Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Основные теоретические подходов к определению сущности коммерческой деятельности ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 138

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главную цель предпринимательства Тютюшкина Г.С., как и все ранее упомянутые авторы, видит в получении наибольшей прибыли при наименьших затратах. Для этого, по мнению автора, необходимым является постоянный анализ ситуации на рынке и внутри предприятия, постоянное увеличение объема выпускаемой продукции, снижение её себестоимости, установление прочных хозяйственных связей с поставщиками сырья и материалов, систематический контроль за распределением сырья, материалов и топлива, повышение производительности труда работников, повышение квалификации специалистов, внедрение новейших технологий, эффективное использование производственных мощностей, создание торговых предприятий по реализации продукции, создание маркетинговых служб на предприятии, реконструкция и модернизация предприятия.

Тютюшкина Г.С. подчеркивает, что коммерция является атрибутом рынка и, следовательно, функционирует на его принципах, которые в свою очередь способствуют её развитию. Коммерческая деятельность как очень сложный по исполнению процесс, включающий в себя огромное количество задач, которое необходимо исполнять предпринимателю для эффективности своего бизнеса, так и неотъемлемое условие потребительского рынка процессы которого связанны с куплей и продажей товаров и удовлетворением спроса покупателей. С исторической точки зрения коммерческая деятельность не окончательно сложившийся процесс, она очень изменчива и связанно это с постоянно эволюционирующим рынком. Предпринимательство началось с рыночной торговли и развиваясь из года в год достигла невероятных масштабов. И, теперь уже, коммерческая деятельность захватила финансовую и научную сферу, где проявляет свои инновационный способности, по-новому раскрывает эти сферы и внедряет новый взгляд на определенные вещи.[4]

Молоткова Н.В., Соседов Г.А. пишут о том, что из всего, что по факту может называться коммерческой деятельностью только торговое дело является ей в чистом виде. Получается, что коммерцию следует рассматривать как одну из видов предпринимательской деятельности. Но с другой стороны функции коммерческой деятельности тоже присуще предпринимательству, но они не являются определяющими. Таким образом, понятие коммерческой деятельности имеет более узкую смысловую нагрузку, нежели чем предпринимательство и связано с организационной деятельностью предприятий, процессов купли-продажи товаров для удовлетворения спроса населения и получения прибыли. Так же авторы дают чёткое понимание того, что абсолютно все торговые предприятия нуждаются в квалифицированных работниках организаторской и коммерческой деятельности, в коммерческих службах и отделах, возглавляемых коммерческими директорами. Только при соблюдении этих правил предприятие будет активно функционировать, приносить доход, удовлетворять все потребности потребителей и расширять предпринимательские перспективы.


Авторы Панкратов Ф.Г. и Солдатова Н.Ф. утверждают, что коммерческая деятельность это основа любой современной рыночной экономики, но именно та коммерческая деятельность, которая не является обычной спекуляцией (деланием денег из воздуха), а то, что абсолютно точно можно назвать благородным бизнесом. Те самые оперативно-организационные мероприятия предприятий, вследствии которых совершаются процессы купли-продажи, удовлетворяются потребности потребителей, а торговые предприятия извлекают наибольшую прибыль. А для того, чтобы все эти процессы осуществлялись, пишут авторы, деятелям коммерческой торговли необходимо налаживать рекламно-информационную работу, организовывать торговое обслуживание, в общем, предпринимать все те меры, о которых говорили все вышеизложенные исследователь коммерческой деятельности.[5]

Панкратов Ф.Г. и Солдатова Н.Ф. считают, что огромную роль в предпринимательстве играет анализ рыночных процессов, которым свойственна изменчивость. К объектам анализа автор относит покупательский спрос, потребности потребителя, источники поступления товаров. В перечень необходимых коммерческих процессов так же входит заключение договоров (контрактов) на поставку товаров, разработку и представление заявок и заказов на товары, организацию учета и контроля за выполнением договорных обязательств, различные формы коммерческих расчетов.

