Файл: Бренд как конкурентное преимущество компании (Понятие, сущность и типы товарных знаков).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 60
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Влияние бренда на конкурентоспособность товара
1.1 Понятие, сущность и типы товарных знаков
1.2 Особенности разработки и создания товарного знака
1.3 Конкурентоспособность товара и бренд
Глава 2 Анализ влияния бренда на конкурентоспособность товара
2.1 Организационно – экономическая характеристика ПК «Бежицкий»
2.2 Анализ эффективности товарных знаков предприятия
Глава 3 Конкурентоспособность товара с использованием товарного знака
Наконец, когда товарный знак имеет официально зарегистрированное название и изображение, заказчик утверждает окончательный вариант дизайна и получает свой новый товарный знак на магнитном носителе. Так, чтобы можно было его в дальнейшем использовать в рекламе, полиграфии и т.д.
Иногда то же агентство разрабатывает дополнительно бренд-бук, в котором подробно описаны правила использования товарного знака на каждом конкретном виде рекламной и презентационной продукции.
Разработка и создание новых товарных знаков, т.н. нейминг, как и вообще креатив в этой области, стали достаточно модными и распространенными. Этим занимаются как рекламные агентства, так и специализированные фирмы, имеющие в штате филологов, социологов, специалистов по рекламе, психологов, маркетологов, участие которых может повлиять на успех созданной марки при введении ее в хозяйственный оборот.
При такой работе создателей новых торговых марок ждет множество подводных камней. Помимо перечисленных выше требований к товарному знаку, указанных в законе, необходимо учитывать также восприятие придуманного знака потребителем. Следует избегать двусмысленных слов и выражений («мы обуем всю страну», «топ-модели доступны», «продать друга легко», «жаба будет рада», «свежая водка», «оHOOCHенные фрукты), неустойчивых к трансформациям (Золотая бочка/почка), не отражающих адекватно деятельность владельца знака (продуктовый магазин «Синтез») и не вызывающих положительных ассоциаций («оттер попс – заморозь и съешь», косметический салон «Дитя порока», плакат с брутальным мужчиной, рекламирующим парфюм со слоганом «АМБРЭ-аромат для настоящих мужчин», использование слова «пирамида» и других).
То есть, необходим контекстуальный анализ (на известность ранее использовавшихся вариантов придуманного слова), анализ на ассоциативность (с чем ассоциируется придуманное слово или словосочетание), устойчивость к трансформациям (возможность изменить смысл слова путем перестановки, добавления или исключения букв, смены ударения и др.). Тогда не будет «курицы с рысью», «поросятины в собственном жилье» и селедки «у Васи»[8].
1.3 Конкурентоспособность товара и бренд
Сам по себе товарный знак мало что значит, но в совокупности с хорошо рекламируемым товаром, обретя юридическую силу после своей регистрации, становится стимулом повышения качества товара. Для покупателей товарный знак – это движущий мотив покупки и своеобразная гарантия качества.
Товарный знак – составная часть более широкого понятия – «фирменный стиль», в котором он занимает ведущее положение. Фирменный стиль – совокупность приемов (графических, цветовых, пластических, языковых и др.), которые, обеспечивают определенное единство всей продукции производителя.
Составными элементами фирменного стиля являются:
- товарный знак;
- логотип (специально разработанное оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы или группы ее товаров);
- фирменный блок (объединенные в композицию ТЗ и логотип, а также поясняющие надписи);
- фирменный цвет (сочетание цветов);
- фирменный комплект шрифтов;
- фирменные константы (формат, система верстки текста и иллюстраций).
В известной степени фирменный стиль – это отражение своеобразия деятельности фирмы, ее товарной, технической, маркетинговой и иной политики, порой и внутренней организации. Продукты фирменного стиля помогают фирме завоевать популярность, а значит, и стимулировать сбыт. Но все это имеет место лишь в том случае, если товары (услуги) фирмы являются действительно первоклассными. Плохой товар, обманувший ожидания потребителей, быстро соотносится с ТЗ, фирменным стилем, которые вызывают настороженность у потребителей, ассоциируясь в их представлении в основном уже с недоброкачественной продукцией. Такая метаморфоза способна подорвать коммерцию, ухудшить позиции товаропроизводителя на рынке. Поэтому рекомендуется сначала завоевать доверие покупателей, демонстрируя отличную техническую и коммерческую работу, а уж потом предпринимать практические шаги по введению товарного знака и фирменного стиля в целом.
