Файл: Налог на прибыль организаций (Характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России №8 по Самарской области).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 61

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. Особенно наглядно это проявляется в период развития рыночных отношений, когда в условиях сузившихся возможностей государства оказывать воздействие на экономические процессы, налоги становятся реальным рычагом государственного регулирования экономики. Вместе с тем государство только в том случае может реально использовать налоги через присущие им функции, и прежде всего фискальную и стимулирующую, если в обществе создана атмосфера уважения к налогу, основанная на понимании, как экономической необходимости существования налоговой системы, так и установленных государством правил взимания конкретных налогов.

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Одним из важных факторов экономического роста страны является эффективная налоговая система. В структуре всех доходов бюджета государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения как средства регулирования предпринимательской активности требует более тщательного рассмотрения элементов налоговой системы для нахождения баланса интересов государства и предпринимательства.

Баланс интересов государства и предпринимательства актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время наиболее остро встает проблема уклонения от налогов, распространение различных схем ухода от налогов. Необходимо отметить, что механизм взимания налогов также играет существенную роль при расчете налоговой нагрузки, а, следовательно, необходимо разрабатывать мероприятия, способствующие укреплению налоговой дисциплины и ответственности, определения эффективных методов контроля и взыскания.

Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему страны, получая соответствующую сумму налоговых платежей и обеспечивая те экономические эффекты, которые обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.


Взаимоотношения хозяйствующих субъектов и граждан с государством по поводу формирования государственных финансов выражают экономическое содержание налогов. С одной стороны, сумма налоговых поступлений обязана обеспечивать наполнение государственной казны, а с другой - величина налоговой нагрузки на налогоплательщиков не должна лишать их стимулов к дальнейшему развитию. Важнейшей задачей функционирования налоговой системы любой страны всегда являлось определение оптимального уровня налогового бремени, позволяющего сочетать перспективные интересы государства и хозяйствующего субъекта.

Государство и налогоплательщик находятся по разные стороны баррикад: государство заботится о максимальном наполнении государственного бюджета, а налогоплательщик стремится к сохранению собственного. И сколько существуют сами налоги, столько предпринимаются и попытки уклониться от них или уменьшить их тяжесть. История показывает, что введение новых налогов или изменение порядка уплаты действующих немедленно вызывает ответную реакцию налогоплательщиков, направленную на снижение налогового бремени.

Это стремление имеет под собой объективную основу. Чем меньше сумма налогов, тем больше остающийся в собственном распоряжении объем финансовых средств; чем позже налоги уплачены в казну, тем дольше деньги находятся в обороте и приносят доход. Следовательно, снижение абсолютной величины налоговой нагрузки оказывает прямое влияние на увеличение чистой прибыли и финансовых ресурсов налогоплательщика.

В условиях жесткой конкуренции получение удовлетворительного финансового результата от осуществления хозяйственной деятельности является необходимым условием развития предприятия. Этот результат напрямую зависит от величины и структуры денежного потока, генерируемого предприятием, в том числе и от его налоговой составляющей.

Все вышеизложенное обуславливает актуальность темы данной работы и требует ее дальнейшего изучения и исследования.

Объектом исследования является МИФНС № 8 по Самарской области. Предмет исследования – налогообложение юридических лиц.

Основной целью данной работы является изучение налогообложения юридических лиц на примере МИФНС № 8 по Самарской области. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:

1. Рассмотреть теоретические аспекты налогообложения.

2. Изучить характеристику налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России № 8 по Самарской области.


Данная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка используемых источников и приложений.

Во введении рассмотрена актуальность темы, объект и предмет исследования, а также определена цель и поставлены задачи для достижения цели. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты налогообложения: рассмотрены место и роль налогов в государственном механизме. А также изучена налоговая система в Российской Федерации.

Во второй главе рассматривается характеристика налогообложения юридических лиц на примере МИФНС России № 8 по Самарской области, а именно рассмотрены следующие налоги, уплачиваемые юридическими лицами в бюджет: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль и налог на имущество организаций.

В заключении подведены итоги по рассмотренным вопросам.

Данная структура работы обусловлена тем, что позволяет наиболее глубоко раскрыть тему работы, а также провести более полное исследования и всестороннее освещения избранной темы.

Методологическую основу исследования составили труды отечественных авторов в области налогов и налогообложения, финансового менеджмента и экономики. Кроме того, при написании работы были проанализированы нормативные документы по административному, гражданскому и налоговому праву, регламентирующие вопросы ведения налогообложения юридических лиц в нашей стране.

В ходе написания работы применялись такие общенаучные методы, как абстракция, обобщение, сравнительный анализ, группировка и др.

Теоретическая новизна работы заключается в том, что помимо обобщения информации, находящейся в открытой печати, внесены новые решения по организации налогообложения юридических лиц.

