Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития ..pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты развития спорта в России
1.1 Становление спортивного менеджмента как социального института в условиях современного общества
1.2 Инновационные технологии в современном спорте
1.3 Спортивно-оздоровительная деятельность в социальной рыночной экономике
Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии
2.1Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта
- Футбол (Европейский футбол)
- Крикет
- Теннис
- Хоккей на траве
- Бейсбол
- Баскетбол
- Настольный теннис
- Волейбол
- Регби
- Гольф
Рейтинг показывает, что футбол является несомненным лидером спортивной индустрии. Ее состояние и рост влияют на развитие всего спортивного рынка в целом. Анализ футбольного сектора полностью подтверждает тенденцию роста всей спортивной индустрии - рост доходов футбольных клубов опережает рост экономики стран, которые эти клубы представляют. К примеру, за четыре года в период с 2006 по 2010 г. рост доходов составил 42%, а рост экономики европейских стран всего 1%.
Согласно материалам финансового отчета «Deloitte’s Football Money League, опубликованному одноименным международным консалтинговым агентством, совокупный доход 20 самых богатых футбольных клубов в 2012 году вырос на 3% и составил более 6 млрд. долларов. Специалисты Deloitte отметили, что рекордный рост совпал с увеличением инвестиций из стран Западной Азии. При этом, вышеприведенные данные являются приблизительными, так как оценить общую стоимость и суммарные доходы футбольной индустрии не представляется возможным. В своем финансовом исследовании аналитики учитывают доходы от футбольного бизнеса, который включает в себя продажу билетов на соревнования, спонсорские контракты, реализацию товаров с символикой, доходы от телевизионных трансляций, аренду стадионов и корпоративные предложения. Документ не включат такие важные показатели, как налоги, анализ зарплаты игроков и расходов на их приобретения, хотя именно здесь также проявляется тенденция к росту, но не доходов спортивных клубов, а их расходов.
Трансферная политика является одним из наиболее затратных направлений деятельности каждой спортивной организации - по последним данным, за 2016 год на покупку игроков было потрачено 3 млрд. долларов. Помимо увеличения трансферной стоимости растет и уровень зарплат профессиональных игроков, которая формируется из финансовых условий, прописанных в контракте, и бонусов за успешную игру.
Покупка европейских клубов представителями Ближнего Востока привела к неравным условиям игры с финансовой точки зрения. Команды, имеющие за спиной крупные инвестиционные и нефтяные компании из Западной Азии, смогли получить больше финансовых возможностей на трансферную политику и в дальнейшем предложить более высокие заработные платы, чем привлекли в свой состав самых сильных игроков различных лиг. Как результат, это привело к снижению конкурентной борьбы в чемпионате, зрелищности матчей и, соответственно, уменьшению численных показателей аудитории. Неравные возможности и увеличение расходов футбольных клубов привело к тому, что регулирующие органы УЕФА были вынуждены ввести правила финансового fair play, который направлен на прекращение практики чрезмерных затрат и перехода всех клубов на самоокупаемость.
Описанная ситуация характерна для всех видов спорта. Футбол, как наиболее популярная и изученная спортивная дисциплина отражает как в зеркале современное состояние спортивной отрасли в целом. Как было сказано выше, перспективы развития данной отрасли достаточно позитивны, несмотря на то, что появляются новые проблемы, связанные с поиском дальнейших источников роста и усилением регулирования отрасли. Последнее связано с областью финансовых отношений и устанавливает контроль над ростом убытков спортивной отрасли. Введение финансового fair play в том или ином виде в каждом виде спорта (непосредственно fair play в футболе, Соглашение об ограничении ресурсов в Формуле-1, система распределения прибыли от телевизионных компаний в НФЛ) и пристальное внимание к денежным показателям свидетельствует о важности спортивной индустрии в рамках всей экономической системы.
В мире существуют две основные модели финансирования спорта — американская и европейская. Для первой характерно отсутствие прямой поддержки спорта из государственного бюджета и наличие большого количества налоговых льгот и преференций для частного сектора, инвестирующего в физкультурно-спортивное движение. Для второй - смешанное финансирование с преобладанием средств из государственного бюджета. Общим для обеих моделей является то, что массовый и детско-юношеский спорт в значительной мере финансируются из местных бюджетов.
