Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения
1.1 Сущность управленческих решений
1.2 Качество и эффективность управленческих решений
1.3 Применение экономико-математического моделирования при принятии управленческого решения
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
2.2 Построение дерева решений ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
2.3 Оценка эффективности модели принятия управленческого решения
Глава 3. Направления совершенствования процесса принятия решений на предприятии
3.1 Экономические мероприятия по совершенствованию управленческих решений
Организация качественного управленческого решения можно назвать одной из важнейших предпосылок обеспечения конкурентоспособности продукции и фирмы на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-психологических отношений на предприятии, создания положительного имиджа и др[6].
К основным условиям и факторам, влияющих на принятие решений, относятся личностные оценки руководителя, среда принятия решений, информационные ограничения, отрицательные последствия и др. Кроме того, чтобы быть качественным, решение должно быть эффективным независимо от возможных ошибок в определении исходных данных и гибким - предусматривать изменение целей и алгоритмов достижения целей. Иначе незначительные по величине отклонения исходных данных, которые могут возникнуть в любой момент и по разным причинам, сделают эффективное управленческое решение неэффективным. Поэтому первоочередной задачей является подготовка профессиональных менеджеров на всех уровнях управления, знакомых с современными технологиями менеджмента.
Условия и факторы, влияющие на качество управленческого решения, - разнообразные, многоплановые, находятся в очень сложной взаимосвязи, взаимосвязаны. Поэтому их невозможно строго, просто и однозначно классифицировать, а тем более провести анализ причинно-следственных связей по принципу: «величина данного фактора - результат». Участие государственных служащих местных органов исполнительной власти в любом виде деятельности имеет принципиальное значение для разработки качественного управленческого решения. Государственные служащие имеют собственные интересы и обладают способностью проявлять их. Поэтому вряд ли можно представить деятельность в виде цепи, у которого надо найти решающую звено для того, чтобы за это звено вытянуть всю цепь. Если обращаться к наглядным образам, то любую деятельность, скорее всего, лучше уподобить многомерной паутине, причем узелки связаны не ниточками, а резинками, да еще и сами узелки обладают собственной активностью. Следствием этого оказываются неожиданные, на первый взгляд, эффекты. Скажем, нижний узелок потянули вниз на два сантиметра, а верхний сместился на полтора сантиметра, причем не вниз, а вверх[7].
Прежде всего, качество управленческого решения тесно связано с правильным подходом к проблемам, возникающим в деятельности местного органа исполнительной власти. В литературе приводятся соответствующие советы, что способствуют эффективному решению проблем:
- Своевременное осознание и анализ проблемы с тем, чтобы выяснить, что привело к ее возникновению, и деловое, активное стремление к решению проблемы;
- Отсутствие затрат времени на ненужные решения, не влияющие на эффективность работы местного органа исполнительной власти;
- Отсутствие нескольких последовательных решений в одиночку по тому же вопросу;
- Постоянное оценивание эффективности процесса принятия, а впоследствии и реализации решения[8].
Привлечение к разработке решений нужных государственных служащих, к прямым обязанностям которых такая работа не входит - это не филантропия, не усиление ответственности исполнителей и не просто улучшение мотивации деятельности этих людей. Главный смысл такой кооперации руководителя с подчиненными заключается в том, что непосредственный исполнитель часто располагает ту информацию, те данные, которые необходимы для разработки и принятия качественного решения.
Конечно, делегирование функций связано с определенным риском (размывание ответственности, появление разногласий, стихийность в действиях). Четкое осознание этих опасностей, своевременное их предсказания и противодействие зарождению, а тем более развития этих опасностей позволяет избежать возможных неприятностей. Государственный служащий должен уметь смотреть хотя бы на шаг вперед, и тогда он будет вооружен, в том числе и при более широком разделении права принятия решений со своими подчиненными[9].
Процесс управления можно укрупненно представить в виде трех составляющих элементов: определение курса действий, разработки и принятия решения, выполнения. Слабость хотя бы одного из звеньев единой цепи, конечно, приводит снижению качества всего процесса управления.
Итак, ключом к получению качественного решения является цикл формулировки проблемы, выбора конечной цели, разработки путей достижения целей, оценки их эффективности, экспериментальной проверки, уточнения конечной цели, повторяется, разработки новых вариантов решения и т. д. Другими словами, принципиально допустимо возвращения из любого этапа процесса подготовки, принятия и реализации решения к предыдущим этапам, то есть работа с управленческим решением должна проводиться в итеративном режиме.
1.3 Применение экономико-математического моделирования при принятии управленческого решения
Экономико-математические методы представляют собой совокупность приемов, основанных на теоретическом фундаменте математических и экономических наук и основным назначением которых является исследование функционирования социально-экономических систем и процессов. Основной целью таких исследований можно определить количественную оценку процессов в пределах конкретной экономической системы.
