Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность и содержание управленческого решения).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 56

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Причины возникновения этих проблем можно разбить на следующие основные  группы:

  1. Обусловленные многообразием мира (многообразие вещей, похожих по своим свойствам и подходящих для применения в управленческой среде, и способов достижения одного и того же результата)
  2. Обусловленные изменчивостью мира (изменение значений и состава параметров управляющей среды, а также законов, определяющих причинно-следственные связи между явлениями)
  3. Обусловленные тем, что мир до конца непознаваем (изменение представлений о действующих в мире социально-экономических законах и явлениях, несовпадение представлений о среде управления с реальностью, выявление новых характеристик среды управления)
  4. Психологические (неудовлетворенность имеющимся положением дел, чувство страха, сомнений правильности действий, предчувствие неприятностей)
  5. Комбинированные (комбинация вышеназванных причин).

К главным причинам возникновения управленческих проблем следует также отнести:

- неправильную постановку целей организации, способов и сроков их достижения;

- неверные критерии оценки потенциальных возможностей предприятия и сотрудников;

- ошибочные принципы и методы деятельности сотрудников;

- умышленные финансовые, технологические, технические и другие нарушения;

- политические и экономические государственные изменения;

- природные катаклизмы и стихийные бедствия[16].

Решением называется волевое воздействие человека на объект управления с целью устранения проблем, а также выбор альтернативы для достижения поставленной цели[17]. Виды решений обычно совпадают с видами проблем и носят соответствующий аналогичный характер. Решение стратегических проблем относится к разряду инициативных, идущих от руководства высшего звена управления, которое берёт на себя всю ответственность, к исполнителям низших звеньев управления. Решение тактических проблем затрагивает среднее звено руководства, которое выполняет планирование решение проблем в среднесрочных планах и краткосрочные задачи на основе предписаний высшего звена управления. Низшие звенья управления занимаются решением проблем текущего ежедневного характера на основании приказов, постановлений, распоряжений, а также устных указаний «сверху». От решения такого вида проблем высшее и среднее звено руководства по возможности освобождаются.

Решение проблем различается по таким признакам, как степень обязательности их решения, функциональное назначение, способ принятия и сфера реализации. По степени обязательности исполнения решение проблем может быть директивным, в данном случае оно принимается высшим руководством организации и обязательно к исполнению для нижестоящих управленческих структур. Рекомендательные решения разрабатываются совещательными органами. Их исполнение желательно, но не является обязательным. Ориентирующие решения принимаются руководством с целью координации работы нижестоящих управленческих структур, действующих автономно[18].


По функциональному назначению решение проблем может быть организационным, контролирующим, регулирующим, координирующим и активизирующим.

По способу принятия выделяют выборочные (решение одного или нескольких вопросов) и систематические (полностью охватывающие проблему) решения.

Также можно выделить классификацию решений проблем на:

- принятые единолично или коллективно;

- запрограммированные и незапрограммированные;

- общие и специальные;

- закрытые и для общего пользования и прочие[19].

ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ

2.1. Модели управленческих решений и их типы

В соответствии с вышесказанным, процесс принятия решений занимает центральное место в теории управления. Принятие решений в управлении представляет собой сложный и систематизированный процесс, состоящий из ряда этапов и стадий, начинающийся с формулирования проблемы и заканчивающийся совершением действий, решающих эту проблему[20]. Для приумножения способности менеджеров к принятию объективных и обоснованных решений при решении проблем, особенно в очень сложных ситуациях, обычно применяются научные методы разработки и оптимизации. Они подразделяются на методы выполнения принятия управленческих решений и модели управленческих решений[21].

Методы моделирования (другое их название - методы исследования операций) базируются на применении моделей для решения наиболее распространенных управленческих задач. Мо­дель - это образ реального объекта (процесса) в материальной или идеальной форме, который отражает важные свойства моделируемого объекта (процесса) и замещает его в процессе исследования и управ­ления. В соответствии с определением Шеннона «модель является представлением объекта, системы или идеи в некоторой форме, отличной от самой целостности». Процесс моделирования достаточно прост, несмотря на сложность отдельных управленческих моделей. Главная характеристика модели состоит в более упрощенном представлении реальных жизненных ситуаций, к которым она может применяться. Из-за того, что формы моделей не слишком сложные, а не относящиеся к ситуации, затуманива­ющие проблему в реальной жизни данные, ликвидируют, модель нередко приводит к повышению способности руководителя к осознанию и решению возникающих трудностей[22]. Модель помогает руководителю организации совместить собственный опыт с опытом экспертов. Моделирование процесса принятия управленческих решений также дает возможность усовершенствования количественных оценки и анализа результатов управления. Но, несмотря на это, нужно понимать, что благодаря моделированию возможно нахождение рационального решения проблемы лишь для упрощенного варианта ситуации принятия решения, используемого в модели.


На данный момент времени существует множество моделей, использу­емых современными организациями, и задач, для решения которых они подходят больше всего. Их число так же велико, как и количество проблем, для решения которых они были разработаны[23]. Но выделяют три основных типа моделей управленческих решений: физическая, аналоговая и математическая.

