Файл: Особенности политики мотивации персонала малых предприятий (на примере ООО «Меркурий»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 76

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Политика мотивации персонала предприятия базируется на определенной теории мотивации или классификации мотивов.

По аналогии с основными функциями политики в социальной среде определим функции политики мотивации персонала организации.

В состав функций политики мотивации персонала организации включим: управленческую функцию, которая охватывает процесс воздействия на персонал в целях повышения эффективности работы организации; интегративная, обеспечивающая координации работы всех участников бизнес-процесса на достижение более высоких результатов; регулятивная, способствующая упорядочению, регламентации поведения и отношений субъектов бизнес-процесса; теоретико-прогностическая, содержание и цель которой заключается в выработка концепции, курса развития системы мотивации персонала организации; артикуляционная, направленная на выявление и выражение интересов различных субъектов, групп субъектов бизнес процесса в системе мотивации персонала; нормативная функция, заключающаяся в выработке и утверждении системы норм и ценностей в системе мотивации персонала организации; социализации личности, которая состоит в приобщения, включения сотрудников как индивидов в бизнес-процесс и связанную с этим общественную жизнь, определенную культурную среду [8, с. 129].

Целью политики мотивации персонала малого предприятия является повышение качества процесса и результатов мотивации персонала организации; снижение вероятности конфликтов в системе мотивации персонала; рациональное и/или оптимальное использование человеческих ресурсов организации в рамках системы мотивации [7, с. 111].

При формировании политики мотивации персонала организаций могут ставиться следующие задачи:

  • минимизации расходов на мероприятия по мотивации персонала организации при условии обеспечения заданной эффективности работы персонала и организации в целом;
  • при заданных фонде оплаты труда и/или бюджете расходов на мероприятия по мотивации персонала организации может ставиться задача максимизации эффективности (или качества) продукции и др.

Политика мотивации определяет механизм мотивации персонала. Механизмом функционирования системы мотивации персонала в организации можно считать совокупность форм, методов, способов мотивации и стимулирования персонала в организации в интересах достижения целей деятельности этой организации.

Следует также отметить, что основной проблемой мотивации персонала на предприятиях является отсутствие учета индивидуальности каждого человека, в результате чего руководитель не в состоянии определить те внутренние факторы, которые влияют на формирование системы мотивации персонала малых предприятий, а именно характер и содержание труда; уровень новизны прогрессивных технологий и организации труда; ощущение значимости и необходимости на работе; качество предоставляемых услуг; социально-психологическая атмосфера на предприятии; социальная политика предприятия [17, с. 139].


Также, каждый руководитель в процессе управления в той или иной мере сталкивается с проблемой оценки эффективности системы трудовой мотивации, действующей в организации.

Изначально в теории и практике управления был широко распространен подход к оценке эффективности систем мотивации персонала организаций исключительно с экономической позиции. Согласно данному подходу их эффективность определяется такими количественными результатами работы предприятия за определенный период, как объем произведенной продукции, ее качество, прибыль предприятия, уровень его рентабельности и т.д. При этом тема социальной продуктивности мотивационных систем крайне редко затрагивается авторами публикаций [5, с. 25].

Для работника XXI века важное значение имеет не только тот уровень оплаты труда, который ему может предложить работодатель, но и тот спектр социальных возможностей, которые существуют на предприятии. Этот нюанс приходится учитывать работодателями при разработке и управлении корпоративными мотивационными системами [17, с. 141].

При социально-экономическом подходе к оценке эффективности системы трудовой мотивации в перечень показателей наряду с экономическими вводятся и социальные, в частности такие, как текучесть персонала, уровень трудовой и исполнительской дисциплины, социально-психологический климат в коллективе, удовлетворенность работников условиями и содержанием труда и т.д. Подобный комплексный, социально-экономический взгляд на оценку эффективности программ мотивации персонала обеспечивает всестороннюю полную оценку. Наиболее часто в качестве критерия при этом выступает уровень удовлетворения потребностей работников [17, с. 143].

