Файл: Банковские риски и пути их снижения (Сущность, функции и виды рисков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Изменения в стоимости кредитных обязательств повлекли за собой изменения в структуре кредитных обязательств. Наибольшие изменения коснулись следующих групп: удельный вес средств кредитных организаций возрос на 8,8%, удельный вес выпущенных долговых обязательств возрос на 4,7%, а удельный вес средств клиентов сократился на 13% от общей стоимости кредитных обязательств. собственный капитал филиала Сбербанка за анализируемый период вырос на 781349 тыс. руб. или на 288,6% по сравнению с 2015 годом. Наиболее крупными группами собственного капитала являются фонды и прибыль, оставленная в распоряжении предприятия (в 2017 году удельный вес составлял 26,3%) и переоценка основных средств (удельный вес в 2017 году – 55,4%).

2.2. Особенности управления банковскими рисками в ПАО «Сбербанк»

Сегодня в ПАО «Сбербанк» существует служба банковской безопасности (СББ), которая защищает от посягательств преступников не только само кредитное учреждение, но и хранящиеся в нём средства третьих лиц – клиентов. Эта службы с основания Банка участвует в выявлении и предупреждении преступлений, несмотря на то, что прямых предписаний закона на этот счёт нет. В значительной мере это объясняется отказом законодателя от принципа публичности при осуществлении уголовного преследования за совершение отдельных видов преступлений в банковской сфере (примечание к ст. 201 УК РФ). Право банка давать согласие на возбуждение уголовного дела правоохранительные органы воспринимают так, будто основная ответственность за выявление криминальных действий лежит на самом банке.

Не редко правоохранительные органы уклоняются от возбуждения уголовного дела, ссылаясь на наличие гражданско-правового договора, заключенного мошенниками для маскировки преступного умысла и уклонения от ответственности.

В настоящее время основное бремя выявления и предупреждения преступлений в финансово-кредитной сфере несёт служба безопасности самого Банка. Для реализации своих целей служба безопасности ведёт сыскную деятельность, осуществляя взаимодействие с правоохранительными органами, оказывая содействие в проведении следственных, розыскных и организационных мероприятий, а также разрабатывает и осуществляет меры предупреждения преступных посягательств на интересы своего Банка.


С марта 2017 года в Волгоградском региональном Представительстве ПАО «Сбербанк» функционирует система внутреннего скоринга «Adastra».

В процессе работы по этому проекту специалистами службы банковской безопасности было выявлено, что, источником мошеннической угрозы, особенно организованного мошенничества, являются не только клиенты, но и сотрудники Банка, а также сотрудники торговых организаций – партнёров Банка, осуществляющие намеренное искажение данных о клиенте в целях увеличения уровня платежеспособности потенциального заёмщика. Так, несмотря на запреты при внесение в анкету заёмщика данных, не соответствующих действительности, ряд сотрудников корректирует сведения о заёмщике после отказа Банка в предоставлении кредита с целью фиктивного увеличения уровня платёжеспособности или по иным основаниям, попадающим под санкции статей Уголовного кодекса РФ (ст. 159).

Здесь основной проблемой при управлении рисками является конфликт интересов между собственниками организации и сотрудниками. Замотивированный на продажи банковских продуктов персонал, преследуя свою цель – выполнение плана любым путём, преступает грани дозволенного. Такое положение дел подталкивает сотрудников организации к увеличению доходностей своих операций, за счёт увеличения рисков Банка «Сбербанк». Следовательно, для стимулирования сотрудников к осторожному отношению к рискам, следует учитывать риски при оценке их деятельности.

В свою очередь, согласно общей тенденции развития бизнеса и направленности руководства на уменьшение уровня дефолта любые факты искажения сведений о заёмщике в период оформления кредитной документации проверяются путём проведений служебных проверок. По результатам, которых, в зависимости от наличия вины и мотивов противоправных действий, руководством СББ и Банка принимаются решения о привлечении ответственного лица к дисциплинарной либо уголовной ответственности.

