Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Индустрия спорта в России на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 96

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, индустрия спорта представляет собой совокупность связанных между собой секторов производства, продвижения и сбыта спортивных товаров, услуг. Также она дополняется организацией, проведением спортивных мероприятий и спонсорством.

1.2. Структура индустрии спорта

Выделяют десять основных сегментов индустрии спорта:

- профессиональный спорт;

- оздоровительный спорт;

- детский спорт;

- массовый спорт;

- школьный спорт;

- дворовый спорт;

- студенческий спорт;

- корпоративный спорт;

- спорт ветеранов;

- спорт для лиц с ограниченными возможностями.

 Индустрия спорта включает так называемые основные сегменты. Основными сегментами для нашей индустрии спорта являются: профессиональный спорт, массовый спорт, студенческий спорт, детский спорт. Большое внимание сейчас уделяется спорту для лиц с ограниченными возможностями, оздоровительному спорту. Есть проблемы у таких сегментов, как школьный, дворовый спорт, спорт ветеранов. Государство делает всё необходимое для привлечения инвестиций бизнеса в данные сегменты, но проблем здесь хватает.

Существуют разные подходы к выделению субъектов индустрии спорта и их характеристики. Фил Шааф выделяет пять основных групп:[16]

- покупатели услуг (СМИ, спонсоры, организаторы, лица, желающие получить права на лицензирование розничной торговли);

- продавцы (спортивные лиги, представители команд, органы, выдающие лицензии, спортивные организаторы);

- служащие всех задействованных в соревнованиях структур;

- спортсмены;

- крупные группы, осуществляющие инвестиции в спорт через спонсорство.

Кроме этого, Шааф отдельно выделяет зрителей, которые, по его мнению, являются основными участниками любого спортивного события.

Милан Томич разделяет спортивную индустрию на рынок клиентов и рынок спонсоров, доноров, партнеров по бизнесу.

· Рынок клиентов состоит из спортсменов; спортивных менеджеров; спортивной общественности; болельщиков; потребителей спортивных услуг, товаров, оборудования, реквизита.

· Рынок спонсоров, доноров, партнеров по бизнесу составляют различные компании, являющиеся потенциальными донорами; производители спортивных изделий, оборудования, реквизита; покупатели лицензионных прав; СМИ; организации, приобретающие спортсменов; производители товара со спортивной маркой.[17]


Кристина Брукс рассматривает индустрию спорта с позиций внутреннего мира индустрии спорта и внешнего окружения спортивной действительности. Она выделяет два уровня рынка: первичный и вторичный.

Первичный рынок составляют непосредственные участники спорта как реальные производители создаваемого спортивного продукта; зрители, которые являются основными потребителями сути спортивного продукта; волонтеры.

Вторичный рынок включает в себя объявителей символики команд; спонсоров; потребителей символики.

Владимир Леднев, выделяя основные субъекты индустрии спорта, отталкивается от четырех основных групп субъектов экономических отношений: предпринимательских структур, потребителей продукции, наемных работников и государственных структур. Выделяет десять субъектов:

- государственные органы законодательной и исполнительной власти;

- спортивные федерации, ассоциации и союзы по видам спорта;

- профессиональные и спортивно-оздоровительные клубы;

- профессиональные спортсмены;

- спортивные менеджеры и агенты;

- спортивные и маркетинговые агентства;

- предприятия, специализирующиеся на сдаче в аренду спортивных сооружений;

- околоспортивные структуры, являющиеся партнерами, спонсорами, рекламодателями;

- СМИ;

- болельщики и зрители как основные потребители продуктов индустрии спорта.[18]

Также индустрия спорта включает в себя следующие субъекты:

- спортстмены,

- тренерская команда,

- болельщики,

- спонсоры,

- производители продукции.

Понимание маркетинга в спорте и процессов, происходящих в его глубинах, требует определения самых важных маркетинговых категорий, возникающих на линии «спортивный продукт - покупатель», а именно:

1) спортивный производитель;

2) спортивный потребитель;

3) спортивный рынок;

4) спортивный продукт.[19]

Говоря об индустрии спорта, стоит отметить ее многообразие и многоцелевой рынок.

Рынок спортивных товаров:

- потребители: категория непрофессиональных потребителей, профессиональные спортсмены;

- производители: коммерческие организации.

Рынок спортивных услуг:

- потребители: категория непрофессиональных потребителей, реже профессиональные спортсмены;

- производители: коммерческие организации (фитнес клубы, танцевальные школы), некоммерческие физкультурно-спортивные организации (секции и др.).

Предпринимательская деятельность в индустрии спорта организована на тех же принципах, что и предпринимательство в целом.


Отдельно стоит отметить такое направление в индустрии спорта, как организация спортивных мероприятий. Для того чтобы преуспеть в данном направлении, необходимо привлечь потребителя ярким зрелищем, престижем планируемого мероприятия, положительными впечатлениями и, самое главное, спортивными результатами. Целевой аудиторией в индустрии спорта являются: зрители и болельщики, телевидение и СМИ, а также многочисленные бизнес-структуры. На сегодняшний день успешными стратегиям в сфере организации спортивных мероприятий можно назвать стратегии, ориентированные как на спортивный, так и не экономический результат.[20]

Основным потребителем в индустрии спортивных мероприятий является сегодня зритель. Он может быть на стадионе, дома или в спорт-баре. Хотя, безусловно, самый желанный клиент для спортивных организаций - это тот, кто приходит непосредственно на стадион. Именно этот зритель покупает билет, приобретает сувенирную продукцию с символикой, а также пользуется различными сервисами на стадионе. Он крайне важен для спонсора и рекламодателя, а также красивой телевизионной картинки. Привлечь такого потребителя – значит иметьвозможность активной рекламы смежных товаров и услуг. Борьбу за потребителя в индустрии спорта сегодня выигрывает та спортивная организация, которая приглашает его посмотреть спортивное соревнование в удобных и комфортных условиях. Именно поэтому важнейшим фактором конкурентоспособности спортивной организации является удобный и комфортный стадион (дворец спорта, баскетбольный зал и т. п.).[21]

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.

