Файл: Приемы психолого-педагогического воздействия на служащих с различными индивидуально-психологическими особенностями (Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 130
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.Сущность и основные характеристики профессионального облика государственного служащего
1.1 Психологические особенности профессии государственного служащего
1.2 Психолого-педагогические приемы воздействия
2. Влияние приемов психолого-педагогического воздействия на государственных служащих
2.1. Определение индивидуально-психологических особенностей личности служащего
2.3. Анализ проведенной работы и коррекционные мероприятия
20. Иногда я откладываю то, что должен был сделать сейчас.
21. Нужно полагаться только на самого себя.
22. В жизни мало вещей, более важных, чем деньги.
23. Всегда, когда мне предстоит выполнить важное задание, я ни о чем другом не думаю.
24. Я менее честолюбив, чем многие другие.
25. В конце отпуска я обычно радуюсь, что скоро выйду на работу.
26. Когда я расположен к работе, я делаю ее лучше и квалифицированнее, чем другие.
27. Мне проще и легче общаться с людьми, которые могут упорно работать.
28. Когда у меня нет дел, я чувствую, что мне не по себе.
29. Мне приходится выполнять ответственную работу чаще, чем другим.
30. Когда мне приходится принимать решение, я стараюсь делать это как можно лучше.
31. Мои друзья иногда считают меня ленивым.
32. Мои успехи в какой-то мере зависят от моих коллег.
33. Бессмысленно противодействовать воле руководителя.
34. Иногда не знаешь, какую работу придется выполнять.
35. Когда что-то не ладится, я нетерпелив.
36. Я обычно обращаю мало внимания на свои достижения.
37. Когда я работаю вместе с другими, моя работа дает большие результаты, чем работы других.
38. Многое, за что я берусь, я не довожу до конца.
39. Я завидую людям, которые не загружены работой.
40. Я не завидую тем, кто стремится к власти и положению.
41. Когда я уверен, что стою на правильном пути, для доказательства своей правоты я иду вплоть до крайних мер.
Определение степени мотивации личности к успеху Т. Элерса
Ключ:
- По 1 баллу начисляется за ответы «да» на следующие вопросы: 2, 3, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15, 16, 17, 21, 22, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 32, 37, 41.
- Также начисляется по 1 баллу за ответы «нет» на вопросы: 6, 19, 18, 20, 24, 31, 36, 38,39.
- Ответы на вопросы 1,11, 12,19, 28, 33, 34, 35,40 не учитываются.
Далее подсчитывается сумма набранных баллов.
Анализ результата.
От 1 до 10 баллов: низкая мотивация к успеху;
от 11 до 16 баллов: средний уровень мотивации;
от 17 до 20 баллов: умеренно высокий уровень мотивации;
свыше 21 балла: слишком высокий уровень мотивации к успеху.
Исследования показали, что люди, умеренно и сильно ориентированные на успех, предпочитают средний уровень риска. Те же, кто боится неудач, предпочитают малый или, наоборот, слишком большой уровень риска. Чем выше мотивация человека к успеху - достижению цели, тем ниже готовность к риску. При этом мотивация к успеху влияет и на надежду на успех: при сильной мотивации к успеху надежды на успех обычно скромнее, чем при слабой мотивации к успеху.
К тому же людям, мотивированным на успех и имеющим большие надежды на него, свойственно избегать высокого риска.
Те, кто сильно мотивирован на успех и имеют высокую готовность к риску, реже попадают в несчастные случаи, чем те, которые имеют высокую готовность к риску, но высокую мотивацию к избеганию неудач (защиту). И наоборот, когда у человека имеется высокая мотивация к избеганию неудач (защита), то это препятствует мотиву к успеху - достижению цели.
Таблица 3
Степень уровня мотивации к успеху
№ Испытуемого |
Количество набранных баллов |
Результат по каждому испытуемому |
Среднее количество баллов |
Средний групповой результат |
1 |
19 |
УВ |
15,1 |
Средний уровень мотивации к успеху |
2 |
11 |
СМ |
||
3 |
18 |
УВ |
||
4 |
15 |
СМ |
||
5 |
13 |
СМ |
||
6 |
13 |
СМ |
||
7 |
12 |
СМ |
||
8 |
19 |
УВ |
||
9 |
10 |
НМ |
||
10 |
19 |
УВ |
||
11 |
16 |
СМ |
||
12 |
7 |
НМ |
||
13 |
19 |
УВ |
||
14 |
15 |
СМ |
||
15 |
16 |
СМ |
||
16 |
16 |
СМ |
||
17 |
13 |
СМ |
||
18 |
10 |
НМ |
||
19 |
16 |
СМ |
||
20 |
16 |
СМ |
||
21 |
12 |
СМ |
||
22 |
15 |
СМ |
||
23 |
18 |
УВ |
||
24 |
17 |
УВ |
||
25 |
18 |
УВ |
||
26 |
16 |
СМ |
||
27 |
16 |
СМ |
||
28 |
15 |
СМ |
||
29 |
15 |
СМ |
||
30 |
18 |
УВ |
(НМ – низкий уровень мотивации; СМ – средний уровень мотивации к успеху;
УВ – умеренно высокий уровень мотивации к успеху).
3
Профессиональная ориентация
Если приведенные ниже высказывания хорошо передают ваш характер, напишите в тетради соответствующие буквы. Вы можете написать столько букв в каждом блоке, сколько найдете нужным, но стремитесь ограничить свой выбор только теми высказываниями, которые относятся к вам больше всего.
- А. Я люблю командные виды спорта.
Б. Я увлекаюсь разгадыванием кроссвордов.
В. Я всегда готов дать другим совет, если он им нужен.
Г. Мне нравиться говорить по телефону.
Д. Я машинально рисую в своих записных книжках.
Е. Мне нравится все вокруг.
- А. Мне нравится работать руками.
Б. Я всегда составляю список дел, которые нужно выполнить.
В. Я бы предпочел работать на самого себя, чем на кого-то другого.
Г. Мне доставляет удовольствие помогать людям.
Д. Я всегда принимаю решения самостоятельно.
Е. Я силен в естественных науках.
- А. Я умею обращаться с инструментами.
Б. Моя комната всегда находится в образцовом порядке.
В. Я предпочел бы работать не в одиночку, а в коллективе.
Г. Я не стесняюсь высказывать свое мнение.
Д. Мне нравиться идти в ногу с модой.
Е. Я люблю читать энциклопедию подряд, страницу за страницей.
- А. Я предпочитаю находиться на открытом воздухе, нежели в помещении.
Б. Математика - это то, что я знаю лучше всего.
В. Я предпочел бы участвовать в представлении, чем наблюдать за ним.
Г. Когда мне нужно решить возникшую проблему, я прибегаю к чужому совету.
Д. Мне нравиться напрягать свое воображение.
Е. Меня интересует природа.
- А. Домашние животные доставляют мне массу удовольствия.
Б. Мой почерк аккуратный и разборчивый.
В. Я бы хотел сделать политическую карьеру.
Г. Я веду дневник.
Д. Я предпочитаю работать самостоятельно.
Е. Я разбираю вещи, чтобы понять, как они устроены.
Расшифровка теста «Профессиональная ориентация»
Подсчитайте, сколько раз Вы обвели каждую букву:
А |
Б |
В |
Г |
Д |
Е |
Если Вы обвели одну и ту же букву четыре или пять раз, то можете выбрать профессию, родственную тем, что перечислены под этой буквой. Если Вы ни одну букву не обвели хотя бы четырежды, то Ваши интересы находятся еще в стадии становления.
ГРУППА А. Возможно, Вы умеете обращаться с инструментами. Может быть, Вам нравиться садоводство. Может быть, как раз сейчас Вы обдумываете свой очередной проект. Такие дарования нужны для многих профессий. Вы должны поближе познакомиться с теми профессиями, где требуется умение работать практически: инженер - строитель; тренер; летчик; фермер; ветеринар; плотник; лесничий; садовод - декоратор и т.д.
ГРУППА Б. Наверное, Вам уже не раз приходилось подсказывать другим людям, где они забыли свои ключи или очки. Решение математических задач представляет для Вас увлекательную, а не рутинную работу. Может быть, друзья обращаются к Вам за помощью на лабораторных занятиях или одалживают Ваши конспекты, готовясь к экзамену. Вам может доставить удовольствие заниматься спортивной статистикой, играть в карты, шашки или шахматы. С такими интересами Вам имеет смысл обратить внимание на профессии, требующие определенных организаторских способностей и деятельного анализа: программист; бухгалтер; банкир; авиационный инженер; медицинский техник; финансовый аналитик и т.п.