Обучение и тренировка персонала обязательное условие при приёме на работу в ПАО «Сбербанк». Полный и подробный инструктаж даёт возможность администратору осуществлять операции от имени Банка. Организационное обеспечение автоматизированных рабочих мест (АРМ) включает комплекс документов, регламентирующих деятельность специалистов при использовании компьютера или терминала другого вида на рабочем месте и определяющих функции и задачи администратора на административном пункте (АП). Регулярные тренинги и многочисленные инструкции помогают правильно вести себя сотруднику при любых обстоятельствах в работе с клиентом, а также в условиях жесткой конкуренции. Ведь на рынке потребительского кредитования количество коммерческих банков неуклонно растет.


Как уже говорилось ранее, среди способов управления рисками выделяют две группы – организационно-технические и финансово-договорные способы. Наглядным примером второго способа управления рисками в деятельности ПАО «Сбербанк» является организованная в 2004 году отраслевая (кэптивная) страховая компания ПАО «Сбербанк Страхование».

Страхование рисков относится к методу передачи риска посредством заключения контракта и наиболее близко отвечает идеальным условиям, предъявляемым к передаче риска. Страхование одновременно выступает как один из стабилизаторов экономи­ческой и социальной ситуации в стране и как одна из сфер экономики и бизнеса.

Из всего набора рисков, ПАО «Сбербанк Страхование» отбирает только ту их часть, которая удовлетворяет следующим критериям:

- случайный и непредсказуемый характер событий;

- измеримость риска;

- ограниченность потерь;

- относительно небольшая вероятность наступления страхового случая.

Новые технологии, сложность управления банком, компьютерные преступления, злоупотребление служащих банка, изменение моральных ценностей в обществе, неэффективное и непредсказуемое регулирование со стороны государства, возникновение новых видов деятельности и многое другое. Потери такого рода могут быть компенсированы путем страхования. И понятно, что любая предпринимательская деятельность связана с риском потерь вплоть до полного разорения предприятия и рискованность особенно высока с операциями на финансовых рынках.

Таким образом, необходимость страхования, ее социально-общественная функция заключается в защите прибыли - дохода ПАО «Сбербанк» от неблагоприятных внешних и внутренних воздействий, которые никаким образом не должны повлиять на финансовую устойчивость кредитного учреждения.

Одним из методов используемых ПАО «Сбербанк» управления финансовыми рисками – это использование услуг кредитных бюро. Сегодня в России выдается все больше потребительских кредитов. У ПАО «Сбербанк» объем потребительских кредитов увеличился с начала 2005 года на 23%, а на конец 2017 года на 100%. Естественно Банку нужна информация о заемщиках, ведь процент невозврата на рынке потребительского кредитования довольно велик. По статистике Центрального Банка РФ около 5% взятых в долг денег не возвращается в банки. И это одна из причин, почему потребительские кредиты, особенно «мгновенные», так дороги - эффективные ставки там достигают до 114% в год (48% в ПАО Сбербанк»). Однако кредитные риски все же значительно повышают цену ссуды, ведь в нее изначально закладывается страховка от недобросовестного заемщика.


Кредитная история – накопленные в течение длительного времени сведения о получении и возвращении заёмщиком банковских кредитов, характеризующие надёжность исполнения обязательств предприятия-заёмщика или физического лица с точки зрения возврата полученных средств.

В кредитном договоре есть раздел «Предоставление информации в бюро кредитных историй», в котором оговорено согласие заёмщика на предоставление данных в бюро кредитных историй для формирования кредитной истории, состав которой определяется действующим законодательством Российской Федерации. И которая будет характеризовать исполнение принятых заёмщиком на себя обязательств по кредитному договору. Что впоследствии, разрешает Банку получать из бюро кредитных историй информацию, содержащую основную часть кредитной истории потенциального заёмщика. По запросу банка кредитное бюро предоставляет один из стандартизированных видов отчетов. Самый простой базовый документ содержит информацию о прошлых невозвратах и просрочках ссуд.