За рубежом привлечение взрослого и экономически активного населения к физической культуре осуществляется в основном путем создания спортивных клубов, которые действуют как самостоятельно, так и в структуре физкультурно-спортивных организаций (физкультурно-спортивных обществ), что предполагает развитие коммерческого сектора физической культуры и массового спорта. Это универсальный механизм, позволяющий предоставлять качественные физкультурно-оздоровительные услуги по месту жительства и работы граждан.
Заключение
Исходя из цели и задач курсовой работы и исследованного материала можно сделать следующие выводы:
Спортивный менеджмент - это самостоятельный вид профессиональной деятельности. Он направлен на эффективное достижение целей физкультурно-спортивной организации, действующей в рыночных условиях, путем наиболее рационального использования материальных, трудовых и информационных ресурсов. Становление спортивного менеджмента как профессии связано с появлением должностей руководителей физкультурных и спортивных организаций, т. е. профессиональных управленцев. Все возрастающее влияние физической культуры и спорта на экономику страны, появление и развитие индустрии спорта вызывает необходимость не только в профессиональных спортсменах и тренерах, но и в профессиональных менеджерах.
Объектом предпринимательской деятельности в спорте являются услуги, удовлетворяющие потребности общества и населения. Предпринимательская деятельность в материальном производстве в сфере спорта направлена на формирование материально-технической базы, соответствующей меняющимся условиям развития цивилизаций, научно-технического прогресса, передовому отечественному и зарубежному опыту. Инновационные проекты в этом направлении формируются по классической системе проектирования, изготовления, опробования и позиционирования более совершенного продукта на рынок.
Предпринимательская и инновационная деятельность в инфраструктуре физической культуры и спорта предусматривает создание передовых систем потребления спортивных услуг, доступность их для всех категорий населения, включая детей и пенсионеров. Инновационные проекты предусматривают фундаментальные и прикладные исследования, сбор и анализ информации, разработку наиболее прогрессивных моделей функционирования спортивных организаций и их клиентов.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инновационная деятельность - очень важная часть коммерческой деятельности всех субъектов индустрии физической культуры и спорта; она является необходимой для ее развития. Инновационный процесс в данном случае формируется по классической системе и на основе применения общепринятых принципов проектирования, апробации, позиционирования и технологий продвижения.
В целом в РФ идет положительная тенденция развития спортивной-оздоровительной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.
Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприятных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной индустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.
Также можно отметить следующее:
-сегодня Российская индустрия спорта бурно развивается и обладает огромными инвестиционными потенциалами. Если в профессиональном спорте ситуация с каждым годом улучшается, то развитие физической культуры для всех слоев населения остается на крайне низком уровне. В первую очередь это касается малонаселенных городов, сельских поселений, в которых часто не хватает спортивных секций и площадок для занятия спортом.
-если рассматривать спорт в долгосрочной перспективе, то он может быть интересен бизнесменам не только с точки зрения повышения престижа, но и выступать источником получения дохода.
-многие виды спорта не сразу дают отдачу от своих вложений, но в дальнейшем этот вид спорта может стать очень популярным, престижным и прибыльным как для государства, так и для частных инвесторов.
-особая роль в развитии индустрии спорта отводится малому и среднему бизнесу. Вложения даже в небольшие проекты тоже может дать свои «плоды», поэтому предпринимателям не стоит обходить стороной проекты, не достигшие масштаба Олимпийский Игр или Чемпионатов Мира.
-государство должно выполнять одну из главных ролей в стимулировании и финансировании спортивных проектов, а так же оказывать помощь в подготовке высококвалифицированных кадров по данному направлению.
Таким образом, перспективы развития индустрии спорта как полноценного сектора экономики в целом для России представляются вполне оптимистичными. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.
Список использованных источников
- Федеральный закон Российской Федерации от 4 декабря 2007 г. N 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации" // Российская газета. 8 декабря 2007 г.
- Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. – №1101–р. – С. 1–16.
- Алексеев С.В. Физическая культура и спорт в Российской Федерации: новые вызовы современности: Монография. / С.В. Алексеев, Р.Г. Гостев и др. - М.: Науч.-изд.центр «Теория и практика физической культуры и спорта», 2013. - 780 с.
- Ангара М.А. Современные тенденции развития спортивной индустрии за рубежом//Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. № 2 (9). С. 17-23.
- Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2016 – 320 с.
