Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Особенностью предложения является его адресованность не к логике и интеллекту личности, не к её готовности раздумывать и анализировать, а к готовности внутренне взять передаваемые сведения, указываемые сведения. Внушение, говорил В.М. Бехтерев, действует маршрутом конкретного прививания психических состояний.

По В.М. Бехтереву, внушение есть не что иное, как вторжение в рассудок, происходящее без роли и интереса воспринимающего лица и часто без светлого с его стороны сознания (религия, гипноз). Некоторое время в отечественной психологии, педагогике пренебрегали внушение, как способ обучения. Считалось, что внушение подавляет волю, понижает критичность мышления до слепой веры и лишь позицией разрешено взращивать намеренных идейных борцов. В то же время в психотерапии внедрение предложения в бодрствующем состоянии и в гипнозе владеет долговременную историю, и показало важную эффективность.

Согласно концепции А. М. Сводяща, объясняющей устройство внушения, в мозгу человека протекают процессы верификации информации, т.е. определение ее достоверности. Из значимой численности обрушивающейся информации наиболее непростая подвергается логической переработке и оценке. Большая же часть ее подвергается автоматической неосознаваемой оценке с точки зрения достоверности и значительности. Благодаря этому, организм не загружая рассудок, ограждается от неадекватного реагирования на сигналы, какие к нему или не имеют дела, или несут несущественную или неправильную информацию [9].

Воздействие внушением содержится в организации и доведении до объекта информации в таком облике, чтобы она не вызывала сомнения в ее ценности, значительности и усваивалась без разбора [6]. В процессе общения постоянно владеет пространство внушения, когда наблюдается результат главного воспоминания, актуализируются стереотипы, предрассудки; появляются аффекты и непрочное психическое положение соучастников общения; отмечается наружное сходство ситуации, вида и поведения людей с прошедшим экспериментом общения и состоянием.

При внушении у личности, подвергающейся предложению, имеют все шансы появляться определённые барьеры. Болгарский психотерапевт Г. Лозанов говорил, что с возрастом у человека создаются три барьера: критическо-логический, интуитивно-эффектный и моральный. Все, что не охватывает воспоминания добронамеренной логической выдержанности, доверия и ощущения убежденности, все, что противоречит этическим принципам личности, как правило, отбрасывается.


В данной связи Г. Лозанов выдвигает следующие преодоления данных барьеров:

  • престиж источника действия;
  • творение атмосферы раскрепощенности, подлаживания, игривости, аналогично той, что царит в ребяческих играх;
  • включение дополнительных раздражителей: мимики, пантомимики, декорации;
  • интонации;
  • ритм;
  • налаживание безмятежного дела, доверия к источнику информации, аннулирование ужаса перед вероятной неудачей [9].

Внушение разделяется на непосредственное и опосредованное. Непосредственное внушение - достигается методом конкретного словесного действия эмоционально насыщенным, повелительным тоном. Словесная формула при этом имеет вид непосредственной речи, обращенной к объекту действия. В ней выражается требуемое поведение или положение, которое обязано настать сходу же после высказанных слов. Фразы могут быть резкими (но не обидными), какие просто запоминаются. Наиболее принципиальные фразы следует повторять некоторое количество раз. Речь внушающего может сопровождаться средствами, усиливающими результат действия (жесты, мимика, интонация и ритм). Громкость речи варьируется в зависимости личных состояний и значимости той или другой фразы в формуле.

Опосредованное внушение определяется вне собственных контактов, через систему средств информации, кино, радио, телевидение, прессу, наглядные средства. В этом случае результат предложения зависит от авторитетности источника и жизненной значительности информации, какие имеют все шансы начать доверие и понизить противодействие внушаемому действию. Внушение этого вида достаточно неплохо употребляется в практике [18].

Следует отметить что, есть классификация предложения на два последующих типа действия на психику управляемых. Первый вид предложения базируется на отношениях престижа и доверия, При таком внушении свобода подчиненных не подавлена, намеренное известие - также, но ограничена мыслительная энергичность, его критичность, полнота отображения всех отношений, связей, ситуаций взаимодействия [6].

Второй вид предложения (внушения) связан с принуждением, зависимостью. Он базируется на вынужденном признании преимущества управляющего в силе власти, не на доверии, а на ужасе наказания или опасности потери какой-нибудь ценности, опасении сделаться жертвой злости руководителя, группы людей, ощутить себя изолированным, отвергнутым. В этом случае парализуется свобода, появляется желание слепого подчинения, возобновления, следования указаниям, пунктуально копируя и исполняя. Сознание заторможено, эмоции ограничены ощущением ужаса. Подавлены личностные склонности, инициатива, энергичность [20].


Наиболее успешной классификацией приёмов предложения нам видится классификация А. Л. Потеряхина, которую мы приводим ниже. Перечисленные ниже приемы являются иллюстрацией реализации неких указанных выше принципов. Поэтому типичным практикумом управляющего в применении суггестии является изучение приемами внушения, какие разрешено поделить на три группы:

  1. Приемы прямого предложения - комитет, предписание, внушающее поучение, бригаду, веление.
  2. Приемы косвенного предложения – знак, согласие, порицание, «обманутое ожидание».
  3. Приемы скрытого предложения - трюизм, видимость выбора, предоставление всех вариантов, увязывание реального и желаемого.

«Плацебо» - прием предложения впервые стал использоваться в медицинской практике. Его содержание в том, что доктор, прописывая больному нейтральное лекарство, заявляет, что оно владеет огромным целебным эффектом. Принимая такое средство, пациент ощущает облегчение и даже выздоравливает [18].

В управленческом общении могут быть ситуации, в которых может быть использование приема «плацебо», в частности, в педагогических целях. Однако воспользоваться им необходимо очень осторожно, так как обнаружение факта его применения воспринимается внушаемым как ложь.

«Обходной маневр» - суть этого приема, - доказывает И.Д. Ладанов, - содержится в том, что какая-либо идея или мысль преподносится объекту как его личная [12].

Обманутое ожидание может употребляться в управленческом общении как при дружеском отношении объекта к суггестору, так и при очевидно злобном. Предпосылкой удачного внедрения, - по понятию И. Д. Ладанова, - является творение интенсивной ситуации ожидания от оппонента полностью определенных действий. Предшествующие действия обязаны образовать у объекта взыскательно командированный ход идей. При обнаружении бедности данной направлению предмет предложения как оказалось в растерянности и без противодействия воспринимает внушаемую идею.

Прием Сократа состоит в том, чтобы в ходе общения помешать собеседнику сказать «нет», а принудить его все время произносить «да», т.е. к согласию со словами суггестора. «Свободный» комментарий был основан на теории рациональности предложения. Задачей такого комментария является творение определенного контекста для информации о фактах. Внушение тут исполняется, в частности, через замену объекта суждения.

Иллюстрирование факта, считается, что копирование видимому образу дается проще, а идеи и религия, как предмет имитации, усваиваются на базе разных ассоциаций с данными видимыми образами.


Ю. А. Шерковин приводит приемы предложения, разработанные американскими психологами женами Ли: «Приклеивание ярлычков» названию главной идеи или явления «приклеивается» эпитет или метафора, чаще только обидные, вызывающие плохое известие. Таким образом, целенаправленно формируется эмоциональная окрашенность слов или словосочетаний, какие раньше были нейтральными. Этот прием употребляется чаще только для того, чтобы обеспечить явление или объект в лице реципиента. Вместе с тем, этот прием может быть применен и для возвеличивания какого-нибудь явления, сотворения престижа личности и т.п. То имеются ярлыки и имеют все шансы внести позитивную окраску.

«Сияющее обобщение» содержится в обозначении конкретной вещи, идеи или личности обобщающим родовым именованием, имеющим позитивную эмоциональную окраску. Цель этого приема состоит в том, чтобы заставить напарника по общению взять и утвердить преподносимое мнение. Прием «сияющего обобщения» прячет отрицательные стороны конкретной вещи, идеи или личности и, тем самым, не вызывает у реципиента ненужных ассоциаций. Пример сияющего обобщения из современной жизни: «демократические преображения» [17].