Практическая новизна данного исследования заключается в том, что актуальные решения по совершенствованию налогообложения организаций, рассмотренные в работе, отличаются новизной и дают положительный эффект при применении на практике.

При написании работы были использованы специальная литература и периодические издания, а также труды таких авторов, как: А.А. Ялбулганов, Ю.М. Лермонтов, И.А. Феоктистов и других авторов, которые способствовали раскрытию теоретической части материала. Кроме того, большое внимание было уделено нормативно-правовым документам, регламентирующим налогообложение в настоящее время.


Глава 1. Теоретические аспекты налогообложения

1.1 Место и роль налогов в государственном механизме

Базовой категорией налогообложения и налогового права является понятие налога.

Налог - это платеж, то есть отчуждение имущества осуществляется в денежной форме. Решение вопроса о форме отчуждения собственности при налогообложении в науке финансового права предопределялось не только и не столько уровнем развитости финансово-правовых учений, сколько состоянием финансовой системы государства на том или ином историческом этапе.

Понятие «налоги» как конкретная реальность имеет столь же древнюю историю, как и само общество. Т.Ф. Юткина отмечает: «Факт того, что налоги - наиболее древнее явление, существующее как таковое во все времена и эпохи, бесспорен, независимо от того, в какие формы ни облекало бы его сознание и какие бы определения наука ни формулировала понятию «налог». Уже это свидетельствует о том, что налоги - это историческое явление, хрестоматийное понятие. Своим происхождением налоги прежде всего призваны служить источником формирования государственных (муниципальных) доходов. Основная задача налога - формировать ресурсы государства, т.е. те ресурсы, которые необходимы ему для выполнения своих функций.

Рост расходов заставляет государство мобилизовывать все большие объемы денежных ресурсов, и эта мобилизация наиболее эффективно производится с помощью налогов. В современном мире налоги стали играть главенствующую роль в формировании государственных ресурсов.

Налог - это платеж, производимый налогоплательщиками для финансирования государственных нужд. Именно с помощью налогов образуется большая часть денежных фондов, необходимых для функционирования государства. С начала XX в. фискальная роль налогов возрастает вместе с ростом экономического уровня развития общества. Государство расходует все больше финансовых средств на содержание государственного аппарата, на экономические и социальные мероприятия. В доходах бюджетов всех уровней развитых государств преобладают налоги. Они достигают в доходах центрального бюджета 80 - 90%, а в местных бюджетах - более 50%.

Финансирование государственных нужд есть один из главнейших признаков налога, который предопределяет фискальную функцию налога в качестве основной. Таким образом, аккумуляция финансовых средств, необходимых для финансирования государственных нужд, является основной задачей налогов, и это во многом позволяет провести различие между налогами и платежами, имеющими компенсационное значение.


Налог не должен рассматриваться в качестве компенсационной меры. Компенсация выплачивается одним лицом другому для того, чтобы восстановить какое-либо ранее нарушенное имущественное или неимущественное право этого другого лица. Когда же налогоплательщик производит налоговый платеж, он не имеет своей целью компенсировать государству какое-либо нарушенное имущественное или неимущественное право. Налог выплачивается в связи с тем, что государство нуждается в финансовых ресурсах, а не в связи с нарушением налогоплательщиком каких-либо прав государства.

Рассматривая цель взимания налога, следует также отметить, что налог взимается именно в пользу самих публичных субъектов, а не в пользу органов государственной власти или местного самоуправления. То есть бенефициарами налоговых платежей являются государство или иной публичный субъект в целом, в то время как органы государственной власти только лишь организуют сбор налога, выполняя, по сути, представительские функции от имени публичных субъектов.

Цель - финансовое обеспечение деятельности государства как признак налога - позволяет отделить налог от иных обязательных платежей. Принудительный способ изъятия имущества в процессе налогообложения приводит к сближению налога с санкциями имущественного характера за допущенное правонарушение - штрафами, конфискацией имущества и т.п. Однако между налогами и санкциями имущественного характера существуют огромные различия.

Санкции являются разновидностями государственного принуждения. Целью наложения санкций на правонарушителя является желание государства заставить правонарушителя отказаться от дальнейшего нарушения норм права. В то же время налогоплательщик уплачивает налоги безотносительно к тому, совершал он или не совершал правонарушение, и государство не пытается (или, во всяком случае, не должно пытаться) заставить налогоплательщика не совершать в дальнейшем каких-либо действий. Таким образом, налог не может быть рассмотрен как разновидность санкций имущественного характера.

С принятием Налогового и Бюджетного кодексов РФ налоги и сборы как правовые категории были отделены от неналоговых платежей на законодательном уровне на основе нормативной базы. Так Бюджетным кодексом были четко определены налоговые и неналоговые платежи. Согласно данному кодексу доходы бюджета формируются за счет налоговых и неналоговых видов доходов, а также за счет безвозмездных и безвозвратных перечислений. При этом к налоговым доходам относятся все предусмотренные налоговым законодательством федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы.