Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 154
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов
1.1. Теоретические подходы к исследованию конфликта
1.2. Практические подходы к изучению конфликта
1.3. Причины и функции конфликтов
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования
2.2.Описание применяемых методов и методик
2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Глава 3. Предупреждение развития конфликтов
3.1. Технология предупреждения конфликта
4) Фактор отношения – удовлетворение от взаимодействия двух или более сторон или его отсутствие. В его структуру входят такие аспекты, как: основа и сущность отношений, ожидания, важность, ценность, длительность взаимоотношений, совместимость людей в процессе взаимоотношений, вклад сторон во взаимоотношения и т.д.
5) Фактор поведения – способы поведения в конфликтной ситуации: избегание, приспособление, конкуренция, компромисс, сотрудничество (по К. Томасу).
Причины возникновения конфликтных ситуаций в организации могут быть весьма разнообразны[14]. К ним относятся:
1. Недостатки в организации производственных процессов, неблагоприятные условия труда, несовершенство форм его стимуляции.
2. Неправильные действия руководителя из-за отсутствия у него опыта (неумение распределить задание, неправильное использование системы
стимулирования труда, неумение понять психологию подчиненного).
3. Недостатки стиля работы и неправильное поведение руководителя, столкновение со стереотипами, утвердившимися в сознании подчиненных под влиянием стиля работы прежних руководителей.
4. Расхождение мнений работников в оценке явлений производственной жизни.
5. Нарушение внутригрупповых норм поведения, распад коллектива на
различные группировки, возникновение разногласий между разными категориями работников (например, «старожилами» и «новичками», выделение «незаменимых»).
6. Противоречия интересов людей, их функций в трудовой деятельности.
7. Несовместимость в силу личностных, социально-демографических различий. Личностные конфликты в большинстве случаев затрагивают деловую сферу отношений сотрудников и перерастают в деловые конфликты, не способствуя развитию трудового коллектива
8. Личностные характеристики отдельных людей - специфические
особенности поведения, отношения к труду и коллективу, черты характера. Данный перечень причин можно дополнить этот перечень еще двумя[15]:
– неправильные действия руководителей в субъективном восприятии подчиненных;
– несовместимость стиля управления и стиля подчинения.
Говоря об организационном конфликте, необходимо упомянуть о двух
уровнях причин конфликтов: организационном (проблемы менеджмента) и психологическом (проблемы отношений между людьми)[16].
Функции конфликта – это воздействие конфликта или его результатов на своих оппонентов, их отношения, и на социальную и материальную среду. В зависимости от сферы влияния можно выделить следующие основные функции конфликта: воздействие на психические состояния и, как следствие, на здоровье участников; воздействие на взаимоотношения оппонентов; на качество их индивидуальной деятельности; на социально-психологический климат группы, в которой развивался конфликт; на качество совместной деятельности членов группы.
По направленности воздействия выделяют деструктивные и конструктивные функции конфликта. В групповых отношениях конструктивная функция конфликта проявляется в способствовании предотвращению застоя, служит источником нововведений, развития (появление новых целей, норм, ценностей). Конфликт, обнаруживая и устраняя объективные противоречия, существующие между членами коллектива, способствует стабилизации группы.
Деструктивная функция конфликта на уровне группы проявляется в нарушении системы коммуникаций, взаимосвязей, ослаблении ценностно-ориентационного единства, снижении групповой сплоченности и понижении в итоге эффективности функционирования группы в целом. Обычно конфликт несет в себе как конструктивные, так и деструктивные стороны, по мере развития конфликта функциональность его может меняться. Оценивают конфликт по преобладанию той или иной функции[17].
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования
По запросу ООО "Красный октябрь" было проведено исследование, направленное на выявление психологических причин конфликтности личности в организации.
Исследование проводилось в первичном трудовом коллективе – ООО "Красный октябрь". Состав коллектива – 11 человек: из них 6 мужчин и 5 женщин. Принимало участие 10 человек (1 отказался по причине нехватки времени).
Возрастной состав членов коллектива: от 24 до 42 лет.
Образование: среднее специальное и высшее.
Выборка была ограничена запросом (табл. 1).
Таблица 1
Сводная таблица первичных данных по выборке
№ |
Пол |
Возраст |
Должность |
Образование |
1 |
Муж |
40 |
Ген. Директор |
Высшее |
2 |
Муж |
41 |
Ком. Директор |
Высшее |
3 |
Жен |
24 |
Бухгалтер |
Среднее |
4. |
жен |
37 |
Менеджер |
Непол.высшее |
5 |
Жен |
31 |
Диспетчер |
Высшее |
6 |
Муж |
42 |
Тех. Директор |
Высшее |
7 |
Муж |
28 |
Менеджер |
Среднее |
8 |
Муж |
26 |
Менеджер |
Среднее |
9 |
Жен |
40 |
Менеджер |
Высшее |
10 |
Жен |
24 |
Менеджер |
высшее |
2.2.Описание применяемых методов и методик
Гипотеза: существует взаимосвязь между осознаваемостью предпочтения стратегии соперничества (по К. Томасу) и конфликтностью личности в коллективе[18].
Для подтверждения выдвинутой гипотезы были применены: метод наблюдения, метод тестирования. В ее рамках использовались 3 методики: методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению К. Томаса, методика самооценки степени конфликтности личности и оценка экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Тест адаптирован Гришиной Н.В. для изучения личностной
предрасположенности к конфликтному поведению. В данном подходе, изучая конфликтные явления, К. Томас делал акцент не только на разрешение конфликтов, но и на возможность управлять ими. В соответствии с этим, американский психолог считает нужным сконцентрировать внимание на том, какие формы поведения в конфликтных ситуациях характерны для людей, какие из них являются более продуктивными или деструктивными, каким образом возможно стимулировать продуктивное поведение.
