Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• за счет продуманной стратегии продвижения продукта;

• за счет эффективной бизнес-модели;

• путем сокращения цикла создания новшества;

• на основе управления цепочкой потребителей по их ин­новационной активности;

• на основе «выведения продукции из обращения (кан­нибализма)», ключевых видов деятельности и продажи ли­цензий.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что инновационная деятельность - очень важная часть коммер­ческой деятельности всех субъектов индустрии физической культуры и спорта; она является необходимой для ее разви­тия. Инновационный процесс в данном случае формируется по классической системе и на основе применения общепри­нятых принципов проектирования, апробации, позициониро­вания и технологий продвижения.

1.3 Спортивно-оздоровительная деятельность в социальной рыночной экономике

В настоящее время тема спортивной индустрии и спортивно оздоровительной деятельности становится все более актуальной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносли­вость.

В настоящее время интерес к спортивной индустрии возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта в том числе и в ши­рокой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государ­ство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правитель­ством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года».

Основная цель стратегии-создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно зани­маться физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортив­ной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта[9].

Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009-2015) и 2 этап (2016-2020).

1 этап закончился и уже были подведены итоги реализа­ции данной стратегии:

  • К 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения.
  • По сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимаю­щихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%.
  • Россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн больше.
  • Уровень обеспеченности населения спортивными объектами увеличился на 7% и достиг до 31%.
  • Достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров- преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).
  • Комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позво­лили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что со­ставляет больше половины от населения страны[10].

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

  • не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);
  • отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);
  • отсутствие массового привлечения потребителей;
  • проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортив­ного маркетинга) Олег Бериев, спорт - это очень хороший бизнес во всех стра­нах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответ­ственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государ­ство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том, что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессио­нального спорта выделяется 160 млн евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддержива­ется вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский коми­тет США (USOC), основной доход которого - это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн долл. США на развитие спорта[11].

Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной инду­стрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и кон­куренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэф­фективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спор­тивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяй­ства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-част­ного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудниче­ства, этого явно недостаточно. Следующая проблема -проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный мо­мент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются му­ниципальной или государственной собственностью. В-третьих, спорт- это соци­ально-значимая отрасль, и важный аспект для государства - обеспечить возмож­ность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лиш­нюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортив­ным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не преду­смотрено, что также мешает его развитию.


Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и поз­волит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансо­выми ресурсами[12].

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сег­мента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спор­тивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во- вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпо­чтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей за­нимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние го­рода Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.

Как можно видеть, прослеживается явный спрос на спортивные услуги у населения, а спрос рождает предложение, поэтому государству и бизнесу следует найти как можно скорее точки соприкосновения и начать взаимовыгодное со­трудничество.

Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной- оздоровительной индустрии в России. Государство в России го­тово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что каса­ется бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения ин­вестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу.

Государству следует в большей степени заниматься созданием благоприят­ных условий в направлении децентрализации управления спортом и уменьшения числа посредников, уступить место бизнесу в производственной спортивной ин­дустрии, расширить пропаганду здорового образа жизни и усилить контроль за выполнением социальных функций развития спорта.

В дополнении к этому направлению следует рассмотреть возможность изменения законодательных ак­тов в области спорта и спортивной индустрии, регулирующих спортивный ры­нок: решить проблему принадлежности к собственности по спортивным объек­там; ввести налоговые льготы для привлечения инвестиций. После устранения всех недостатков спортивная индустрия может развиваться более эффективно, принося не только финансовые результаты и выгоды, но и социальный эффект.


Глава 2. Анализ тенденций развития спорта в России и мировой индустрии

2.1Анализ индустрии спорта в России в сравнении с мировой индустрией спорта

Проанализируем различные аспекты индустрии спорта РФ в сравнении с аналогичной индустрией за рубежом

Несмотря на текущую нестабильную ситуацию в экономической сфере, услуги фи­зической культуры и спорта остаются постоянно развивающейся индустрией, как в Рос­сии, так и по всему миру. По данным Pricewaterhouse Coopers LLP (PWC) и Wilkofsky Gruen Associates в 2010 году мировой доход рассматриваемых услуг составил 121,391 млн. долларов и в последующие пять лет наблюдался стабильный рост на 3,7% вплоть до 145,341 млн. долларов в 2015 году. Ежегодно в России с начала 2000-х наблюдается стабильный рост вложений в спорт более чем на 53%.