ГРУППА В. Вы наверное, уже знаете, что способность убеждать людей составляет одну из сильных черт Вашего характера. Может быть, Вы староста в группе или один из тех, кого обычно делают ответственным за проведение какого - либо мероприятия. Может быть, Вы такой человек, который работая в коллективе, способен перепоручить товарищам выполнить часть своей работы. С такими способностями у Вас есть шанс преуспеть в профессиях, где требуется руководить, убеждать, распоряжаться и давать указания: предприниматель, продавец, офицер, адвокат, управляющий отделом, политик, директор школы, специалист по работе с кадрами.
ГРУППА Г. Возможно, Вы часто принимаете участие в неформальных мероприятиях группы. Может быть, Вы работаете на общественных началах в ВУЗе или церкви. Может быть, Вы проводите массу времени .разговаривая по телефону с друзьями. Возможно, Вам нравиться подрабатывать, ухаживая за маленькими детьми, или заниматься ради удовольствия командными видами спорта. С такими интересами Вам имеет смысл выбрать профессию, связанную с общением с людьми: учитель, врач, рекламный агент, репортер, работник сферы социального обеспечения, медсестра, психолог, руководитель какой-нибудь конторы или агентства.
ГРУППА Д. Вы, может быть, уже заметили, что Вам нравиться рассказывать анекдоты и забавные истории. Может быть, Вы ведете дневник. Может быть, Вам нравиться иногда строить воздушные замки. К Вам, должно быть, обращаются друзья с просьбой помочь в выборе одежды или придумать поздравление ко дню рождения. С такими задатками и интересами Вы можете подумать о выборе профессии, для которой важны творческие способности и самобытность: актер, художник, музыкант, писатель, дизайнер, архитектор, фотограф, хореограф и т.п.
ГРУППА Е. Вам, наверное, известны собственные способности чинить разные вещи. Вам нравиться разбирать их, чтобы понять , как они устроены. Может быть, Вам нравиться биология. Может быть, Ваша любознательность заставляет Вас постоянно искать ключи к разгадке стоящих переде Вами задач или проблем. Может быть, Вам нравиться бывать в новых местах, узнавать новые для себя вещи. С такими интересами Вы, вероятно, захотите выбрать профессию, где требуются аналитические способности: ученый - естествоиспытатель, агент сыскной службы, медик - исследователь, психиатр, профессор, инженер, специалист по проблемам маркетинга, юрист, консультант по вопросам управления или техническим проблемам и т.п.
Таблица 4
Выбор профессиональной ориентации
В стадии становления |
Группа А |
Группа Б |
Группа В |
Группа Г |
Группа Д |
Группа Е |
40% |
27% |
10% |
27% |
23% |
13% |
- |
4
-
- Упражнение «Дерево»
Цель: осознание своей жизненной позиции.
Участники в быстром темпе (возможный вариант: разделившись на группы, в режиме «аукциона») называют известные им породы деревьев. Обсуждается, что общего есть у всех деревьев при всем их многообразии (корень, ствол, крона). Каждый участник продолжает фразу: «Если бы я был деревом, я бы хотел быть… (корнем, стволом, кроной)». Далее участники разбиваются на три группы в соответствии со сделанным выбором, изображают на листе бумаги дерево и обосновывают свой выбор (можно дать общий ответ от всей группы, но если есть частные мнения, можно озвучить и их). Рисунки помещаются в центр круга. Участникам предлагается найти метафорический смысл этого упражнения, в случае затруднения ведущий помогает участникам: «дерево» можно рассматривать как жизненную позицию человека: кто я в этой жизни (от корня питается все дерево, ствол держит на себе всю тяжесть, крона дает возможность дереву дышать и т. п.).
- Упражнение «Отражение чувств»
Ведущий произносит любую фразу, содержание которой резко контрастирует с эмоциональной окраской (интонацией, мимикой, жестами, позой). Участники должны передать истинное содержание фразы, определив ее подтекст; опираясь на паралингвистические (экспрессивные) признаки, описать ситуацию, в которой может быть произнесена такая фраза, а также чувства того, кто произносит эту фразу.
Примеры фраз: «Ах, вас только здесь не хватало!», «Ну ты и красавица сегодня!», «Ой–ой, как страшно, испугал!».
Далее участники сами приводят примеры подобных фраз. Обсудить, как поняли бы смысл этих фраз иностранцы или маленькие дети (реагировали бы на форму, а не на содержание), почему экспрессивная составляющая важнее формального семантического значения (настоящее содержание передает именно экспрессия).
Группа обсуждает, по каким признакам удалось найти истинный смысл произносимого. Что чувствует собеседник, когда к нему обращаются подобным образом. В каких случаях люди прибегают к такому способу общения. Что, кроме слов, может передавать информацию.