Файл: Организация и развитие коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг (Основные теоретические подходов к определению сущности коммерческой деятельности ).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 142
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятий
1.1.Основные теоретические подходы к определению сущности коммерческой деятельности
1.2.Роль и значение коммерческой деятельности предприятия
2.1.Анализ организации маркетинговой и коммерческой работы
2.2. Разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой и коммерческой деятельности
ВВЕДЕНИЕ
Индивидуальной целью любого предприятия является эффективная целесообразная деятельность, стабильное производство, выпуск и реализация продукции или услуг, обеспечивающие постоянный доход и соответствующий уровень качества жизни его сотрудникам.
Среди проблем развития фирм в период экономического реформирования, наиболее актуальными являются вопросы повышения эффективности их деятельности, непосредственно связанные с удовлетворением потребительского спроса на продукцию, работы или услуги. Вышеизложенное определяет актуальность темы данной работы.
Актуальность выбранной темы работы обусловлена также все большей интеграцией российских компаний в международную экономику. В условиях современной глобализации мирового хозяйства, характеризующейся тесной взаимозависимостью отдельных стран и регионов мира друг от друга и практически мгновенной передачей потоков информации, глобальные кризисы стали представлять особую угрозу для компаний любых форм и собственности.
Предпринимательство и бизнес представляют собой любую самостоятельную инициативную деятельность отдельных граждан или групп граждан, которую они осуществляют на свой страх и риск, под свою имущественную ответственность и направленную, главным образом, на получение экономической выгоды в форме прибыли.
В зависимости от основной сферы деятельности выделяют несколько видов предпринимательства и бизнеса - производственный бизнес, коммерческий, финансовый бизнес и др.
Современным коммерсантам приходится ежедневно сталкиваться с множеством проблем, которые невозможно решать без учета законов рынка, выявления причинно-следственных связей в коммерческих процессах, без теоретических и практических знаний в различных областях: экономике, праве, финансах, менеджменте, маркетинге и т.д.
Занять достойное место на рынке в остро-конкурентной среде помогает маркетинг, - инструмент коммерции, который используется для управления, регулирования и изучения рынка.
Вопросы умелой и грамотной работы коммерческой деятельности в торговле и других отраслях хозяйствования приобрели исключительную актуальность. Коммерческие операции становятся объектом труда торговых работников, включая маркетинговые и коммерческие службы торговых, производственных предприятий и организаций разных форм собственности, предприятий сервисного обслуживания, отделов сбыта производственных и совместных предприятий, в акционерных обществах и хозяйственных товариществах, как внутриэкономической, так и внешнеэкономической сфер деятельности. Возрастает роль профессиональной подготовки, включая умение и более того искусство вести коммерческие переговоры с партнерами, знание этикета, коммерческого риска и способа его уменьшения, умение активно изыскивать товары, проявлять и развивать свою коммерческую инициативу и предприимчивость.
Коммерческой деятельностью называют целый комплекс процессов, ориентированных на куплю - продажу различных товаров или услуг с целью удовлетворения актуальных потребностей потребителей. Теоретические основы, связанные с организацией коммерческой деятельности стало особенно популярно в 90-х годах прошлого века, когда рынок России стал открытым для всех стран мира и начала развиваться предпринимательская деятельность. В те времена и по сей день издается много литературы, связанной с коммерческой деятельностью и до сих пор она считается востребованной на рынке книжных изданий.
Различные аспекты маркетинговой деятельности в коммерции разрабатывались российскими и зарубежными учеными Б.А. Аникиным, И. Анософфым, А.П. Балашовым, В.А. Бариновым, Х. Виссемом, Е.А. Голиковым, Ю.В. Гусевым, В.Ф. Егоровым, П.С. Завьяловым, С.А. Каплиной, С.Н. Лебедевой, В.М. Кондрашовым, А.В. Мартыновым, В.В. Масленниковым, А.И. Пановым, Ф.Г. Панкратовым, Т.Н. Парамоновой, В.П. Попковым, А.Н. Романовым, М.В. Сорокиной, Г.П. Фоминым, Д.Л. Щуром.
Литература по коммерческой деятельности широко издаваема и актуальна на сегодняшний день.
Учебник «Коммерциология: предчувствие перемен: инновационные бизнес-модели коммерческой деятельности: монография» был издан в 2017 году Сибирским федеральным университетом. Автор труда: Гуняков Ю. В. и Гуняков Д. Ю. В данном издании рассказывается о том, как перестроить отечественный рынок под новые тенденции, как освоить новые направления и веяния в коммерческой деятельности. Также акцент делается на взаимовыгодных коммерческих отношениях, которые могут возникнуть между субъектами рынка. Также предложены и описаны инновационные подходы в коммерческой деятельности. Целевая аудитория издания - это студенты, аспиранты, магистры, а также руководящий состав, менеджеры действующих коммерческих предприятий. Цель издания - инновационные подходы развития бизнеса.
В 2012 году автор Виноградова С.Н. опубликовала учебник «Коммерческая деятельность» с помощью издательства «Высшая школа». В учебнике говорится о современных механизмах работы коммерческого предприятия на рынке. Также описываются современные методы управления и ведения бизнеса в рамках розничной и оптовой торговли. Данный учебник хорошо подходит для студентов специальностей «Коммерческая деятельность», «Товароведы», а также для работников сферы торговли, руководителей торговых фирм и т.д.
Учебник с одноименным название «Коммерческая деятельность» был издан в 2017 году, и по праву может считаться самым современным изданием. Авторами издания явились Панкратов Ф.Г. и Солдатова Н.Ф. Издательство «Дашков и Ко». В учебнике множество разделов, посвященных понятиям коммерческой деятельности, ее видам, основном характеристикам. Также раскрыты вопросы организации коммерческой деятельности, дано понятие коммерсанта, его основные функции на рынке и в сфере коммерции. Также затронуты актуальные вопросы: франчайзинг, лизинг, экспорт, импорт и т.п. Данное издание актуально для студентов высших учебных заведений, а также для тех, кто работает в сфере коммерции и торговли.
Беляевский И.К. опубликовал в 2008 году учебно-методический комплекс под названием «Коммерческая деятельность», издательство «Евразийский открытый институт». Левкин Г.Г. в 2017 году с помощью издания «Директ - Медиа» опубликовал учебное пособие «Коммерческая логистика». 205 страниц учебного пособия раскрывают вопросы, связанные с логистикой в коммерческой деятельности.
Издательская корпорация «Дашков и Ко» в 2016 году опубликовала труды авторов Синяева И.М., Синяев В.В. «Маркетинг в коммерции». 548 страниц учебника раскрывают сущность маркетинговой деятельности, а также ее значения и влияние на коммерческую деятельность.
Целью данной курсовой работы является анализ организации коммерческой деятельности предприятий на рынке товаров и услуг.
В рамках курсовой работы будут решены следующие задачи:
-рассмотреть теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятий;
-рассмотреть теоретические основы управления коммерческой деятельностью предприятия;
-анализ организации маркетинговой и коммерческой работы предприятия торговли;
-разработка мероприятий по совершенствованию маркетинговой и коммерческой деятельности рассматриваемого предприятия.
Предметом исследования данной работы является коммерческая деятельность предприятия на рынке товаров и услуг. Для решения поставленных в работе задач использовались как общенаучные, так и специальные методы анализа и синтеза.
Методологической и теоретической основой исследования служат труды российских и зарубежных экономистов и маркетологов, нормативно-правовые акты, инструктивные материалы.
Структура курсовой работы состоит из введения, основной части представленной в 2-х главах, заключения, списка использованных источников.
Исследовательская база: для работы использовались теоретические источники: учебная литература, монографии и статьи по данной теме, а также аналитические данные и экономические показатели деятельности самого исследуемого предприятия.
Методологической основой исследования явились общенаучный диалектический метод познания. При написании работы использованы и такие частнонаучные методы, как статистический, системный и сравнительный анализ.
Структуру работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические аспекты коммерческой деятельности предприятий
1.1.Основные теоретические подходы к определению сущности коммерческой деятельности
Коммерческая деятельность выступает предметом анализа многих экономистов. Наибольший вклад в развитие теории коммерческой деятельности, с точки зрения автора исследования, внесли следующие представители экономической науки: Третьяк С.Н., Тютюшкина Г.С., Блюм М.А., Молоткова Н.В., Денисова А.Л., Дюженкова Н. В., Соседов Г.А., Панкратов Ф.Г., Солдатова Н.Ф., Киселева Е.Н., Буданова О.Г.