- Гречишников А. Л., Левин А. И. К вопросу о повышении эффективности управления массовым спортом на региональном уровне// Парадигмальные основания государственного управления: сравнительный анализ опыта регионов стран СНГ: сб. науч. ст. IV Междунар. науч. конф. в рамках XV межрегиональной универсальной оптово-розничной Курской Коренской ярмарки - 2015 / Курск. акад. гос. и муниципальной службы. Курск, 2015. Ч. 2. С. 49-53.
- Гречишников А. Л., Левин А. И. Развитие массового спорта как объект управленческой деятельности // Вестник Поволжского института управления.2016. № 5 (56). С. 71-78.
- Григорьев В. И. Эффективность государственно-частного партнёрства в развитии физической культуры и спорта России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 46-59.
- Егоров А.Ю., Сафронова А.А. Современные тенденции развития
спортивной индустрии за рубежом // Транспортное дело России. - 2015.-№ 4. С. 104-106 - Изаак С.И. Предпринимательская деятельность в детско-юношеском спорте: Матер. межд. науч. конф., посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране «Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва». Якутск: РИО медиа-холдинга, 2016. С. 78-81.
- Изаак С.И. Развитие студенческого спорта в России // Человеческий капитал. 2016. № 5. С. 43-45.
- ИзаакС.И., Володкович С.Л. Актуальные проблемы сохранения здоровья студенческой молодежи в России и Белоруссии // Человеческий капитал. 2016. № 5. С. 8-10.
- Ищенко М.М. Стратегии ускорения инновационного процесса // Экономические системы. 2016. №1. С. 41-43.
- Ищенко М.М. Технологии нововведений как основа инновационного развития // Экономические системы. 2015. № 4. С. 40-42.
- Карпов В.Ю., Гладких А.М., Волобуев А.Л. Спортивный менеджмент как вид профессиональной деятельности. 2015. №4 (32). С. 53 – 55.
- Косогорцев В.И. Подходы к классификации услуг физкультурно-спортивных организаций // Российское предпринимательство, 2016. - Том 17. - № 4. - 641 с.
- Кохановский Е. В. Спорт как культурная индустрия в России
// Вестник Оренбургского государственного университета. 2012. №
7 (143). С. 141–147. - Кудинова Ю.В. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании студентов/ Ю.В. Кудинова, Н.Е. Курочкина, Л.К. Федорова // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. №1 (11) С. 49-52.
- Леднев В. А. Индустрия спорта как арена конкурентной борьбы // Интернет-журнал Науковедение. 2013. № 6 (19). С. 59.
- Леднев В. Роль бизнеса в индустрии спорта // Спорт и право. 2016. - №3 (5). - С. 7-9.
- Леднев В.А. Индустрия спорта - особая сфера бизнеса и объект управления // Мир профессионального спорта, 2013. - №10. - 211 с.
- Массовый спорт как фактор социального развития регионов на современном этапе / Б. Д. Беспарточный, А. Л. Гречишников, А. И. Левин [и др.] // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: Экономика. Социология. Менеджмент. 2015. № 4 (17). С.138-142.
- Меркулина И.А., Сафронова А.А. Особенности применения
информационных технологий в маркетинговой деятельности предприятия//Транспортное дело России. - 2014. - № 1. С. 30. - Паршикова Н. В., Изаак С. И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. 2016. № 4. С. 10-12.
- Переверзин И.И. Менеджмент спортивных организаций: Учебное пособие. - М.: Физкультура и спорт, 2013. - 434 с.
- Пономарева А.А., Гвоздкова В.С., Давыденко К.Д. Влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (8). С. 162-166.
- Попова А.О., Савельева О.В. анализ доступности услуг для занятий массовым спортом в Самаре // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2015. № 1. (1). С. 148-150
- Радионов А. С. Исследование эффективности применения технологии мотивации в современных российских организациях / International scientific review, 2016. № 7 (17). С. 38-41
- Радионов А. С. Разработка по совершенствованию спортивной инфраструктуры России // Научныеисследования, 2016. № 5 (6). С. 15.-20
- Сабитова Р., Квон Г.М. Роль средств массовой информации в менеджменте физкультурно-спортивных организаций. 2015. С. 253 – 258.3.
- Сафронова А.А., Капанжи О.Ф. О стратегии государственного управленияиндустрией спорта // Инновационная экономика и современный менеджмент.- 2015. - № 3 (4). - С. 6-11.
