Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Подходы к исследованию конфликтов
1.1. Теоретические подходы к исследованию конфликта
1.2. Практические подходы к изучению конфликта
1.3. Причины и функции конфликтов
Глава 2. Экспериментальное исследование психологических причин конфликтности личности в организации
2.1. Формирование выборки и описание этапов исследования
2.2.Описание применяемых методов и методик
2.3. Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению
Глава 3. Предупреждение развития конфликтов
3.1. Технология предупреждения конфликта
15. Калашников Д. Конфликты в организации: социально -
конфликтологический уровень анализа ( по результатам экспертного
опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. – 1999.
- № 7. – С. 17-22
16. Ковачик П., Малиева Н. Предупреждение и разрешение конфликтов.
М.: Ин-т психологии РАН, 1994 – С. 56
17. Конфликт и пути его разрешения (сост. Лисепкий К.С.). – Куйбышев:
Изд-во КГУ, 1990. – С. 19
18. Конфликт: борьба, взаимодействие, сотрудничество (под ред. Потанина
Г.М.). –Белгород: изд-во Белгородского ГУ, 1997. – С. 342
19. Конфликтные ситуации в трудовых коллективах и методы их разрешения
(сост. Лысов О.Е.). – Л.: ИПК СП, 1990. – С. 44
20. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы:
Теоретический и прикладной аспекты. - М.: Изд-во МУ, 1991.- С. 207
21. Линчевский Э.Э. Конфликты в общении и общение в конфликтах. – СП б: изд-во Военмеха, 2000. – С. 72
22. Меньшова В.Н. Конфликтология. – Новосибирск: изд-во СибАГС, 2000.
– С. 184
23. Ошуркова Н.А. Конфликт в трудовом коллективе и способы их
разрешения. - М.: ,1992. – С. 25
24. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально-психологического
анализа конфликта // В сб. Психология конфликта (хрестоматия)(сост. Гришина Н.В.). – СП б: Питер, 2001. – С. 298-309
25. Платонов К.К., Казаков В.Г. Развитие системы понятий теории
психологического климата в советской психологии //В сб. Социально-
психологический климат коллектива (под ред. Е.В. Шороховой и О.И.
Зотовой). - М.: Изд-во МУ, 1979.– С. 143-167
26. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. – Л.: Изд-во ЛГУ,
1986. – С. 176
27. Скотт Д.Г. Конфликты пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат,
1991. - С. 191.
28. Смирнов Г.Л. Советский человек. Формирование социалистического
типа личности. - М.: Наука,1973. – С. 207
29. Социально-психологические проблемы производственного коллектива
(под ред. Шороховой Е.В. и др.). - М.: Наука ,1983. – С. 240
30. Уткин Э.А. Конфликтология: теория и практика. – М.: Асс авторов и
изд. «Тандем», 2000. – С. 272
31. Черняк Т.В. Конфликты в организациях и технологии их разрешения. –
Новосибирск: Изд-во СибАГС, 1998. –С. 120
32. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ,
1992. – С. 80
33. Шепель В.М. Управленческая антропология: человековедческая
компетентность менеджера. – М.: Дом педагогики, 2000. – С. 544
34. Шепель В.М. Управленческая психология. – М.: Экономика, 1984. – С.
Приложение 1
Методика диагностики стратегий поведения личности в конфликте К. Томаса
1. А. Иногда я предоставляю возможность другим взять на себя
ответственность за решение спорного вопроса.
Б. Чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить внимание на то, с чем мы оба согласны.
2. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Я пытаюсь уладить дело с учетом интересов другого и моих собственных.
3. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
4. А. Я стараюсь найти компромиссное решение.
Б. Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.
5. А. Улаживая спорную ситуацию, я все время стараюсь найти поддержку у
другого.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
6. А. Я пытаюсь избежать возникновения неприятностей для себя.
Б. Я стараюсь добиться своего.
7. А. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем
решить его окончательно.
Б. Я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого.
8. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Я первым делом стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые
интересы и вопросы.
9. А. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих
разногласий.
Б. Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.
10. А. Я твердо стремлюсь достичь своего.
Б. Я пытаюсь найти компромиссное решение.
11. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и вопросы.
Б. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
12. А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также вдет мне навстречу.
13. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я настаиваю, чтобы было сделано по-моему.