Необходимо отметить, что стоимость товарного знака в значительной степени зависит от конкурентоспособности той продукции, которая выпускается под данным товарным знаком. А в современной рыночной экономике конкурентоспособной может быть продукция, которая превосходит по каким-то параметрам аналогичные виды.
Товарные знаки в России до последнего времени практически отсутствовали, находя применение лишь во внешнеэкономической деятельности. По мере перехода к цивилизованному внутреннему рынку, развития конкурентных рыночных отношений и постепенной интеграции внутреннего рынка в мировой рынок потребность в марочных товарах отечественного производства будет устойчиво возрастать, что потребует расширенного применения товарных знаков и значительной активизации всей работы, связанной с их конструированием, использованием и юридической защиты[9].
Глава 2 Анализ влияния бренда на конкурентоспособность товара
2.1 Организационно – экономическая характеристика ПК «Бежицкий»
Полное фирменное наименование: Открытое Акционерное Общество "Пищекомбинат Бежицкий"
Сокращенное фирменное наименование: ОАО "ПК Бежицкий"
Место нахождения (Юридический адрес): Российская Федерация, г.Брянск, ул. Кромская, дом 52
Почтовый адрес: 241013, г.Брянск, ул. Кромская, дом 52.
Рис. 1. ТЗ «Пищекомбинат Бежицикий»
Открытое акционерное общество «Пищекомбинат Бежицкий» зарегистрировано Администрацией Бежицкого района города Брянска 26 ноября 1992 г. В данной организационно-правовой форме предприятия действует после приватизации государственного предприятии Пищекомбинат «Бежицкий» и является его правопреемником. Учредителями общества являются физические лица, в т.ч. работники данного предприятия. Уставной капитал по состоянию на 1.01.2005 – 5306000 руб., разделен на 932680 обыкновенных акций номинальной стоимостью 5 руб. и на 128520 привелигерованных акций номинальной стоимостью 5 руб. Количество акционеров – 313.
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. В промежутках между собраниями: Совет директоров. Руководство текущей деятельностью общества осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом).
Высшим органом управления общества является общее собрание акционеров. В промежутках между собраниями: Совет директоров.
Руководство текущей деятельностью общества осуществляется Генеральным директором (единоличным исполнительным органом).
К аффилированным лицам общества относятся:
Машков С.В. - Генеральный директор общества, член Совета директоров
Плавинский В.Т. - Председатель Совета директоров
Нечаева Е.А. - Член Совета директоров
Евсикова А.В. - Член Совета директоров
Шаверо М.Н. - Член Совета директоров.
Основная структура номенклатуры (см. таблицу 1) продукции ОАО «ПК Бежицкий»: выпуск кондитерских изделий и безалкогольных напитков.
Организационная структура предприятия (см. приложение 1) представляет собой линейно-функциональную структуру. Преимуществом такой структуры является то, она стимулирует деловую и профессиональную организацию и специализацию, уменьшает дублирование усилий и потребление материальных ресурсов в функциональных областях. Недостаток – специализация функциональных отделов является препятствием для успешной деятельности предприятия, поскольку затрудняет координацию управленческих воздействий.
Таблица 1 - Номенклатура продукции ОАО «ПК Бежицкий»
№ п/п |
Наименование |
1 |
Крекер |
2 |
Хлебцы |
3 |
Пряники |
4 |
Печенье сахарное |
5 |
Печенье сдобное |
6 |
Минеральная вода |
7 |
Квас |
8 |
Газированная вода |
Основные потребители: В настоящее время продукция ОАО «Пищекомбинат Бежицкий» поступает в 17 субъектов Российской Федерации: Астраханскую, Белгородскую, Воронежскую, Калининградскую, Калужскую, Курскую, Ленинградскую, Липецкую, Московскую, Орловскую, Смоленскую, Тамбовскую, Тверскую, Тульскую области, Карелию, Хабаровский край, Чеченскую республику а также в страны ближнего зарубежья: Беларусь, Латвию, Литву, Эстонию.
