Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего
1.1 Психологические особенности профессии государственного служащего
1.2 Психолого-педагогические приемы воздействия
2. Влияние приемов психолого-педагогического воздействия на государственных служащих
2.1. Определение индивидуально-психологических особенностей личности служащего
2.3. Анализ проведенной работы и коррекционные мероприятия
Воспитание сотрудников любой категории - процесс постоянный, формирование личностных свойств и качеств постепенно переходит в их дальнейшее развитие и совершенствование, коррекцию отдельных действий и т.п. Тем не менее, формирование конкретной формы их поведения целесообразно заканчивать не по времени, а по результату.
Подводя итог о проделанной работе, мы можем сделать вывод о том, что мы справились с поставленными задачами, а именно: дали определение понятию психологического влияния, которое говорит о том, что влияние – это процесс и результат изменения индивидом или социальной группой поведения других людей, их позиций, оценок и установок. Затем определили понятие воздействие, как целеинтенциональный перенос какого – либо движения, информации от одного участка корреляции к другому или же воздействия одних нейроструктур на другие. Выявили, что понятия психологической конструктивности и психологической корректности (безошибочности) являются перекрещивающимися, но не совпадающими. Далее мы описали классификацию методов психологического воздействия. Подробно рассмотрели метод убеждения и перечислили виды убеждения, а также описали метод внушения, его виды и приёмы. На основе проделанной работы мы привели экспериментальное исследование приемов психолого-педагогического воздействия на служащих с учетом индивидуально-психологических особенностей. Данные методы широко используются в управлении персоналом организации.
В результате написания данной курсовой работы все задачи, поставленные во введении, выполнены. Цель достигнута.
Таким образом, на основе всего вышеизложенного можно сделать вывод, что административно правовой статус государственного служащего нуждается в некоторой корректировке, связанной в первую очередь к повышению прозрачности его деятельности со стороны общества. К повышению ответственности чиновников за свои действия. Государственная служба как современный государственно-правовой институт должна быть эффективной, правовой, четко организованной, социально-ориентированной, прочно связывающей государство с обществом.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
-
-
- Бандурка А.М., Бочарова С. П., Землянская Е. В., «Основы психологии управления», изд. Университета внутренних дел, Харьков, 1999, 528 с.
- Грэм Дж. Скотт, «Сила ума: описание пути к успеху в бизнесе», изд. «Дело», Москва, 1991, 520 с.
- Довба А.С. Профессия // БСЭ: В 30т. М.: Сов. Энтикл. 1975. Т. 21.155 с.
- Дьяченко М.И., Кандыбович Л. А., «Психология словарь справочник» изд. Хэлтон, 1998, Минкс, 399 с.
- Еникеев М.И., Кочетков О.Л., «Краткий энциклопедический словарь по общей, социальной и юридической психологии», 1997, изд. Юридическая литература, Москва.448 с.
- Ершов А.И., «Проблемы психологического воздействия», Межвузовский сборник трудов, изд. «Иваново», 1979, 143 с.
- Зимбардо Ф., Ляйппе М., «Социальное влияние», Питер, СПб, 2001, 448 с.
- Зинченко В. П. «Психологический словарь», изд. «Педагогика-Пресс», Москва, 1998, 440 с.
- Карпов А. Б., «Психология менеджмента», изд. «Питер», Санкт-Петербург, 1999, 454 с.
- Климов Е.А. Введение в психологию труда. Учебное пособие для Вузов по специальности «Психология» М. Издательство МГУ, 1988. 188 с.
- Кричевский Р. Л., «Если вы руководитель», изд. «Дело», Москва, 1996, 320 с.
- Ладанов И.Д., Жариков Е., «Руководитель и умение убеждать», изд. «Профиздат», Москва, 1988, 300 с.
- Леонтьев А.Н., Потребности, мотивы, эмоции. М.: 1971. 40 с.
- Лозниця «Психология менеджмента», изд. «Астропринт», Киев, 1999, 299 с.
- Майерс Д., «Социальная психология», изд. «Питер», Санкт-Петербург, 1999, 688 с.
- Милграм С., «Эксперимент в социальной психологии», изд. «Питер», Санкт-Петербург, 2000, 336 с.
- Морозов А.Л., «Психология влияния», изд. «Питер», Санкт-Петербург, 2000, 506 с.
- Потеряхин А. Л., «Психология управления», изд. «Астропринт», Киев, 1999, 432 с.
- Сидоренко Е. В., «Психология влияния и противостояния», изд. «Дело», Москва, 1995, 325 с.
