Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
Также важным направлением повышения конкурентоспособности предприятия является постоянное обучение и переподготовка кадров. Современное производство предъявляет высокие требования к рабочим кадрам и системе подготовки, переподготовки и повышение квалификации. Подготовка квалифицированных кадров представляет собой совокупность мероприятий, которые направлены на систематическое получение и повышение квалификации, отвечающей текущим и перспективным целям фирмы и обеспечивающей соответствие требований, предъявляемых рабочим местом к способностям работника. С экономической точки зрения подготовка квалифицированных кадров является эффективной в том случае, если связанные с ней издержки ниже издержек организации на повышение производительности труда за счет этого фактора. Подготовка квалифицированного персонала может свести на нет необходимость привлечения рабочей силы со стороны и предотвратить его сокращение путем устранения дефицита рабочей силы. В современных условиях развитие системы профессиональной подготовки определяется двумя противодействующими тенденциями: растущими требованиями научно-технического прогресса к общему и профессиональному уровню рабочей силы и стремлением предпринимателей к максимально возможному снижению издержек на ее воспроизводство. Появление новых технологий ведет к качественному изменению не только профессиональной, но и квалификационной структуры персонала. Современные черты квалификационной структуры персонала сегодня - это возросший удельный вес специалистов с высшим и средним специальным образованием, рабочих высшей квалификации, а также неуклонное сокращение удельного веса малоквалифицированной рабочей силы. Повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда, совершенствование материального стимулирования также является важным направлением повышения конкурентоспособности предприятия. Материальная заинтересованность работника являются мощным побудительным стимулом к высокопроизводительному труду. Основным условием, позволяющим превратить материальную заинтересованность трудящихся в одно из действенных средств повышения эффективности производства, является установление непосредственной зависимости размеров оплаты труда от его количества и качества, от выполнения тех или иных норм показателей, которые отражают интересы предприятия. Стимулирование выступает основным фактором мотивации трудовой деятельности персонала, представляя собой целенаправленное внешнее воздействие, которое усиливает побуждение к определенному поведению, а размер этого воздействия должен превышать те усилия, которые прилагает работник для получения благ. Стимулирование означает непосредственное применение оптимально подобранного комплекса стимулов, побуждающих работников к эффективному труду. Важнейшими признаками системы мотивации персонала являются то, что она определяется целями бизнеса организации и задачами, которые перед компанией стоят, а также ее взаимосвязь с другими системами, определяющими функционирование организации – системой финансового планирования и учета, системой продаж и др.
1.2 Определение конкурентной стратегии и ее видов
В настоящее время в экономической литературе нет однозначного определения понятия «конкурентная стратегия». Поэтому, рассматривая сущность конкурентной стратегии, в первую очередь, необходимо выявить основные подходы к определению понятий «конкуренция» и «стратегия».
Конкурентные стратегии принято относить к отдельному уровню в структуре конкурентного поведения прагматически мотивированных субъектов предпринимательства.
Прежде чем конкурентное поведение предпринимательских структур примет вид оперативных процедур, ситуационных реакций и непосредственных действий, оно моделируется на стратегическом уровне и предстает в качестве стратегии или комплекса стратегий их конкурентного поведения.[6]
Как отмечает Ю.Б. Рубин: «Конкурентные стратегии» (или «стратегии конкуренции») – это понятия, которые по смыслу должны, прежде всего, отражать стратегический уровень конкурентных действий и управления ими.[7]
В общем смысле, понятие конкурентная стратегия можно представить как целостную систему действий, направленных на осуществление стратегических целей развития предприятия. Нельзя оставлять без внимания влияние внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта на достижение конкурентоспособности в долгосрочном периоде экономического развития. Успешность в конкурентной борьбе выступает мерой использования потенциала, который определяется уровнем развития свойств организации и ее системы управления. Признаками стратегии конкуренции выступают устойчивость конкурентных действий, определяющая значимость намечаемых конкурентных результатов, расчет на долговременную успешную работу в конкурентной среде, опора на ключевые факторы успеха в конкуренции, обеспечение постоянной конкурентоспособности. Конкурентные стратегии определяют самую суть действий предприятия в конкурентной среде современного рынка. Они ложатся в основу всего менеджмента конкурентных действий и становятся предпосылками любых конкурентных операций. Конкурентная стратегия предприятия ориентирована на достижение конкурентных преимуществ, обеспечивающих наилучшее и устойчивое долговременное финансовое положение предприятия, а также завоевание прочных позиций на рынке.