Торговля на предприятии представлена двумя магазинами и торговой секцией на рынке. На предприятии работают столовая, товарооборот за год составил 750000 руб.
На предприятии используются линия производства сухого крекерного печенья Германия 1990г (Производительность - 24 т. в сутки), линия по производству пряников отечественного производства (Производительность – 7 т. в смену), линия безалкогольная Ленпродмаш 2003 г. (Производительность 6000 бут. в час).
За 2014 год товарной продукции в действующих оптовых ценах выпущено на сумму 349 068 тыс. рублей, в 2013 году 280 987 тыс. рублей - рост к прошлому году составил 24,2% или 68 081 тыс. рублей.
Структура выпускаемой продукции в натуральном выражении сложилась следующим образом (см. табл. 2).
Таблица 2 - Структура выпускаемой продукции «ПК Бежицкий» за 2013–2014 гг.
Наименование |
Ед. измер. |
2014г. |
2013г. |
% |
Отклонение |
||||
Кондитерские изделия: |
тн. |
13 294 |
12037 |
110,4 |
+1257 |
||||
Крекер |
тн. |
5 410 |
5 650 |
95,8, |
-240 |
||||
в т.ч. фасованный крекер |
тн. |
1342 |
1298 |
103,4 |
+44 |
||||
Пряники |
тн. |
7200 |
5626 |
128 |
+1574 |
||||
Печенье сдобное |
тн. |
9 |
61 |
14,8 |
-52 |
||||
Печенье с начинкой |
тн. |
14 |
24 |
58,3 |
-10 |
||||
Печенье сахарное |
тн. |
661 |
676 |
97,8 |
-15 |
||||
Минеральная вода |
тыс. полулитров |
3.121 |
3 624 |
86,1 |
-503 |
||||
Сухие хлебобулочные изделия |
тн. |
1097 |
962 |
114 |
+135 |
||||
Безалкогольные напитки |
тыс. далл. |
40 |
2 |
+38 |
Доля выпуска продукции в общем объеме производства за 2014 год сложилась следующим образом:
- крекер - 38,6%
- пряники-48,7%
- сухие хлебобулочные изделия - 6,5%
- печенье-4,3%
- минеральная вода-1,6%
- безалкогольные напитки- 0,3%
Наглядно эти данные представлены на рисунке 2.
Рис. 2. Доля выпуска продукции в общем объеме производства за 2014 год
Рассмотрим динамику производства и реализации продукции ОАО «ПК Бежицкий», расчеты представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика производства и реализации продукции в сопоставимых ценах ОАО «ПК Бежицкий» за 2012-2014 гг.
Годы |
Объем производства продукции, шт. |
Темпы роста, % |
Объем реализации, шт. |
Темпы роста, % |
||
базисный |
цепной |
Базисный |
цепной |
|||
2012 |
15353 |
100,00 |
100,00 |
15266 |
100 |
100 |
2013 |
16625 |
108,29 |
108,29 |
16635 |
108,97 |
108,97 |
2014 |
17552 |
114,32 |
105,58 |
17502 |
114,65 |
105,21 |
Из таблицы 3 видно, что за 3 года объем производства вырос на 14,32%, а объем реализации продукции увеличился на 14,65 %. То, что за 2008 год темп производства продукции ниже темпа реализации, говорит о том, что нереализованная продукция на складах предприятия и неоплаченная покупателями за предыдущий период реализована в 2014 году полностью.
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска и реализации продукции можно рассчитать по среднегеометрической взвешенной (формула 1):
(1)
Среднегодовой темп роста (прироста) выпуска продукции для ОАО «ПК Бежицкий»:
1,069
Среднегодовой темп роста (прироста) реализации продукции для ОАО «ПК Бежицкий» :
1,0707
Построим график производства и реализации продукции ОАО «ПК Бежицкий» за 2012-2014 гг. (см. рис.3).
14000
14500
15000
15500
16000
16500
17000
17500
18000
2012
2013
2014
Объем производства продукции, шт.
Объем реализации, шт.
Рис. 3. Динамика производства и реализации продукции ОАО «ПК Бежицкий» за период с 2012 по 2014 гг.