Для описания типов поведения людей в конфликтных ситуациях К. Томас предлагает использовать двухмерную модель регулирования конфликтов. Ее основными измерениями являются: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт; и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным измерениям американский психолог выделил такие способы урегулирования конфликтов: соперничество, приспособления, компромисс, избегание, сотрудничество.
В своем опроснике по выявлению типичных форм поведения К. Томас описывает каждый из пяти перечисленных возможных вариантов двенадцатью суждениями о поведении индивида в конфликтной ситуации. В различных ситуациях они сгруппированы в 30 пар, в каждой из которых респонденту предлагается выбрать то суждение, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения[19]. Оптимальным поведением в конфликтах считается такое, когда применяются все стратегии и каждая из них имеет значение в интервале от 5 до 7 баллов (минимум – 0 баллов, максимум – 12 баллов). Бланк и ключ методики представлены (Приложение 1).
2.4. Методика диагностики самооценки степени конфликтности личности, а также оценки экспертом степени конфликтности личности (Ладанов И.Д.)
Шкала используется для самооценки и для оценки степени конфликтности других лиц. Очень высокая степень конфликтности – 70 баллов; высокая – 60 баллов; выраженная конфликтность –50 баллов.
Сумма 11-15 баллов свидетельствует о склонности избегать конфликтных ситуаций (Приложение 2).
Социометрия
Данная методика применяется с целью выявления «симпатий» и «антипатий» между членами группы, т.е. можно сказать, что выявление системы эмоциональных отношений в группе путем осуществления каждым из членов группы определенных «выборов» из всего состава группы по заданному критерию. Все данные о таких «выборах» представляются в виде особой диаграммы – социограммы (Приложение 3).
2.3. Обработка и интерпретация полученных данных
Исследование проводилось в три этапа. На первом этапе методом стороннего наблюдения в естественных условиях была выявлена напряженность в отношениях.
На втором этапе был проведен метод тестирования, в рамках которого
применялись три методики: диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса и диагностика самооценки степени конфликтности и оценки экспертом степени конфликтности личности, социометрия группы.
На третьем этапе, после тестирования работников к работе были привлечен эксперт. Он оценил степень конфликтности каждого сотрудника, каждому из которых было присвоено определенное количество баллов (от 1 до 10), чем выше был балл, тем выше оценка конфликтности данного человека. Также эксперт оценил уровень конфликтности личности (по методике И. Д. Ладанова).
Таблица 2
Результаты тестов и оценки экспертов
№ испытуемого |
Ранг экспертов |
Диагностика стратегий поведения в конфликте К. Томаса |
Самооценка уровня конфликтности |
Оценка экспертом конфликтности сотрудников |
||||
Соперничество |
Сотрудничество |
Приспособление |
Компромисс |
Избегание |
Группа №1 (повышенная конфликтность)
6 |
10 |
6 |
4 |
5 |
8 |
4 |
40 |
56 |
8 |
9 |
6 |
6 |
6 |
5 |
7 |
36 |
52 |
4 |
8 |
6 |
5 |
7 |
5 |
5 |
49 |
50 |
7 |
7 |
0 |
3 |
3 |
9 |
9 |
50 |
58 |
12 |
6 |
2 |
6 |
9 |
6 |
8 |
27 |
60 |
Группа №2 (пониженная конфликтность)
1 |
5 |
4 |
9 |
1 |
7 |
9 |
45 |
53 |
13 |
4 |
3 |
9 |
5 |
12 |
8 |
30 |
46 |
10 |
3 |
3 |
8 |
5 |
4 |
8 |
30 |
49 |
9 |
2 |
2 |
9 |
10 |
5 |
10 |
30 |
40 |
3 |
1 |
2 |
7 |
5 |
7 |
9 |
21 |
21 |
* - достоверность различий между выборками доказана с помощью U- критерия Манна – Уитни.
Интерпретируя полученные данные, можно выделить две подгруппы (повышенная или пониженная конфликтность). Достоверность различий групп по этому показателю и по данным тестов была доказана с помощью U – критерия Манна – Уитни (критическое значение для выборки 5/5 равно 2 при p ( 0,05). По результатам социометрии, люди, получившие наименьшее количество баллов менее конфликтны, поэтому они получили больше положительных выборов, и с ними предпочли бы иметь профессиональные отношения.
Следующим этапом исследования было проведение корреляции с помощью программы Microsoft Excel. (Приложение 4). Корреляция проведена для выяснения влияния одних факторов на другие. В результате исследования установлено наличие связи между стратегиями поведения и конфликтностью личности. Коэффициент корреляции Пирсона (r=- 0,638) показывает, что большим значениям стратегии соперничества по тесту К. Томаса отвечают большие значения по шкале рангов, введенной и описанной нам выше. Кроме того, меньшие значения по шкале избегания теста К. Томаса коррелируют с большим значением по шкале рангов(r=-0, 7868). На практике это означает, что конфликтные личности чаще выбирают соперничество в качестве стратегии поведения в конфликтной ситуации. Это подтверждает корреляция между стратегией избегания (по К. Томасу) и степенью конфликтности личности (по нашей шкале рангов) – неконфликтные люди в группе испытуемых предпочитают уход от конфликта.