14. А. Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.
Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
15. А. Я стараюсь успокоить другого и главным образом сохранить наши отношения.
Б. Я стараюсь сделать все необходимое, чтобы избежать напряженности.
16. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.
17. А. Обычно я настойчиво стараюсь добиться своего.
Б. Я стараюсь сделать все, чтобы избежать бесполезной напряженности.
18. А. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
Б. Я даю возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне навстречу.
19. А. Первым делом я стараюсь ясно определить то, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.
Б. Я стараюсь отложить решение спорного вопроса с тем, чтобы со временем решить его окончательно.
20. А. Я пытаюсь немедленно преодолеть наши разногласия.
Б. Я стараюсь найти наилучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.
21. А. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого.
Б. Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.
22. А. Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей позицией и точкой зрения другого человека.
Б. Я отстаиваю свои желания.
23. А. Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
Б. Иногда я представляю возможность другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.
24. А. Если позиция другого кажется ему очень важной, я постараюсь пойти навстречу его желаниям.
Б. Я стараюсь убедить другого прийти к компромиссу.
25. А. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моих взглядов.
Б. Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к желаниям другого. 26. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Я почти всегда озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.
27.А. Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.
Б. Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своем.
28. А. Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.
Б. Улаживая ситуацию, я обычно стараюсь найти поддержку у другого.
29. А. Я предлагаю среднюю позицию.
Б. Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникающих разногласий.
30. А. Я стараюсь не задеть чувств другого.
Б. Я всегда занимаю такую позицию в спорном вопросе, чтобы мы совместно с другим заинтересованным человеком могли добиться успеха.
Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает
представление о выраженности у него тенденции к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях.
КЛЮЧ:
№ |
Соперничество |
Сотрудничество |
Компромисс |
Избегание |
Приспособление |
1 |
А |
Б |
|||
2 |
Б |
А |
|||
3 |
А |
Б |
|||
4 |
А |
Б |
|||
5 |
А |
Б |
|||
6 |
Б |
А |
|||
7 |
Б |
А |
|||
8 |
А |
Б |
|||
9 |
Б |
А |
|||
10 |
А |
Б |
|||
11 |
А |
Б |
|||
12 |
Б |
А |
|||
13 |
Б |
А |
|||
14 |
Б |
А |
|||
15 |
Б |
А |
|||
16 |
Б |
А |
|||
17 |
А |
Б |
|||
18 |
Б |
А |
|||
19 |
А |
Б |
|||
20 |
А |
Б |
|||
21 |
Б |
А |
|||
22 |
Б |
А |
|||
23 |
А |
Б |
|||
24 |
Б |
А |
|||
25 |
А |
Б |
|||
26 |
Б |
А |
|||
27 |
А |
Б |
|||
28 |
А |
Б |
|||
29 |
А |
Б |
|||
30 |
Б |
А |
Приложение 2
Методика диагностика степени конфликтности личности и оценки других.
Дайте самооценку своих действий (оценку действий других) в конфликтных ситуациях в организации.
Рвется в спор |
7 6 5 4 3 2 1 |
Уклоняется от спора |
Свои доводы сопровождает тоном, не терпящим возражения |
7 6 5 4 3 2 1 |
Свои доводы сопровождает извиняющимся тоном |
Считает, что добьется своего, если будет рьяно возражать |
7 6 5 4 3 2 1 |
Считает, что проигрывает, если будет возражать |
Не обращает внимание на то, что другие не понимают доводов |
7 6 5 4 3 2 1 |
Сожалеет, если видит, что другие не понимают доводов |
Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента |
7 6 5 4 3 2 1 |
Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента |
Не смущается, если попадает в напряженную обстановку |
7 6 5 4 3 2 1 |
В напряженной обстановке чувствует себя неловко |
Считает, что в споре нужно проявлять свой характер |
7 6 5 4 3 2 1 |
Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции |
Не уступает в споре |
7 6 5 4 3 2 1 |
Уступает в споре |
Считает, что люди легко выходят из конфликтов |
7 6 5 4 3 2 1 |
Считает, что люди с трудом выходят из конфликтов |
Если взрывается, то считает, что без этого нельзя |
7 6 5 4 3 2 1 |
Если взрывается, то скоро ощущает чувство вины |
Приложение 3
Бланк социометрии
Ответьте, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Ваши ответы не будут разглашены.
