Файл: Учет поступления основных средств (Классификация основных средств).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 106
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность и значение основных средств
1.1. Классификация основных средств
1.2. Учёт наличия и поступления основных средств
1.3. Учёт амортизации основных средств
1.4. Учёт выбытия основных средств
1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств и отражение их результатов в учёте
Глава 2. Анализ учета основных средств на предприятии ООО «Полимер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Полимер»
2.2. Учет основных средств на предприятии
2.3. Анализ структуры и динамики основных средств
2.4. Анализ технического состояния основных средств
2.5. Анализ показателей эффективности использования основных средств
– амортизационные отчисления по объектам основных средств начисляются вне зависимости от результатов деятельности предприятия и отражаются в бухгалтерском учету того периода, к которому они относятся;
– общая сумма начисленной амортизации по каждому из объектов основных средств формируется путем накопления на отдельном счете и отражается по дебету счетов учёта затрат (20, 26, 44 и т.п.) и кредиту счета 02 «Амортизация основных средств» [9].
1.4. Учёт выбытия основных средств
Выбытие основных средств имеет место в следующих случаях:
– ввиду их непригодности к дальнейшей эксплуатации в результате физического износа;
– в результате морального износа;
– в результате того, что основные средств выступили в качестве вклада в уставной капитал другого предприятия;
– в соответствии с передачей объекта основных средств на правах оперативного управления или хозяйственного ведения;
– в результате продажи;
– в порядке товарообменных операций;
– в случае безвозмездной передачи или дарения;
– в результате сдачи в аренду;
– под действием форс-мажорных обстоятельств (пожара, наводнения, хищения и пр.);
– в результате передачи в совместную деятельность (в соответствии с договором простого товарищества);
– при заключении договора мены и пр. [10, c. 204].
Для определения непригодности объекта основных средств для дальнейшего использования и оформления соответствующих документов на основании приказа администрации может комиссия, действующая на постоянной основе. В ее состав входят главный бухгалтер и лица, несущие ответственность за сохранность основных средств. Для организации работы комиссии могут быть приглашены представители соответствующих инспекций.
Представители созданной комиссии:
– осматривают объект основных средств, подлежащий списанию, применяя соответствующую техническую документацию и используя данные бухгалтерского учета для установления пригодности или непригодности основного средства для дальнейшего использования;
– устанавливают причину списания основных средств (физический и моральный износ, нарушение необходимых условий эксплуатации, стихийное бедствие, авария, длительное использование для нужд производства, оказания услуг или управленческих нужд);
– выявляют лиц, в результате виновных действий которых произошло преждевременное выбытие объекта основных средств из эксплуатации, в соответствии с чем вносится предложение о привлечении данных лиц к ответственности на основании законодательства;
– определят возможности дальнейшего использования отдельных элементов, узлов списываемого основного средства;
– осуществляют контроль за изъятием из списываемого объекта содержащихся в нем цветных и драгоценных металлов, определяют их количество, вес, стоимость;
– составляют акт на списание объекта основных средств по форме № ОС-4 или ОС-4а, прикладывая к последнему необходимые сведения о причинах аварии, если она имела место быть [12, c. 273].
Несмотря на возможность аварийного выхода из строя объектов основных средств, основной причиной списания выступает выбытие основных средств в результате физического или морального износа.
Сама сущность износа связана не только с тем, что в процессе производства объекты основных средств изнашиваются, утрачиваются их первоначальные качества и технические свойства, а также на основании того, что в результате научно-технического прогресса выпускают объекты основных средств, обладающие более высоким уровнем производительности и лучшими техническими характеристиками. В результате рано или поздно возникает необходимость замены основных средств.
Основные факторы, оказывающие влияние на физический и моральный износ объектов основных средств, обозначены на рисунке 1.8.
Физический износ
Степень износа ОС
Моральный износ
время работы
конструктивные особенности
качество материала
интенсивность и характер работы
окружающая среда
качество содержания и ремонта
удешевление новых ОС той же производственной конструкции
внедрение более совершенных средств с большей производительностью
Основные факторы влияющие на физический износ
Основные факторы влияющие на моральный износ
Рис.1.7. Факторы, влияющие на степень износа основных средств
В синтетическом учете все операции, касающиеся выбытия основных средств, отражают на активно–пассивном счете 91 «Прочие доходы и расходы». На этом счете собирается информация о продаже и прочем выбытии основных средств (списание, ликвидация, безвозмездная передача и др.). По дебету этого счета указывается остаточная стоимость списываемого объекта основных средств и величина расходов, понесенных организацией в процессе его выбытия. По кредиту названного счета отражается сумма выручки от реализации имущества в связи со списанием объекта основных средств по стоимости возможного использования (рыночной стоимости).
В качестве первичных документов, подтверждающих продажу основных средств, выступают:
- акт приема-передачи объекта основных средств (по форме № ОС-1, № ОС-1а или № ОС-16) с приложением договора купли-продажи;
- счет-фактура на реализованный объект основных средств;
- документы (счета и счета-фактуры), которые подтверждают расходы, понесенные при реализации основных средств;
- платежно-расчетные документы, подтверждающие оплату названных выше расходов.
На основании собранных документов, подтверждающих продажу основных средств, бухгалтерия предприятия вносит соответствующие записи в инвентарные карточки (книги) учета объектов основных средств.
