Файл: Налог на прибыль организаций (Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России №8 по Самарской области).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения
1.1 Место и роль налогов в государственном механизме
1.2. Налоговая система в Российской Федерации
Глава 2. Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС № 8 по Самарской области
2.1. Налог на добавленную стоимость
На ранних стадиях развития налоговых систем государственные ресурсы формировались преимущественно с помощью натуральных сборов. Более того, даже в сравнительно недавнем прошлом, в период разрухи и гражданской войны в Советской России, когда денежная система государства находилась в крайне расстроенном состоянии, натуральное обложение играло немаловажную роль в деле формирования ресурсов государства.
В настоящее время в Российской Федерации обязанность уплаты налогов носит конституционно-правовой характер. Каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать весь перечень налогов, установленных Налоговым кодексом согласно применяемой им системы налогообложения. Налогоплательщик не имеет права отказаться от исполнения налоговой обязанности. Налоги составляют основную долю доходов государства и муниципальных образований. Таким образом, налоговые платежи призваны покрывать не конкретные расходы государственного бюджета, а их общую совокупность.
Налоги представляют собой особую категорию обязанностей хозяйствующих субъектов. Каждый субъект, начинающий свою деятельность, заранее берет на себя обязанность по уплате всех предусмотренных для его категории налогов и сборов и ответственность за их своевременное и полное перечисление.
Возникновение государства как политического института, требующего постоянного финансового обеспечения и развития рыночных отношений, потребовало, чтобы действующие налоги были приведены в строгую систему. Значение и структура этой системы определяются социально-экономическим строением общества и государства. Создание соответствующей налоговой системы является основной макроэкономической задачей любого государства.
Понимание структуры налоговой системы основывается на определении понятия «система». В переводе с греческого система означает целое, составленное из частей. Система - это совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, которая образует определенную целостность и единство.
Понятие «налоговая система» является основополагающим при исследовании различных аспектов налогообложения Российской Федерации. Однако, несмотря на широкое применение этого термина в специальной литературе и закрепление его в нормативных актах ряда зарубежных государств, в российской юридической науке данное понятие до сих пор не обрело единого понимания, а потому не имеет легальной дефиниции.
В ныне действующем налоговом законодательстве понятие «налоговая система» отсутствует. Это понятие может быть охарактеризовано с разных сторон. Например, по мнению Д.Г. Черника и А.З. Дадашева, налоговая система Российской Федерации представлена совокупностью налогов и сборов, взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны.
Понятие «налоговая система» не является однозначным. В широком понимании оно базируется на трех основах:
- совокупность налогов и сборов, взимаемых государством;
- налоговое законодательство, регулирующее налоговые отношения в государстве;
- участники налоговых правоотношений, обеспечивающие налоговое производство.
Налоговая система в широком смысле представляет собой систему общественных отношений, складывающихся в процессе установления, исчисления, взимания и уплаты налогов и сборов.
Элементами налоговой системы являются не только совокупность налогов и сборов, взимаемых на территории страны, но и налогооблагающие органы (финансовые, налоговые, таможенные органы, органы государственных внебюджетных фондов), налогоплательщики, налоговые агенты, их права и обязанности, принципы организации и функционирования налоговой системы, а также нормы налогового права. Все эти элементы неразрывно взаимосвязаны.
Важнейшими параметрами, характеризующими налоговую систему, являются:
1) налоговый потенциал государства и его территорий - финансовые ресурсы, которые могут быть мобилизованы в бюджет за счет взимания налогов и сборов;
2) доля налогов и сборов в доходах бюджетов. Основную часть доходов бюджетов различных стран составляют налоги (80 - 90%).
3) общее количество налогов и сборов. В первой части Налогового Кодекса Российской Федерации, а именно в статьях 13, 14, 15, установлены 9 федеральных, 3 региональных и 2 местных налога, но их количество не постоянно;
4) стабильность налогового состава. Желательно, чтобы налоговый состав был определенным и стабильным в течение длительного времени. Это дает возможность налогоплательщику планировать свою деятельность на перспективу и удобно государству для планирования и прогнозирования доходов бюджета;
5) соотношение прямых и косвенных налогов. Это соотношение зависит от уровня развития страны. Поскольку механизм взимания и контроля косвенных налогов прост, в менее развитых странах их доля высока. В России также высока доля косвенных налогов, примерно 70%. Низкая доля прямых налогов в Российской Федерации по сравнению с другими странами обусловлена также незначительной составляющей налога на доходы физических лиц (13%) и низкими доходами основной массы населения. В развитых странах доля подоходного налога с физических лиц составляет 24 - 72% налоговых поступлений;
6) уровень налогообложения (налоговое бремя). Это обобщенный показатель, характеризующий роль налогов в жизни общества и определяемый как отношение общей суммы налоговых поступлений к валовому национальному продукту. В последние годы в России происходит постоянное снижение налогового бремени, сейчас оно составляет примерно 27%;
7) собираемость налогов и сборов. В предыдущие годы в Российской Федерации широкие масштабы приобрело укрывательство от налогообложения. По большинству налогов государство собирало чуть более половины причитающихся сумм. Только один из шести налогоплательщиков исправно и в полном объеме платил налоги;
8) налоговая способность физических лиц и организаций. От этого показателя напрямую зависит собираемость налогов и сборов. Современное состояние отечественных налогоплательщиков характеризуется их пониженной налоговой способностью, что связано с падением производства, низкими доходами основной массы налогоплательщиков и другими причинами;
9) уровень налоговой культуры населения. Под налоговой культурой населения необходимо понимать осведомленность населения относительно своих налоговых обязанностей и готовность добросовестно осознанно исполнять их. Этой проблеме уделяется особое внимание во всех развитых странах. Ею занимаются налоговые органы, органы образования, средства массовой информации.
