Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Индустрия спорта в России на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 100

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

На 9 % за год выросла доля россиян, занимающихся спортом. В апреле 2015 число сторонников спорта достигло 61 % - максимум за последние 9 лет. Таковы итоги опроса, проведенного ВЦИОМ 11-12 апреля 2015. В опросе приняли участие 1600 человек из 130 населенных пунктов России.

Согласно полученным данным, 16% россиян регулярно тренируются, 24 % и 21 % занимаются физическими упражнениями время от времени и редко. При этом более активными «спортсменами», как показал опрос, оказалась молодежь в возрасте от 18 до 24 лет (87 %), а также люди с высшим образованием (71 %) и высоким достатком (72 %).

Примечательно, что каждый второй опрошенный (51 %) старается правильно питаться, 36 % при этом употребляют в пищу полезные продукты, а каждый седьмой (15 %) соблюдает диету, выбранную самостоятельно (10 %) или подобранную врачом (5 %). Россияне, не уделяющие внимание правильному питанию, объясняют свою позицию отсутствием жалоб на здоровье (27 %), а также низким уровнем доходов, не позволяющим задумываться о выборе продуктов питания.

По данным статистики в России имеется более 2800 стадионов с трибунами на 1500 мест и более, 3962 плавательных бассейна, 141,2 тыс. плоскостных спортивных сооружений. В 2015 году численность занимавшихся в спортивных секциях и группах составляла 22,8 млн человек, в том числе 9,7 млн женщин.[23]

После проведения во времена СССР в Москве Летней Олимпиады 1980 и Летней Универсиады 1973 впервые в постсоветской России прошли Зимняя Олимпиада-2014 в Сочи, Летняя Универсиада-2013 в Казани и пройдет Зимняя Универсиада-2019 в Красноярске. Также впервые в стране проводится Чемпионат мира по футболу-2018 и ряд других мировых чемпионатов.

Расходы федерального бюджета в 2016 году на реализацию госпрограммы «Развитие физической культуры и спорта» составили 70,3 млрд рублей. Об этом говорится в проекте федерального бюджета на 2017 год, опубликованном в электронной базе документов Госдумы.

Закон на трехлетку 2015-2017 годов предусматривал 69,5 млрд рублей на реализацию госпрограммы. Таким образом, предусмотренная в законопроекте сумма увеличилась на 846,2 млн рублей.

Расходы федерального бюджета на реализацию подпрограммы "Подготовка и проведение чемпионата мира по футболу ФИФА 2018 года и Кубка конфедераций ФИФА 2017 года в Российской Федерации" в 2016 году составляют 30,7 млрд рублей. Данная сумма увеличена на 154 млн рублей в связи с перераспределением бюджетных средств между госпрограммами.

В 2016 году бюджетные ассигнования по государственной программе по сравнению с уровнем 2015 года уменьшены на 353,2 млн рублей. Как говорится в пояснительной записке к законопроекту, наряду с общими подходами по формированию проекта федерального бюджета на изменение расходов повлияло выделение дополнительных бюджетных ассигнований в 2016 году на указанные мероприятия.


Можно увидеть уменьшение расходов в 2016 году на развитие физической культуры и массового спорта с 7,1 до 3,4 млрд рублей. Данное изменение связано с сокращением затрат на 877,9 млн рублей, а также перераспределением бюджетных средств на федеральную целевую программу «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 годы» в размере 2,5 млрд рублей.

Расходы на развитие спорта высших достижений и системы подготовки спортивного резерва сокращены с 31,1 до 25,8 млрд рублей в связи с перераспределением бюджетных ассигнований на целевую программу. Общая сумма затрат на целевую программу таким образом составит 9,68 млрд рублей.

В законе были предусмотрены дополнительные бюджетные средства на призовые выплаты по итогам Олимпийских и Паралимпийских игр 2016 года, которые составили 3,2 млрд рублей.

На строительство объектов Универсиады в 2016 году была выделена субсидия Красноярскому краю в размере 4,2 млрд рублей.

Также можеон отметить сокращение расходов на проведение ежегодной конвенции «СпортАккорд» в размере 400 млн рублей в связи с отсутствием дополнительной потребности бюджетных ассигнований на реализацию указанного мероприятия.

Дополнительно федеральным бюджетом предусмотрены субсидии бюджетам субъектов РФ на оказание адресной поддержки спортивным организациям - 512,2 млн рублей, на внедрение комплекса «Готов к труду и обороне» - 127,4 млн рублей, на строительство объектов массового спорта - 2,5 млрд рублей.[24]

Таким образом, необходимо отметить положительную тенденцию и рост интереса российского населения к спорту. Это напрямую связано и с государством, ведь спрос порождает предложение, а увеличение спроса на данную отрасль ведет к увеличению доходов от различных источников индустрии спорта.

2.2. Анализ источников доходов и расходов российской спортивной индустрии

Российская индустрия спорта, являющаяся сегодня полноценным сектором экономики, имеет стабильные и давно сформировавшиеся источники доходов. Среди них можно выделить четыре основных:

1) доходы от продажи билетов и абонементов на спортивные соревнования;

2) спонсорство спортивных соревнований, федераций, лиг, клубов, команд и спортсменов;


3) продажа прав на телетрансляции;

4) мерчандайзинг (включая как спортивную атрибутику, так и спортивные товары).

Наибольший доход для России могут приносить массовые мероприяти: олимпиады, универсиады и др.

