Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения
1.1 Сущность управленческих решений
1.2 Качество и эффективность управленческих решений
1.3 Применение экономико-математического моделирования при принятии управленческого решения
2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
2.2 Построение дерева решений ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад»
2.3 Оценка эффективности модели принятия управленческого решения
Глава 3. Направления совершенствования процесса принятия решений на предприятии
3.1 Экономические мероприятия по совершенствованию управленческих решений
Введение
Актуальность темы объясняется тем, что в современных условиях российской экономики разработка эффективных решений является основополагающей предпосылкой обеспечения конкурентоспособности продукции и самой организации на рынке, формирования рациональных организационных структур, проведения правильной кадровой политики и работы, регулирования социально-политических отношений на предприятии, создания положительного имиджа.
Конечным результатом деятельности менеджера является принятие управленческих решений. В расширенном понимании принятия решений отождествляется со всем процессом управления. В узком смысле принятия решений рассматривается только, как выбор лучшего решения из многочисленных альтернатив. Процесс принятия решений состоит не только из выбора лучшего варианта, но и по поиску альтернатив, установление критериев оценки, выбора способа оценки альтернатив и т.д. Следовательно, принятие управленческих решений – это процесс, который начинается с констатации возникновения проблемной ситуации и завершается выбором решения, то есть выбором действия, которая направлена на устранение проблемной ситуации.
Одним из самых сложных этапов рациональной технологии принятия решений является поиск альтернативных вариантов. В управленческой практике используются разнообразные методы творческого поиска альтернативных вариантов, которые условно разделяют на три группы:
качественные методы;
количественные методы;
методы моделирования.
Качественные методы используют тогда, когда факторы, определяющие принятие решения, нельзя количественно охарактеризовать или они вообще не поддаются количественному измерению. К качественным методам относятся: метод экспертных оценок, метод мозгового штурма, метод ключевых вопросов, метод номинальной группы, метод свободной ассоциации.
Количественные методы используют, когда факторы, определяющие принятие управленческих решений могут быть измерены количественно. Существуют следующие виды количественных методов: метод абсолютных, относительных и средних величин; метод сравнения; метод группировки; метод цепных подстановок; балансовый метод; графический; метод экономико-математического моделирования; методы математического программирования; методы экономической кибернетики.
Методы моделирования используют для оптимизации процессов управления. Характерной чертой методов моделирования является выделение четырех составляющих в процессе принятия решений - это задача - модель - метод - условия применения.
Целью исследования является: изучение теоретических и практических аспектов разработки процесса построения модели управленческого решения.
Основные задачи по достижению цели:
- уточнить сущность управленческих решений;
- исследовать качество и эффективность управленческих решений;
- проанализировать применение экономико-математического моделирования при оценке управленческих решений;
- привести организационно-экономическую характеристику предприятия;
- выполнить анализ эффективности деятельности предприятия;
- рассмотреть использование экономико-математического моделирования при принятии управленческих решений;
- разработать направления совершенствования системы принятия решений на предприятии с использованием экономико-математического моделирования.
Оптимальной деятельности предприятия способствуют принятые и реализованные рациональные решения. В основе разработки рационального решения проблемы лежит объективный и многосторонний анализ условий, в которых предприятие действует в каждый период времени, а также тенденции, которые будут иметь место в дальнейшем.
Важность выработки и принятия рационального решения проблемы это определяющий шаг менеджера. Ход реализации начинается с планирования или составления графика работ по реализации. Предусматриваются конкретные исполнители, сроки и способы их достижения результатов, необходимые материальные и финансовые средства. Планом предусматривается контроль за ходом выполнения решения и итоговый контроль после снятия проблемы.
Объектом исследования является: ООО «СЦ ГАРАНТ Северо-Запад».
Глава 1. Теоретические аспекты процесса построения модели управленческого решения
1.1 Сущность управленческих решений
Многие крупные ученые занимались проблемами теории и практики разработки эффективных решений. Любая теория начинается с классификации объекта исследования, т.е. выделения однотипных групп. В результате была составлена следующая классификация УР (рис. 1.1):
Управленческие решения
Масштаб
воздействия:
Организация:
Функциональная
направленность:
планирующие, организующие, активизирующие, координирующие, контролирующие, информирующие
общие и частные
индивидуальные, коллегиальные, корпоративные
Прогнозируемые результаты:
Время действия:
с определенным результатом, с вероятностным исходом
Причины:
стратегические, тактические,
оперативные
ситуационные,
по предписанию, программные, инициативные, сезонные
Число критериев:
Направление
воздействия:
Однокритериальные, многокритериальные
внутренние,
внешние
Характер разработки и реализации:
Методы переработки информации:
уравновешенные, импульсивные, инертные, рискованные, осторожные
Способ фиксации:
письменные,
устные
алгоритмические, эвристические
Глубина
воздействия:
Ограничения на
ресурсы:
Повторяемость
выполнения:
однотипные,
разнотипные,
инновационные
одноуровневые,
многоуровневые
с ограничениями, без ограничений
Рис. 1.1. Классификация управленческих решений
Рассмотрим более подробно данную классификацию.
