Файл: Налог на прибыль организаций (Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России №8 по Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, в настоящее время под налоговыми платежами понимают два вида обязательных бюджетных платежей - налоги и сборы. При этом под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства или муниципальных образований.

Налоги и сборы обладают рядом признаков, на которых основывается законность и правомерность их взыскания. К таким признакам относятся:

1) обязательность;

2) безвозмездность;

3) денежная форма;

4) публичность и нецелевой характер налогов.

Обязанность уплаты налогов носит конституционно-правовой характер. Каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать весь перечень налогов, установленных Налоговым кодексом согласно применяемой им системы налогообложения. Налогоплательщик не имеет права отказаться от исполнения налоговой обязанности. Именно это отличает налоговые платежи от безвозмездных перечислений, предусмотренных Бюджетным кодексом, хотя и те и другие платежи составляют доходы бюджета.

Вместе с этим налоговые платежи носят безвозвратный характер. При применении налоговых льгот или в случае возникшей переплаты налога или неправомерного его взыскания, а также взыскания недоимки Налоговый кодекс предусматривает зачет или возврат из бюджета соответствующих излишне уплаченных денежных средств. При этом применяется именно зачет, а не возврат.

Налоги и сборы составляют основную долю доходов государства и муниципальных образований. Таким образом, налоговые платежи призваны покрывать не конкретные расходы государственного бюджета, а их общую совокупность.

Налоги представляют собой особую категорию обязанностей хозяйствующих субъектов. Каждый субъект, начинающий свою деятельность, заранее берет на себя обязанность по уплате всех предусмотренных для его категории налогов и сборов и ответственность за их своевременное и полное перечисление. На практике данная обязанность начинает осуществляться уже при регистрации предприятия в виде уплаты сборов и пошлин за получение различных лицензий, регистрацию организации и других.

Обязанность уплаты налогов закреплена законодательно, здесь не может быть какой-либо договоренности. Закон предусматривает налогообложение практически всех хозяйствующих субъектов за немногим исключением. Посредством законодательства осуществляется управление налоговой системой. При этом преобладает императивный метод правового регулирования, представляющий собой четко детализированную юридическую регламентацию всей системы налогообложения.


Кроме того, отличительной чертой налоговых платежей среди всех остальных доходов бюджетов является их односторонний характер. При этом основным юридическим элементом таких правоотношений выступает обязанность налогоплательщика уплатить законодательно установленные налоги и сборы и, соответственно, право государства в лице налоговых органов требовать своевременной и полной их уплаты. Кроме того, наряду с обязанностью уплаты налогов им присущ также принудительный характер их взимания, являющийся отдельным специфическим признаком налогов. Сущность принудительного характера заключается в обеспечении выполнения налоговой обязанности и возмещения ущерба, понесенного бюджетом в результате ее неисполнения. При этом законом устанавливаются меры принуждения к уплате налогов.

Данные меры носят правовосстановительный характер, обеспечивающий погашение недоимки и возмещение ущерба бюджету от несвоевременной и неполной уплаты налога, а также они выступают в качестве штрафных санкций, возлагаемых на неплательщиков дополнительных выплат в качестве меры ответственности и наказания.

Следующим признаком налогов, является их безвозмездность. Иными словами, уплата налогового платежа не предусматривает встречной обязанности государства совершить в пользу налогоплательщика конкретные действия. По мере уплаты налогов налогоплательщик не получает какой-либо материальной выгоды, т.е. не приобретает какие-либо материальные блага или права. Исходя из этого, признак безвозмездности отличает налоги от сборов, которые так или иначе, носят возмездный характер. Исполнение обязанности по уплате сбора предполагает возникновение встречных действий государства в интересах налогоплательщика, то есть выдача лицензии, патента, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Таким образом, после уплаты сбора налогоплательщик вправе требовать от государства совершения им соответствующих действий.

В соответствии с законодательством налог является денежным платежом, взимаемым с организаций и физических лиц в наличной или безналичной форме. При этом средством платежа выступает валюта Российской Федерации, кроме случаев, предусмотренных законодательством. Публичность и нецелевой характер налоговых платежей являются их сущностью и неотъемлемым атрибутом государства, без которого невозможно его существование.

Обязанность уплаты налогов носит конституционно-правовой характер. Каждый хозяйствующий субъект обязан уплачивать весь перечень налогов, установленных Налоговым кодексом согласно применяемой им системы налогообложения. Налогоплательщик не имеет права отказаться от исполнения налоговой обязанности. Налоги составляют основную долю доходов государства и муниципальных образований. Таким образом, налоговые платежи призваны покрывать не конкретные расходы государственного бюджета, а их общую совокупность.


Налоги представляют собой особую категорию обязанностей хозяйствующих субъектов. Каждый субъект, начинающий свою деятельность, заранее берет на себя обязанность по уплате всех предусмотренных для его категории налогов и сборов и ответственность за их своевременное и полное перечисление.

Любые налоги, как искажающие, так и не искажающие, уменьшают количество ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении предприятия, что неизбежно влияет на его рыночное поведение.

Однако неискажающие налоги являются экономически нейтральными в том смысле, что не оказывают воздействия на эффективность аллокации ресурсов, то есть у налогоплательщиков нет основания намеренно преуменьшать свои реальные возможности или отказываться от наиболее эффективных вариантов их использования.

Однако налог на прибыль, налог на добавленную стоимость и ряд других налогов не являются нейтральными, а потому склонные искажать экономическое поведение субъектов. В связи с этим налоги должны быть сконструированы таким образом, чтоб если не полностью нейтрализовать, то хотя бы минимизировать вызываемый ими искажающий эффект (эффект замещения).

Функции налогов позволяют определить, какую роль играют налоги в государстве, каково влияние налогов на общество.

Первой функцией налогов является фискальная функция. Фискальная функция налогов - основная, изначально характерная для любых налоговых систем. Сущность этой функции заключается в том, что с помощью налогов образуются денежные фонды, необходимые для осуществления государством своих собственных функций.

Фискальная функция налогов приводит к тому, что государство активно вмешивается в экономические отношения хозяйствующих субъектов. Это вмешательство предопределяет следующую функцию налогов - регулирующую функцию. Суть этой функции заключается в том, что налоги как эффективный инструмент перераспределительных процессов оказывают огромное влияние на производство, стимулируя или сдерживая его рост, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения.

Государство с помощью налогообложения решает ряд экономических и социальных проблем общества. Внутри регулирующей функции можно выделить стимулирующую, дестимулирующую подфункции и подфункцию воспроизводственного назначения.

Стимулирующая подфункция заключается в том, что государство посредством установления более благоприятного налогового режима для той или иной группы налогоплательщиков содействует развитию той деятельности, которой эти налогоплательщики занимаются. Стимулирующая подфункция реализуется через систему различных льгот или иных преференций, предусмотренных для определенной категории налогоплательщиков.


В отдельных главах части второй Налогового кодекса РФ дан перечень налоговых льгот, которые используются в российской налоговой системе для реализации стимулирующей функции налогов. Льготы могут предоставляться путем изменения объекта налогообложения, уменьшения налогооблагаемой базы, понижения налоговой ставки и т.п. Таким образом, государство обладает довольно широкими возможностями по стимулированию тех или иных действий налогоплательщиков с помощью налогового механизма.

В противовес стимулирующей подфункции налоги имеют еще и дестимулирующую подфункцию. Эта подфункция проявляется в том, что государство, будучи заинтересованным в ограничении деятельности тех или иных категорий налогоплательщиков, устанавливает для них более тяжелое налоговое бремя, чем для обычных налогоплательщиков. Так, например, государство заинтересовано в ограничении игорного бизнеса, поэтому налоговые ставки на доходы игорных заведений установлены в абсолютных суммах на достаточно высоком уровне.

Третьей является подфункция воспроизводственного назначения. Сущность этой подфункции заключается в том, что государство, взимая налог с налогоплательщиков, направляет полученные средства на воспроизводство тех объектов материального мира, которые были задействованы в процессе производственной или иной деятельности налогоплательщика. Ярким примером реализации подфункции воспроизводственного назначения налогов может послужить установление водного налога, взимаемого с водопользователей и направляемого на воспроизводство водных ресурсов страны.

Таким образом, реализуя экономическую функцию налогов, государство имеет возможность активно вмешиваться в организацию хозяйственной жизни страны, используя при этом не административные, а регулирующие налоговые методы. Учет всех функций налогов только в совокупности может обеспечить успешную налоговую политику, сделает налоги эффективным механизмом воздействия на экономику страны.

За время существования категории налога и налоговых платежей российское законодательство претерпело массу изменений. Если на стадии становления системы налогообложения понятие налога имело широкий обобщающий смысл, то в настоящее время категория налога приобрела определенную дифференциацию. Основной перелом системы налогообложения произошел с принятием Части первой Налогового кодекса Российской Федерации.

На настоящий момент Налоговый кодекс претерпел около трехсот поправок, более семидесяти из них внесены Федеральными законами о внесении изменений и дополнений в Налоговый кодекс, и это еще не предел. Чиновники постоянно говорят о том, что налоговая реформа близится к завершению, однако вряд ли ее окончание наступит в обозримом будущем.


На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы. Любое предприятие обязано платить налоги, перечень которых установлен Налоговым кодексом РФ. Налоги составляют основную долю доходов государства и муниципальных образований. Любые налоги уменьшают количество ресурсов, находящихся в непосредственном распоряжении предприятия, что неизбежно влияет на его рыночное поведение. Совокупность уплачиваемых налогов предприятием составляет его налоговую нагрузку. При этом налоговая система Российской Федерации в настоящее время не является совершенной и еще требует доработок.

1.2. Налоговая система в Российской Федерации

Без налогов не существует ни одно общество, будь то родовое или цивилизованное общество XXI в. Поскольку это так, то, следовательно, понятие «налог» в ассоциативном научном сознании представляет собой общественно значимое явление, объективно необходимый процесс в любом обществе, обеспечивающий его неуклонное развитие и совершенствование».

Общество, решая эту задачу, объединяет свои усилия и богатства для противостояния силам природы, внешним врагам, для совместного градостроительства, содержания нетрудоспособных и обеспечения многих других общественных нужд. Л.И. Спиридонов называет такие нужды общими делами социальной организации, объединенной вещными или рыночными связями. К числу таких общих интересов и проблем он относит «защиту от внешнего врага; установление правил коллективного общежития; решение таких коллективных задач, которые отдельная семья или индивид в одиночку решить не в состоянии.

К числу последних относятся не только хозяйственные проблемы (например, создание ирригационной системы в Древнем Египте), но и охрана одной части территориально организованной общности от другой ее части, регулирование отношений между ними: племенная организация, распавшись, оказалась разделенной на различные социально неоднородные, часто антагонистические группы (сословия, классы), отношения между которыми нередко обострялись до уровня социальных потрясений (бунты, революции, войны и т.д.)».

В последующие века государство постепенно окрепло, расширилось и приобрело те черты, которые свойственны современному государству. Оно распространило систему государственного управления на всю страну, начало осуществлять свое вмешательство в экономику и деятельность транспорта, в строительство, культуру, образование и, наконец, в сферу поступления доходов, а также формирования собственности и имущества. Для этого были необходимы новые учреждения, органы, институты, для функционирования которых требовалось больше средств и, следовательно, больше налогов.