Подтверждением тому может служить возведение спортивных объектов в рамках подготовки к Олимпийским играм в Сочи, Универсиаде 2013 года в Казани, а также к Чемпионату мира по футболу в 2018 году (ЧМ-2018). Подобные проекты требуют огромных инвестиций, причем как со стороны государства, так и бизнеса.

Например, расходы на строительство стадионов для проведения игр ЧМ-2018 оцениваются KPMG в € 2,6 млрд. (см. табл. 1).[25]

Стадион

Мест

Стоимость, млн. €

Стоимость

на место, €

Лужники

89 318

189

2 116

Динамо

44 920

221

4 920

Спартак

43 000

229

5 326

Калининград

45 015

166

3 688

Казань

45 015

197

4 368

Краснодар

50 015

205

4 099

Нижний Новгород

44 899

189

4 209

Ростов-на-Дону

43 702

174

3 982

Санкт-Петербург

67 000

316

4 716

Самара

44 198

142

3 213

Саранск

45 015

166

3 688

Сочи

43 702

178

4 073

Волгоград

45 015

166

3 688

Ярославль

44 042

158

3 587

Екатеринбург

44 130

126

2 855

Средняя

49 272

188

3 902

ИТОГО

739 076

2601

Таблица 1 – Затраты на ЧМ-2018

Надо отметить, что подобная оценка затрат представляется довольно оптимистичной: по многим стадионам в прессе приводятся куда более существенные расходы. К тому же ни одна арена еще не построена, а учитывая опыт олимпийских строек, можно сказать, что сметы подобных объектов по мере реализации имеют тенденцию к росту.


Но есть и положительные моменты, отражаемые в полученных доходах в перспективе. Столь же положительно чемпионат мира может сказаться и на российской экономике, следует из расчетов Оргкомитета «Россия-2018».

По предварительным оценкам, дополнительный прирост ВВП России к 2018 г. составит не менее 527 млрд руб., минимум будет создано 810 000 рабочих мест. Благодаря расширению налоговой базы поступления в бюджеты всех уровней повысятся не менее чем на 95 млрд руб.

Анализ данных о финансировании физической культуры и спорта в России (см. таблицу 2) показал, что наибольших затрат трнебует заработная плата работников физической культуры и спорта (33,7 %), а также инвестиции на реконструкцию и строительство спортивных сооружений (20,3 %).

Таблица 2 – Финансирование индустрии спорта в России[26]

Меньших затрат требует капитальный ремонт спортосооружений (3,2 %) и приобретение спортивного оборудования и инвентаря (5 %).

Рынок же спортивных услуг менее резко реагирует на бюджет Министерства спорта Российской Федерации.

Во многом успех коммерческого предприятия индустрии спорта зависит от рекламной компании того или иного вида спорта, окачества представляемых услуг, а также общей экономической ситуации в стране.[27]

В эту отрасль входят многочисленные школы, студии, фитнес-центры и прочие организации, оказывающие подобные услуги.[28]

В целом необходимо отметить, что сегодня в реальных рыночных условиях многие спортивные организации (особенно лиги и клубы) стремятся работать как полноценные коммерческие предприятия, в первую очередь, ориентируясь на конечных потребителей индустрии спорта.

Однако многие предприятия спорта зависят от политики Министерства спорта РФ. К примеру, производители, ориентированные на гос. закупки, остро реагируют на сокращение бюджета в отношении спортивной индустрии. Само же государство, посредством ответственных структур, является активным участником индустрии спорта. Так, согласно отчету Министерства спорта РФ, за 2015 год были достигнуты основные запланированные результаты.

Например, было привлечено к систематическим занятиям физической культурой и спортом 36 млн человек, из которых более 540 тыс. инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.[29]

До 270,5 тыс. единиц увеличена сеть спортивных сооружений, доступных для различных категорий и групп населения, 18 % из них адаптированы для возможности занятия спортом инвалидов. Сеть спортивных сооружений способна единовременно принять свыше 7 млн человек.


Из вышесказанного можно сделать вывод, что индустрия спорта во всех ее проявлениях в значительной степени подвержена внешним факторам и зависит от экономической ситуации в стране. Этой отрасли важны как финансовая поддержка государства, так и спонсорская помощь, а определенное направление политики развития спорта в России.

3. Проблемы и перспективы развития спорта в России

3.1. Проблемы развития российской индустрии спорта

Несмотря на значимые успехи данной стратегии и наших спортсменов, в России все еще существует слишком много проблем в спортивной сфере, такие как:

- не все формы проявления спортивной индустрии достаточно развиты (формирование позитивного имиджа спорта, спорт как экономический ресурс, продвижение спорта в массы и т.д.);

- отсутствие бренда спортивных игр (футбол, баскетбол, хоккей);

- отсутствие массового привлечения потребителей;

- проблема популяризации спорта.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортивного маркетинга) Олег Бериев, спорт – это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.

Для сравнения отметим, что в Германии, например, на развитие профессионального спорта выделяется 160 млн евро в год, что приблизительно в 16 раз меньше названной суммы в России; в Великобритании правительство тратит около 100 млн евро в год, причем треть дохода поступает от фонда национальной лотереи, но в отличие от Германии, британцы вкладывают деньги в те виды спорта, где они могут гарантированно получить медали, в то время как немцы пытаются развивать все виды спорта одновременно. В США спорт поддерживается вовсе не государством, а специальным комитетом Олимпийский комитет США (USOC), основной доход которого – это спонсорство. В год комитет тратит примерно 140 млн долл. США на развитие спорта.