Файл: Банковские риски и пути их снижения (Сущность, функции и виды рисков).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Вероятности определенных уровней потерь являются важными показателями, позволяющими высказать суждение об ожидаемом риске и его приемлемости для Банка. Таким образом, если при оценке риска деятельности предприятия удаётся построить не всю кривую вероятностей риска, а только установить характерные точки – вероятность нулевых потерь, наиболее вероятный уровень риска и вероятности допустимой критической, катастрофической потери – задачу оценки риска можно считать успешно решенной. Значения этих показателей достаточно, чтобы идти на обоснованный риск.

Знания показателей риска Вр, Вд, Вкр позволяют вырабатывать суждение и принимать решения об осуществлении той или иной деятельности. Но для того чтобы не попасть в зону неприемлемого чрезмерного риска надо еще задать, установить или принять предельные величины показателей, выше которых показатели риска не должны подниматься. Так можно ориентироваться на следующие предельные значения показателей риска: вероятность допустимого риска Кд = 0,1; вероятность критического риска Ккр = 0,01 и вероятность катастрофического риска Ккт = 0,001, то есть соответственно 10; 1 и 0,1%.

В итоге, имея значения трёх показателей риска и критериев предельного риска, приходим к следующим общим условиям приемлемости анализируемого вида деятельности.

А. Показатель допустимого риска не должен превышать предельного значения (Вд <Кд).

Б. Показатель критического риска должен быть меньше предельной величины (Вкт<Ккр).

В. Показатель катастрофического риска не должен подниматься выше предельного уровня (Вкт<Ккт).

Значит, главное в оценке финансового риска для риск-менеджеров состоит в искусстве построения кривой вероятностей возможных потерь или хотя бы в установлении зон и показателей допустимого, критического и катастрофического риска.

В ПАО «Сбербанк» менеджеры отдела риск-менеджмента ограничиваются получением экспертных оценок, вероятностей возникновения определенного уровня потерь в четырёх характерных точках, т.е. устанавливают экспертным образом показатели наиболее вероятных, допустимых, критических и катастрофических потерь, имея в виду как их уровни, так и вероятности. По этим четырём характерным точкам ориентировочно воспроизводят всю кривую распределения вероятностей потерь.

Расчётно-аналитические методы построения кривой распределения вероятностей потерь и оценки на этой основе показателей финансового риска базируются на теоретических представлениях. Но сегодня, прикладная теория риска хорошо разработана применительно к страховому и игровому риску. Элементы теории игр в принципе применимы ко всем видам риска, но прикладные математические методы оценочных расчётов производственного, коммерческого, финансового риска на основе теории игр пока не созданы.


Поэтому практически, приходится ограничиваться упрощенными подходами, оценивая риск по одному или нескольким главным показателям, критериям, величинам, представляющим обобщенные характеристики, наиболее важные для суждения о приемлемости риска. (Таблица 7):

Таблица 7

Определение показателей просроченной задолженности в ПАО «Сбербанк» по итогам 2017 года

Заёмщик

Сумма кредитов, (тыс. руб.)

Срок кредита, (дн.)

Просроченная задолженность, (тыс. руб.)

Число просроченных дней, (дн.)

1

132528506

360

6650000

30

1) Определим показатель просроченной задолженности по сумме:

6650000 / 132528506 * 100% = 5%;

2) Рассчитаем показатель просроченной задолженности по сроку:

30 / 360 * 100% = 8%;

3) Определим показатель просроченной задолженности по сроку и сумме:

(6650000 * 30 /132528506 * 360) * 100% = 0,42%

Таким образом, относительный показатель просроченной задолженности по сроку и сумме за 2017 год в ПАО «Сбербанк» составил 0,42%, просроченная задолженность по сумме составляет 5% всех выданных за год ссуд, следовательно, вероятность допустимого риска Кд<10%, что не превышает нормы допустимых потерь и является допустимым для данного вида деятельности.