- Столяренко «Психология управления», изд. «Профиздат», Ростов-на-Дону, 1997, 320 с.
- Суходольский Г.В., Структурно-алгоритмический анализ и синтез деятельности. Л. Изд-во Ленинград ун-та. 1976. 176 с.
- Френсис Д. и Вудок М., «Раскрепощенный менеджер», изд. «Дело», Москва, 1994, 453 с.
- Чалдини Р., «Психология влияния», изд. «Питер», Санкт-Петербург, 2001, 620 с.
- Шадриков В.Д., Введение в психологическую теорию профессионального обучения. Ярославль. Яросл. гос. ун-т, 1981. 72 с.
- Шадриков В.Д., Проблемы системогенеза профессиональной деятельности. М.: Наука, 1982. 185 с.
- Юрчук В.В., «Современный словарь по психологии», 2000, Минск, изд. Элайда, 704 с.
-
ПРИЛОЖЕНИЯ
1
Диагностика эмоционального выгорания личности (В.В. Бойко)
По мнению В.В. Бойко, эмоциональное выгорание — это выработанный личностью механизм психологической защиты в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на психотравмирующие воздействия. Эмоциональное выгорание представляет собой стереотип эмоционального, чаще всего профессионального проведения. «Выгорание» отчасти функциональный стереотип, поскольку позволяет человеку дозировать и экономно расходовать энергетические ресурсы. В то же время могут возникать и дисфункциональные следствия, когда «выгорание» отрицательно сказывается на исполнении профессиональной деятельности и отношениях с субъектами профессиональной деятельности.
Методика «Диагностика эмоционального выгорания личности» (В.В. Бойко) позволяет диагностировать ведущие симптомы «эмоционального выгорания» и определить, к какой фазе развития стресса они относятся: «напряжения», «резистенции», «истощения». Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности, оценить адекватность эмоционального реагирования в конфликтной ситуации, наметить индивидуальные меры.
Методика состоит из 84 суждений, позволяющих диагностировать три симптома «эмоционального выгорания»: напряжение, резистенция и истощение. Каждая фаза стресса, диагностируется на основе четырех, характерных для нее симптомов.
Инструкция:
Прочитайте суждения и ответьте «да» или «нет». Примите во внимание, что, если в формулировках опросника идет речь о партнерах, то имеются в виду субъекты вашей профессиональной деятельности, с которыми вы ежедневно работаете, общаетесь.
1. Организационные недостатки на работе постоянно заставляют нервничать, переживать, напрягаться. |
|
2. Сегодня я доволен своей профессией не меньше, чем в начале карьеры. |
|
3. Я ошибся в выборе профессии или профиля деятельности (занимаю не свое место). |
|
4. Меня беспокоит то, что я стал хуже работать (менее продуктивно, качественно, медленнее). |
|
5. Теплота взаимодействия с партнерами зависит от моего настроения — хорошего или плохого. |
|
6. От меня как профессионала мало зависит благополучие партнеров. |
|
7. Когда я прихожу с работы домой, то некоторое время (часа 2-3) мне хочется побыть наедине, чтобы со мной никто не общался. |
|
8. Когда я чувствую усталость или напряжение, то стараюсь поскорее решить проблемы партнера (свернуть взаимодействие). |
|
9. Мне кажется, что эмоционально я не могу дать партнерам того, что требует профессиональный долг. |
|
10. Моя работа притупляет эмоции. |
|
11. Я откровенно устал от человеческих проблем, с которыми приходится иметь дело на работе. |
|
12. Бывает, я плохо засыпаю (сплю) из-за переживаний, связанных с работой. |
|
13. Взаимодействие с партнерами требует от меня большого напряжения. |
|
14. Работа с людьми приносит все меньше удовлетворения. |
|
15. Я бы сменил место работы, если бы представилась возможность. |
|
16. Меня часто расстраивает то, что я не могу должным образом оказать партнеру профессиональную поддержку, услугу, помощь. |
|
17. Мне всегда удается предотвратить влияние плохого настроения на деловые контакты. |
|
18. Меня очень огорчает, если что-то не ладится в отношениях с деловым партнером. |
|
19. Я настолько устаю на работе, что дома стараюсь общаться как можно меньше. |
|
20. Из-за нехватки времени, усталости или напряжения часто уделяю внимание партнеру меньше, чем положено. |
|
21. Иногда самые обычные ситуации общения на работе вызывают раздражение. |
