Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 122
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего
1.1 Психологические особенности профессии государственного служащего
1.2 Психолого-педагогические приемы воздействия
2. Влияние приемов психолого-педагогического воздействия на государственных служащих
2.1. Определение индивидуально-психологических особенностей личности служащего
2.3. Анализ проведенной работы и коррекционные мероприятия
Вместе с тем сегодня наблюдается значительный рост нагрузки на интеллектуальную, эмоционально-волевую и морально-нравственную сферы современного государственного гражданского служащего, что приводит к возникновению негативных психических состояний и снижает работоспособность и эффективность профессиональной деятельности.
Профессионализм государственных гражданских служащих характеризуется рядом признаков, определяющих специфику деятельности в аспекте профессиональной среды государственной гражданской службы и личностных особенностей государственных гражданских служащих, реализующих профессиональные функции и осуществляющих профессиональную деятельность в соответствии с социально-профессиональным предназначением:
- государственная гражданская служба является для служащего образом жизнедеятельности, которому присуща качественная определенность профессионального, психологического, социального и морально-нравственного совершенства помыслов и практических действий;
- профессиональное образование, выраженное в определенной сумме необходимых экономико-управленческих, психолого-педагогических знаний, их современный уровень, степень и качество перманентного обновления;
- умение грамотно и эффективно применять не только известные способы и методы решения управленческих задач, но и инициировать, создавать, совершенствовать, развивать и обогащать арсенал нетрадиционных средств и приемов осуществления управленческой деятельности;
- способность государственного гражданского служащего действовать в составе управленческой команды, определять вероятность воплощения решений в условиях дефицита времени и ресурсов, предвидеть последствия управленческих решений и действий, определять стратегию и тактику достижения желаемых результатов;
- мотивация профессиональной деятельности государственного гражданского служащего с учетом накопленного опыта, способность самокритично оценивать свои возможности, продуманно и эмоционально взвешенно действовать при исполнении своих обязанностей, психически стабильно вести себя при возникновении конфликтных ситуаций [24].
Особое место в данном ряду занимает умение государственных гражданских служащих предотвращать конфликтные ситуации в процессе реализации профессиональных задач по предназначению, принимать взвешенные решения, направленные на урегулирование конфликтов (в случае их возникновения), возможных при условии выявления их причин.
Одним из источников конфликтности между гражданами и государственными гражданскими служащими является разнонаправленность интересов тех и других, что всегда имманентно присутствует в их отношениях [21].
В профессиональной деятельности муниципальных гражданских служащих в современных критериях заложено много объективных и субъективных противоречий, которые значимым образом воздействуют на ее действенность.
Руководством американской службы психологической и общественной помощи было подмечено: специалисты, которые по роду собственной деятельности непрерывно взаимодействуют с людьми, нередко утрачивают эмоциональную устойчивость: они ощущают телесное и эмоциональное бессилие, становятся раздражительными, утрачивают энтузиазм к работе и даже прекращают справляться с профессиональными обязанностями [10].
Исследование обстоятельств появления этого «профессионального недуга» привело к изобретению особенной формы стресса - стресса общения. Еще в 1974 году американский психиатр X. Дж. Фрейденберг дал данной форме стресса четкое и выразительное заглавие — burnout (выгорание). По этим изучениям Фрейденберга, для «сгорающих» профессионалов свойственны направленность на людей, мягкость и сострадание, фанатичная увлеченность работой и некий идеализм в сочетании с неустойчивостью. Его работы положили начало пониманию профессионального выгорания как следствия эмоционального переутомления профессионалов, которые по роду собственной профессиональной деятельности немало общаются с людьми, что приводит к лишней утраты энергии [3].
Согласно трехфакторной модели К. Маслач «синдром выгорания» понимается как целостность трех элементов: эмоционального истощения, деперсонализации и редукции профессиональных достижений.
Эмоциональное бессилие - это положение специалиста, проявляющееся в хронической усталости, опустошенности и расположенности к депрессивным состояниям.