Прием «переноса» или «трансфера»: его сущность содержится в побуждении напарника к ассоциации преподносимого мнения с любым иным, имеющим несомненную престижную важность, чтобы изготовить мнение приемлемым. Возможен и отрицательный перенос через возбуждение к ассоциации с очевидно отрицательными мнениями. Этот вариант, - отмечает Ю. А. Шерковин, - обширно используется для опорочивания идей, личностей, ситуаций, какие не имеют все шансы быть дискредитированы логическим подтверждением [18].

«Свидетельство» состоит в приведении выражения личности, которую почитает или, напротив, терпеть не может компаньон. Такое выражение охватывает оценку преподносимого явления. Эта критика обязана заставить реципиента к определенному, позитивному или отрицательному отношению к обсуждаемому явлению. Здесь имеют все шансы употребляться выражения политических деятелей, узнаваемых актеров. [11].

«Игра в простонародность»: при применении этого приема известие преподносится целенаправленно вульгарно, с внедрением ежедневной лексики (время от времени даже нецензурной), обычного для предоставленной среды жаргона. Цель этого приема состоит в побуждении слушателя к ассоциации личности коммуникатора и преподносимых им мнений с положительными ценностями вследствие «нации» данных мнений или принадлежности их родника к «обычным людям». При этом «простонародность» может обнаруживаться наружным видом, нравом поведения, образом жизни.


Прием «перетасовки» состоит в отборе и тенденциозном преподнесении лишь позитивных или отрицательных фактов реальности с целью предложения партнеру точности какой-нибудь идеи. Тут протекает инспирирование фактов, какие приводят напарника к необходимым выводам. Внешне же сохраняется иллюзия убеждения.

«Фургон с оркестром»: этот прием состоит в побуждении напарника к принятию преподносимой в сообщении ценности, так как все в предоставленной общественной группе ее делят. Апелляция ко «всем», - отмечает Ю. А. Шерковин, - учитывает, что люди, как правило, веруют в побеждающую силу большинства, и благодаря чему желают быть с теми, кто его сочиняет. Этот прием обширно используется в рекламе продуктов и услуг. В управленческом общении внедрение этого приема состоит в апелляции к понятию коллектива [18].

Более трудным является способ предоставления всех вариантов, когда управляющий перечисляет или предоставляет все вероятные варианты действий подчиненному, но мимикой, экспрессивными чертами голоса выделяет более желанный ход событий. Этим способом констатируется или предполагается то, что подчиненный решает какие-то деяния; на подсознательном уровне внушается более целесообразный вариант данных действий.

Не представляет труда внедрения такого способа предложения как увязывание реального и желаемого. В самом заглавии заложена методика его применения.

В остальных источниках предлагается последующая классификация приёмов предложения. Великой привлекательностью и ценностью владеет то, что труднодоступно или изредка сталкивается, по-другому разговаривая – воображаемое запрещение. Желая притянуть интерес служащих к чему-либо ежедневному, управляющий может специально драматизировать ситуацию, выделить трудность и рискованность заслуги цели, ограниченность способностей для удовлетворения заявок.

Отступление - это приём предложения, который предусматривает, во время конфликта, вероятность обличающей стороне излить возмущение, выложить на публике свои жалобы, нелишне отдать некое облегчение, в индивидуальности, если вправду режим труда был усиленным, а в том же духе признание вины управляющего и возмездие виновных. В ситуации же запущенного конфликта, при наличии отрицательного фаворита, заинтересованного в дестабилизации расположения в коллективе, нужно приходить к наиболее узким мерам. Нужно нейтрализовать отрицательного фаворита и расшатать целостность негативной группы. Сделать это разрешено методом противопоставления ему иного фаворита и иной группы, верно отражающей линию управления. Эти же сотрудники обязаны развенчивать деяния вожака.