Идеи, высказанные М. Портером, стали своеобразным прорывом в области стратегического планирования конкуренции. Стратегия по М. Портеру заключается в постоянном поиске и разработке индивидуального и неповторимого способа конкурентной борьбы, который позволил бы компании разработать особенный вид ценности и стать индивидуальной и неповторимой в конкурентной среде бизнеса. М. Портер считает, что основой конкурентной стратегии является умение устанавливать границы, т. е. те пределы, которых она собирается достичь на рынке.
М. Портер представляет конкурентную стратегию в виде комбинации целей (результатов), преследуемых предприятием, и средств (методов), с помощью которых оно намерено их достичь. М. Портер отмечает то обстоятельство, что в общем виде формулирование конкурентной стратегии связано с рассмотрением ключевых факторов, определяющих границы возможностей успешных компаний. В результате проведенные исследования позволили ученому сформулировать собственное определение стратегии конкурентной борьбы, под которой он понимает оборонительные или наступательные действия, направленные на достижение прочных позиций в отрасли, на успешное преодоление пяти конкурентных сил и, тем самым, на получение более высоких доходов от инвестиций.[8]
Хотя М. Портер признает, что компании продемонстрировали много разных способов достижения этой цели, он настаивает на том, что превзойти другие фирмы можно только с помощью трех внутренне непротиворечивых и успешных конкурентных стратегий: достижение абсолютного лидерства в издержках, дифференциация и фокусирование.
По мнению М. Портера, эти стратегии являются тремя в высшей степени жизнеспособными подходами противодействия конкурентным силам, причем он предостерегает всех руководителей компаний о том, что лучше применять только один из этих подходов. Неспособность следовать лишь одному из них, по мнению ученого, оставит управляющих и их компании в положение «застрявших где-то посередине» и без какой-либо обоснованной стратегии.
Для выявления особенностей управления конкурентной стратегией предприятия следует провести исследование их видов в соответствии с теорией конкурентных преимуществ М. Портера.
Проблема выбора наиболее целесообразной конкурентной стратегии является достаточно сложной задачей, требующей учета ряда обстоятельств. Выбор наиболее подходящей конкурентной стратегии зависит от того, какими возможностями располагает функционирующее на целевом рынке предприятие.
Рассмотрим виды конкурентных стратегий подробнее:
Стратегия лидерства по издержкам
Предприятия, избравшие стратегию лидерства на основе низких издержек, все свои усилия направляют на сокращение затрат, что становится возможным при эффективном использовании имеющегося потенциала. Стратегия лидерства на основе низких издержек ориентирует на массовый выпуск стандартизованной продукции. Экономия на переменных издержках достигается за счет высокой специализации производства.
Постоянные издержки в расчете на единицу продукции также снижаются по мере увеличения объемов производства. Идея использования этой стратегии состоит в том, что, добиваясь более низких издержек, чем конкуренты, компания достигает роста объемов продаж, и получения дополнительной прибыли за счет уменьшения рыночной доли конкурентов с более высокой себестоимостью (ценой) на аналогичные изделия.
Предпосылки применения стратегии лидерства по издержкам: большая доля рынка; спрос на продукцию эластичен по цене; на рынке преобладает ценовая конкуренция; наличие крупных оптовых покупателей; продукция стандартизована, покупатель может приобрести ее у разных продавцов; предприятия имеют доступ к источникам дешевого сырья, рабочей силы и другим факторам производства.
Стратегия управления издержками, включающая в себя учет многообразных экономических связей фирмы, позволяет адаптироваться к меняющимся внешним условиям и добиваться конкурентных преимуществ.