- Сафронова А.В., Наумова С.А., Кваша В.А. Спортивный менеджмент как фактор развития индустрии спорта. 2015. №7-8. С. 110 – 113.
- Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №6 (24). - С. 1-13.
- Скобликова Т. В., Скриплева Е. В. Формирование эффективной системы информационно-аналитического обеспечения процессов развития физической культуры и спорта // Известия ЮгоЗападного государственного университета. Серия: Лингвистика и педагогика. 2015. № 3 (16). С. 74-80.
- Стыцюк Р.Ю. Человеческий капитал как главный элемент успеха в развитии спортивно-оздоровительного бизнеса//Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-1 (82-1). С. 452-459
- Фарберова О. Е. Роль российского предпринимательства в
индустрии спорта // Культура физическая и здоровье. 2012. № 4.
С. 70–72. - Шааф Ф. Спортивный маркетинг. ‒ М.: ИИД «Филин», 2013.-256с.
-
Гречишников А. Л., Левин А. И. Развитие массового спорта как объект управленческой деятельности // Вестник Поволжского института управления. 2016. № 5 (56). С. 75 ↑
-
Григорьев В. И. Эффективность государственно-частного партнёрства в развитии физической культуры и спорта России // Известия Юго-Западного государственного университета. 2014. № 2 (53). С. 53 ↑
-
Карпов В.Ю., Гладких А.М., Волобуев А.Л. Спортивный менеджмент как вид профессиональной деятельности. 2015. №4 (32). С. 54 ↑
-
Сафронова А.В., Наумова С.А., Кваша В.А. Спортивный менеджмент как фактор развития индустрии
спорта. 2015. №7-8. С. 112 ↑ -
Паршикова Н. В., Изаак С. И. Разработка стратегического прогноза развития физической культуры и массового спорта на период до 2030 года // Человеческий капитал. 2016. № 4. С. 11 ↑
-
Ищенко М.М. Стратегии ускорения инновационного процесса // Экономические системы. 2016. №1. С. 42 ↑
-
Ищенко М.М. Технологии нововведений как основа инновационного развития // Экономические системы. 2015. № 4. С. 42 ↑
-
Изаак С.И. Предпринимательская деятельность в детско-юношеском спорте: Матер. межд. науч. конф., посвященной 20-летию I Международных спортивных игр «Дети Азии» и 120-летию Олимпийского движения в стране «Международные спортивные игры «Дети Азии» - фактор продвижения идей Олимпизма и подготовки спортивного резерва». Якутск: РИО медиа-холдинга, 2016. С. 79 ↑
-
Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года // Распоряжение Правительства РФ от 07.08.2009. - №1101-р. - С. 2 ↑
-
Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №6 (24). - С. 8 ↑
-
Стыцюк Р.Ю. Человеческий капитал как главный элемент успеха в развитии спортивно-оздоровительного бизнеса//Экономика и предпринимательство. 2017. № 5-1 (82-1). С. 457 ↑
-
Ангара М.А. Современные тенденции развития спортивной индустрии за рубежом//Инновационная экономика и современный менеджмент. 2016. № 2 (9). С. 19 ↑
-
Галкин В. В. Экономика спорта и спортивный бизнес: учебное пособие. – М.:КНОРУС, 2016 С. 206. ↑
-
Леднев В. Роль бизнеса в индустрии спорта // Спорт и право. 2016. - №3 (5). - С. 8 ↑
-
Пономарева А.А., Гвоздкова В.С., Давыденко К.Д. Влияние экономического кризиса на сферу спортивной индустрии//Современные научные исследования и разработки. 2017. № 8 (8). С. 165 ↑
-
Кудинова Ю.В. Использование компьютерных технологий в физическом воспитании студентов/ Ю.В. Кудинова, Н.Е. Курочкина, Л.К. Федорова // Известия института систем управления Самарского государственного экономического университета. 2015. №1 (11) С. 51 ↑
-
Попова А.О., Савельева О.В. анализ доступности услуг для занятий массовым спортом в Самаре // OlymPlus. Гуманитарная версия. 2016. № 1. (1). С. 149 ↑
-
Солнцев И.В. Роль индустрии спорта в развитии современной экономики// Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - 2016. - №6 (24). - С. 12 ↑