|
22. Я спокойно воспринимаю обоснованные претензии партнеров. |
|
23. Общение с партнерами побудило меня сторониться людей. |
|
24. При воспоминании о некоторых коллегах по работе или партнерах у меня портится настроение. |
|
25. Конфликты или разногласия с коллегами отнимают много сил и эмоций. |
|
26. Мне все труднее устанавливать или поддерживать контакты с деловыми партнерами. |
|
27. Обстановка на работе мне кажется очень трудной, сложной. |
|
28. У меня часто возникают тревожные ожидания, связанные с работой: что- то должно случиться, как не допустить ошибки, смогу ли сделать все, как надо, не сократят ли и т. п. |
|
29. Если партнер мне не приятен, я стараюсь ограничить время общения с ним или меньше уделять ему внимания. |
|
30. В общении на работе я придерживаюсь принципа: «не делай людям добра, не получишь зла». |
|
31. Я охотно рассказываю домашним о своей работе. |
|
32. Бывают дни, когда мое эмоциональное состояние плохо сказывается на результатах работы (меньше делаю, снижается качество, случаются конфликты). |
|
33. Порой я чувствую, что надо проявить к партнеру эмоциональную отзывчивость, но не могу. |
|
34. Я очень переживаю за свою работу. |
|
35. Партнерам по работе отдаешь внимания и заботы больше, чем получаешь от них признательности. |
|
36. При мысли о работе мне обычно становится не по себе, начинает колоть в области сердца, повышается давление, появляется головная боль. |
|
37. У меня хорошие (вполне удовлетворительные) отношения с непосредственным руководителем. |
|
38. Я часто радуюсь, видя, что моя работа приносит пользу людям. |
|
39. Последнее время меня преследуют неудачи в работе. |
|
40. Некоторые стороны моей работы вызывают глубокое разочарование, повергают в уныние. |
|
41. Бывают дни, когда контакты с партнерами складываются хуже, чем обычно. |
|
42. Я разделяю деловых партнеров (субъектов деятельности) на «хороших» и «плохих». |
|
43. Усталость от работы приводит к тому, что я стараюсь сократить общение с друзьями и знакомыми. |
|
44. Я обычно проявляю интерес к личности партнера помимо того, что касается дела. |
|
45. Обычно я прихожу на работу отдохнувшим, со свежими силами, в хорошем настроении. |
|
46. Я иногда ловлю себя на том, что работаю с партнерами автоматически, без души. |
|
47. По работе встречаются настолько неприятные люди, что невольно желаешь им чего-нибудь плохого. |
|
48. После общения с неприятными партнерами у меня бывает ухудшение физического или психического самочувствия. |
|
49. На работе я испытываю постоянные физические или психологические перегрузки. |
|
50. Успехи в работе вдохновляют меня. |
|
51. Ситуация на работе, в которой я оказался, кажется безысходной (или почти безысходной). |
|
52. Я потерял покой из-за работы. |
|
53. На протяжении последнего года были жалобы в мой адрес со стороны партнеров. |
|
54. Мне удается беречь нервы благодаря тому, что многое из происходящего с партнерами я не принимаю близко к сердцу. |
|
55. Я часто с работы приношу домой отрицательные эмоции. |
|
56. Я часто работаю через силу. |
|
57. Прежде я был более отзывчивым и внимательным к партнерам, чем теперь. |
|
58. В работе с людьми руководствуюсь принципом, не трать нервы, береги здоровье. |
|
59. Иногда иду на работу с тяжелым чувством — как все надоело, никого бы не видеть и не слышать. |
|
60. После напряженного рабочего дня я чувствую недомогание. |
|
61. Контингент партнеров, с которым я работаю, очень трудный. |
|
62. Иногда мне кажется, что результаты моей работы не стоят тех усилий, которые я затрачиваю. |
|
63. Если бы мне повезло с работой, я был бы более счастлив. |
|
64. Я в отчаянии из-за того, что на работе у меня серьезные проблемы. |
|
65. Иногда я поступаю со своими партнерами так, как не хотел бы, чтобы поступали со мной. |
|
66. Я осуждаю партнеров, которые рассчитывают на особое снисхождение, внимание. |
|
67. Чаще всего после рабочего дня у меня нет сил заниматься домашними делами. |
|
68. Обычно я тороплю время: скорей бы рабочий день кончился. |
|
69. Состояния, просьбы, потребности партнеров обычно меня искренне волнуют. |
|
