Файл: Оценки стоимости бизнеса (Понятие, цели и принципы оценки стоимости компании).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 151

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

стоимость денежный финансовый экономический

«Любой актив как финансовый, так и реальный обладает определенной ценностью. Для успешного инвестирования и управления активами требуется не только понимание того что такое «ценность», но и знание тех факторов, которые на нее влияют. Решить данный вопрос помогает оценка активов».

Финансовые активы приобретаются в ожидании денежных потоков, т.е. цена, уплачиваемая за любой актив, должна отражать будущие денежные потоки, которые он может принести. Здесь так же важную роль играет оценка.

Оценка стоимости компании – представляет собой упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости компании с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Актуальность темы оценки бизнеса компании постоянно возрастает. Развитие рынка во всем его многообразии способствовало тому, что вопрос о том, сколько может стоить компания, предприятие, отдельный бизнес или его часть, перешел в сугубо практическую плоскость.

Оценка бизнеса компании необходима не только для проведения сделок купли-продажи, расчета его залоговой стоимости, привлечения потенциальных инвесторов, но и для определения эффективности принятия управленческих решений, основным критерием выбора которых является увеличение стоимости компании.

Стоимость компании – объективный показатель результатов его функционирования, а оценка стоимости бизнеса компании – это, по сути, финансовый, организационный и технологический анализ текущей деятельности и перспектив оцениваемой компании.

Целью данной работы является проведение оценки стоимости собственного капитала ОАО «АК «Транснефть» на конец 2016 года.

Объектом оценки является ОАО «АК «Транснефть».

Предметом оценки является рыночная стоимость компании.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

– обзор литературы;

– проанализировать деятельность ОАО «АК «Транснефть»;

– провести краткий финансово-экономический анализ оцениваемой компании;

– оценить стоимость бизнеса в рамках доходного, сравнительного и затратного подходов;

– обобщить полученные результаты в данной работе и сделать выводы.

Работа состоит из введения, основной части, состоящей из двух глав, заключения и библиографического списка.

В основной части работы рассмотрены теоретические и методические основы оценки стоимости бизнеса, проведена характеристика исследуемой компании, краткий финансово-экономический анализ, а так же произведена оценка компании. В заключении освещены краткие выводы по проведенным расчетам.


При написании использовались: внутренние документы компании (Консолидированная финансовая отчетность, подготовленная в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности (МСФО)), нормативные правовые акты, научно-исследовательская литература, справочно-информационные системы и интернет.

Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости компании

1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости компании

Оценка стоимости бизнеса – это упорядоченный, целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости соответствующего вида с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им определенный момент времени в условиях конкретного сегмента рынка.

«При осуществлении оценочной деятельности используются следующие виды стоимости объекта оценки:

– Рыночная стоимость – определяется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на дату оценки на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

– Инвестиционная стоимость – определяется стоимость для конкретного лица или группы лиц при установленных данным лицом (лицами) инвестиционных целях использования объекта оценки.

– Ликвидационная стоимость – определяется расчетная величина, отражающая наиболее вероятную цену, по которой данный объект оценки может быть отчужден за срок экспозиции объекта оценки, меньший типичного срока экспозиции для рыночных условий, в условиях, когда продавец вынужден совершить сделку по отчуждению имущества.

– Кадастровая стоимость – определяется методами массовой оценки рыночная стоимость, установленная и утвержденная в соответствии с законодательством, регулирующим проведение кадастровой оценки. Кадастровая стоимость определяется оценщиком, в частности, для целей налогообложения». [5, С. 78]

«Практически во всех странах, где проводится оценка стоимости, ее осуществляют независимые профессионалы оценщики, которые в своей работе придерживаются установленных стандартов оценки. В нашей стране оценка стоимости различных объектов, в том числе и бизнеса, проводится на основании Федерального закона «Об оценочной деятельности в РФ», «Стандартов оценки…» и иных нормативно-правовых актов независимыми лицензированными оценщиками, прошедшими специальную профподгатовку». [9, С. 18]


«Целью оценки является определение стоимости объекта оценки, вид которой определяется в задании на оценку.

Результатом оценки является итоговая величина стоимости объекта оценки. Результат оценки может использоваться при определении сторонами цены для совершения сделки или иных действий с объектом оценки, в том числе при совершении сделок купли-продажи, передаче в аренду или залог, страховании, кредитовании, внесении в уставный (складочный) капитал, для целей налогообложения, при составлении финансовой (бухгалтерской) отчетности, реорганизации и приватизации предприятий, разрешении имущественных споров, принятии управленческих решений и иных случаях». [21, С. 78]

«Субъектами оценочной деятельности выступают физические и юридические лица, органы государственной власти и саморегулируемые организации оценщиков, т.е. все те, кто заказывает оценку, проводит ее, регулирует и контролирует, а также является потребителем оценочных услуг.