Построение таблицы или кривой вероятностей потерь является исходной стадией оценки риска. С этой целью первоначально выделяются определенные области, или зоны, риска в зависимости от величины потерь. Схематически эти зоны изображены ниже. (Рисунок 2).

область

потерь

зона

допусти-мого

риска

зона

критичес-

кого

риска

зона

катастро-фического

риска

имущ.

состоя-ние

Величины возможных

потерь

расчетная

прибыль

расч.

выручка

Рис. 2. Схема зон риска

Более опасная область называется зоной критического риска. Это область, характеризуемая возможностью потерь в размере свыше величины ожидаемой прибыли и вплоть до величины полной расчётной, ожидаемой выручки от данного вида деятельности. Таким образом, зона критического риска характеризуется опасностью потерь, которые заведомо превышают ожидаемую прибыль и в пределе могут привести к невозмещаемой потере всех средств, вложенных в эту деятельность банком.

Самое полное представление о риске даёт кривая распределения вероятностей потерь – графическое изображение зависимости вероятности потерь от их уровня, показывающая, насколько вероятно возникновение тех или иных потерь.

При построении кривой распределения принимаются следующие предположения (Рисунок 3):


1. Наиболее вероятно получение прибыли, равной расчётной величине (ПРр). Вероятность (Вр) получения такой прибыли максимальная, соответственно значение (ПРр) можно считать математическим ожиданием прибыли. Вероятность получения прибыли, больше или меньше, чем больше такая прибыль отличается от расчётной, то есть значения вероятностей отклонения от расчётной прибыли монотонно убывают при росте отклонений.

Вероятность получения прибыли

10

Вр

область

потерь

область выигрышей

0 ПРр

величина прибыли ПР

Рис. 3. Типичная кривая вероятностей получения определенного уровня прибыли

2. Потерей прибыли (∆ПР) считается её уменьшение в сравнении с расчетной величиной ПРр. Если реальная прибыль равна ПР, то ∆ПР = ПРр – ПР.

3. Вероятность исключительно больших, теоретически бесконечных потерь практически равна 0, так как потери заведомо имеют верхний предел (исключая потери, которые не представляется возможным оценить количественно).

Из кривой вероятностей получения прибыли, строят кривую распределения вероятностей возможных потерь прибыли, которую, собственно, и называют кривой риска. Фактически это та же кривая, но перестроенная в другой системе координат. (Рисунок 4).

1

Вра

критичес-

2на

критичес-

зона

Вд

зона

критичес-

зона

катастрофического

кого

риска

допустимого

риска

риска

Вкр

критичес-

возможные потери

прибыли

Вкт

4она

критичес-

ИС

ВР

ПРр

ПР

Рис. 4. Типичная кривая распределения вероятностей определенного уровня потерь прибыли

Где, точка 1 (∆ПР=0; В=ВР) определяет вероятность нулевых потерь прибыли. В соответствии с принятыми допущениями вероятность нулевых потерь максимальна и заведомо меньше 1.

Точка 2 (∆ПР=ПРр; В=Вд) характеризуется величиной возможных потерь, равной ожидаемой прибыли, то есть полной потерей прибыли, вероятность которой равна Вд. Точки 1 и 2 являются граничными, и определяют положение зоны допустимого риска.

Точка 3 (∆ПР=ВР; В=Вкр) соответствует величине потерь, равной расчетной прибыли ВР, вероятность таких потерь Вкр. Точки 2 и 3 определяют границы зоны критического риска.

Точка 4 (∆ПР=ИС; В=Вкр) характеризуется потерями, равными имущественному состоянию ПАО «Сбербанк» вероятность которых равна Вкт. Между точками 3 и 4 находится зона катастрофического риска.