Файл: Налог на прибыль организаций (Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России №8 по Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таблица 9

Динамика арбитражных споров за 2014 - 2016гг.

Показатели

2014 г.

2015 г.

2016 г.

% организаций, обратившихся в арбитражный суд после налоговой проверки налога на имущество

23

36

49

% решений Инспекции, признанных незаконными, из общего количества проведенных проверок налога на имущество

6

8

14

В заключение можно сделать вывод, что по данным МИФНС № 8 по Самарской области в 2015 году наблюдался резкий спад поступления налогов в бюджет, что было связано с кризисной ситуацией в стране, а в 2016 году ситуация несколько стабилизировалась. Одной из основных причин роста налоговых платежей являются контрольные мероприятия, проводимые инспекцией.

Заключение

В заключение данного дипломного исследования можно сделать следующие выводы.

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Каждое предприятие обязано платить налоги, перечень которых установлен Налоговым кодексом РФ, при этом любые налоги уменьшают количество ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении предприятия, что неизбежно влияет на его рыночное поведение.

Налог основывается на принципах: обязательности уплаты налога всеми лицами, определенными в качестве субъектов налогообложения; безвозмездности уплачиваемых сумм, что означает отсутствие факта непосредственного предоставления налогоплательщику благ, продукции, прав, документов взамен уплачиваемой суммы; отчуждения доли денежных средств, принадлежащих организации или физическому лицу.


Создание налоговой системы Российской Федерации в первые этапы ее развития проходило в условиях системного экономического кризиса, и главной задачей выдвигалось максимально возможное наполнение бюджета страны. Постепенное преодоление кризисных явлений в экономике изменило подходы к организации налоговой системы и налогообложения. Важной задачей в настоящее время становится полноценное использование налогов как инструментов экономического регулирования.

Анализ информационных сведений о налогах за 2014 – 2016 года показывает, что начисленные предприятиями налоги к уплате в 2015 году уменьшились на 2776977 тыс. рублей, притом, что выручка предприятий за данный период увеличилась на 59118000 тысяч рублей. В 2016 году поступление налогов составили 5754004 тыс. рублей это на 943884 рублей больше чем в 2015 году.

Проанализировав динамику платежей в бюджет по налогу на добавленную стоимость с 2014 по 2016 год, наблюдаем незначительный рост сумм налога, уплачиваемых в бюджет по сравнению с ростом исчисленных сумм и налоговых вычетов по НДС.

Значительный рост исчисленных сумм налога на добавленную стоимость происходит за счет роста реализуемых продукции, работ, услуг предприятий, а также за счет большого количества получаемых сумм авансовых платежей от заказчиков. При этом в относительно такой же динамике должны были вырасти и суммы налога на добавленную стоимость, уплачиваемые предприятиями в бюджет. Однако этого не произошло. Все это говорит о том, что многие предприятия использует схемы по оптимизации НДС.

Также данные МИФНС № 8 по Самарской области свидетельствуют об отрицательной динамике поступления налога на прибыль, уплачиваемого предприятиями в бюджет.

Как показали наши исследования, в течение исследуемого периода наблюдается рост поступления налога на имущество организаций в бюджет. При этом доля данного налога в общей сумме налогов, уплачиваемых предприятием в бюджет, остается незначительной.

В целом проведенный анализ показал, что по данным МИФНС № 8 по Самарской области в 2015 году наблюдался резкий спад поступления налогов в бюджет, что было связано с кризисной ситуацией в стране, а в 2016 году ситуация несколько стабилизировалась. Одной из основных причин роста налоговых платежей являются контрольные мероприятия, проводимые инспекцией.

Неизменно актуальными для Российской Федерации остаются проблемы совершенствования и всемерного повышения эффективности принятой налоговой системы.

Основные налоговые проблемы состоят в следующем.


1) Современная налоговая система слишком сложна для понимания налогоплательщиков и эффективного управления со стороны налоговых органов. Это неизбежно ведет к излишним административным издержкам и порождает изощренные способы уклонения от налогов.

2) Личное подоходное обложение характеризуется несправедливым распределением налогового бремени: нередко одинаковый уровень доходов сопровождается неодинаковым уровнем обложения. Это вызывает протесты со стороны налогоплательщиков и подрывает устои “налоговой” морали.

3) Высокие ставки налогов отрицательно влияют на процесс принятия экономических решений. Налогоплательщики, попадающие в эту группу обложения, теряют стимулы к работе, проявляют интерес к «подпольной» экономике и сталкиваются с трудностями в накоплении сбережений.

4) Налогообложение заставляет компании инвестировать средства и перестраивать баланс не по экономическим, а по налоговым причинам. Это отрицательно сказывается на качестве капиталовложений и распределении ограниченных ресурсов.

5) Большие различия в ставках личного подоходного обложения и обложения корпораций.

Данная проблема свидетельствует о необходимости совершенствования налогообложения юридических лиц.

Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ (ред. от 30.12.2008, с изм. от 09.02.2009) // Собрание законодательства РФ № 31, 2005, с. 24-38 (с изменениями и дополнениями от 01.04.2017)

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ ред. от 09.03.2010) // Собрание законодательства РФ № 31, 2005, с. 25-39 (с изменениями и дополнениями от 01.07.2017г)

3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 05.04.2010) // Собрание законодательства РФ № 32, 2000, с. 34-41 (с изменениями и дополнениями от 17.01.17г)

Литература

4. Алиев Б.Х. Налоговая система: понятие, структура и параметры // Налоги № 3, 2015, с. 20-22

5. Белова М.С., Кинсбурская В.А., Орлов М.Ю., Хрешкова В.В., Шахмаметьев А.А., Якшин И.Н., Ялбулганов А.А. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие // Справочно-правовая система Гарант, 2014.

6. Беспалов М.В. Налоговая политика государства в условиях современного экономического кризиса // Налоги № 5,2015, с. 3-6

7. Бехтерева Е.В. Новое в налоговом законодательстве. - М.: Юстицинформ, 2016, с. 184


8. Брызгалин А.В., Берник В.Р., Головкин А.Н. Первичные учетные документы (порядок применения, комментарии официальных органов, арбитражная практика) // Справочно-правовая система Консультант Плюс, 2015

9. Глушаченко С.Б., Щепкин С.С Исторические предпосылки возникновения налогов (теоретико-правовой анализ) // История государства и права № 12, 2016, с. 25

10. Гуров А.А. Анализ понятия «налоговая система Российской Федерации» // Российский следователь № 20, 2014, с. 30-31

11. Демин А.В. К вопросу об общих принципах налогообложения // Справочно-правовая система Гарант, 2015

12. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. М.: Юстицинформ, 2016

13. Затулина Т.Н. Конституционно-правовой аспект регулирования налоговой системы Российской Федерации // Гражданин и право. – 2008. - № 12, 2017, с. 17-18

14. Затулина Т.Н. Постановка проблемы регулирования принципов налоговых правоотношений (конституционный аспект) - Финансовое право № 6, 2015, с. 25-27

15. Кабанков А.С. Противодействие уклонению от уплаты налогов: опыт зарубежных стран // Юридический мир № 9, 2016, с. 39

16. Кинсбурская В.А., Ялбулганов А.А. Налоговые преступления по законодательству Российской Федерации. Научно-практический комментарий законодательства и судебной практики // СПС КонсультантПлюс, 2015

17. Кудряшова Е.В. Правовые аспекты косвенного налогообложения: теория и практика – М.: Волтерс Клувер, 2017, с. 26

18. Купрещенко Н.П. Налоговая преступность как фактор теневой экономики // Налоги № 3, 2014, с. 27

19. Лермонтов Ю.М. Комментарий к Федеральному закону от 22.07.2008 г. № 155-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» // Финансовое право № 6, 2015, с. 25-27

20. Месропян Ю.Г. К вопросу о соотношении принципа добросовестности и злоупотребления правом в налоговой сфере // Финансовое право № 5, 2015,

21. Митрофанова И.А. Налоговые эффекты: сущность, виды, причины возникновения, формы проявления // Налоги и финансовое право № 2, 2014, с.8

22. Налоги в условиях экономической интеграции / Под ред. проф. В.С. Барда и проф. Л.П. Павловой.- М.: КНОРУС 2014, с. 13-19

23. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.С. Белова, В.А. Кинсбурская, М.Ю. Орлов и др.; под ред. А.А. Ялбулганова. М.: Юстицинформ 2016, с. 40

24. Налоговое право России в вопросах и ответах: Учебное пособие / под ред. А.А. Ялбулганова – М.: Волтерс Клувер 2017, с. 27-41

25. Невская М.А., Сибикеев К.В. Малое предпринимательство: взаимоотношения с финансовыми и налоговыми органами: Практическое пособие. М.: Дашков и К 2015, с. 24-29


Приложение 1

Принципы построения и функционирования налоговой системы

┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐

┌──┤ Принципы построения и функционирования налоговой системы

│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────┐

│ │Следует из принципа единства экономического│

│ │пространства России, закрепленного в ст. 8│

│ ┌────────────────────┐ │Конституции РФ и означает, прежде всего,│

├──┤ Единства налоговой ├───┤единство нормативно-правовых актов о│

│ │ системы │ │налогах и сборах, единстве валюты, в│

│ └────────────────────┘ │которой осуществляется исполнение налоговой│

│ │обязанности, единство системы налоговых│

│ │органов │

│ └───────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────┐

│ │Следует из федеративного устройства России│

│ │и самостоятельности местного│

│ ┌────────────────────┐ │самоуправления. Заключается в четком│

├──┤Налоговый федерализм├───┤разграничении компетенции между Россией,│

│ └────────────────────┘ │субъектами РФ и органами местного│

│ │самоуправлений по установлению и введению│

│ │налогов │

│ └───────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────┐

│ ┌────────────────────┐ │Включает в себя всеобщность и соразмерность│

├──┤ Справедливость ├───┤налогообложения, а также несение│

│ │ налогообложения │ │налогоплательщиками равного налогового│

│ └────────────────────┘ │бремени │

│ └───────────────────────────────────────────┘

│ ┌───────────────────────────────────────────┐

│ │Состоит в способности налоговой системы│

│ ┌────────────────────┐ │оперативно реагировать на│

│ │ Подвижность │ │социально-экономические изменения в│

├──┤ (эластичность) ├───┤обществе. При установлении и введении│