К субъектам оценочной деятельности можно отнести:

– органы исполнительной власти Российской Федерации, субъектов Федерации, муниципальных образований;

– оценщиков – индивидуальных предпринимателей или юридических лиц;

– профессиональные объединения оценщиков;

– заказчиков оценщиков – юридических и физических лиц, по инициативе которых на основании заключенного между ними и оценщиком в письменной форме договора проводится оценка того или иного объекта;

– потребителей оценочных услуг – юридических или физических лиц, органов исполнительно власти, использующих информацию, содержащуюся в отчете об оценке». [11, С. 98]

«К объектам оценочной деятельности относятся:

– отдельные материальные объекты (вещи);

– совокупность вещей, составляющих имущество лица, в том числе имущество определенного вида (движимое или недвижимое, в том числе компании);

– право собственности и иные вещные права на имущество или отдельные вещи из состава имущества;

– права требования, обязательства (долги);

– работы, услуги, информация;

– иные объекты гражданских прав, в отношении которых законодательством Российской Федерации установлена возможность их участия в гражданском обороте». [14, С. 80]

«Особое место среди объектов оценки занимает бизнес (предприятие, организация, компания). При оценке бизнеса объектом выступает деятельность, направленная на получение прибыли и осуществляемая на основе функционирования имущественного комплекса предприятия. Предприятие (организация) является объектом гражданских прав, вступает в хозяйственный оборот, участвует в хозяйственных операциях. В результате возникает потребность в оценке его стоимости.


В состав имущественного комплекса предприятия входят все виды имущества, предназначенного для достижения его целей, для осуществления хозяйственной деятельности, для получения прибыли, в том числе недвижимость (земельные участки, здания, сооружения), машины, оборудование, транспортные средства, инвентарь, сырье, продукция, а также имущественные обязательства, ценные бумаги, нематериальные активы и объекты интеллектуальной собственности, в том числе фирменные наименования, знаки обслуживания, патенты, лицензии, ноу-хау, товарные знаки. Поэтому при оценке бизнеса оценщик оценивает предприятие в целом, определяя стоимость, как его собственного капитала, так и отдельных частей имущественного комплекса (активов и обязательств). Предприятие как объект оценки должно иметь четко определенные границы, будучи сложной системой, оцениваемый включает разнообразные составные части. В структуру предприятия могут входить цеха, участки, обслуживающие хозяйства, специальные подразделения, конторские строения, средства связи коммуникации, которые могут располагаться на разных площадях и даже в разных регионах. Большое значение имеет организационно-правовая форма существования предприятия. Объектом оценки могут быть объединения, холдинги, финансово-промышленные группы. В этом случае в рамках одного бизнеса объединяется несколько дочерних предприятий, отделений, филиалов. Для правильной оценки нужно проследить формирование денежных потоков и направление их движения, а также права и роль каждого подразделения. Необходимо также выяснить, входят ли в состав объекта оценки подразделения социально-культурной сферы, имеются ли объекты общенационального значения.

При оценке бизнеса надо учитывать то, что предприятие, будучи юридическим лицом, одновременно является и хозяйствующим субъектом , поэтому при расчете его стоимости нужно учитывать наличие определенных юридических прав. Это представляет собой одну из основных особенностей бизнеса как объекта оценки. Другая особенность заключается в том, что, оценивая бизнес, оценщик должен определить стоимость имущественного комплекса (его материально-вещественную составляющую) и эффективность создания и прироста стоимости в рамках оцениваемого объекта (финансы предприятия, систему управления и др.)».

Оценка бизнеса основана на анализе стоимости предприятия как товара инвестиционного, то есть с учетом прошлых затрат, текущего состояния и будущего потенциала. Для такого анализа используется внешняя и внутренняя информация предприятия.


Для определения оценки стоимости бизнеса используются три подхода – доходный, сравнительный и затратный, внутри которых могут быть различные методы и варианты расчетов. [7, С. 35]

1.2 Доходный подход при оценке стоимости компании

«Доходный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении ожидаемых доходов от использования объекта оценки». [4, С. 28]

«При доходном подходе главным является доход как основной фактор, определяющий величину стоимости объекта. Чем больше доход, приносимый объектом оценки, тем больше величина его рыночной стоимости при прочих равных условиях. Здесь имеют значение продолжительность периода получения возможного дохода, степень и вид рисков, сопровождающих данный процесс. Доходный подход – это исчисление текущей стоимости будущих доходов, которые возникнут в результате использования собственности и возможной дальнейшей ее продажи.

В рамках доходного подхода обычно выделяют два основных метода: метод дисконтирования денежных потоков и метод капитализации доходов.

а) При определении рыночной стоимости бизнеса учитывается только та часть его капитала, которая может приносить доходы в той или иной форме в будущем. При этом очень важно, когда именно собственник будет получать данные доходы, и с каким риском это сопряжено. Все эти факторы, влияющие на оценку бизнеса, позволяет учесть метод дисконтирования денежных потоков.

Метод дисконтирования денежных потоков может быть использован для оценки любого действующего предприятия. Тем не менее, существуют ситуации, когда он объективно дает наиболее точный результат рыночной стоимости предприятия. Применение данного метода наиболее обоснованно для оценки предприятия, имеющих определенную историю хозяйственной деятельности (желательно прибыльной) и находящихся на стадии стабильного экономического развитии». [12, С. 21]

Стоимость бизнеса по методу дисконтирования денежных потоков определяется по формуле:

, (1)

где: V – стоимость компании;

CF – денежный поток;

TCF – терминальная стоимость (завершающий денежный поток);

r – ставка дисконтирования (доходности).

Основные этапы оценки предприятия методом дисконтирования денежных потоков:

– выбор модели денежного потока (свободный денежный поток на фирму (FCFF) или свободный денежный поток на собственный капитал (FCFE));