Третьяк С.Н., в своей работе[1] рассматривает коммерческую деятельность в качестве элемента товарного рынка, которая не учитывает процесс производства товаров или услуг, но охватывает весь комплекс операций, который гарантирует куплю и продажу товара. Автор, поясняет, что самой основной задачей коммерсанта становится высококачественный и, при этом, малозатратный для производства товар. Единственное и верное решение этой задачи автор видит в ответственном и придирчивом отношении к материально-техническим поставкам, то есть закупкам материалов и оборудования для изготовления товара.
Так же, крайне важными задачами для коммерсанта, по мнению автора, являются навыки выстраивания конструктивного диалога и извлечения для себя максимальной выгоды; умение действовать четко и быстро, выходить из форс-мажорных ситуаций, принимать нестандартные решения. Помимо базовых знаний в области экономики и управления, предпринимателю необходимо обладать рядом личностных качеств, которые в дальнейшем и определят его способности и готовность к коммерческой деятельности. Но не стоит забывать о правовой стороне вопроса по части хозяйственных связей, о необходимости вступать в юридические отношения с поставщиками, партнерами и клиентами, что сопровождается несением колоссальной ответственности за качество товара.
Любой коммерческой организации необходимо использовать все свои основные средства и ресурсы, предназначенные для приемки, хранения и отпуска потребителям товарно-материальных ценностей, в полной мере, ведь от этого напрямую зависит эффективность этого предприятия. Так, например, оснащение складских помещений новейшим современным оборудованием - погрузочно-разгрузочными и транспортными механизмами непременно ведет производство к наращиванию объемов производимой продукции, оборот этой продукции, соответственно, тоже увеличивается, и, в итоге, все эти мероприятия в разы увеличивают полезность и результативность коммерческой деятельности.
Рассуждая на тему ценообразования Третьяк С.Н. убеждает в том, что к этой области коммерции необходимо подходить особенно тщательно, так как для успешного продвижения своего товара, предпринимателю необходимо установить на него определенную цену. А знание цены помогает потребителю выгодно распорядиться имеющимися у него средствами, а во многих случаях даже оценить качество товара, так как высокая цена всегда говорит потребителю о высоком качестве продукта. Таким образом, правильный подход коммерсанта к ценообразованию позволяет увеличивать продажи, увеличивать прибыль и обеспечивать престиж предприятию.[2]
Важнейшей задачей предпринимателя будет сделать так, чтобы не произошло омертвление финансовых вложений, не происходила порча товара в большом количестве, а с другой стороны предпринять все усилия для того, чтобы производство не осталось без запасов, иначе это может привести к упущению прибыли из-за отсутствия товара на складе в момент возникновения повышенного спроса, потери потенциальных покупателей.
Обращаясь к теме ведения деловых переговоров Тютюшкина Г.С. поясняет, что переговоры нужны для того, чтобы в результате обоюдного обмена мнениями, достичь результатов, которые бы устроили всех участников переговоров, поэтому готовиться к ним необходимо очень тщательно, упорядочить и структурировать их. Еще этот автор поднимает вопрос о закупках и утверждает, что к подобной деятельности коммерческие организации должны подходить со всей ответственностью, планомерно ее организовывать и извлекать максимум выгоды для себя. Для того, чтобы все проходило по плану, пишет Тютюшкина Г.С., нужно постоянное изучение источников закупки и поставщиков товара. Это поможет быть в курсе всех изменений существующего положения на рынке, а следовательно и расширять ассортимент производимого продукта. К тому же, ввиду строго изучения поставщиков, коммерсант может совершенно обоснованно предъявлять более жесткие требования к поставкам в плане количество, качества и ассортимента товара.
В своей работе Тютюшкина Г.С. поднимает такой сложный и актуальный вопрос как влияние государства на бизнес и утверждает, что это влияние всегда было определяющим в стимулировании и регулировании бизнеса. В сравнении с 19 веком, где государство проводило крупные финансовые мероприятия, для обеспечения развития и защиты предпринимательства, сейчас Россия находится на переходном этапе своего развития, а поэтому судьба проводимых преобразований поставлена под вопрос, ответы на который во многом зависят от состояния и тенденций развития предпринимательства.[3]