Файл: Конкурентные стратегии фирм на внутреннем и/или мировом рынках (Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 118
Скачиваний: 2
Введение
Актуальность темы исследования. В настоящее время на потребительском рынке наблюдается усиление конкурентной борьбы, приходится задумываться о собственной конкурентной позиции и завоевании безусловных преимуществ на рынке. Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он знает законы конкуренции, ее проявления и формы и насколько готов к конкурентной борьбе. Изучение конкуренции представляет собой одну из важнейших составных частей рыночных исследований, создающих основу для выработки стратегии и тактики деятельности на рынке, выбора правильного пути повышения технического уровня и качества, что является основой управления конкурентоспособностью на предприятии.
Оценка ситуации на рынке, анализ влияния сил и факторов среды, определение дальнейшего ее развития важно при разработке стратегии предприятия.
Сегодня на мировом рынке, в условиях обостренной конкуренции и глобализации, построение и реализация четкой долгосрочной стратегии является актуальной потребностью предприятий, признаком эффективности создания и развития бизнеса. При этом не только крупные или преуспевающие предприятия, но и малые предприятия, а также предприятия базовых отраслей, которые не способны выживать старыми методами по инерции и вынуждены принимать новые стратегии. Только основательно просчитанное долгосрочное стратегическое реформирование и активное использование сетевых взаимодействий дает шанс к выживанию и использованию новых возможностей.
Актуальность исследования, обусловлена тем, что компании могут достигать конкурентного преимущества путем разработки предложений, которые удовлетворяют нужды целевых потребителей в большей мере, чем предложения конкурентов.
Степень разработанности темы исследования. Проблемы формирования конкурентных стратегий международных фирм и обеспечения национальной конкурентоспособности находятся в центре внимания как отечественной, так и зарубежной науки сравнительно недавно и еще недостаточно исследованы. Наиболее существенным теоретическим вкладом в данном направлении стали работы таких авторов как: А. Смит, Д. Рикардо, Дж. Кейнс, П. Хайне, А. Маршалл, П. Самуэльсон, Г.Л. Азоева, Р.А Фатхутдинова, А.П. Градова, А.Ю. Юданова, Л.С. Шевченко, А.И. Панова, П.С. Завьялова, в трудах освещаются методологические основы и инструментальные средства формирования конкурентных преимуществ, но в них недостаточно уделено внимания механизму формирования стратегий создания конкурентных преимуществ.
Цель исследования – изучение конкретных стратегий предприятия на примере АО «Связьтранснефть» (на внутреннем рынке).
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие основные задачи:
-рассмотреть основные направления повышения конкурентоспособности предприятия.
-изучить вопрос определения конкурентной стратегии и виды конкурентной стратегии.
-проанализировать принципы, этапы разработки конкурентной стратегии.
- провести анализ внешней и внутренней среды АО «Связьтранснефть».
-разработать рекомендации по выбору и реализации конкурентной стратегии АО «Связьтранснефть».
Объект исследования – АО «Связьтранснефть».
Предмет исследования – процесс формирования конкурентной стратегии.
Теоретическая основа исследования. В процессе исследования были использованы периодические издания, монографии и диссертационные исследования, раскрывающие те или иные вопросы, касающиеся конкурентоспособности предприятия, его конкурентных преимуществ, вопросы разработки конкурентной стратегии предприятия. В исследовании использовались работы таких авторов, как: Аминов Э., Баязитова Л.Р., Дрючина Е.И., Коваленко А.И., Ларин В.М., Метелев И.С., Мечитов С.Р., Парахина В.Н., Портер М., Рубин Ю.Б., Савицкая Г.В., Фатхутдинов Р.А. и ряда других авторов.
Методологическую основу исследования составили современные общенаучные и специальные методы познания, в частности анализ, синтез, системный и социологический методы, обобщение, логический методы, индукция и дедукция, а также частно-научные приемы и методы: информационный, статистический.
Научная новизна исследования состоит в разработке рекомендаций по выбору и реализации конкурентной стратегии АО «Связьтранснефть» на основании конкурентного анализа и SWOT-анализа предприятия.
Структура и объем исследования обусловлены содержанием темы, задачами и логикой проведенной работы. Настоящая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы.
Глава 1 Теоретические аспекты конкурентных стратегий предприятия
1.1 Основные направления повышения конкурентоспособности предприятия
Конкурентное положение предприятия на рынке обуславливается сочетанием нескольких факторов конкурентоспособности. Факторы конкурентоспособности организации подразделяются на внешние, проявление которых в малой степени зависит от организации, и внутренние, почти целиком определяемые руководством организации (рисунок 1).
Возможности непосредственного воздействия предприятия на факторы внешней среды достаточно ограничены, поскольку они преимущественно действуют объективно по отношению к предприятию. Реальные возможности обеспечения конкурентоспособности предприятия находятся в сфере факторов внутренней среды. Однако воздействовать на эти факторы можно с разной степенью эффективности.[1]
Выделенные факторы могут по-разному воздействовать на конкурентоспособность предприятия, поэтому изучение их влияния позволяет выявить сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы его развития. Имея лишь один фактор конкурентное преимущества (ценовой, финансовый, логистический, имидж и имя и т.д.) невозможно говорить об устойчивом конкурентном положении.[2]
Рисунок 1 – Система факторов конкурентоспособности предприятия
Существует несколько путей повышения конкурентоспособности предприятия:
‒ рост производительности, т.е. объемов реализации продукта;
‒ улучшение качества выпускаемого продукта;
‒ уменьшение расходов;
‒ бенчмаркинг;
‒ постоянное использование нововведений, поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара;
‒ постоянное обучение и переподготовка кадров;
‒ повышение материальной заинтересованности работников и улучшение условий труда.