Можно сделать вывод о том, что в настоящее время наиболее оптимальной является оценка эффективности персонала организации на основании комплекса социально-экономических показателей. Среди них можно выделить: объем и содержание труда, его условия, моральный климат в коллективе, участие работников в делах фирмы, отношение руководства к персоналу и условиям его работы, перспективы профессионального роста сотрудников, разработанность систем оплаты и стимулирования труда, развитие человеческих ресурсов и социальных гарантий, а также реализация социальной политики в целом [14, с.1567].

Таким образом, в настоящее время наиболее правильным является подход к оценке эффективности системы трудовой мотивации персонала на основании комплекса социально-экономических показателей. Данный подход еще не применяется в полной мере на практике в организациях, однако его внедрение - перспективное направление в решении проблем управления мотивацией персонала.


2. Анализ политики мотивации персонала малого предприятия на примере ООО «Меркурий»

2.1. Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия

Туристической агентство «Меркурий» является обществом с ограниченно ответственностью [1]. Более десяти лет ООО «Меркурий» находится на рынке туристских услуг. Основное направление деятельности – туры по России и странам ближнего зарубежья. Также турагентство «Меркурий» предлагает огромный выбор пляжных, экскурсионных, свадебных туров, отдых в санаториях, пансионатах, детский отдых в лагерях.

Адрес (место нахождения): 101000, г. Москва, ул. Маросейка д. 13, стр. 2, под. 2, офис 25.

Турагентство «Меркурий» работает только с надежными, проверенными туроператорами. Это позволяет подобрать наиболее выгодное предложение на определенный отель, определенную дату вылета, а так же специальные предложения или «горящие» туры от самых известных туроператоров.

Также в офисе ООО «Меркурий» можно оформить медицинскую страховку и получить подробную информацию о страховании лиц, выезжающих за рубеж. Турагентство «Меркурий» оказывает помощь в бронировании отелей и апартаментов, покупке железнодорожных билетов, билетов на автобусы и т.д.

Организационная структура управления ООО «Меркурий» представлена на рисунке 3.

Организационная структура ООО «Меркурий» построена по линейно-функциональному типу.

Генеральный директор

Отдел рекламы и маркетинга

Хозяйственный отдел

Отдел въезда

Директор по развитию

Заместитель ген. директора

Отдел выезда

Отдел продаж

Паспортный и визовый отдел

Специалист по кадрам

Финансовый директор

Бухгалтерия

Экономист

Рисунок 3 - Организационная структура управления ООО «Меркурий»

В таблице 2 представлено штатное расписание ООО «Меркурий».


Таблица 2

Штатное расписание и ФОТ ООО «Меркурий» за 2017 г.

Должность

Кол-во

Заработная плата, тыс. руб.

ФОТ, тыс. руб.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

Генеральный директор

Зам. ген. директора

Директор по развитию

Финансовый директор

Менеджер по продажам

Специалист по кадрам

Бухгалтер

Экономист

Менеджеры профильных отделов

Специалист по рекламе

Специалист по маркетингу

Консультант

Уборщица

1

1

1

1

2

1

2

1

7

2

1

1

1

45

30

30

30

18

17

20

20

16

17

17

15

10

540

360

360

360

432

204

480

240

1344

408

204

180

120

Итого

22

5232

Возглавляет предприятие генеральный директор, в подчинении которого находится заместитель генерального директора, директор по развитию и финансовый директор. В подчинении заместителя генерального директора находятся профильные отделы: паспортный и визовый отдел, отдел продаж, хозяйственный отдел, специалист по кадрам. Директор по развитию руководит отделами выезда и въезда, а также отделом рекламы. Финансовому директору подчиняются экономист и бухгалтер.

Общее количество работников в 2017 г. составило 22 человека. Сумма заработной платы сотрудников за 2017 г. составила 5232 тыс. руб.

В таблице 4 представлены основные показатели деятельности ООО «Меркурий» рассчитанные по данным отчетности организации.

