовых актах государства.

Условием осуществления этих прав, свобод и обязанностей является гражданство, как стабильная правовая связь человека и государства, которая выражается в их обоюдных правах и обязанностях. Обеспечение реализации субъективных юридических прав и обязанностей гражданина делают понятие «правовой статус» более широким и реальным в исполнении [6, с. 4]. Вопреки тому, что исследованиям правового статуса в нашей литературе уделяется огромное внимание, однозначности ответов на вопрос о его сущности и функциональном назначении все еще не достигнуто.


Данную проблему исследовал российский юрист и государственный деятель Н.В. Витрук, который в понятие «правовой статус личности» включает такие составляющие элементы как: юридические права, свободы и обязанности, а также законные интересы личности, которые признаются государством [7, с. 94]. Эта точка зрения является истинной, поскольку на самом деле правовой статус человека основан на новой концепции прав человека и закреплен в Конституции, базируется на нормах международного права и международных договорах. Один из выдающихся юристов Л.Д. Воеводин полагает, что для определения более точной структуры правового статуса личности обязательно выбрать нужный критерий, которым, как он считает, обозначается фиксированное правом положение человека в обществе и государстве, в производственных отношениях, в управлении общественными и государственными делами, а также в сфере духовной жизни. Исходя из этих условий, Л.Д. Воеводин устанавливает такие составляющие правового статуса личности: 1) гражданство; 2) всеобщая правоспособность; 3) основы правового статуса личности; 4) правовые обязанности; 5) юридические гарантии, которые обеспечивают реализацию прав и свобод и исполнение обязанностей [8, с. 32]. Проблему соотношения понятий «правоспособность» и «правовой статус» исследовали много выдающихся ученых, в частности Г.В. Мальцев под правовым статусом лица предусматривает совокупность субъективных прав и обязанностей, а правоспособность обозначает как умение осуществлять эти права и обязанности при определенных обстоятельствах. При этом правовой статус субъекта права вместе с правоспособностью и дееспособностью Мальцев относит к составу правосубъектности [9, с. 34]. Мы считаем, что эта точка зрения сформулирована не совсем правильно и нужно разделять правовой статус и правоспособность человека как самостоятельные правовые категории, но одновременно правоспособность следует рассматривать, как элемент правового положения личности.

Этот аспект в своих работах обозначил заслуженный юрист Российской Федерации Н.А. Баринов. Он при определении правового статуса как юридически стойкого положения человека в обществе и государстве, главные начала которого образовывают права, свободы и обязанности, устанавливает, что правоспособность представляет собой один из элементов такого статуса, поэтому первоначально человек определяется как субъект действующего в обществе права, а потом ему предоставляется особыми правовыми качествами – правоспособность и дееспособность [10, с. 30].


Исследовав различные аспекты категорий, которые определяют сущность правового статуса физических лиц в обществе и государстве, мы пришли к выводу, что самостоятельная личность находится в центре правовой системы, потому что собственно она сосредотачивает на себе практически все юридические явления и категории. Поэтому понятия «правоспособность» и «правовой статус» личности в теории права имеют сходное значение.

При весьма аргументированных суждениях некоторых авторов об их дифференциации можно говорить о том, что в основе этих двух понятий лежит фактический социальный статус индивида, который закрепляется и защищается на законодательном уровне.

Вывод: Судя из выше перечисленных рассуждений также можно сделать вывод о том, что правовой статус - это самостоятельное явление, отличное от правоспособности. Он очерчивает границы возможного и необходимого поведения человека, определяет меру пользования конкретными материальными и духовными благами через указание прав, свобод, обязанностей и законных интересов во всех областях общественных отношений. Таким образом, правоспособность и правовой статус с разных сторон характеризуют личность как субъект права. Правоспособность также можно считать одним из элементов правового статуса физического лица, поскольку основу такого статуса и составляют права и обязанности личности, которые определены на государственном уровне.