Физическая модель представляет объект исследования с применением его увеличенного или уменьшенного описания. Согласно высказыванию Шеннона, «отличительная характеристика физической (называемой иногда «портретной») модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как моделируемая целостность». Данная модель делает более доступным визуальное восприятие, а также дает возможность определить, получится ли поместить необходимое оборудование в предназначенном для него месте и решить сопутствующие вопросы, такие как размещение дверей и другие. Примерами данного типа моделей служат уменьшенные чертежи и копии моделей. При значительно меньшей стоимости физической модели – точной копии разрабатываемого нового вида транспорта, она не должна отличаться и вести себя иначе оригинала. Строительные, авиационные, автомобильные компании всегда в первую очередь строят уменьшенную модель выпускаемого товара или оборудования.

Аналоговая модель представляет объект исследования аналогом, соответствующим поведению реального объекта, но отличным от него внешним обликом. Примером данного типа модели управленческого решения может служить организационная схема, выстраивая которую, руководителю несложно представить себе цепи прохождения команд, а также формальную зависимость индивидов с их трудовой деятельностью[24]. Эта аналоговая модель проще и эффективней по восприятию сложной структуры крупной организации, нежели составления списка взаимосвязей сотрудников организации.

Математическая (символическая) модель представляет собой объект исследования с применением символов для описания свойств (характеристик) объекта. Существует вероятность, что данный тип моделей чаще всего используется при принятии организационных решений.

Помимо основных типов моделей управленческих решений, в состав экономико-математических входят следующие модели:

- линейного программирования;

- оптимальные;

- балансовые;

- эконометрические;

- анализа динамики экономических процессов;

- прогнозирования экономических процессов;


- прочие[25].

В практике управления достаточно широко распространены следующие модели:

- теории игр;

- теории массового обслуживания;

- имитационные;

- экономические;

- управления запасами;

- линейного программирования.

Рассмотрим модели теории игр. Конкурентоспособность является одной из значимых переменных, определяющих успех любой организации, а её преимуществом - умение спрогнозировать действия конкурентов. Теория игр является именно таким методом, который позволяет моделировать возможные воздействия принятого решения на существующих конкурентов. Первоначально она была разработана военными с целью учета в стратегии возможных вариантов действий противника. В бизнесе модели данной теории служат для прогнозирования реакции конку­рентов на изменение уровня цен, модификацию и освоение но­вой продукции, а также предложения дополнительного обслуживания[26].

Модели теории массового обслуживания предназначены для определения подходящего количества каналов обслуживания по отношению к их востребованности. Существуют ситуации, в которых данные модели могут принести значительную пользу. К ним относится, например, ожидание клиентом банка свободного кассира.

Имитационное моделирование представляет собой процесс создания модели и ее экспе­риментальное применение с целью выявления изменений реальной си­туации. Имитационная модель применима для её подстанов­ки на место реальной системы. С помощью таких экспериментов существует возможность установления реакции модели на определенные изменения или события, в случае если нет возможности увидеть эту систему в реальности. Если ре­зультаты экспериментирования с использованием имитационной модели свидетельствуют о том, что преобразование ведет к улучшению, руководитель имеет возможность с большей уверенностью принимать решение об осуществлении изменений уже в реальной системе[27].

Моделирование с применением экономического анализа - достаточно распростра­ненный метод. В него входят практически все методы оценки издержек и эко­номических выгод, а также относительной рентабельности деятельности управленческой организации[28]. Экономическая модель основывается на анализе безубыточности, методе принятия решений с определением точ­ки, в которой организация становится прибыльной - точки уравнивания общего дохода с суммарными издержками.


Модели управления запасами предназначены для определения времени размещения заказов на ресурсы и их количество, объем готовой продукции на складах. Любое предприятие должно под­держивать определенный уровень запасов, чтобы не допустить задержки на произ­водстве и в сбыте. Целью данной модели является сведение к минимуму негативных последствий накопления запасов, выражаемых в некоторых издержках.

Моделирование с применением линейного программирования широко распространено. Важными условиями оптимального подхода к планированию и управлению являются гибкость и альтернативность производственно-хозяй­ственных ситуаций, при которых принимаются управленческие решения[29]. Принцип оптимальности заключается в стремлении выбора планово-управленческого решения, учитывающего внутренние возможности и внешние условия производственной деятельности хозяйствующего субъекта.

К причинам использования моделей управленческих решений взамен попыток прямого взаимодействия с реальным миром относятся:

  1. Сложность организационных ситуаций. Управленческая наука старается внести свой вклад в решение организаци­онных проблем реального мира. Реальный мир организации очень сложный и постичь его можно только в случае его упрощения с помощью применения моделирования. Благодаря модели увеличиваются воз­можности человека при взаимодействии с реальностью.
  2. Невозможность проведения экспериментов. В процессе управления нередко возникают ситуации, требующие испытать и подвергнуть экспериментальной проверке другие возможные варианты решения проблем. Экспери­менты в реальных жизненных условиях необходимы, особенно в критических ситуациях, но требуют больших финансовых вложений и временных затрат, поэтому применение моделирования является незаменимым фактором[30].
  3. Ориентация управления на будущее. На данный момент моделирование является единственным систематизированным способ наглядно увидеть варианты того, что получится в дальнейшем и определить последствия других возможных ре­шений, что дает возможность для их объективного сравнения.

2.2. Построение модели управленческого решения

Подробный качественный анализ проблемы принятия управленческого решения необходим перед переходом к её количественному анализу. Качественный анализ применяется с целью выявления наиболее значимых факторов проблемы. Также нужно разработать представление содержания критериев оценки эффективности возможных вариантов решений, о схеме оценки и сравнении данных критериев. При этом необходимо учесть мнение руководителя управленческой организации о рассматриваемой задаче[31].