Второй элемент – деперсонализация – имеет место быть в деформации отношений с людьми. Деперсонализация подключает два варианта: в одном варианте специалист деперсонализирует себя (отказ быть личностью), в другом - остальных людей (в том числе и клиентов) [21].
При «отказе от себя как от личности» неминуема потеря самостоятельности и зависимость от остальных. При «обезличивании остальных» наблюдается плохое взаимоотношение к коллегам, клиентам и иным людям, нуждающимся в заботе и интересе. Специалист перестает созидать в них таковых людей, как он сам, и переходит к автоматическому «функционированию» (начинает общаться с ними, как с «бездушными объектами»). Нарастает безразличие к работе (страх новых клиентов, уклонение идти на работу). Появляются негативизм и развязность по отношению к клиентам или подчиненным, рвение манипулировать ими. Если разглядеть безразличное и безличное известие «сгоревшего» специалиста с современных позиций, то делается понятным: речь идет об отчуждении от себя и остальных, которое исследователи интерпретируют как автоматический протест человека на экстремальную для него ситуацию, который исполняет защитную функцию.
Третья составляющая «выгорания» - редукция профессиональных достижений. Проявляется как переживание специалистом своей неэффективности (от сомнения в собственной успешности до желания поменять профессию). Он чувствует чрезмерность предъявляемых к нему требований, мучается от недочета признания и успеха; его самооценка снижается.
Японские ученые добавили к трехфакторной модели К. Маслач четвертый, индивидуальный фактор - вовлеченность специалиста [10].
Д. В. Дириндонк и В. Шауфели пришли к выводу: специфичным условием выгорания являются нехорошие ощущения специалиста. К «сжигающим» профессионалам общественной сферы эмоциям относятся переживание социальной незащищенности, несправедливости, а также зависимости от управления. Результатом их изучений стала «двухфакторная модель профессионального выгорания». Первый фактор - аффективный (эмоциональное бессилие специалиста, проявляющееся в жалобах на физическое самочувствие и нервное напряжение), второй - установочный (деперсонализация, проявляющаяся в негативном отношении к иным людям или самому себе) [25].
Традиционно условия выгорания группируются в два блока:
1) индивидуальности профессиональной деятельности (конкретные условия);
2) индивидуальности личности и профессиональной компетентности (субъективные условия).
К конкретным относят организационные и ролевые условия (т.е. компанию труда профессионалов и их профессиональные роли). К субъективным – довольно большая численность психологических переменных. Выделяя эти группы критерий, ученые отмечают их ассоциации между собой: с одной стороны, к деформациям личности может привести длительное психотравмирующее воздействие объективных условий; с другой стороны, личностные особенности особенно ярко проявляются конкретно в неблагоприятных условиях. Не случайно в большинстве исследований формирование синдрома выгорания связывается с такими тяжелыми для личности ситуациями, как изменение или потеря общественного статуса; опасность потери работы; служба в экстремальных условиях. Также отмечаются ситуации перегрузки: огромное количество людей, нуждающихся в поддержке, много требований, излишек информации - все это приводит специалиста к неосознанному рвению защититься: уменьшать контакты, избегать «слишком человеческого» во взаимодействии с людьми, производить «ритуальные деяния», формализующие контакты [21].
Таким образом, профессиональное выгорание - это профессионально-личностная деформация, которая появляется и развивается при «встрече» экстремальных критерий профессиональной деятельности специалиста и его профессионально-личностных особенностей. Психологические перегрузки, неприятности, скопление усталости, связанные с профессиональной деловитостью, представляют большую угрозу для здоровья и возможности полноценно действовать.
В свою очередь, положение перенапряжения понижает трудоспособность, ослабляет приспособительные механизмы защиты организма, вызывает разные психопатологические состояния, при этом не исключается вероятность появления профессиональных болезней. В связи с тем, что парадокс выгорания попадает в поле зрения не только психологов, психотерапевтов и врачей остальных квалификаций, но и управляющих всех рангов, заинтересованных в инициативных и здоровых сотрудниках, главной задачей кадровой и психологической служб является сохранение психического здоровья служащих.
Чувство хронической напряженности, волнения у муниципальных служащих преступает психическое равновесие и телесное самочувствие, психологическую адаптацию, оказывает разрушительное действие на личность и ее структурные составляющие (мотивацию, потребности, интересы). Эти ощущения представляют препятствие для самостоятельной, творческой, инициативной и настоящей профессиональной деятельности, стандартизуют поведение, принуждают делать по шаблону в нестандартных условиях [3].
При лишнем волнении, напряженности, запредельной профессиональной психологической усталости у сотрудника отмечается эмоциональная неустойчивость, предрасположенность неблагоприятному воздействию среды людей, окружающих в тяжелой жизненной ситуации, утрата эмпатии, вражда к службе, чувство профессионального бессилия. Это приводит, как правило, к профессиональному психологическому выгоранию.
Наиболее существенными причинами, влияющими на формирование синдрома эмоционального выгорания, являются индивидуальный подход к службе и социально-психологический климат в отделе в частности и в учреждении в целом. Индивидуальные особенности служащих скорее являются предрасполагающим фактором, а особенности профессии - определяющим.
Выделяются две главные группы обстоятельств, играющих важную роль в формировании и развитии синдрома эмоционального выгорания: предпосылки внутреннего и внешнего характера.
Причины внутреннего характера соединены с индивидуальными свойствами человека. Это характерологические особенности, возраст, самооценка, ожидания, самокритичность, подготовленность к нелегкой работе, мотивация к профессиональной деятельности.
Причины внешнего характера соединены с чертами профессиональной деятельности: «тяжелый» контингент, эмоционально интенсивная активность, тяжелые условия труда, завышенная требовательность руководства, неблагополучная психологическая атмосфера в коллективе [13].
Рисунок 1
Симптомы профессионального выгорания государственных служащих
Необходимо отметить, что на сегодняшний день диагностических методик, направленных на определение синдрома эмоционального выгорания, очевидно мало.
Итак, обобщая вышесказанное, можно сказать, что составляющей кадровой политики должен стать кропотливый подбор кандидатов на вакантные должности с учетом не только их профессиональных свойств, но и личностных черт. В частности, нужно снабдить высококачественный подбор претендентов на службу в более «рисковые» муниципальные органы и подразделения, где государственные гражданские служащие наиболее подвержены синдрому профессионального выгорания. Вместе с тем следует исключить прием на службу претендентов, не рекомендованных к замещению соответствующих должностей по заключению психолога. Также нужно учесть психологические особенности служащих при расстановке и ротации сотрудников [21].
1.2 Психолого-педагогические приемы воздействия
Прежде чем, рассмотреть приемы психолого-педагогического воздействия, необходимо сразу ввести понятие воздействия для того, чтобы было понятно, каким категориальным аппаратом мы будем пользоваться в этой работе.
Воздействие в психологии - это целеинтенциональный перенос какого-нибудь движения, информации от одного участка корреляции к иному или же действия одних нейроструктур на остальные. Воздействие может классифицироваться, как непосредственно-конвергенционное, когда сама динамика движения и сдержится в самом движении, кодоинформация экстраполируется в форме импульсных сигналов-движений [26].
Влияние - процесс и итог конфигурации индивидом или общественной группой поведения остальных людей, их позиций, оценок и установок. Механизмом направленного воздействия являются убеждение и внушение, механизмом ненаправленного воздействия - копирование и заражение. Влияние может быть прямым и косвенным. Критерий его полезности - реализуемые в нём общественные ценности [1].
Психологическое воздействие – это действие на психическое состояние, ощущения, идеи и поступки остальных людей с поддержкой только психологических средств: вербальных, паралингвистических или невербальных.