Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Сущность и содержание управленческого решения).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 50
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава I. Теоретические основы принятия управленческого решения
1.1. Сущность и содержание управленческого решения
1.2. Причины возникновения управленческих проблем и способы их решения
ГЛАВА II. ПРОЦЕСС ПОСТРОЕНИЯ МОДЕЛИ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ
2.1. Модели управленческих решений и их типы
2.2. Построение модели управленческого решения
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ
3.1. Причины принятия неэффективных решений, контроль и оценка исполнения управленческих решений
3.2. Рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений
Введение
Каждый человек в своей жизни сознательно или бессознательно постоянно сталкивается с проблемой выбора. Это касается разных сфер жизни и начинается с раннего возраста. И тому существует бесчисленное множество примеров. Благодаря необходимости выбора развиваются способности и приобретаются навыки принятия решений.
Во все времена в любых видах деятельности существовала необходимость в людях, способных принять правильное решение. Без этого умения невозможна успешная деятельность любого предприятия. Решение – основа всего процесса управления. Оно представляет собой универсальную форму поведения как отдельно взятой личности, так и целых социальных групп. Но существует кардинальное отличие принятия человеком решений в частной жизни от тех решений, которые приходится принимать в управлении любой организацией. Каждое решение, принятое руководителем или менеджером является управленческим, и от него зависит, будет предприятие прибыльным в дальнейшем или понесет убытки, а принятие управленческого решения – двойная ответственность, ведь от того, каким будет решение руководства организации, зависит не только эффективность ее работы, но и эффективность работы всех сотрудников организации.
Процесс принятия решения - это комплекс работ. Для того чтобы решение приняли к исполнению, оно должно пройти этапы подготовки. Разработка управленческого решения – один из наиболее важных управленческих процессов. От его эффективности в значительной степени зависит успех всей организации[1]. Профессиональный менеджер должен владеть технологиями выработки, принятия, реализации управленческих решений, без которых эффективное управление организацией в сложной экономической обстановке практически невозможно[2]. В этой связи актуальность и своевременность данной курсовой работы не вызывает сомнений.
Цель данной работы заключается в том, чтобы раскрыть суть процесса построения модели управленческого решения. Задачами исследования являются: изучить теоретические основы принятия управленческого решения, изучить непосредственно процесс построения модели управленческого решения, а также определить рекомендации по совершенствованию принятия управленческих решений.
Глава I. Теоретические основы принятия управленческого решения
1.1. Сущность и содержание управленческого решения
Существует очень тесная неразрывная связь процесса принятия управленческого решения с управленческой наукой.
Управление организацией предстает в виде процесса осуществления определенного типа взаимосвязанных действий по установлению целей, а также по формированию и использованию ресурсов организации для решения стоящих перед ней задач[3]. Особенно большая ответственность ложится на человека при принятии решений, затрагивающих интересы и судьбы коллектива людей, общества в целом – управленческих решений. Принятие управленческих решений – одна из основных функций управления, пронизывающая всю управленческую деятельность.
Из всего вышесказанного следует, что процесс принятия управленческого решения занимает главное место в структуре управленческой деятельности. Именно он определяет назначение и содержание профессии менеджера, а также успех деятельности организации. Решения, принимаемые управляющими, определяют не только качество и эффективность процессов управления, но и возможность устойчивого и адаптивного развития в быстро изменяющемся современном мире. По мнению профессора Фрэнка Харрисона, «принятие решений является интегральной частью управления организацией любого типа»[4].
Разработка управленческого решения является процессом, который объединяет в себя основные функции управления, такие как планирование, организация, мотивация и контроль. Процессы принятия решений затрагивают почти все области человеческой деятельности, а также являются неотъемлемой частью процессов управления.
Определения понятия теории принятия решений можно привести в расширенном и узком смысле. В расширенном смысле принятие решений отождествляется со всем процессом управления, в то время как в узком оно характеризуется как выбор наилучшего из множества альтернативных вариантов.
Нельзя сказать, что любое решение, которое принимает руководитель, является управленческим. Не являются таковыми решения, связанные с технической стороной деятельности организации, направленные на подведение итогов или оформление документов.
Управленческое решение - основа всего процесса управления. Управлять - значит решать.
Управленческое (организационное) решение – это решение, принятое в социальной системе и направленное на проектирование системы управления организации, стратегическое планирование, управление кадрами, консультирование, а также взаимодействие с внешней средой.
Управленческое решение — это результат анализа, прогнозирования, оптимизации, экономического обоснования и выбора альтернативы из множества вариантов достижения конкретной цели системы менеджмента[5].
Управленческим решением также называют творческое, волевое воздействие субъекта управления, которое основывается на знании объективных законов функционирования управляемой системы и анализе информации о ее функционировании, состоящее в выборе цели, программы и способов решения проблемы. Управленческие решения представляют собой выбор, перед которым стоит руководитель при выполнении своих должностных обязанностей[6]. Целью управленческого решения является обеспечение движения задач, поставленных перед организацией. Именно поэтому более эффективным управленческим решением является выбор, который воплотится в жизнь и привнесет наибольший вклад в достижение конечной цели.