1. Кого из сотрудников ООО «Красный Октябрь» Вы бы хотели видеть в составе другой фирмы?
2. Кого из сотрудников ООО «Красный Октябрь» Вы бы не хотели видеть в составе другой фирмы?
3. Кто, по вашему мнению, выберет Вас?
4. Кто, по вашему мнению, не выберет Вас?
Спасибо за участие!
Приложение 4
Корреляция
| |Ранг |Сопернич|Сотрудни|Компроми|Избегани|Приспосо|Самооцен|Оценка |Положит|Отрицат|
| | |ество |чество |сс |е |бление |ка |эксперта|ельные |ельные |
| | | | | | | | | |выборы |выборы |
|Ранг |1 | | | | | | | | | |
|Соперничество |0,63808 |1 | | | | | | | | |
|Сотрудничество |-0,78981|-0,20294|1 | | | | | | | |
|Компромисс |0,04437 |-0,25605|-0,01263|1 | | | | | | |
|Избегание |-0,78682|-0,84591|0,5013 |0,02815 |1 | | | | | |
|Приспособление |-0,23776|0,06937 |0,41285 |-0,48637|0,15881 |1 | | | | |
|Самооценка |0,74118 |0,24758 |-0,72118|0,06255 |-0,47426|-0,31994|1 | | | |
|Оценка эксперта |0,70332 |0,1692 |-0,52033|0,02905 |-0,40656|-0,01912|0,58523 |1 | | |
|Положительные |-0,446 |-0,20387|0,22611 |0,31191 |0,15534 |-0,47024|-0,39191|-0,726 |1 | |
|Выборы | | | | | | | | | | |
|Отрицательные |0,46001 |-0,03355|-0,57096|-0,16083|0,00314 |0,08015 |0,31382 |0,57324 |-0,7323|1 |
|Выборы | | | | | | | | |4 | |
Значимость определялась с использованием коэффициента корреляции (по Пирсону). Табличное значение для p( 0,05 - 0, 632).
-
1. Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. - М.: ЮНИТИ, 1999.- С.
552 ↑
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 207 ↑
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 210 ↑
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 212 ↑
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 211 ↑
-
Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во
ЛГУ, 1978. – С. 25 ↑
-
Бойко В.В., Ковалев А.Г., Панферов В.Н., Социально-психологический
климат коллектива и личность. - М.: Мысль, 1983. – С. 212 ↑
-
Грызунова Т.В. Межличностный конфликт в сфере управленческой
деятельности: Автореф. дис. канд. псих. наук. - М.: Изд-во РАУ,
1994.- С.19 ↑
-
Гришина Н.В. Закономерности возникновения межличностных
производственных конфликтов: дис. канд. псих. наук. - Л.: Изд-во
ЛГУ, 1978. – С. 12 ↑
-
Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 188 ↑
-
Донцов А.И. Психология коллектива. - М.: Изд-во МУ, 1984. – С. 200 ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. –
С. 288 ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. –
С. 400 ↑
-
Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во
Марийского унив-та, 1996. –С. 64 ↑
-
Игумнова Г.В. Методы разрешения конфликтов. – Йошкар-Ола: Изд-во
Марийского унив-та, 1996. –С. 66 ↑
-
Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. – СП б: Питер, 2001. –
С. 355 ↑
-
Калашников Д. Конфликты в организации: социально -
конфликтологический уровень анализа ( по результатам экспертного
опроса управленческого персонала)// Управление персоналом. – 1999.
- № 7. – С. 17-22 ↑
-
Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ,
1992. – С. 80 ↑
-
Шаленко В.Н. Конфликты в трудовых коллективах. – М.: Изд-во МУ,
1992. – С. 82 ↑
-
Ляпунов А.Я., Шипилов А.И.
Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. Стр 410 ↑
-
Ляпунов А.Я., Шипилов А.И.
А74 Конфликтология: Учебник для вузов. — М.: ЮНИТИ, 2000. - 551 с. Стр 411. ↑
-
? Анцупов А. Я., Шипилов А. И. Конфликтология: Учебник для вузов. – СПб., Питер, 2007. стр 415. ↑
-
Джерелевская М.А. Установки коммуникативного поведения: диагностика
и прогноз в конкретных ситуациях. – М.: Смысл, 2000. - С. 102 ↑