70. Работая с людьми, я обычно как бы «ставлю экран», защищающий от чужих страданий и отрицательных эмоций. |
|
71. Работа с людьми (партнерами) очень разочаровала меня. |
|
72. Чтобы восстановить силы, я часто принимаю лекарства. |
|
73. Как правило, мой рабочий день проходит спокойно и легко. |
|
74. Мои требования к выполняемой работе выше, чем то, чего я достигаю в силу обстоятельств. |
|
75. Моя карьера сложилась удачно. |
|
76. Я очень нервничаю из-за всего, что связано с работой. |
|
77. Некоторых из своих постоянных партнеров я не хотел бы видеть и слышать. |
|
78. Я одобряю коллег, которые полностью посвящают себя людям (партнерам), забывая о собственных интересах. |
|
79. Моя усталость на работе обычно мало сказывается в общении с домашними и друзьями. |
|
80. Если предоставляется случай, я уделяю партнеру меньше внимания, но так, чтобы он этого не заметил. |
|
81. Меня часто подводят нервы в общении с людьми на работе. |
|
82. Почти ко всему, что происходит на работе, я утратил интерес, живое чувство. |
|
83. Работа с людьми плохо повлияла на меня как профессионала — обозлила, сделала нервным, притупила эмоции. |
|
84. Работа с людьми явно подрывает мое здоровье. |
Обработка и интерпретация результатов теста:
- определяется сумма баллов отдельно для каждого из 12 симптомов «выгорания»,
- подсчитывается сумма показателей симптомов для каждой из трех фаз формирования «выгорания»,
- находится итоговый показатель синдрома эмоционального «выгорания» — сумма показателей всех 12 симптомов.
Напряжение
1. Переживание психотравмирующих обстоятельств: +1(2), +13(3), +25(2), -37(3), +49(10), +61,(5), -73(5)
2. Неудовлетворенность собой: -2(3), +14(2), +26(2), -38(10), -50(5), +62(5), +74(3),
3. «Загнанность в клетку»: +3(10), +15(5), +27(2), +39(2), +51(5), +63(1), -75(5)
4. Тревога и депрессия: +4(2), +16(3), +28(5), +40(5), +52(10), +64(2), +76(3)
Резистенция
1. Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование: +5(5), -17(3), +29(10), +41(2), +53(2), +65(3), +77(5)
2. Эмоционально-нравственная дезориентация: +6(10), -18(3), +30(3), +42(5), +54(2), +66(2), -78(5)
3. Расширение сферы экономии эмоции: +7(2), +19(10), -31(2), +43(5), +55(3), +67(3), -79(5)
4. Редукция профессиональных обязанностей: +8(5), +20(5), +32(2), -44(2), +56(3), +68(3), +80(10)
Истощение
1. Эмоциональный дефицит: +9(3), +21(2), +33(5), -45(5), +57(3), -69(10), +81(2)
2. Эмоциональная отстраненность: +10(2), +22(3), -34(2), +46(3), +58(5),+70(5), +82(10)
3. Личностная отстраненность (деперсонализация): +11(5), +23(3), +35(3), +47(5), +59(5), +72(2), +83(10)
4. Психосоматические и психовегетативные нарушения: +12(3), +24(2), +36(5), +48(3), +60(2), +72(10), +84(5)
Предложенная методика дает подробную картину синдрома эмоционального «выгорания». Прежде всего, надо обратить внимание на отдельно взятые симптомы. Показатель выраженности каждого симптома колеблется в пределах от 0 до 30 баллов:
- 9 и менее баллов — не сложившийся симптом,
- 10-15 баллов — складывающийся симптом,
- 16 и более — сложившийся.
Симптомы с показателями 20 и более баллов относятся к доминирующим в фазе или во всем синдроме эмоционального «выгорания».
Методика позволяет увидеть ведущие симптомы «выгорания» Существенно важно отметить, к какой фазе формирования стресса относятся доминирующие симптомы и в какой фазе их наибольшее число.
Дальнейший шаг в интерпретации результатов опроса — осмысление показателей фаз развития стресса — напряжение, резистенция и истощение. В каждой из них оценка возможна в пределах от 0 до 120 баллов. Однако сопоставление баллов, полученных для фаз, неправомерно, ибо не свидетельствует об их относительной роли или вкладе в синдром. Дело в том, что измеряемые в них явления существенно разные — реакция на внешние и внутренние факторы, приемы психологической защиты, состояние нервной системы. По количественным показателям правомерно судить только о том, насколько каждая фаза сформировалась, какая фаза сформировалась в большей или меньшей степени:
- 36 и менее баллов — фаза не сформировалась;
- 37-60 баллов — фаза в стадии формирования;
- 61 и более баллов — сформировавшаяся фаза.