Таблица 3

Основные экономические показатели ООО «Меркурий» в 2015-2017 гг.

Показатель

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Темп роста, %

2016/ 2015

2017/ 2016

2017/ 2015

Выручка от продаж, тыс. руб.

62671

57421

55438

91,62

96,55

88,46

Себестоимость, тыс. руб.

60475

55203

53762

91,28

97,39

88,90

Валовая прибыль, тыс. руб.

2196

2218

1676

101,00

75,56

76,32

Коммерческие расходы, тыс. руб.

260

-

200

-

-

76,92

Прибыль от продаж (+), убыток (-), тыс. руб.

1936

2218

1476

114,57

66,55

76,24

Чистая прибыль (+) / убыток (-), тыс. руб.

1969

2498

2175

126,87

87,07

110,46

Рентабельность продаж, %

3,09

3,86

2,66

124,92

68,91

86,08

Рентабельность продаж по чистой прибыли, %

3,14

4,35

3,92

138,54

90,11

124,84

Рентабельность оборотных активов, %

6

4,95

7,51

82,50

151,72

125,17


Как видно из таблицы 3, ООО «Меркурий» в 2016-2017 гг. снижает темпы оказания услуг вследствие кризиса и снижения спроса на услуги, а также за счет уменьшения ассортимента услуг, в связи, с чем выручка упала в 2016 г. на 8,38 %, в 2017 г. – 3,45 %.

За счет уменьшения себестоимости в 2016-2017 гг. большими темпами, чем объем продаж валовая прибыль в 2017 году снижается на 24,44 %. Все показатели прибыли в 2017 г. уменьшаются. Прибыль от продаж в 2017 году также падает. В 2016 году у организации отсутствуют коммерческие и управленческие расходы, в связи с чем, валовая прибыль и прибыль от продаж имеет одно значение.

Пропорционально изменению показателей прибыли меняются и показатели рентабельности продаж.

Так, рентабельность оборотных активов снижается с 6 % в 2015 г. до 4,95 %, а в 2017 году наблюдается рост до 7,51 %. Спад связан со снижением эффективности использования активов (снижение связано с тем, что среднегодовая стоимость оборотных активов растет более быстрыми темпами, чем чистая прибыль).

Таким образом, результаты анализа позволяют сделать вывод о том, что деятельность ООО «Меркурий» в течение анализируемого периода ухудшается.

2.2. Анализ кадрового состава

Согласно штатному расписанию в ООО «Меркурий» на 01.01.2018 года в штат входило 22 человека.

При проведении анализа движения кадров ООО «Меркурий» использованы данные из таблицы 4.

На конец 2016 года численность работников в ООО «Меркурий» составляла 20 человек. В 2017 году численность персонала увеличилась на 10 % (2 человека) и составила 22 человека, среди них 4 руководителя, 13 специалистов, 3 работника финансового отдела, 2 – отдела продаж. Наибольшей категорией персонала в 2015 и в 2017 году являлись специалисты профильных отделов, которые составляли по 64,29 % и 59,09 % соответственно от общего числа работников ООО «Меркурий».

В 2017 году наибольший прирост, 2 человека, произошёл специалистов и составил 59,09 % от общего числа кадров ООО «Меркурий».

Таблица 4

Структура персонала ООО «Меркурий»

Категории работников

2015 г.

2016 г.

2017 г.

Абсолютный прирост, чел

Темп роста, %

чел.

%

чел.

%

чел.

%

2016/2015

2017/ 2016

2016/ 2015

2017/ 2016

Среднесписочная численность всего, в т.ч.

14

100

20

100

22

100

6

2

142,9

110,00

Руководители

1

7,14

2

10,00

4

13,64

1

1

200,00

150,00

Финансовый отдел

3

21,43

5

25,00

3

18,18

2

-1

166,67

80,00

Отдел продаж

1

7,14

2

10,00

2

9,09

1

0

200,00

100,00

Прочие специалисты

9

64,29

11

55,00

13

59,09

2

2

122,22

118,18