Методика экономико-математического моделирования может быть определена следующим:
1. Проведение комплексного анализа экономического процесса с позиций теоретической экономики и практического менеджмента. Результатом является формирование законов взаимосвязей в исследуемом экономическом процессе.
2. Установление основных элементов системы и формирования цели функционирования. В случае, если система является многоуровневой и сложной ее разделяют на подсистемы по классам задач и функций выполнения. При этом необходимо четкое определение задач, решение которых будет происходить на каждом уровне функционирования экономической системы.
3. Выбор наиболее результативных факторов, количественная оценка которых позволит в полной мере установить эффективность функционирования экономической системы. При этом наиболее весовым есть выбор обобщенного показателя - критерия эффективности. Выбор факторов должен быть обоснован законами развития экономической системы и взаимосвязями, что в ней сложились.
4. Разработка математической модели системы. При этом основным является определение математической интерпретации задач. На данном этапе разрабатывают математические зависимости, которые с определенной степенью адекватности позволят описать реальный экономический процесс, а также осуществляют выбор экономико-математических методов для идентификации системы. В данном случае, нельзя говорить о полном воспроизведения реально существующей экономической системы, поскольку учесть все факторы - невозможно. В связи с этим необходимо установление четких правил и ограничений по функционированию системы.
5. Практическая реализация модели. Данный этап включает в себя действия, связанные с числовыми расчетами реального объекта. По нашему мнению одной из первоочередных задач при этом является правильное определение выборки данных (оценка репрезентативности выборки). Для этого обосновывают тип выборки, ее свойства, приводят данные до однородного вида. На основе сформированных выборок данных получают числовые расчеты модели.
6. Анализ модели и ее модернизацию в соответствии с накоплением данных. Полученные числовые результаты должны подтверждать максимальную приближенность к реальным характеристик экономической системы. В связи с этим необходимо проверка адекватности модели при определенном порога вероятности, исследования средних значений и вариации ошибок, отклонений параметров модели и тому подобное.
7. Получение оптимальных значений системы. Поскольку числовые значения модели будут меняться в зависимости от начальных условий моделирования, целесообразным является изменение начальных параметров системы и многоэтапные расчеты по этим значениях. В таком случае исследуется поведение системы и ее устойчивость в различных условиях функционирования[10].
Применение методов экономико-математического моделирования является одним из самых перспективных направлений экономических исследований, позволяющих не только оценить процесс с качественной стороны, а предоставить обоснованную количественную оценку функционирования экономических систем и процессов, в них происходят.
Проблемам уменьшения риска принятия ошибочных решений на предприятиях всегда уделялось значительное внимание. Для этого использовались методы проверки качества управленческого решения, но наиболее эффективны методы экономико-математического моделирования. Создавая адекватную модель производственной системы и, определяя основные факторы, влияющие на исследуемый процесс можно спрогнозировать состояние системы в перспективе. Это позволяет проверить качество управленческого решения на соответствующей модели и существенно снизить риск принятия неправильного решения[11].
Таким образом, экономико-математическое моделирование в порядок и уменьшает информационную базу, которая поступает при исследовании внутренней среды предприятий, что значительно улучшает уровень эффективности управленческих решений. Исследование экономических процессов при принятии управленческих решений дает возможность оценить уровень эффективности деятельности предприятия за прошедший период и спрогнозировать эффект от внедрения тех или иных мероприятий управления.
Глава 2. Оценка процесса построение модели управленческого решения на предприятии ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад» - это одна из ведущих информационных компаний России. Она является разработчиком компьютерной правовой системы ГАРАНТ и комплекса информационно- правового обеспечения (ИПО).
Система Гарант появилась на рынке в 1990 г. Это не просто обширная электронная библиотека, но и многофункциональная информационная система, с помощью которой можно оперативно найти необходимую информацию. Система Гарант содержит судебную и арбитражную практику, федеральное законодательство и комментарии к нему, международные договоры, книги по вопросам бухучета и налогообложения, а также проекты федеральных законов и многое другое. Также система включает и экономические данные: бизнес- справки, формы документов и календарь бухгалтера. Вся информация в системе связана полным гипертекстом, что обеспечивает свободную навигацию по массиву и отслеживание всех явных и неявных связей каждого документа. Так же можно узнать мнение экспертов по различным вопросам.
На сегодняшний день это одна из крупнейших российских информационных компаний, штат сотрудников московского офиса – более 500 человек. Компания имеет 230 представительств в 120 городах России. Информационные ресурсы компании «Гарант» - более 700 000 документов.
Компания ООО «СЦ ГАРАНТ Северо- Запад» осуществляет следующие виды деятельности (в соответствии с кодами ОКВЭД, указанными при регистрации):
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - разработка программного обеспечения и консультирование в этой области (Основной вид деятельности);
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - обработка данных (Дополнительный вид деятельности);
Деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий - консультирование по аппаратным средствам вычислительной техники (Дополнительный вид деятельности);