В случае продажи объекта основных средств стоимость продажи определяется исходя из соглашения субъектов сделки (покупателя и продавца). Как правило, основой расчетов выступает рыночная цена с учетом физического состояния объекта основных средств.
Выручку от продажи объекта основных средств отражают по дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» в корреспонденции со счетом 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-1 «Прочие доходы») [13, c. 312].
По завершении процедуры выбытия объекта основных средств остаточную стоимость, определенную на субсчете «Выбытие основных средств» списывают на счет 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-2 «Прочие расходы»). Здесь же определяется финансовый результат от продажи объекта основных средств, который по окончании месяца учета списывают со счета 91 «Прочие доходы и расходы» (субсчет 91-9 «Сальдо прочих доходов и расходов») в кредит счета 99 «Прибыли и убытки».
Для подтверждения безвозмездной передачи объект основных средств используются:
- акты приема-передачи объекта основных средств (формы № ОС-1, № ОС-1 а или №ОС-16) с приложением договора дарения и письменного сообщения (авизо) принимающего предприятия о принятии к бухгалтерскому учету данного объекта;
- счет-фактура на объект основных средств, который был безвозмездно передан;
- документы (счета и счета-фактуры), которые подтверждают расходы, понесенные в связи с безвозмездной передачей объекта основных средств;
- платежно-расчетные документы, подтверждающие оплату указанных выше расходов.
Таким образом, проводки, регистрирующие выбытие основных средств и порядок учета данных операций отличаются в зависимости от способа выбытия основного средства, который может быть связан с продажей, меной, невозможностью дальнейшей эксплуатации вследствие износа или действия иных разрушающих факторов.
1.5. Инвентаризация и переоценка основных средств и отражение их результатов в учёте
Для контроля сохранности основных средств и их использования по назначению на предприятиях периодически проводятся инвентаризации в соответствии с Положением о бухгалтерских отчётах и балансах.
Основными задачами инвентаризации являются:
– выявление фактического наличия основных средств;
– контроль сохранности основных средств, анализ соответствия их фактического наличия данным бухгалтерского учёта;
– выявление основных средств, которые частично потеряли свои первоначальные качества;
– определение основных средств, которые не используются, для их дальнейшей реализации;
– определение правильности обозначенной стоимости основных средств, которые учтены на баланса предприятия.
Инвентаризация основных средств может быть проведена один раз в три года, но возможны случаи, когда её проведение может быть обязательным и в другие сроки. Это может быть инвентаризация, проводимая по решению руководителя или в обязательном порядке в следующих случаях:
– передача основных средств предприятия в аренду;
– смена материально-ответственных лиц;
– ликвидация предприятия;
– выявление фактов недостачи и хищения [18, c. 361].
В целях проведения инвентаризации организуют рабочую группу, в состав которой входят: представитель руководства предприятия, специалисты (опытные работников, которые хорошо знают инвентаризуемые ценности, цены и первичный учёт). Инвентаризация основных средств производится в соответствии с каждым материально-ответственным лицу, на хранении у которого они находятся.
Для описи используются инвентаризационные сличительные ведомости, которые заполняются и подписываются членами комиссии. Для проведения описи объекты основных средств обязательно осматриваются членами комиссии, их состояние тщательно оценивается. Данные инвентаризационных описей впоследствии сверяются с данными учета. При наличии расхождений в бухгалтерии составляются сличительные ведомости.
Возникшая положительная разница в качестве суммы дооценки основных средств относится на добавочный капитал организации (счет 83 субсчет 1 «Прирост стоимости имущества по переоценке»).
Если переоценка проводится посредством использования прямого пересчета исходя из документально подтвержденных рыночных цен, определяется коэффициент пересчета, который умножается потом на сумму амортизации, начисленную до проведения переоценки:
Рыночная стоимость основного средства, которые определили в результате переоценки |
К = Первоначальная стоимость основного средства до переоценки
Результаты переоценки отражаются в учета лишь по окончании того года, в котором она была проведена. Они учитываются во входящем сальдо на начало следующего года в балансе за I квартал [9]. При учете результатов переоценки используется счет 91 «Прочие доходы и расходы» (п. 1, п. 3, п. 7 Приложения к Приказу № 186н), если идет речь о переоценке ниже первоначальной стоимости основного средства.
Глава 2. Анализ учета основных средств на предприятии ООО «Полимер»
2.1. Организационно-экономическая характеристика ООО «Полимер»
Предприятие ООО «Полимер» образовано в 1999 году.
Место нахождения организации: Московская обл., г. Солнечногорск, ул. Тельнова, стр.10.
Организационно-правовая форма: общество с ограниченной ответственностью. Общество имеет гражданские права, несет ответственность и исполняет обязанности, необходимые для ведения любых видов деятельности, не запрещенных законом, и осуществляет свою предпринимательскую деятельность в соответствии с положениями Закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 года «Об обществах с ограниченной ответственностью» (ред. от 11.07.2011).
Основным направлением деятельности предприятия является производство бытовой мебели и элементов мягкой мебели.
Уставный капитал ООО «Полимер» определяет минимальный размер имущества общества, гарантирующего интересы его кредиторов. Он не может быть менее размера, предусмотренного законом об обществах с ограниченной ответственностью.
Органом управления на предприятии является Директор. Органом контроля за финансово-хозяйственной и правовой деятельностью предприятия является – Директор и Главный бухгалтер.