Оперируя смысловым содержанием и количественными показателями, подсчитанными для разных фаз формирования синдрома «выгорания», можно дать достаточно объемную характеристику личности и, что не менее важно, наметить индивидуальные меры профилактики и психокоррекции. Освещаются следующие вопросы:
- какие симптомы доминируют;
- какими сложившимися и доминирующими симптомами сопровождается истощение;
- объяснимо ли истощение (если оно выявлено) факторами профессиональной деятельности, вошедшими в симптоматику «выгорания», или субъективными факторами;
- какой симптом (какие симптомы) более всего отягощают эмоциональное состояние личности;
- в каких направлениях надо влиять на производственную обстановку, чтобы снизить нервное напряжение;
- какие признаки и аспекты поведения самой личности подлежат коррекции, чтобы эмоциональное «выгорание» не наносило ущерба ей, профессиональной деятельности и партнерам.
Таблица 1
Результаты исследования по методике
«Диагностика эмоционального выгорания» В. В. Бойко
Симптомы эмоционального выгорания |
Сформировавшееся эмоциональное выгорание |
Формирующееся эмоциональное выгорание |
Отсутствие эмоционального выгорания |
|
Напряжение |
Переживание психотравмирующих обстоятельств |
11 |
9 |
6 (4) |
Неудовлетворённость собой |
3 |
8 |
16 (3) |
|
Загнанность в клетку |
2 |
9 |
16 (3) |
|
Тревога и депрессия |
8 |
5 |
14 (3) |
|
Резистенция |
Неадекватное избирательное эмоциональное реагирование |
9 |
13 |
8 (2) |
Эмоционально-нравственная Дезориентация |
7 |
6 |
12 (6) |
|
Расширение сферы экономии эмоций |
10 |
8 |
7 (4) |
|
Редукция профессиональных обязанностей |
13 |
5 |
6 (3) |
|
Истощение |
Эмоциональный дефицит |
11 |
2 |
10 (8) |
Эмоциональная отстранённость |
4 |
11 |
13 (3) |
|
Личностная отстранённость (деперсонализация) |
6 |
7 |
7 (9) |
|
Психосоматические и психовегетативные нарушения |
8 |
5 |
13 (4) |
Таблица 2
Результаты сформировавшегося эмоционального выгорания по фазам
Фазы эмоционального «выгорания» |
Количество человек |
% |
Напряжение |
3 |
10% |
Резистенция |
6 |
20% |
Истощение |
4 |
13% |
2
Определение степени мотивации личности к успеху Т. Элерса
Личностный опросник предназначен для диагностики, выделенной Хекхаузеном, мотивационной направленности личности на достижение успеха.
Стимульный материал представляет собой 41 утверждение, на которые испытуемому необходимо дать один из 2 вариантов ответов «да» или «нет». Тест относится к моношкальным методикам. Степень выраженности мотивации к успеху оценивается количеством баллов, совпадающих с ключом.
Результат теста «Мотивация к успеху» следует анализировать вместе с результатами таких тестов как«Мотивация к избеганию неудач», «Готовность к риску».
Инструкция:
«Вам будет предложен 41 вопрос, на каждый из которых ответьте «да» или «нет».
Стимульный материал:
1. Когда имеется выбор между двумя вариантами, его лучше сделать быстрее, чем отложить на определенное время.
2. Я легко раздражаюсь, когда замечаю, что не могу на все 100 % выполнить задание.
3. Когда я работаю, это выглядит так, будто я все ставлю на карту.
4. Когда возникает проблемная ситуация, я чаще всего принимаю решение одним из последних.
5. Когда у меня два дня подряд нет дела, я теряю покой.
6. В некоторые дни мои успехи ниже средних.
7. По отношению к себе я более строг, чем по отношению к другим.
8. Я более доброжелателен, чем другие.
9. Когда я отказываюсь от трудного задания, я потом сурово осуждаю себя, так как знаю, что в нем я добился бы успеха.
10. В процессе работы я нуждаюсь в небольших паузах для отдыха.
11. Усердие - это не основная моя черта.
12. Мои достижения в труде не всегда одинаковы.
13. Меня больше привлекает другая работа, чем та, которой я занят.
14. Порицание стимулирует меня сильнее, чем похвала.
15. Я знаю, что мои коллеги считают меня дельным человеком.
16. Препятствия делают мои решения более твердыми.
17. У меня легко вызвать честолюбие.
18. Когда я работаю без вдохновения, это обычно заметно.
19. При выполнении работы я не рассчитываю на помощь других.