Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

5) создание дополнительной привлекательности звезд и команд в спорте высших достижений для зрителей и спонсоров спортивно-зрелищных мероприятий: добавочная ценность для потребителя звезд профессионального спорта, спортивных мероприятий и сооружений обеспечивается за счет применения маркетинговых, PR и управленческих технологий при организации спортивно-зрелищных мероприятий и информационного освещения событий в профессиональном спорте;

6) максимально возможное использование экономического подхода и принципов окупаемости при строительстве спортивных сооружений: строительство спортивных сооружений и управление спортивными сооружениями становится частью спортивного бизнеса, при котором использование дорогостоящих материалов и инновационных технологий в строительстве и при оборудовании спортивных объектов должны окупаться при последующем управлении данными объектами;

7) оказание комплексного влияния на развитие смежных отраслей: расширение предложения в стране или регионе услуг, непосредственно связанных со спортивным бизнесом, оказывает влияние на потребности в сопутствующих услугах и, следовательно, на развитие ряда смежных отраслей и сегментов экономики (гостиничного бизнеса, отраслей строительства, транспорта, образования, науки и др.)[4]

Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессио­нальной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкуль­турно-спортивной организации, действу­ющей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информаци­онных ресурсов. Становление спортивно­го менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организа­ций, т. е. профессиональных управлен­цев. Все возрастающее влияние физиче­ской культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта вызывает необходимость не толь­ко в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных ме­неджерах.

1.2  Инновационные технологии в современном спорте

Переход российской экономики к инновационному со­циально ориентированному типу развития предполага­ет создание и ускоренное распространение эффективных организационно-экономических механизмов функциониро­вания любой отрасли экономики, в том числе и отрасли фи­зической культуры и спорта. Реализация Стратегии разви­тия физической культуры и спорта Российской Федерации до 2020 г. и разработка стратегического прогноза на период до 2030 г. предполагает создание условий, обеспечивающих возможность вести гражданам здоровый образ жизни, систе­матически заниматься физической культурой и спортом, по­лучить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а так­же повысить конкурентоспособность российского професси­онального спорта.


В Стратегии развития физической культуры и спорта в РФ на период до 2020 г. декларированы основные вызовы пред­стоящего долгосрочного периода, среди которых названа проблема значительного отставания РФ от ведущих спор­тивных держав по уровню разработки и внедрения иннова­ционных спортивных технологий, что существенно затрудня­ет процесс развития и негативно сказывается на конкуренто­способности российского спорта[5].

Изучение вопросов необходимости разработки и особен­ностей реализации нововведений в форме новой технологии или продукта авторами данной статьи предлагается иссле­довать с точки зрения следующих основных аспектов: инно­вации, предпринимательство, спорт.

Необходимость применения инноваций в развитии инду­стрии физической культуры и спорта раскрывается в том, что инновационная составляющая является движущей силой гло­бальной конкурентоспособности и инструментом достижения стратегических целей деятельности. Конкурентоспособность спортивного предпринимательства формирует в целом кон­курентоспособность российского спорта, поэтому развитие и применение в ней инновационных технологий в настоящее время является задачей первостепенной важности[6].

Особенности конкурентной борьбы в спортивном бизне­се заключаются в риске утраты лидирующих позиций, так как в отрасли объективно существуют факторы быстрого дости­жения положительных коммерческих результатов, а также факторы потери лидирующих позиций. Кроме этого, разви­тие сферы физической культуры и спорта иногда происходит за счет ограниченного набора факторов. Например, для про­фессионального спорта набор данных факторов можно пред­ставить в виде схемы (рис. 1).

Рисунок 1. Взаимосвязь факторов развития с инновационной деятельностью

Из схемы видно, что в развитии профессионального спор­та выделяют четыре основополагающих фактора: развитие природного таланта, развитие врожденных способностей, методики подготовки и тренировки, технические и техноло­гические нововведения в производстве спортивного обору­дования, одежды, экипировки и т. п. Следовательно, необхо­дим постоянный поиск новых научных разработок и иннова­ций в области спортивной медицины, физиологии, биомеха­ники, фармакологии, психологии и производства.