Управленческие решения в зависимости от моделей и методов, применяемых в процессе их принятия, делятся на запрограммированные и незапрограммированные. Запрограммированные являются результатом осуществления определенной последовательности действий в соответствии с правилами. Незапрограммированные управленческие решения необходимы в исключительных либо нестандартных ситуациях. Программирование играет очень важную роль в принятии эффективных управленческих решений. С его помощью сокращается количество возможных ошибок, допущенных руководителями, и возникает экономия времени, затрачиваемого сотрудниками при возникновении подобной ситуации в дальнейшем[7].
Все управленческие решения тесно связаны с социальными, правовыми, экономическими, технологическими, а также организационными интересами организации[8].
Социальные интересы организации заключаются в цели, способах управления персоналом - воздействие на сотрудников с целью согласованности действий, осуществляемых ими. Для этого руководителю необходимо знать потребности, ценности, намерения рабочих групп, создать комфортную обстановку в коллективе.
Правовые интересы организации заключаются в соблюдении правовых норм в строгом соответствии с законодательством при подготовке и реализации любого управленческого решения. Нарушение может привести к отмене решения, рассмотрению его в суде, наложению штрафа или уголовному преследованию. Если решение будет отменено, организация понесет большие потери, потому что это уже произведённые и дополнительные материальные затраты на разработку нового управленческого решения. Правовые экспертизы помогают избежать данных ситуаций в организации.
Экономические интересы организации заключаются в обеспечении организации финансовыми, временными и другими затратами, необходимыми для любого управленческого решения. Эффективные и правильные решения приносят доход организации, в то время как неэффективные и ошибочные приводят к убыткам[9].
Технологические интересы организации заключаются в возможности обеспечения сотрудников организации необходимыми ресурсами для разработки и реализации управленческого решения.
Организационные интересы организации заключаются в формировании слаженного трудового коллектив, разработке должностных инструкций и положений, обеспечении системы контроля и координирования, предоставлении всех необходимых ресурсов для разработки и реализации управленческого решения.
Управленческие решения имеют целевую направленность. Глобальной целью управления является максимально возможное удовлетворение потребностей общества, коллектива, а также отдельно взятой личности. Данная цель может включать в себя социальные (обеспечение социальной справедливости, регулирование трудовых отношений и занятости, социальная поддержка сотрудников, создание условий для профессионального и общекультурного развития личности), экономические (рациональное использование природных ресурсов, эффективное управление финансами и имуществом) и технократические (основанные на формализованных подходах и алгоритмах) цели[10].
Говоря о подходах к принятию управленческих решений, можно заметить такой момент, что принять правильное решение довольно непросто. Это психологический процесс, которым достаточно сложно управлять, ведь поведение человека не всегда логично, иногда оно основано на чувствах. Поэтому и способы, применяемые при принятии решений руководством, варьируются от спонтанных до высокологичных[11]. Интуитивные решения - это выбор, сделанный лишь на основе ощущения его правильности, без особого углубления в ситуацию, если решение принимается по случаю. При их применении, с точки зрения статистики, очень мало шансов на правильный выбор. Значительно больше шансов для эффективного исхода у управленческих решений, которые основаны на знаниях и опыте.
1.2. Причины возникновения управленческих проблем и способы их решения
Управленческие проблемы представляет собой трудности, возникающие в организационных звеньях из-за проявления противоречий,
это сложная задача, которая требует изучения, определения и решения.
У проблем всегда есть конкретное содержание и создающие их люди и организации, но это вовсе не означает приостановку развития предприятий, а только изменение соотношения внутренних переменных, внешнего окружения, и, как следствие, появление сложных вопросов, требующих решения. Наблюдаются причинно-следственные связи, такие как, устаревание технологий и оборудования, изменение ставки налогов и т.д.[12] Причинно-следственный анализ необходим для выяснения причин возникновения проблем, изучения и оценки ситуации. В ходе его проведения существует возможность отделения истинных причин от сопутствующих, что является предпосылкой к принятию необходимого решения.
Управленческие проблемы определяются по таким признакам, как:
- степень срочности и важности. Срочность необходима для наиболее важных проблем, потому что они не терпят отлагательств;
- степень риска, связанного с решением проблемы, и вероятность возникновения на этой основе новых проблем;
- масштабы последствий в случае принятия или непринятия решений, и численность организаций и лиц, затрагивающих данные проблемы;
- возможность решения проблем с минимальными затратами и в сжатые сроки и т.д.[13]
Также проблемы могут различаться по способам их разработки:
- безальтернативный (единственный способ решения проблем);
- бинарный и многовариантный (два или более способов решения проблем);
- комбинационный (комбинирование не противоречивых частей и способов решения проблем). Можно сказать, что это основа для дальнейшего поэтапного решения проблем.
Виды проблем:
- стратегические;
- тактические;
- долгосрочные, среднесрочные и краткосрочные, текущие;
- по уровням руководства[14].
В каждой организации менеджеры встречаются с множеством проблем. Управленческие проблемы возникают вследствие ошибочных действий руководителей и сотрудников организации, а также в случаях получения результатов работы, отличающихся от ожидаемых[15].