Таким образом, следует отметить, что ПАО «Сбербанк» находится на пике своей деятельности, что дало хорошую возможность на его примере изучать аспекты управления финансовыми рисками на предприятии при предоставлении потребительских кредитов и их обслуживании. Сопоставив и обработав фактические материалы видно, что ПАО «Сбербанк» один из немногих динамично развивающихся молодых и перспективных коммерческих банков. Предприятие постоянно расширяет спектр банковских продуктов, стараясь вовлечь самый широкий круг клиентов.

2.3. Совершенствование методов управления рисками в ПАО «Сбербанк»

В ПАО «Сбербанк» кредитные решения выносятся как автоматически через систему обработки информации (расчета скорингового балла), так и в индивидуальном порядке. Теперь ознакомившись с особенностями управления финансовыми рисками в ПАО «Сбербанк» рассмотрим предложения по усовершенствованию методов управления финансовыми рисками в организации.


Учитывая риски присущие ПАО «Сбербанк», а также их методы управления финансовыми рисками, можно порекомендовать им следующее:

1) Ограничить предельные размеры операций (установленных лимитов) в целях оптимизации рисков.

2) Установить внутренние лимиты по кредитным операциям с целью ограничения концентрации кредитных рисков.

3) Усовершенствовать методы управления рисками и разработку методик для ограничения и амортизации возможных потерь.

4) Рассматривать вопрос об изменениях в условиях кредитного соглашения когда заемщик еще не потерял способность отвечать по своим обязательствам (изменение графика погашения кредита).

5) Увеличить часть прибыли распределяемую на формирование резервов и на укрепление расчётного капитала.

6) Использовать ноу-хау в управлении доходностью сделок.

7) Проверять системы управления рисками (отдел риск-менеджмента в ПАО «Сбербанк») Центральным Банком РФ (равно как и в других коммерческих банках) на случай выявления недостатков в работе.

8) Ограничение кредитных рисков (оценка их концентрации) проводить ЦБ посредством определения нормативных показателей.

Управляющий партнер фирмы «Berner & Stafford» Вадим Дозорцев, отметил, что начиная с 2013 года рынок потребительских кредитов ежегодно удваивает свой объем, и на ближайшую перспективу наиболее востребованными останутся автокредиты и потребительские кредиты.

Важным аспектом в управлении банковскими рисками является чёткая систематизация внутренней нормативной базы. Т.е. регламентирующие деятельность банка документы должны иметь строгую иерархию.

Политика управления рисками в коммерческом банке

Положение об управлении банковским риском №2

Положение об управлении банковским риском №1

Методика №3

Методика №4

Методика №1

Методика №2

Регламент взаимодействия структурных подразделений №4

Регламент взаимодействия структурных подразделений №3

Регламент взаимодействия структурных подразделений №2

Регламент взаимодействия структурных подразделений №1

Рис.5. Иерархия внутренней нормативной базы, регламентирующей процесс управления банковскими рисками

Рассмотрим, что должен представлять собой каждый из упомянутых выше документов.

«Политика управления рисками в коммерческом банке» является главным документом, в котором отражается видение руководством банка управления банковскими рисками, даётся классификация рисков для данного банка, определяются основные цели и задачи риск-менеджмента.


Данный документ утверждает процедуру разработки и утверждения политики управления банковскими рисками, описывает общие признаки организации и функционирования системы управления банковскими рисками. Действие «Политики управления рисками в коммерческом банке» должно распространяться на все активные и пассивные операции банка, на все иные виды деятельности банка и является обязательным к исполнению всеми подразделениями и работниками банка.

Методики по своей сути являются более узкими и конкретизированными документами, регламентирующими использование одного или нескольких инструментов управления риском. В таких методиках необходимо указывать область применения (памятки того или иного банковского продукта, в которой оговорены условия его предоставления), а также базу для предполагаемых расчётов.