Повсеместное применение инновационных технологий способствует:


- оптимизации использования как бюджетных, так и вне­бюджетных источников финансирования;

- улучшению результатов российских спортсменов на со­ревнованиях всех уровней;

- вовлечению в спортивную деятельность широких сло­ев населения;

- росту количества и качества услуг, предоставляемых на­селению в области спорта и физической культуры[7].

С точки зрения предпринимательства индустрия фи­зической культуры и спорта за последние годы преобра­зовалась в самостоятельную отрасль предприниматель­ской деятельности. Так, по данным исследований в обла­сти детско-юношеского спорта в последние годы наблюда­ется рост внебюджетных источников финансирования. Внебюджетными источниками финансирования в спортив­ных школах могут быть поступления от продажи населению платных физкультурно-спортивных услуг, от консультацион­ной деятельности, от проведения обследования спортсменов с целью формирования программ спортивной подготовки; от оказания услуг сдачи помещений в аренду и др. Отмечается тенденция роста частных инвестиций в деятельность орга­низаций, развитие государственно-частного партнерства. Указанные тенденции обозначены и в стратегическом прогнозе развития физической культуры и массового спор­та на период до 2030 г. Увеличению затрат государства на подготовку спортсменов, активное привлечение частных инвестиций способствуют развитию всей системы физиче­ского воспитания, студенческого спорта, спорта высших до­стижений и др[8].

Современные рынки спортивных товаров, услуг и инфор­мации характеризуются быстрым развитием и обострением конкуренции. Напряженную борьбу за потребителей, зрите­лей, покупателей и пользователей интернета одновременно ведут десятки и сотни тысяч производителей спортивных то­варов, спортивных телеканалов, радиостанций, специализи­рованных веб-сайтов, профессиональных клубов, спортив­ных магазинов, спортсооружений и фитнес-клубов. В систему конкурентных отношений вступают также субъекты смежных отраслей предпринимательства - такие как развлекатель­ное телевидение, кино, эстрада, цирк, событийный туризм и другие сферы досуговой деятельности. Ну и, наконец, свою долю рынка стремятся приобрести и расширить представи­тели индустрии красоты и здоровья, санаторно-курортного дела, ресторанного бизнеса.

Индустрия физической культуры и спорта - это взаимо­проникновение материального и нематериального производ­ства, что, безусловно, сказывается на специфике предприни­мательской деятельности. Материальное производство обе­спечивает производство новых изделий по заказам, переме­щение грузов, ремонт спортивных товаров, производство спортивного инвентаря. Нематериальные услуги удовлетво­ряют духовные, интеллектуальные потребности, обеспечи­вают восстановление здоровья, физическое развитие лич­ности, повышение профессионального мастерства. Эффект от потребления этих услуг зависит не только от условий про­изводства, но и от условий потребления, и носит долговре­менный характер, так как услуги спорта формируют здоровый человеческий капитал и обеспечивают его воспроизводство.


Кроме этого, предпринимательская и инновационная деятельность для профессионального спорта заключается в производстве для потребителей продукта в виде зрелищных услуг. Зрители получают психологическое удовлетворение от потребления этих услуг, готовы оплачивать их. Чем выше ка­чество этих услуг, тем выше цена. Эти услуги обладают эле­ментом постоянной новизны. Спортивные соревнования - это всегда новое зрелище, не повторяющее предыдущее. Они сохраняемы и воспроизводимы, могут быть записаны на электронный носитель или воспроизводиться на телевиде­нии и в интернете. На всех уровнях профессионального спор­та осуществляется инновационная деятельность.