Функциональная направленность определяется общей функцией управления, которая инициировала разработку УР (управленческих решений). Решения могут разрабатываться для осуществления плановых мероприятий в компании или подразделениях. В этих решениях определяются необходимые параметры для стратегического или тактического планирования деятельности компании. Большая группа УР посвящена организационным проблемам функционирования компании, например, совершенствованию организационной структуры управления, расширению компании. Для эффективного управления персоналом разрабатываются решения по различным аспектам активизации деятельности работников компании.
Координирующие УР необходимы для согласования изменяющихся условий внешней и внутренней среды для обеспечения возможной гармонизации в деятельности компании, например, решения, связанные с изменениями закупочно-сбытовой политики компании, изменениями в штатном расписании.
Контролирующие УР направлены на обеспечение своевременного выполнения производственных планов и намеченных рубежей развития.
Стратегические УР разрабатываются на длительный срок (5— 10 лет) с охватом ключевых элементов компании (персонал, структура, производство и т.д.).
Тактические УР являются инструментарием для стратегических решений и разрабатываются на меньший период (1—3 года) с охватом части ключевых элементов компании.
Оперативные УР разрабатываются при возможности или возникновении ситуаций, мешающих реализации тактических УР. Оперативные УР являются кратковременными[1].
Прогнозируемые результаты реализации УР могут быть предсказаны либо с достаточной точностью, либо с вероятностным исходом. Существует много понятных и непонятных руководителю причин, из-за которых результаты УР не совпадают с запланированными решениями. Ведь обычно решения руководителя выполняют несколько человек по разным направлениям — иногда последовательно, иногда параллельно. От понимания исполнителями задания и их профессионализма зависит конечный результат[2].
Исполнители могут даже улучшить конечный результат УР.
1.2 Качество и эффективность управленческих решений
Под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств, которые обеспечивают успешное их выполнение и получения определенного эффекта. Критерием качества решений выступает их практическое внедрение. В связи с этим в практике деятельности предприятий применяется показатель, косвенно оценивает качество принимаемых управленческих решений из-за количества выполненных решений, и рассчитывается он по формуле:
Кк = Рв - Рн / Рп * 100,
Где Кк коэффициент качества управленческих решений;
Рп - количество принимаемых управленческих решений;
Ро - количество выполненных управленческих решений;
РН - количество выполненных некачественных решений[3].
Выраженный в процентах, данный показатель характеризует, по сути, качество управления, хотя и не абсолютно, а с определенной долей неточности[4].
Требования к принимаемым решениям можно сформулировать следующим образом:
- Решения должны быть реальными (цели, ресурсы, время).
- Решение должно содержать механизм реализации, то есть организацию, стимулирование, контроль.
- Решение должно быть устойчивым относительно возможных ошибок
- Решение должно быть гибким
- Решение должно предусматривать возможность верификации (проверки опытом) и контроля исполнения.
Важно также отметить: для того, чтобы управленческое решение было качественным, оно, как минимум, должно быть своевременным, адресным, конкретным. Но, кроме указанных преимуществ, решения, признается качественным, должно обладать еще одним свойством. Деятельность любого предприятия всегда многоплановая, многоцелевая, с многокритериальной оценкой ее результатов, а любое решение - это компромисс и результатов, и используемых средств. К сожалению, достижения сразу многих разнородных целей невозможно. И имеющимися ресурсами можно распорядиться по-разному.
Надо отметить еще один существенный момент, связанный с качеством принятия управленческого решения. Мгновенная оценка решения, дается непосредственно при его принятии, и оценка этого же решения через некоторое время или после его полного осуществления могут различаться, быть даже диаметрально противоположными. Такое расхождение оценок качества может быть результатом «добросовестного заблуждения» при первичном тестировании, но может быть и результатом каких-либо принципиальных изменений, скажем, результатом изменения системы ценностей. Таким образом, само понятие «качественное решение» является сложным комплексным понятием, в котором отражаются многие аспекты и которое вряд ли может иметь единое формализованное толкования.
Условия и факторы, влияющие на качество управленческого решения, - разнообразные, многоплановые, находятся в очень сложной взаимосвязи и взаимозависимости. Поэтому их невозможно строго, просто и однозначно классифицировать, а тем более провести анализ причинно-следственных связей по принципу: «величина данного фактора - результат».
Разработка и реализация решений, обеспечивающих всегда высокую эффективность - трудная задача и для опытных руководителей. По разным причинам эффект может не соответствовать ожидаемому. Однако постоянным должно быть стремление к максимизации эффекта. Итак, от качества управленческих решений зависит эффективность работы предприятия. Они должны соответствовать определенным требованиям, выходить из сложившихся экономических условий, приниматься с соблюдением организационных и психологических предпосылок[5].