Высокая квалификация в сфере коммерции, предполагает фундаментальную экономическую подготовку и изучение большого числа смежных областей. К таким межпредметным дисциплинам относятся маркетинг, менеджмент, товароведение, психология, экономика, математика, коммуникация. В странах развитой рыночной экономики в университетах изучается не только коммерческая психология, но и прививается коммерческая инициатива, предприимчивость, искусство продавать товар, так как без этих качеств невозможно успешно осуществлять коммерческую работу.[6]

Киселева Е.Н. и Буданова О.Г., высказывая свою теорию коммерции, говорят о том, что она является важным условием развития предприятий. Они считают, что коммерческую деятельность обязательно необходимо рассматривать с точки зрения внешней среды, которая охватывает весь объем экономических и социальных аспектов. Они считают, что коммерческая деятельность в России должна создаваться на основе реалий именно отечественной экономики, на базе экономики переходного этапа. Государство в свою очередь обязано регулировать коммерческую деятельность. Эффективность государственного регулирования, с точки зрения авторов, является фактором эффективности коммерческой деятельности.


Также, авторы рассматривают коммерческую деятельность с точки зрения эффективности управления на уровне субъектов хозяйствования, рассматривая различные аспекты: согласованность в действиях между службами, наличие четко сформулированной цели коммерческой деятельности, необходимой иерархичности структуры управления, эффективности системы информационного обмена. Все это помогает предприятию сформировать качественный персонал и обеспечить эффективность каждого сотрудника, а соответственно произвести качественный продукт и выгодно его реализовать.

Таким образом, теоретических подходов к определению сущности коммерческой деятельности позволил провести обобщение и рассматривать коммерческую деятельность как совокупность мер, направленных на сохранность, привлекательность и реализацию товара, с целью извлечения выгоды и удовлетворения потребностей потребителей, а также заключение выгодных контрактов, как результата реализации профессиональных и личностных качеств.

1.2.Роль и значение коммерческой деятельности предприятия

В современных условиях все более значимой становится степень влияния коммерческой деятельности на эффективность производства, так как грамотная организация коммерческой деятельности и постоянная работа по повышению ее эффективности является наиболее важным инструментом, обеспечивающим стабильность и устойчивое развитие предприятия. Возникает потребность в расширении управленческих задач, разработке новых приемов и методов управления коммерческой деятельностью. Российские предприятия, в настоящее время, не в полной мере овладели механизмом эффективного управления коммерческой деятельностью, ее развитие и становление продолжается. Каждое предприятие представляет собой открытую и развивающуюся систему, на которую влияют множество внешних факторов. Внешние факторы подразделяются на факторы прямого и косвенного воздействия.[7]

Факторы прямого воздействия непосредственным образом влияют на деятельность предприятия. К таким факторам относятся посредники, потребители, поставщики, конкуренты и контактные аудитории. Уникальность факторов косвенного воздействия заключается в том, что они оказывают влияние не самостоятельно, а через факторы прямого воздействия. Это экономические, технологические, политические и социальные факторы, а также международная обстановка. Коммерческая деятельность предприятий регулярно подвергается изменениям, не только впоследствии технологического прогресса, но и по причине того, что со временем потребности потребителей изменяются.


Коммерческая деятельность - это совокупность процессов и операций, которые связанны с покупкой и продажей товаров, удовлетворением спроса потребителей, развитием товарных рынков, минимизацией затрат обращения и получением максимальной прибыли. Исходя из определения, предметом коммерческой деятельности предприятий является совокупность процессов и операций по купле-продаже товаров и услуг в сфере товарного обращения.[8]

Объектами коммерческой деятельности являются товары, работы и услуги. В качестве субъектов коммерческой деятельности выступают различные участники рынка, такие как государство, юридические лица и индивидуальные предприниматели, граждане и домашние хозяйства.

