Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Индустрия спорта в России на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 98

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

 В настоящее время тема спортивной индустрии, спортивного менеджмента, олимпиад становится все более важной. Спорт играет важную роль в жизни каждого человека. Именно спорт обеспечивает здоровье и физическую выносливость. 

На современном этапе спорт является не только сектором досуга и отдыха. Он стал настоящей, динамично развивающейся индустрией, а также прибыльной отраслью экономики. Более того разработка научных основ подготовки спортивного резерва, развитие индустрии спорта  является одной из ключевых проблем спорта высших достижений.

Индустрия спорта играет большую роль особенно в постиндустриальных странах, так как именно в таких государствах из этой отрасли извлекается высокая прибыль.

В настоящее время в России в спорт вкладываются немалые инвестиции: развиваются спортивные клубы, сопутствующая инфраструктура. Он также является важной сферой предпринимательской деятельности, обеспечивая занятость людей в отраслях спортивной индустрии. Данная индустрия вносит налоговые поступления в бюджеты, что позволяет нашему государству решать важные проблемы населения в социальной сфере. Таким образом, спорт сегодня стал объектом повышенного интереса руководителей государств, политиков и бизнесменов.

Масштабные спортивные мероприятия являются мощнейшим инструментом развития для страны. Здоровая нация - залог успешного развития государства. Осознание этого факта присутствует во всех развитых странах.

Всё вышеперечисленное объясняет актуальность выбранной темы исследования. О важности данной темы свидетельствует также взаимосвязь развития индустрии спорта с экономикой, торговлей, правовой сферой в России. Но при этом научных и практических работ по данной тематике крайне мало.

Целью данного исследования является выявление основных проблем и перспектив развития индустрии спорта в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

1) выявить сущность, функции индустрии спорта, то есть рассмотреть данное понятие в теоретическом аспекте;

2) изучить структуру, классификацию индустрии спорта;

3) проанализировать индустрию спорта в России в истории и на современном этапе;

4) дать анализ финансированию российской спортивной индустрии;

5) выявить проблемы и перспективы развития индустрии спорта в России;

6) разработать пути решения проблем российской индустрии спорта.

Объектом исследования является индустрия спорта в России. Предмет исследования – индустрия спорта как регулятор различных социальных и экономических процессов.


При написании данной работы была использована учебная литература по физической культуре и спорту. Но так как индустрия спорта регулирует и экономические процессы, были привлечены экономические издания. Также использовались статьи соответствующей тематики, электронные журналы из надежных источников, статистические данные и Интернет-ресурсы.

1. Теоретические основы исследования индустрии спорта в России

1.1. Сущность понятия «индустрия спорта»

В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» понятие «спорт» определяется как «сфера социально-культурной деятельности как совокупность видов спорта, сложившаяся в форме соревнований и специальной практики подготовки человека к ним».[1]

Сайт международного конвента «СпортАккорд», объединяющего свыше ста международных спортивных федераций, предлагает определение спорта, в которое входят следующие критерии:

- соревновательный элемент;

- отсутствие основанности правил на элементе случайности или везения;

- исключение ненужного риска здоровью и безопасности участников и зрителей;

- ненанесение умышленного вреда живым существам; и отсутствие монополии единственного производителя на необходимое оборудование.[2]

Одним из первых, кто использовал понятие «индустрия спорта», стал Фил Шааф в своем исследовании «Спортивный маркетинг». Автор говорит о том, что в индустрии спорта особые производственные отношения складываются между людьми в процессе производства, распределения, обмена и потребления тех специфических продуктов, которые производятся в индустрии спорта.[3]

Также он выделяет особенности индустрии спорта, в которой производятся и потребляются спортивные продукты, имеющие специфическую товарную форму, причем особенность этого товара заключается в том, что его носителем всегда будет только человек. Таким образом, можно сделать вывод, что в индустрии спорта складываются экономические отношения между её субъектами по поводу приобретения и потребления спортивных продуктов.


Большое внимание исследованию понятия «индустрия спорта» и развитию экономических отношений между её субъектами уделяет Владимир Леднев в своей диссертации «Развитие рыночных отношений в индустрии спорта России». «Индустрию спорта» он определяет как «новую и особую сферу экономических отношений. В ней осуществляется специфическая производственная деятельность, результатом которой являются создаваемые продукты индустрии спорта, основным производителем которых являются профессиональные спортсмены, тренеры, менеджеры и другие представители спортивных организаций».[4]

Еще один исследователь, уделявший особое внимание экономической стороне спортивной деятельности, Ольга Цыганкова рассматривает индустрию спорта как «подсистему экономики, выражающую связь спорта и сопряженных с ним отраслей и сфер деятельности».[5]

Таким образом, спорт можно рассматривать с двух сторон: как самостоятельный сектор рынка и как общественный товар и социальное явление. Сегодня индустрия спорта имеет множество проявлений. Это новая специфическая сфера экономических, деловых и правовых отношений; вид профессиональной трудовой деятельности; это и отдельный экономический ресурс, который влияет на уровень и динамику экономики страны; это бизнес, а также эффективный канал продвижения брендов и инструмент для формирования имиджа компании.

Индустрия спорта – часть национальной экономики, связанная с производством, продвижением и сбытом спортивных товаров и услуг, организацией и проведению спортивных событий, а также со спонсорством в спорте.

Индустрия спорта играет очень важную роль в развитии физкультуры, а также и массового спорта. Она обеспечивает доступными современными сооружениями, оборудованием, товарами и услугами.[6]

Согласно Федеральному закону №329-ФЗ, официальные физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия – физкультурные мероприятия и спортивные мероприятия, включенные в Единый календарный план межрегиональных, всероссийских и международных физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий, календарные планы физкультурных мероприятий и спортивных мероприятий субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.[7]

Спортивная индустрия играет важную роль в развитии физкультуры и массового спорта, обеспечивая население современными и доступными сооружениями, оборудованием, товарами и услугами.


После всех трансформаций, произошедших в спорте, в промышленно развитых странах мира в 20-30-е годы ХХ века отношение к спорту сущес­твенно изменилось, в частности со стороны государственных учреждений, прежде едва замечавших его среди своих интересов и задач.

Спортивные успехи становились показателем национального престижа, и едва ли не глав­ную роль в этой принципиальной смене статуса спорта сыграли средства мас­совой информации, получившие к тому времени небывалое развитие.

Они придали спорту ту популярность, которая поставила его героев в один ряд со звездами кино, что обернулось как материальной заинтересованностью, так и высокой социальной престижностью.[8]

У американских авторов и родилось одностороннее определение индустрии спорта, в котором выделяются субъекты из вторичного (внешнего) окружения спортивной деятельности. Они говорят, что индустрия спорта – это рынок, где покупателям предлагают продукты из сферы спорта, фитнес-рекреативной обслуживающей деятельности, и эти продукты могут быть товарами, идеями, услугами, людьми, деятельностью и местами. И ни слова о том, что реально на рынке существует и другой путь – от продукта спортивной деятельности к рынку внешнего окружения спорта.[9]

В последние годы сделан большой прорыв в развитии индустрии спорта. Согласно «Стратегии развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года», развитие физической культуры и спорта является одним из приоритетных направлений социальной политики государства[10].

Исходя из данной Стратегии, государство до 2020 года разработало комплекс мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни. Спорт сейчас стал профессионально коммерческим, не имеющий национальных границ, но имеющий во многих отношениях политический контекст. В нашей стране в понятие «индустрия спорта» вкладывается более широкое значение:

1) создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения;

2) разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни;

3) модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования;

4) совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров;


5) развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

6) развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности;

7) создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями.[11]

Развитие индустрии спорта началось ещё в начале 80-х годов, когда Международный Олимпийский комитет (МОК) возглавил Х.А. Самаранч. Именно при его участии МОК разработал и внедрил маркетинговую программу, которая направлена на привлечение крупного бизнеса к олимпийским соревнованиям. Это время и стало точкой отсчёта коммерциализации профессионального спорта[12].

Давая характеристику индустрии спорта, необходимо отметить и различные формы её проявления, к которым относится: вид профессиональной трудовой деятельности (для спортсменов, тренеров и менеджеров); важнейший экономический ресурс, влияющий на уровень и динамику экономического развития страны; бизнес (для профессиональных клубов и лиг, спортивных и маркетинговых агентств, спортивных менеджеров и промоутеров, телеканалов и СМИ); эффективный канал продвижения на рынке своей продукции и своего бренда (для спонсоров и рекламодателей); возможность формирования позитивного и привлекательного для покупателей имиджа своей компании (через участие в спортивных событиях)[13].

Спортивная индустрия становится важной и неотъемлемой частью отраслевой экономики страны. Физическая культура и спорт всё чаще проникают во все сферы жизни людей, формируют отношения к государству, образуя специфическую сферу для ведения бизнеса.

Физическая активность и спорт являются важнейшей сферой предпринимательской деятельности, которая обеспечивает, с одной стороны, занятость многих людей в отраслях спортивной индустрии, с другой стороны, отрасли предпринимательства пополняют федеральные и местные бюджеты за счёт налоговых поступлений, что позволяет государству решать проблемы социальной направленности.[14]

Индустрия спорта объединяет не только спортсменов, одновременно формируется традиционная коммерческая сфера деятельности и организация бизнеса, которая, в свою очередь, позволяет зарабатывать деньги в условиях конкуренции как в сфере национального, так и в сфере международного спорта.[15]