Под системой налогов и сборов законодательство РФ подразумевает совокупность налогов и сборов, установление и взимание которых допустимы на территории Российской Федерации. Система налогов и сборов Российской Федерации представляет собой совокупность отдельных видов налогов и сборов и представлена тремя уровнями, которые отражают федеративное устройство Российского государства. В Российской Федерации устанавливаются следующие виды налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.
Налоговая система Российской Федерации - система налогов и сборов, действующих на территории Российской Федерации, а также правила функционирования системы налогов и сборов. Правовое значение понятия «налоговая система» заключается в том, что с его помощью можно очертить правовое поле налогового права, то есть определить всю совокупность отношений, на которые распространяется действие налогово-правовых норм.
Анализируя экономическую сущность налоговой системы, порядок распределения налогового бремени между налогоплательщиками, в мировой практике принято выделять англосаксонскую, евроконтинентальную, латиноамериканскую и смешанную налоговые системы.
В основе такой классификации лежат не особенности правовой регламентации налоговой системы, а экономические условия, формирующие налоговую систему определенным образом. По этой классификации налоговую систему Российской Федерации можно отнести к латиноамериканской модели, базирующейся прежде всего на косвенных налогах.
Таким образом, налоговую систему современного государства можно определить как совокупность взаимосвязанных правоотношений, направленных, с одной стороны, на аккумулирование денежных средств в доходной части бюджета и внебюджетных фондов государства для осуществления финансирования его основных функций, а с другой - на обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Элементами налоговой системы являются:
- система налогов и сборов как совокупность обязательных платежей, взимаемых в бюджеты различных уровней, установленных и действующих в настоящее время на определенной территории;
- налогоплательщики и их представители, с одной стороны, и налоговые органы государства - с другой;
- система налогообложения, которая, в свою очередь, включает в себя порядок установления, введения, изменение, отмену налогов и сборов; порядок распределения налогов и сборов между бюджетами разных уровней; формы и методы налогового контроля; ответственность участников налоговых правоотношений и защиту прав налогоплательщиков и интересов государства.
Налоговую систему РФ можно представить в виде рисунка 1.
┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Налоговая система - это урегулированная нормами налогового права и│
│построенная на определенных принципах система общественных│
│отношений, складывающаяся в процессе установления и взимания налогов│
│и сборов. │
└──────┬─────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌ ─── ─┴─ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─┐
┌──┤ Элементы налоговой системы .
│ ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ─── ──┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤система принципов построения и функционирования налоговой системы │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤система налогов и сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤порядок установления и введения в действие налогов и сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤налогоплательщики и плательщики сборов │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
├──┤налоговая администрация │
│ └────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
└──┤налоговый контроль │
└────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
Рисунок 1. Структура налоговой системы РФ
Налоговая система является сложной динамической системой, а потому характеризуется целостностью и единством; сущность налоговой системы определяется связанностью элементов, реальными отношениями, взаимодействием компонентов, из которых она образована. Выявление подобных связей важно, как для налогового, так и для конституционного права, поскольку именно в этом заключается понимание комплексного характера правового воздействия на налоговые отношения. Поэтому большое значение имеет выявление принципов формирования и функционирования налоговой системы, которые представляют собой ее основание. Их действие распространяется как на взаимосвязь между отдельными элементами налоговой системы, так и на всю налоговую систему в целом.
Принципы построения и функционирования налоговой системы рассмотрим в Приложении 1.
Принципы формирования и регулирования налоговой системы следует определить, как закономерности развития правоотношений, складывающихся внутри налоговой системы как сложной динамической целостной системы.
Функционирование налоговой системы любого государства как целостного организма опосредуется наличием определенных принципов, которые устанавливают основные направления развития налогового механизма и его существенных элементов.
Действие общих принципов налогообложения и сборов проявляется во всех институтах налогового права: в системе налогов и сборов, их установлении и введении, исполнении налоговой обязанности, правовом статусе участников налоговых правоотношений, механизме налогового контроля и ответственности, обжаловании и т.д. В этом и состоит базовый характер любого принципа - заложить правовой фундамент обособленной группы норм, не сливаясь с ними по содержанию.