В структуре индустрии спорта нельзя не отметить и участников экономических процессов в этой отрасли. всё множество продавцов и покупателей спортивной продукции и услуг, поставщиков и потребителей спортивной информации, организаторов спортивно-зрелищных мероприятий и других операторов спортивных рынков назовем спортивной индустрией. Спортивная индустрия включает в себя:

1) болельщиков (зрителей), являющихся потребителями спортивных товаров, услуг и информации;

2) предприятия, производящие спортивные товары, услуги и информацию;

3) спортсменов, тренеров, физкультурников, спортклубы, лиги и федерации, которые являются как производителями, так и потребителями спортивной продукции и информации.


Тесно связано со спортивной индустрией и государство, которое с одной стороны, является заинтересованным участником спортивной индустрии, с другой – выступает координатором и регулятором спортивно-экономических отношений. Схематично участники экономических отношений в индустрии спорта представлены на рисунке 1.

Индустрия спорта

Государство

Болельщики (зрители) (потребители спортивной продукции)

Спортсмены, физкультурники, тренеры (производители и потребители)

Предприятия-производители спортивных товаров, услуг, информации

Спортивные клубы

Спортивные федерации

Отдельные спортсмены и тенеры

Промышленные предприятия

Спортивные сооружения

Средства массовой информации

Другие

Ругулярные болельщики

Любители многих видов спорта

Разовые (случайные болельщики)

Рисунок 1 – Основные группы участников индустрии спорта

Таким образом, структура индустрии спорта сложна и многообразна. В этой отрасли участвуют множество организаций, спортивных и оздоровительных клубов, предприятий, спортсменов, тренеров, государственных служащих, болельщиков и людей, желающих улучшить свое здоровье и внешний вид. У всех этих лиц имеются свои собственные экономические интересы и свои цели, которые могут отличаться друг от друга.

2. Индустрия спорта в России на современном этапе

2.1. Анализ индустрии спорта в России и на мировом уровне

Профессиональный спорт окончательно перестал быть уделом только стран Северной Америки и Европы, современная география спорта значительно шире. В мировой индустрии спорта появились новые сильные игроки, а на рынок спортивных событий вышли новые страны. Вот лишь некоторые факты в подтверждение этого тезиса:

1) Олимпийские игры (летние и зимние) уже состоялись или предстоят в Китае (2008 и 2022), России (2014), Бразилии (2016), Южной Корее (2018);

2) Чемпионаты мира по футболу один за другим проходят в новых странах (ЮАР-2010, Бразилия-2014, Россия-2018, Катар-2022);

3) Азербайджан провел Европейские игры (2015) и этап автогонок «Формулы-1» (2016);


4) Чемпионат Европы по футболу 2020 года вообще пройдет на стадионах 13 стран. И таких примеров можно привести еще немало. Спорт пришел во все страны и на все континенты, что значительно повышает его инвестиционную и коммерческую привлекательность.

На невероятно высокий уровень вышли конкурентные отношения в мировой индустрии спорта. В спорте сегодня конкурируют между собой: страны (за престижные победы и первые места в таблице, а также право проводить крупные спортивные события); организаторы соревнований (за телевизионные трансляции, деньги спонсоров и рекламодателей); профессиональные лиги; профессиональные клубы; спортсмены и сборные команды.

Следствием обострения конкуренции являются коррупционные скандалы, допинговые расследования, информационные войны и другие формы проявления недобросовестной конкуренции. Общая аудитория спортивных событий выросла в разы. Это существенно повысило интерес к спорту со стороны бизнеса, особенно крупного, ведь за такими событиями с помощью различных коммуникационных средств наблюдают миллионы потенциальных клиентов.

В мировой индустрии спорта в течение уже нескольких лет наблюдается устойчивый и регулярный рост количества спортивных событий. Календарь соревнований заметно перегружен, очень часто совпадают сроки проведения соревнований.

В результате стремительного развития компьютерных и информационно-коммуникационных технологий произошло значительное расширение зрительской аудитории на спортивных событиях. Телевидение, Интернет, мобильные и другие средства связи существенно увеличили возможности просмотра спортивных событий.

Общая аудитория спортивных событий выросла в разы, оставив в явном меньшинстве тех, кто непосредственно находится на спортивном сооружении как зритель.

Все это существенно повысило интерес к спорту бизнеса, особенно крупного, так как за спортивными событиями в разном формате наблюдают миллионы их потенциальных покупателей и клиентов.

После 2012 года в России наблюдается резкий подъем интереса к спорту среди населения. По всей стране запущена система спортивного воспитания ГТО. Каждый год в разных уголках страны открываются новые старты: марафоны, трейлраннинги, свимраны, массовые заплывы, триатлоны. Впервые в России с 2016 года проводятся гонки по триатлону в формате Ironman. В 2017 году в Сочи пройдет первый, популярнейший во всем мире, заплыв Oceanman.[22]

Отношение качество оказываемых спортивных «услуг» к стартовому взносу находится на высоком уровне, что свидетельствует о конкуренции среди организаторов спортивных мероприятий и вовлечению всё большего числа граждан в спорт. Часто любительский спорт связан именно с активным отдыхом.