Если обобщить все многообразие задач, которые охватывает коммерческая деятельность, она решает на предприятиях следующие задачи:

-   разработка целей деятельности предприятия (стратегии);

-   обеспечение предприятия ресурсами;

-   анализ номенклатуры продукции;

-   создание надежных хозяйственных связей;

-   регулирование технологических операций;

-   изучение потребительского спроса;

-   формирование квалифицированного кадрового состава.[9]

Учитывая экономические факторы рынка и цели функционирования предприятия, коммерческая деятельность выполняет следующие функции:[10]

1).Формирование и развитие коммерческой политики.

Коммерческая политика определяет текущие и перспективные задачи коммерческой деятельности. Формирование коммерческой политики необходимо для успешного функционирования любого предприятия. Коммерческая политика выполняет задачи по усилению позиций предприятия на рынке, поиску и заполнению новых рыночных ниш, а также по повышению конкурентоспособности предприятия и уровня обслуживания.

2).Комплексный подход к организации коммерческой работы.

Необходимо, чтобы все коммерческие звенья предприятия работали как единая система. Необходима тесная связь предприятия с поставщиками, процессы купли-продажи товаров должны осуществляться на основе рыночного спроса, а также необходимо управление сбытом и продвижением товаров. Поэтому необходимо постоянно проводить анализ внутренней и внешней среды, по результатам которого происходит принятие решений в коммерческой деятельности.

3).Управление куплей-продажей товаров.

Коммерческие службы выполняют управление закупочной деятельностью и поставкой товаров. Партнёрские и деловые связи между предприятием и поставщиками строятся на коммерческой основе (коммерческие сделки и коммерческие операции).


4).Развитие товарных рынков.

Необходимо изучение состояния рынка для определения мотивации потребителей при покупке товаров, определение платежеспособного спроса и возможности его роста, выявление соотношения между спросом и предложением. Это способствует определению возможных путей развития рынков товаров.

5).Адаптация коммерции к изменениям внешней среды.

Так как потребительский рынок стремительно развивается и появляется все большее количество разнообразных товаров, формирующих потребительский спрос, коммерческая деятельность предприятия должна быть адаптивной и готовой своевременно реагировать на изменения условий окружающей среды.

6).Обеспечение учёта издержек, связанных с осуществлением коммерческой деятельности.

Коммерческий успех определяется взаимовыгодностью сделок, предприимчивостью предприятия и его компетенцией. Поэтому одной из задач коммерческой работы предприятия является снижение затрат на операции по продвижению товара к потребителям. Отсюда определяется необходимость организации учёта издержек предприятия, связанных с его коммерческой деятельностью.[11]

На основе перечисленных выше функций, можно сделать вывод, что коммерческая деятельность на предприятии выполняет очень важную роль, так как от нее напрямую зависит результат деятельности предприятия. Для большей эффективности коммерческой деятельности возможно внедрение в управление коммерческих служб предприятия такой системы, как тайм-менеджмент. Тайм-менеджмент в основном рассматривается в отношении отдельно взятого человека. Любой специалист относительно своего рабочего времени может применять методы тайм-менеджмента. Однако в последнее время, тенденцией является применение системы тайм-менеджмента на предприятиях, а именно корпоративного тайм-менеджмента.

Руководства многих российских предприятий не задумываются о том, каким образом подчиненные выстраивают свою работу и на выполнение каких операций в течение рабочего дня они тратят свое время.

Корпоративный тайм-менеджмент предприятия ориентирован на то, чтобы сформировать на предприятии эффективную систему взаимодействия между его подразделениями, а также между работниками. Корпоративный тайм-менеджмент предполагает использование информационных технологий в процессе взаимодействия сотрудников. В целом корпоративный тайм-менеджмент предприятия - это система правил и норм взаимодействия сотрудников на предприятии, а также механизмов процесса обмена информацией. Корпоративный тайм-менеджмент представляет собой достаточно перспективное направление в управлении предприятием, однако на практике существует множество сложностей в его применении. Для того, чтобы определить потребность во внедрении корпоративного тайм-менеджмента и объемы его применения на предприятии следует определить: