Файл: Оценки стоимости бизнеса (Понятие, цели и принципы оценки стоимости компании).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 161
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты оценки стоимости компании
1.1 Понятие, цели и принципы оценки стоимости компании
1.2 Доходный подход при оценке стоимости компании
1.3 Сравнительный подход при оценке стоимости компании
1.4 Затратный подход при оценке стоимости компании
Глава 2 Оценки стоимости компании ОАО «АК «Транснефть»
2.1 Характеристика ОАО «АК «Транснефть»
2.2 Проведение оценки стоимости компании ОАО «АК «Транснефть» доходным подходом
2.3 Проведение оценки стоимости компании ОАО «АК «Транснефть» сравнительным подходом
2.4 Проведение оценки стоимости компании затратным подходом ОАО «АК «Транснефть»
– финансово-экономический анализ ретроспективной деятельности предприятия;
– определение ключевых факторов, влияющих на стоимость (темпы роста выручки, коэффициент удельной маржи, коэффициенты инвестиций в долгосрочный и оборотный капитал, затраты на капитал и т.д.);
– определение горизонта планирования;
– расчет денежных потоков в прогнозном периоде;
– определение терминальной стоимости бизнеса;
– определение ставки дисконтирования;
– приведение прогнозных денежных потоков и терминальной стоимости к текущему периоду;
– внесение корректировок (при необходимости).
«б) Метод капитализации дохода основан на базовой посылке, в соответствии с которой стоимость доли собственности предприятия равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.
Метод капитализации дохода в наибольшей степени подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины дохода (или темпы его роста будут постоянными).
Стоимость бизнеса по методу капитализации определяется по формуле:
, (2)
где: V – стоимость компании по методу капитализации денежного потока;
FCF – первый свободный денежный поток;
TCF – терминальная стоимость (завершающий денежный поток);
r – ставка дисконтирования;
g – темп роста денежного потока.
Основные этапы оценки бизнеса методом капитализации:
– анализ финансовой отчетности, ее нормализация и трансформация (при необходимости);
– выбор величины прибыли, которая будет капитализирована;
– расчет адекватной величины ставки капитализации;
– определение предварительной величины стоимости бизнеса по формуле;
– проведение поправок на контрольный или неконтрольный характер оцениваемой доли, а также на недостаток ликвидности (если они необходимы)». [13, С. 18]
1.3 Сравнительный подход при оценке стоимости компании
«Сравнительный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на сравнении объекта оценки с объектами – аналогами объекта оценки, в отношении которых имеется информация о ценах». [4, С. 78]
«Сравнительный подход предполагает, что ценность собственного капитала фирмы определяется той суммой, за которую она может быть продана при наличии достаточно сформированного рынка, то есть наиболее вероятной ценой бизнеса может быть реальная цена продажи сходной фирмы, зафиксированная рынком.
Первое условие применения сравнительного подхода – наличие активного финансового рынка, поскольку подход предполагает использование данных о фактически совершенных сделках. Второе условие – открытость рынка или доступность финансовой информации, необходимой оценщику. Третьим условием является наличие специальных служб, накапливающих ценовую и финансовую информацию.
При сравнительном подходе используются три основных метода, выбор которых зависит от целей, объекта и конкретных условий оценки:
а) Метод рынка капитала (метод оценочных мультипликаторов или метод компании – аналога) основан на использовании рыночных цен акций аналогичных компаний. Базой для сравнения служит цена одной акции акционерных обществ открытого типа. Данный метод используется для оценки миноритарных (неконтрольных) пакетов акций.
б) Метод сделок ориентирован на цены приобретения предприятия в целом либо его контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода – оценка 100%-ного капитала либо контрольного пакета акций.
в) Метод отраслевых коэффициентов основан на использовании рекомендуемых соотношений между ценой и определенными финансовыми параметрами. Отраслевые коэффициенты рассчитываются специальными аналитическими организациями на базе длительных статистических наблюдений за соотношением между ценой собственного капитала предприятия и его важнейшими производственно-финансовыми показателями.
Оценка рыночной стоимости методами сравнительного подхода основана на использовании ценовых мультипликаторов, характеризующих соотношение рыночной цены и какого-либо показателя, отражающего доходность предприятия. Ценовой мультипликатор рассчитывается по аналогам и используется как множитель к адекватному показателю оцениваемой компании». [23, С. 63]
Стоимость бизнеса сравнительным подходом рассчитывается следующим образом:
, (3)
где: V – стоимость компании;
М – мультипликатор;
ФП – финансовый показатель.
Общая формула расчета любого мультипликатора:
(4)
В оценочной практике наиболее часто используются следующие виды ценовых мультипликаторов:
– «Цена / Прибыль»;
– «Цена / Денежный поток»;
– «Цена / Дивиденды»;
– «Цена / Выручка от реализации»;
– «Цена / Балансовая стоимость».
Факторы отбора предприятий-аналогов:
1) Отраслевое сходство – список потенциально сопоставимых компаний всегда принадлежит одной отрасли, однако не все предприятия, входящие в отрасль или предлагающие свои товары на одном рынке, сопоставимы. Оценщик должен учитывать следующие дополнительные факторы:
а) уровень диверсификации производства;
б) характер взаимозаменяемости производимых продуктов;
в) зависимость от одних и тех же экономических факторов;
г) стадия экономического развития оцениваемой компании и аналогов.
2) Размер компании (среднесписочная численность основного производственного персонала, основные производственные мощности, объем выпуска готовой продукции, количество торговых точек, филиалов);
3) Перспективы роста компании (инфляция, перспективы роста отрасли в целом, индивидуальные возможности компании для роста в рамках отрасли (доля компании на рынке, успехи в НИОКР и т.д.));
4) Финансовые риски (структура капитала, структурные коэффициенты, коэффициенты финансовой устойчивости и ликвидности);
5) Операционные риски (изменчивость результатов в прошлом);
6) Качество менеджмента (образование, стаж работы менеджеров);
7) Способность к выплате дивидендов (учитывает размер и динамику прибыли, а также ее использование).
«Выведение итоговой величины стоимости предприятия осуществляется в три этапа:
– выбор величины мультипликатора, которую целесообразно использовать для оцениваемой компании;
– согласование предварительных результатов рыночной стоимости, полученных при использовании различных видов ценовых мультипликаторов;
– внесение итоговых корректировок». [5, С. 78]
1.4 Затратный подход при оценке стоимости компании
«Затратный подход – совокупность методов оценки стоимости объекта оценки, основанных на определении затрат, необходимых для воспроизводства либо замещения объекта оценки с учетом износа и устареваний». [15, С. 82]
«Затратный подход наиболее применим для оценки объектов специального назначения, а также нового строительства, для определения варианта наилучшего и наиболее эффективного использования земельных участков, а также в целях страхования. Собираемая информация обычно включает данные о ценах на землю, строительные спецификации, данные об уровне зарплаты, стоимости материалов, расходах на оборудование, о прибыли и накладных расходах строителей на местном рынке и т.п. Необходимая информация зависит от специфики оцениваемого объекта. Данный подход сложно применять при оценке уникальных объектов, обладающих исторической ценностью, эстетическими характеристиками или устаревших объектов». [9, С. 32]
«При затратном подходе к оценке бизнеса оценщик рассматривает стоимость предприятия с учетом понесенных издержек. Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия.