Одно из направлений повышения конкурентоспособности – рост объемов реализации продукта (услуг или работ). Следует учитывать, что повышение объемов реализации само по себе не принесет желаемых результатов, поскольку при этом не учитываются такие важные показатели, как величина расходов предприятия, его прибыль и т.д. При организации производственного процесса и планировании объемов в соответствии с данным методом необходимо решить ряд задач, одной из важнейших из которых является определение объема реализации продукта, при котором будет обеспечена безубыточная производственная деятельность. В связи с эти эффективность производства является одним и значимых факторов конкурентоспособности. Под эффективностью производства понимают показатель соотносящий объемам результатов производства (продукция, услуги) к уровню затрат и издержек. Соответственно эффективное производство – залог доходности предприятия. На сегодняшний день организации стремиться к повышению эффективности производства, внедряя новые технологии и способы производства, дизайн работ, внедряя автоматизацию и современные системы учета.[3]
Следует различать реальную и потенциальную эффективность производства.
Реальная производительность организации определяется уровнем управления и уровнем организации самого производства. Потенциальная эффективность зависит от факторов внешней среды и, как правило, от общего уровня развития экономики страны. Следует отметить важность информированности менеджмента компании о наличии новых технологий: резерв эффективности производства определяется уровнем информированности организации о наличии на рынке новых способов производства, дизайна работ, систем автоматизацию и т.д. Концентрация производства и возможность уменьшать издержки на единицу продукции используя эффект масштаба тоже можно отнести к эффективности производства.
Еще одно направление – это улучшение качества выпускаемого продукта, что окажет влияние на: ускорение НТП, освоение новых рынков, увеличение экспорта, процветание. Совершенствование структуры (ассортимента, товарного ряда, перечня услуг) выпускаемой продукции. Ее регулярное обновление, улучшение, а также диверсификация используемых в производстве ресурсов. Все это в совокупности своей образует еще один фактор конкурентоспособности компании. Решение проблемы качества продукта поднимет имидж предприятия у покупателей, станет залогом выхода на внешний рынок, а также будет являться основой для получения максимальной прибыли.
Уменьшение расходов – это традиционный, старый и наиболее исследованный метод повышения конкурентных преимуществ. В данном случае в выигрышном положении будет находиться то предприятие, которое поведя определенный комплекс мер достигло меньших затрат, чем конкуренты. Однако в современных условиях удержать такое преимущество достаточно трудно, т.е. реализация этого метода требует четкой, скоординированной работы сотрудников по совершенствованию технологий производства, логистики и НИОКР, менеджмента персонала и организационной культуры.[4]
Предприятия, выбирающие путь усиления конкурентных затрат, постоянно анализируют затраты на всех стадиях проектирования, выпуска и реализации продукта. Важную роль здесь играют маркетологи, которые должны непрерывно заниматься мониторингом рынка, проводить функционально-стоимостной анализ, отслеживать новейшие технологии, а также расходы предприятий-конкурентов.
Экономное отношение к производственным ресурсам и снижение затрат можно считать основным направлением деятельности современного менеджмента компаний в борьбе за повышение эффективности производства и повышения конкурентоспособности.
Экономия потребления сырья в структуре производства ведет к снижению материалоемкости продукции. Аналитики и исследователи отмечают, что снижение затрат прошлого труда на один пункт по своему абсолютному значению в 5-6 раз превосходит соответствующую экономию живого труда. Сильным трендом нового столетия является внедрение технологий бережливого и «зеленого» производства. При которой расход сырья, материалов энергии и топлива снижается при использовании малоотходной и безотходной технологии. Большое значение придается поискам наиболее полного использования вторичных материальных ресурсов.
Еще один эффективный инструмент повышения конкурентоспособности предприятия – бенчмаркинг. Бенчмаркинг – это систематический, непрерывный поиск и изучение передового опыта конкурентов и игроков смежных отраслей, постоянное сравнение желаемых результатов и изменений бизнеса с разработанной эталонной моделью. Бенчмаркинг включает комплекс средств, позволяющих систематически находить, оценивать все достоинства чужого опыта и организовывать их использование в своей работе. Бенчмаркинг направлен на изучение бизнеса. Применительно к инновациям он означает изучение бизнеса других предприятий или предпринимателей с целью выявления основополагающих характеристик для разработки своей инновационной политики и конкретных видов инноваций. На основании полученных сведений необходимо обеспечить поддержку системы постоянных улучшений результативности деятельности.[5]
Существуют целые программы повышения конкурентоспособности, как правило, они нацелены на решение определенного круга задач и проблем:
а) увеличение производительности производства, более эффективно используя имеющихся ресурсы, достигается за счет редизайна технологических и производственных процессов;
б) увеличение инновационной составляющей производства, когда рост производительности заключается в создании управленческих и организационных и финансовых предпосылок для запуска в производство новых технологий и обеспечения стабильного роста производительности.
Не менее эффективное направление повышения конкурентоспособности предприятия постоянное использование нововведений, поиск новых, более совершенных форм выпускаемого товара. Инновации в производстве и сопровождающие этот процесс организационные, технологические и управленческие трансформации организации – таков вектор развития современных компаний в конкурентном мире. В связи с этим необходимо отметить, что уменьшается издержки и на макроуровне, так как инновационное развитие компаний создает такую структуру производства нового порядка. При котором темпы роста валового национального дохода в совокупном общественном продукте превышали бы роста потребления материальных ресурсов/