Стратегия дифференциации
Это стратегия завоевания конкурентного преимущества, предполагающая ориентацию деятельности предприятия на предоставление большей пользы потребителям (кроме низкой цены) путем предложения товаров высокого качества с высоким уровнем сопутствующих услуг по оправданно высоким ценам. Дифференциация продукции – способ, с помощью которого производители пытаются выделить свой продукт из общей массы аналогичных товаров, чтобы обратить на него внимание других покупателей; предложение товаров с характеристиками, лучшими, чем у конкурентов.
Компании, решившие использовать стратегию дифференциации продукции, все свои действия направляют на создание продукта, пользующегося ограниченным спросом и обладающим большей полезностью, чем продукты конкурентов. Конкурентное преимущество получает тот продукт (компания), уникальность которого создает для потребителя большую ценность и может быть им оплачена. Стратегия дает возможность предприятию стать лидером в отрасли по определенной группе товаров. Предпосылки применения стратегии дифференциации: спрос на продукцию разнообразен по структуре; способы дифференциации не могут быть оперативно имитированы и без привлечения значительных затрат; преобладает неценовая конкуренция; существует значительная группа покупателей, которые признают уникальность характеристик продукта ценными для себя; наличие у предприятия способностей придания продуктам неповторимых свойств.
Стратегия фокусирования (рыночной ниши, концентрации)
Стратегия фокусирования на определенном товаре, группе покупателей или на узконаправленном сегменте рынка. Эта стратегия может принимать самые разнообразные формы. Но, в отличие от стратегии дифференциации и низких издержек, охватывающих отрасль в целом, эта стратегия нацелена на вполне определенный, небольшой сегмент рынка, и основная задача фирмы при этом заключается в том, чтобы выглядеть привлекательно именно для этого сегмента покупателей. Компании, применяющие эту стратегию, вынуждены уклоняться от конкуренции с предприятиями-лидерами по издержкам или предприятиями-дифференциаторами и вести поиск рыночной ниши (сегмента), в которой конкурентные преимущества предприятия могут быть реализованы.[9]
Стратегия предполагает концентрацию деятельности компании на относительно небольшой группе потребителей, имеющих относительно однородные потребности, что позволит осуществить специализацию работ по выпуску продуктов. Стратегия рыночной ниши используется в случаях, когда ресурсы компании не позволяют ей обслуживать весь рынок, а конкуренты не пытаются специализироваться на конкретных сегментах рынка.
Предпосылки применения рыночной ниши: существуют рыночные ниши, позволяющие специализировать деятельность компании; постоянное отслеживание емкости рыночной ниши; отсутствие конкурентов.
Также различают стратегии обеспечения конкурентоспособности организации: виолентную, патиентную, коммутантную, эксплерентную – классификация, предложенная российским ученым Л.Г. Раменским.
Виолентная стратегия предполагает массовое производство и поставку на рынок продукции приемлемого для потребителей качества при низких издержках производства, что позволяет производителям устанавливать невысокие цены в расчете на значительный объем спроса. Виолентная стратегия характерна для предприятий, действующих в сфере массового производства. Фундаментальный источник силы придерживающихся ее предприятий заключен в том, что такое производство обычно можно наладить более эффективно и с меньшими издержками, чем изготовление небольших партий сильно отличающихся друг от друга товаров. Кроме того, виоленты используют преимущества, создаваемые широкомасштабными научными исследованиями, развитой сбытовой сетью и крупными рекламными компаниями. Стратегия виолентов проста: опираясь на свою гигантскую силу, предприятие старается доминировать на обширном рынке, по возможности вытесняя с него конкурентов. Оно привлекает покупателя сравнительной дешевизной и добротностью (средний уровень качества) своих изделий. Причем забота о покупателе – не благотворительность со стороны виолентов, нередко занимающих на рынке позицию монополиста. Она – следствие понимания ими законов массового спроса: плохой или дорогой товар такого спроса не порождает.