Дальнейшее развитие гражданского законодательства, правовое регулирование гражданского оборота и повышение его эффективности требуют определенности в характеристике правового статуса и отождествления его со способностью физических лиц к обладанию правами и обязанностями.

Глава 2.Понятие и эволюция дееспособности

2.1.Понятие дееспособности

Существующее понятие дееспособности, равно как и недееспособности, в правосознании и правоприменительной практике претерпело значительные изменения в ряде стран современной Европы и отразилось в юдикатуре Европейского суда по правам человека (European Court of Human Rights). На прошедших «круглых столах» правозащитники обсуждали вопрос о несовершенстве российского национального законодательства в области правового регулирования вопросов дееспособности и недееспособности.


Правозащитные организации отмечают несовершенство существующего в России института недееспособности и опеки, приводящее во многих случаях к ограничениям прав, несоразмерным интересам защиты лиц с психическими расстройствами и к низкой правовой их защищенности [1]. Надо отметить, что не всегда медицинский клинический диагноз, поставленный душевнобольному человеку, соответствует полной недееспособности, которая лишает испытуемого возможности самостоятельно регулировать отдельные сферы своей жизни, принимать соответствующие самостоятельные решения.

В результате диагноз трансформируется в решении суда как квалифицированная недееспособность (a priori полная недееспособность), то есть неспособность лица руководить своими действиями, понимать значение и последствия этих действий, не допуская пограничных состояний. Негативные последствия такого подхода приводят к тому, что человек поражен в правах и фактически из субъекта права превращается в объект. Важным шагом в вопросе правового регулирования недееспособности послужило решение Европейского суда по правам человека от 27 марта 2008 года по делу «Штукатуров против Российской Федерации» (Страсбург, жалоба № 44009/05, окончательное постановление 27.06.2008) [2]. Исследуя приведенные в жалобе аргументы и доказательства, а также фактические обстоятельства дела, коллегия суда единогласно пришла к выводам о нарушении европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод (далее в тексте Конвенция), указанным в резолютивной части окончательного постановления суда, в частности о том, что: имело место нарушение статьи 6 Конвенции в отношении судебного разбирательства о признании заявителя недееспособным; имело место нарушение статьи 8 Конвенции в связи с признанием заявителя полностью недееспособным; имело место нарушение пункта 1 статьи 5 Конвенции в отношении содержания заявителя под стражей в больнице; имело место нарушение пункта 4 статьи 5 Конвенции в отношении невозможности для заявителя добиться освобождения из больницы.

Помимо имевшего место нарушения прав человека и констатации факта о том, что лечебно- психиатрическая помощь заявителю фактически носила репрессивный характер, суд указал на признаки нарушения принципов правовой защиты совершеннолетних недееспособных лиц в принятой 23 февраля 1994 года Комитетом Совета Европы рекомендации, в которой, в частности, среди прочих указывается: а) принцип гибкости правового регулирования, b) принцип максимального сохранения дееспособности, c) принцип пропорциональности, d) право быть заслушанным лично, а также е) длительность, пересмотр и обжалования. Изменить status quo призвана также выраженная в октябре 2009 года озабоченность Комитета ООН по правам человека в связи со значительным числом в России лишенных дееспособности граждан и отсутствием надлежащих процедурных и материальных гарантий против непропорционального ограничения прав. Таким образом, актуальность рассматриваемой темы определяется необходимостью внесения в национальное законодательство России и республик – субъектов Федерации соответствующих прогрессивных новелл в области правового регулирования дееспособности и недееспособности, рассматривая этот вопрос в аспекте гражданского права с возможностью подробнее выработать нормы о пограничных состояниях лица, при которых дееспособность ограничена только в определенных сферах. Исследуя указанную тематику на исторических примерах и современном практическом опыте новых государств Европейского Союза, автор предполагает выявить проблемные вопросы и наметить пути решения по указанной теме. Немаловажным моментом здесь является применение и дальнейшее использование ясной и понятной терминологии и адаптации терминов для конкретной языковой среды, что актуально для национальных республик.