Основным назначением различных регламентов (инструктивные материалы) является определение взаимодействия структурных подразделений банка в процессе управления банковскими рисками, а точнее порядка применения методологии и инструментария риск–менеджмента.

Важным аспектом внутренней нормативной базы по управлению банковскими рисками является полное соответствие действующему законодательству, а также методическим рекомендациям и нормативным актам Банка России.

В приведенной выше структуре прослеживается твердая логика процесса управления банковскими рисками. Потому что управлению и контролю рисков должна предшествовать серьёзная научно-методическая работа.

Отдел риск-менеджмента должен выступать связующим звеном между научными исследованиями и практическими результатами. Основными функциями является требование и внедрение новых методик и процедур, расчёт лимитов и других ограничений в рамках утвержденной внутренней нормативной базы, подготовка управленческой отчётности для коллегиальных органов и руководства банка.

Завершающим этапом процесса управления банковскими рисками на уровне подразделения риск-менеджмента должен быть системный контроль за отклонением рисковых позиций от нормативных значений, организация обратной связи между управлением риск-менеджмента и другими структурными подразделениями коммерческого банка (отдел контроля рисков).

В качестве мер дальнейшего совершенствования системы внутреннего контроля, в частности в отношении операционных рисков, головной офис ПАО «Сбербанк» должен проводить целевые и комплексные проверки дочерних банков (региональных представительств). Планирование проверок следует основывать на основании зон рисков, выявленных в ходе обзорного аудита, а в дальнейшем на основании результатов уже проведенных контрольных мероприятий, которые дополняются результатами самооценки уровня финансового риска и данными о фактических убытках вследствие реализации кредитного риска. В совокупности формируют постоянно актуализируемую карту финансовых рисков, являющуюся основой для планирования аудита, основанного на рисках (risk-based audit) соответствующих подразделений и направлений деятельности.


Таким образом, в соответствии с Соглашением о достаточности капитала (Базель II), необходимым компонентом регулирования деятельности банков является не только государственный надзор, но и внутренний аудит. В мировой практике служба внутреннего аудита – важна часть постоянного мониторинга системы управления рисками, поскольку она обеспечивает независимую оценку адекватности установленных в банке правил и процедур выявления и оценки рисков. В случае обнаружения серьёзных нарушений и неустранимый недостатков служба внутреннего аудита информирует Совет директоров и менеджмент банка, а также вырабатывает рекомендации по совершенствованию системы управления рисками. Сопоставление фактических и статистических данных, сравнение данных, характеризующее развитие российской и зарубежной экономики – важнейший показатель качества исследования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Из всего вышесказанного ясно, что банковская система в России будет развиваться и дальше. Никаких принципиально новых услуг банки рынку предлагать пока не собираются, но планируют развивать кредитование, дистанционное обслуживание, а также продвигать идею финансового супермаркета.

Сегодня продвинутые клиенты активно сопротивляются - они хотят понимать, за что им придется платить, а также иметь возможность сравнить условия обслуживания. Среди «непродвинутых» все еще очень сильно недоверие к банковской системе: многие боятся, что их опять обманут. Даже таким привлекательным продуктом, как ипотека, готовы воспользоваться лишь 9% Россиян. Да и самыми простыми услугами - расчетными счетами, депозитами, пластиковыми картами - пользуется далеко не все экономически активное население.

Поэтому, чтобы развить розничные направления бизнеса, банкам придется преодолевать это сопротивление частного клиента. Денег у населения в настоящее время достаточно много, и банкам нужно только научиться их привлекать. Если вынуть деньги «из чулок», а затем выдать в виде кредита или пустить на инвестиционные операции, то в плюсе окажутся и вкладчики, и банки, и экономика.

Перекредитовывание также является обычной практикой, ведь клиент - не крепостной у банка. Все большую роль в регулировании деятельности банков на потребительском рынке начинает играть Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Поэтому антимонопольное ведомство продолжает упорную борьбу за установление стандартов работы банковской розницы и таким образом выступает на стороне потенциального клиента.