Безусловно, стоит отметить доход в 2014 г., богатом на спортивные события, который составлял на рынке спорта России приблизительно 2,246 млн. долларов.

Рисунок 2- Динамика показателей общего дохода российского спортивного рынка в период 2006-2015 гг.

В целом с 2010 года в нашей стране наблюдается стабильный рост увеличения доходов от предоставления услуг индустрии спорта на 10 %[13].

Стоит отметить, что индустрия спорта далеко не ограничи­вается сугубо проведением спортивных мероприятий и функционированием спортив­ных школ. Помимо этих неизменных сфер деятельности к ней относятся: продажа биле­тов на соревнования, спонсорство, рынок спортивной одежды, инвентаря и других раз­личных спорттоваров, инновационные технологий в сфере информационных услуг, на­правленных на их применение в спорте (к примеру, мобильные приложения для бега), тотализатор (ставки на выигрыш), спортивные агентства, получение прав на трансля­цию соревнований и использование рекламы, а также государственные заказы в области физической культуры и спорта. Внутри каждой сферы присутствуют свои игроки и пра­вила, однако, как правило, развитие одной следует из другой.


Например, в настоящее время IT-компании многих зарубежных стран уверены в возникшем спросе их продук­ции на Российском рынке. В России наблюдается большой спрос на специальные часы и другие электронные устройства, в которые встроены регистраторы, фиксирующие фи­зиологические показания (ЧСС, давление и т.д.) человека при выполнении любой физи­ческой нагрузки (ходьба, бег, выполнение любых физических упражнений и др.).

Такая тенденция в данной сфере услуг наблюдается не только в России, но и по всему миру, т.к. продукция IT-компаний востребована не только людьми, занимающимися физиче­ской культурой и спортом, но и в медицине, в военной индустрии и др.

Вообще, в индустрии услуг физической культуры и спорта отчетливо прослеживаются несколько трендов, показывающие регулярную доходность. Например, в настоящее время хорошо видно, что индустрия развлечений тесно взаимодействует с индустрией услуг физи­ческой культуры и спорта. Именно желание развлекаться побуждает потребителя купить би­лет на какое-либо спортивно-зрелищное мероприятие, а организатор такого мероприятия должен заплатить за рекламу и трансляцию этой рекламы, например, телевизионным кана­лам, чтобы проинформировать и завлечь потребителя. В результате образуется следственная цепочка: Потребитель - Организатор (продавец) услуги - Рекламные агентства, а доходность от этой цепочки идет, в том числе и государству. Таким образом, чем больше задействовано в индустрии услуг физической культуры и спорта различных вышеперечисленных сфер дея­тельности, тем больше прибыль в индустрии спорта вообще, и государства в частности. К примеру, для того чтобы привлечь больше зрителей на спортивно-зрелищное мероприятие, организаторы часто приглашают выступить на открытие или закрытие спортивных турниров или матчей, известные музыкальные группы, или артистов для исполнения национального гимна или просто развлекательного номера. Так, в 2014 году для раскручивания спортивной телевизионной программы Super Bowl, которая стала самой просматриваемой программой с 111 млн. зрителей на торжественное открытие и закрытие Чемпионата мира по футболу в Бразилии пригласили выступить певицу Шакиру, Карлоса Брауна и др., для привлечения ко­лоссального количества людей не только на стадионы, но и к медиамероприятиям (трендам). В России медиатренд также очень быстро развивается и подкреплён уже проведенными ме­роприятиями - студенческой Универсиадой в Казани в 2013 году, Олимпийскими играми в Сочи в 2014, а также Формулой 1, проводимой на уже существующих спортивных объектах в Сочи.