Данный подход представлен двумя основными методами:
а) Метод стоимости чистых активов – рыночная стоимость бизнеса определяется как разность между суммами рыночных стоимостей всех активов предприятия и величинами его обязательств». [13, С. 93]
«Метод чистых активов обычно используется при следующих условиях:
– компания обладает значительными материальными активами;
– ожидается, что компания по-прежнему будет действующим предприятием». [4, С. 78]
Расчет методом чистых активов включает несколько этапов:
– определяется обоснованная рыночная стоимость недвижимого имущества предприятия;
– оценивается рыночная стоимость машин и оборудования;
– рассчитывается стоимость нематериальных активов;
– оценивается рыночная стоимость финансовых вложений (как долгосрочных, так и краткосрочных);
– товарно-материальные запасы переводятся в текущую стоимость;
– оцениваются расходы будущих периодов;
– оценивается дебиторская задолженность;
– обязательства предприятия переводятся в текущую стоимость;
– определяется стоимость собственного капитала путем вычитания из обоснованной рыночной стоимости суммы активов текущей стоимости всех обязательств.
б) Метод ликвидационной стоимости означает расчет, этой стоимости как разности между суммарностью активов предприятия и затратами на его ликвидацию.
Оценка ликвидационной стоимости предприятия осуществляется в следующих случаях:
– компания находится в состоянии банкротства, или есть серьезные сомнения относительно ее способности оставаться действующем предприятием;
– стоимость компании при ликвидации может быть выше, чем при продолжении деятельности.
«Ликвидационная стоимость представляет собой стоимость, которую собственник предприятия может получить при ликвидации предприятия и раздельной продаже активов». [16, С. 78]
«Расчет ликвидационной стоимости бизнеса осуществляется следующим образом:
– Анализируется ряд статистических и бухгалтерских документов, к которым относятся: бухгалтерские отчеты на конец каждого квартала, статистические отчеты, промежуточный ликвидационный баланс инвентарные карточки. На основании комплексного финансового анализа делается экспертный вывод о достаточности средств на покрытие всей задолженности.
– Формируется оцениваемая масса имущества предприятия. Отдельно рассматриваются следующие группы активов предприятия: наиболее ликвидные (оборотные активы), менее ликвидные (необоротные активы).
– Формируется сумма общей задолженности компании.
– Разрабатывается календарный график ликвидации предприятия. При этом необходимо учитывать, что продажа различных видов активов компании (недвижимого имущества, машин и оборудования, товарно-материальных запасов) требует различных временных периодов исходя из степени ликвидности конкретных активов и требуемого уровня экспозиции на рынке.
– Обосновываются размеры затрат. Выделяются: затраты, связанные с ликвидацией, и затраты, связанные с владением активы до их реализации. К числу затрат, связанных с ликвидацией, в первую очередь относятся комиссионные оценочным и юридическим фирмам, а также налоги и сборы, которые платятся при продаже. К числу затрат, связанных с владением активами до их продажи, относятся расходы на охрану объектов, управленческие расходы по поддержанию работы компании до завершения его ликвидации и т.п.
– Оценивается реализуемое имущество предприятия. Оценка имущества, подлежащего реализации, осуществляется с помощью использования всех подходов оценки. Причем в практике более часто используемым подходом для оценки объектов недвижимости является сравнительный подход.
– Определяется ставка дисконтирования с учетом планируемого срока реализации. Причем ставка дисконтирования может устанавливаться для каждого вида оцениваемого актива индивидуально с учетом ликвидности (значительны скидки на низкую ликвидность) и риска возможной «не продажи».
– Строится график реализации имущества, на основании которого определяется совокупная выручка от реализации текущих, материальных и нематериальных активов.
– По итогам реализации погашается накопленная сумма текущей задолженности за период ликвидации (электроэнергия, отопление и т.п.) и осуществляются выплаты по обязательствам. При этом требования кредиторов удовлетворяются в порядке очередности, установленной положениями ст. 64 Гражданского кодекса РФ.
– Конечным действием является оценка ликвидационной стоимости предприятия (бизнеса), приходящейся на долю собственников (акционеров)».
«Ликвидационная стоимость предприятия рассчитывается путем вычитания из корректированной стоимости всех активов баланса суммы текущих затрат, связанных с ликвидацией предприятия, а также величины всех принимаемых обязательств». [14, С. 48]