Таким образом, объектом предпринимательской деятель­ности в спорте являются услуги, удовлетворяющие потребно­сти общества и населения. Предпринимательская деятель­ность в материальном производстве в сфере спорта направ­лена на формирование материально-технической базы, соот­ветствующей меняющимся условиям развития цивилизаций, научно-технического прогресса, передовому отечественно­му и зарубежному опыту. Инновационные проекты в этом на­правлении формируются по классической системе проекти­рования, изготовления, опробования и позиционирования более совершенного продукта на рынок.

Предпринимательская и инновационная деятельность в инфраструктуре физической культуры и спорта предусма­тривает создание передовых систем потребления спортивных услуг, доступность их для всех категорий населения, включая детей и пенсионеров. Инновационные проекты предусматри­вают фундаментальные и прикладные исследования, сбор и анализ информации, разработку наиболее прогрессивных мо­делей функционирования спортивных организаций и их кли­ентов. Например, болельщики являются потребителями спор­тивных услуг и информации. С экономической точки зрения они представляют интерес для производителей самых раз­нообразных товаров и услуг. Эти производители формируют инновационную деятельность по созданию новых товаров и услуг для данной категории потребителей, получая при этом существенную прибыль.

Большое влияние оказывают болельщики при заключе­нии пари на исход соревнований. Формируется букмекер­ский бизнес, со специфической инновационной деятель­ностью. Таким образом, болельщики косвенно участвуют в финансовой поддержке спорта, его развитии. Спортсме­ны и тренеры выступают, с одной стороны, как производи­тели спортивно-зрелищных мероприятий, с другой - как потребители спортивных товаров и услуг.


Предпринимательская и инновационная деятельность также характерна для учебно-тренировочных процессов и процессов подготовки спортсменов. Основу инновационной деятельности в этом направлении составляет план-прогноз спортивных достижений. Он предусматривает подготов­ку преподавателей физкультуры, тренеров и повышение их квалификации, применение передовых приемов и методов учебно-тренировочной работы.

Но в то же время существует ряд особенностей и специ­фических характеристик конкурентной борьбы в спортивном бизнесе, а именно:

1) сложность и многоплановость потребительского рынка (большой объем потребительского рынка, огромное количе­ство заинтересованных лиц, наличие субъектов смежных от­раслей и инфраструктуры);

2) существование факторов быстрого достижения поло­жительных коммерческих результатов;

3) повышенный риск утраты лидирующих позиций в силу очень динамичного развития данной отрасли на внешних рын­ках и в зарубежных странах;

4) ограниченный набор факторов развития инновацион­ной деятельности, особенно для развития профессиональ­ного спорта.

Выделение данных специфических черт требует от инно­вационной деятельности особых подходов как к основным компонентам - предмету (инновация), объекту (сфера ис­пользования), потребителю (инноватор), - так и к инноваци­онному процессу: разработке и проектированию, организа­ции и технологиям внедрения.

Исходя из особенностей конкурентной борьбы в спортив­ном бизнесе, перечисленных выше, особое внимание следу­ет уделить проблеме временных параметров инновацион­ного процесса и существующим стратегиям его ускорения.

Скорость выхода инновации на рынок обеспечивает ее конкурентоспособность и вхождение в предполагаемую зону прибыли, поэтому особое внимание должно уделяться стра­тегиям, позволяющим ускорить инновационный процесс.

Опыт многих успешных компаний позволяет утверждать, что инновационная стратегия в современной экономике - это обязательность выхода на рынок с инновациями по мере воз­никновения технологических возможностей, поэтому основ­ной чертой современной экономики является скорость во­площения инновационного процесса. Тенденция сокращения длительности жизненного цикла многих спортивных услуг, то­варов и технологий влечет за собой сокращение жизненного цикла инноваций, начиная с этапа зарождения идеи новше­ства и заканчивая его непосредственным потреблением.

Ускорение создания и продвижения инновационных продук­тов может осуществляться за счет следующих стратегий: