Файл: Индустрия спорта в России: современное состояние и перспективы развития (Индустрия спорта в России на современном этапе).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Можно выделить несколько серьёзных проблем, мешающих развитию спортивной индустрии и обостряющих отношения между государством и бизнесом. Во-первых, несовершенная нормативно-правовая база, которая проявляется в государственном воздействии на бизнес и в регулировании рыночного хозяйства. Одним из решений данной проблемы стала практика государственно-частного партнёрства. Для нормального взаимодействия и выгодного сотрудничества, этого явно недостаточно. Следующая проблема -проблема управления спортивной индустрии. Практика не раз показывала, что производством лучше управляет бизнес, а не государство, но введение такого принципа на данный момент не является возможным, так как все спортивные сооружения являются муниципальной или государственной собственностью. В-третьих, спорт- это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию.

Все эти проблемы можно решить, если государство пойдет на уступки и позволит бизнесу взять на себя управление материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами.[30]

Индустрия спорта-полноценный сегмент экономики, приносящий доход от продажи билетов на спортивные мероприятия, спонсорства, продажи права на телетрансляцию, мерчандайзинг, поэтому при правильном развитии данного сегмента экономики, спорт может принести достаточно мощную отдачу, что будет выгодно как для государства, так и для бизнеса.

Государство активно влияет на развитие спортивной индустрии, тем самым вызывая интерес со стороны населения, но есть и другие факторы, объясняющие повышение интереса к спорту у российских граждан. Во-первых, мода на спортивное телосложение, что особенно актуально в наше время для молодежи. Во-вторых, укрепление здоровья. По данным исследования «Исследование предпочтений москвичей в сфере фитнес-услуг» 50% всех опрошенных москвичей занимаются фитнесом именно по этой причине, ведь экологическое состояние города Москва все в большей степени ухудшается, а активизация различного рода болезней требует повышение иммунитета у людей.


В нашей стране из предложенных форм проявления индустрии спорта не все сформированы на том уровне, на котором они должны находиться. У нас не в полной мере задействован спортивный бренд таких видов спорта, как хоккей, футбол, баскетбол и т. д. Нет массового привлечения потребителей через систему вещания спортивных каналов, доступных для населения.

Нельзя не отметить ещё одну проблему индустрии спорта в России –немалое финансирование огромных проектов.

Подавляющее большинство средств, выделяемых государством на спорт, пошло на строительство стадионов и другой инфраструктуры, прежде всего на подготовку Олимпиады-2014 и ЧМ-2018. При этом эти средства расходовались нерационально, сметы мероприятий постоянно росли, а их итоговая стоимость неизменно оказывалась беспрецедентной. Если бы эти сотни миллиардов рублей были потрачены собственно на спорт, проблем у него было бы гораздо меньше.

Согласно отчету Счетной палаты, на строительство в Сочи стадионов, спортивных и вспомогательных объектов и временной инфраструктуры, а также организацию и проведение в 2014 году зимней Олимпиады было потрачено в общей сложности 324,9 млрд руб., в том числе 103,3 млрд руб. выделил федеральный бюджет. Однако эта цифра не включает в себя расходы на неспортивную инфраструктуру. Фонд борьбы с коррупцией (ФБК) Алексея Навального оценивал общие расходы на подготовку и проведение Олимпиады в Сочи в 1,5 трлн руб. По данным ФБК, только 4% из них пришлось на частные инвестиции, остальную же сумму составили прямые расходы бюджета, траты госкомпаний и кредиты Внешэкономбанка. «Олимпиада в Сочи обошлась пять раз дороже, чем Игры в Ванкувере, и на порядок дороже, чем в Солт-Лейк-Сити и Турине», – отмечалось в отчете ФБК.

Также проблемой является выборочное финансирование видов спорта.

В основном финансирует российский спорт государство. Однако распределяется эта поддержка неравномерно. Выбираются те виды спорта, которые достойны поддержки, и сосредотачивают на них большую долю госпомощи, а остальным приходится существовать самостоятельно. Как отмечает представитель Федерации мотоциклетного спорта России Ирина Горькова, в распределение фондовых и бюджетных средств, выделяемых на спорт, сейчас повсеместно вмешивается Министерство финансов, беря на себя ответственность рекомендовать или не рекомендовать то или иное спортивное направление к развитию. Таким образом, развитие спорта зависит не от популярности, не от спортивных достижений, а от мнения госчиновников.


Часто огромные средства вкладываются в те игровые дисциплины, которые в принципе являются популярными в мире, но никогда не приносили особо значимых побед и большого успеха России.

В результате на организацию «пустых» соревнований, перелеты, имидж команды и покупку легионеров футбольные клубы отдают миллиарды бюджетных средств, ради того, чтобы остаться в аутсайдерах футбольной лиги. «Есть прецеденты, когда урезались субсидии на другие спортивные дисциплины либо вообще прекращалось финансирование спортивных команд, даже несмотря на золотые медали чемпионов», – говорит Ирина Горькова. Между тем для поддержки можно было выбрать менее ресурсоемкие и менее «блестящие» виды спорта, которые могли бы сыграть роль действительно национальных.

В то же время, например, наши горнолыжники живут и тренируются в странах Европы, несмотря на прекрасные ресурсы для этого спорта в России, а некоторые именитые фигуристы работают на другие страны, воспитывая французских, американских и канадских спортсменов. В 2013 г. некоторые члены российской сборной по биатлону были вынуждены досрочно покинуть лагерь спортивных сборов из-за отсутствия средств на проживание – между тем, как зарплаты российских футболистов очень высоки.

Таким образом, можно сказать, что в целом идет положительная тенденция развития спортивной индустрии в России. Государство в России готово развивать данный сектор экономики и активно этим занимается; что касается бизнеса, то спортивный сектор является привлекательным для вложения инвестиций, однако проблемы эффективного взаимодействия мешают развивать индустрию спорта как государству, так и бизнесу. Однако это потребует существенных усилий со стороны государства и бизнеса и займет еще не один год.

3.2. Пути решения проблем и перспективы развития индустрии спорта в России

Благодаря государственной поддержке, отечественный спорт вышел на более качественный уровень своего развития. Подтверждение этому Олимпиада в Сочи, которая наглядно продемонстрировала всему миру, что индустрия спорта в нашей стране есть и будет дальше развиваться.

Современная индустрия спорта – это довольно динамичная система экономических отношений и интересов, которые имеют основные субъекты этой индустрии. Важнейшими субъектами индустрии спорта являются спортивные лиги, спортивно-оздоровительные клубы, спортивные агентства, которые осуществляют успешную предпринимательскую деятельность в спорте.[31]


С каждым годом интерес к спорту все возрастает, поэтому первостепенной задачей государства является развитие спортивной индустрии. Сегодня Россия проигрывает в стратегических направлениях развития спорта в том числе и в широкой пропаганде спорта, как это было во времена СССР. В то же время государство реально оценивает состояние спорта сегодня и продвигается в направлении изменений к лучшему. Примером этого может послужить принятая Правительством РФ «Стратегия развития физической культуры и спорта на период до 2020 года». Основная цель стратегии-создать условия, которые обеспечивают возможность для граждан страны вести здоровый образ жизни, постоянно заниматься физической культурой и спортом, получить доступ к развитой спортивной инфраструктуре, а также повысить конкурентоспособность российского спорта. Данная стратегия разделена на этапы: 1 этап (2009–2015) и 2 этап (2016–2020). 1 этап закончился год назад и уже были подведены итоги реализации данной стратегии:

1) к 2015 году количество занимающихся физической культурой достигло 31,7% от всего населения;

2) по сравнению с 2008 годом количество студентов и учащихся занимающихся спортом увеличилось на 26% и к 2015 году составило 68,9%;

3) россиян, постоянно занимающихся физической культурой стало на 10 млн больше;

4) уровень обеспеченности населения спортивными объектами увеличился на 7% и достиг до 31%;

5) достигнут плановый показатель 2015 года по числу тренеров и тренеров-преподавателей физкультурно-спортивных организаций, которые работают по специальности и осуществляют физкультурно-оздоровительную и спортивную работу с различными категориями и группами населения (361 тыс. человек).

6) комплексные спортивные мероприятия и спортивные фестивали позволили привлечь к соревновательной деятельности около 80 млн человек, что составляет больше половины от населения страны.

Как заявил управляющий партнер Mildberry Sports Lab (агентство спортивного маркетинга) Олег Бериев, спорт – это очень хороший бизнес во всех странах, кроме России, так как в России государство берет на себя полную ответственность за развитие спорта, что приводит к отсутствию интереса у компаний вкладывать деньги в эту сферу. По словам исполнительного директора АНО «Спорт высших достижений» Федора Щербакова на поддержку спорта государство тратит в целом около $3 млрд из бюджетов всех уровней. В такой ситуации у спортивных организаций нет стимула зарабатывать деньги, а у инвесторов нет желания инвестировать в спорт, при том что в этой среде отсутствуют четкие правила игры, резюмирует Бериев.


Из этого можно сделать вывод, что в России развитие спортивной индустрии носит монопольный характер и приводит к отсутствию инициативы и конкуренции со стороны предпринимателей, что в свою очередь, приводит к неэффективному расходованию денежных средств.

Партнерское взаимодействие государства, спортивных организаций и бизнеса может помочь создать смешанные каналы финансирования российского спорта, сохранив при этом интересы каждого из участников этого партнерства. Государство на современном этапе заинтересовано в том, чтобы в стране работала пропаганда здорового образа жизни, ибо здоровье нации в конечном итоге влияет и на престиж страны на международной арене, и на повышение экономического потенциала страны. Необходимо начинать с создания благоприятных условий и сопутствующей инфраструктуры в развитии детского, массового и оздоровительного спорта.

Примером может служить Всероссийская массовая лыжная гонка «Лыжня России» и другие спортивные мероприятия, проводимые каждым регионом страны. В Челябинской области в каждом муниципальном районе проводится ежегодно школьная Спартакиада, представленная несколькими видами спорта. Особое внимание уделяется греко-римской борьбе, самбо, дзюдо. Не случайно наш регион принимал в этом году чемпионат мира по дзюдо.

Государство сегодня активно привлекает такие крупные госкорпорации, как «Газпром», «Роснефть», ВТБ и другие для привлечения капиталовложений в индустрию спорта. Спорт является самой благоприятной средой для продвижения своей продукции, поиска новых рынков сбыта и новых покупателей, а также формирует максимум позитивных эмоций для положительного восприятия рекламируемых продуктов и услуг по сравнению с другими каналами продвижения.

Условием успешного партнерского взаимодействия спортивных организаций с бизнесом является наличие высококвалифицированных спортивных менеджеров. Таких специалистов, к сожалению, мало, но это является стимулом для развития отечественного спорта. Ведь не только государство должно продвигать интересы спорта на рынке, сами спортивные федерации, клубы, лиги, ДЮСШ во главе с Министерством спорта, туризма и молодежной политики РФ. Таким образом, работа с бизнесом является огромным резервом для формирования устойчивых и необходимых бюджетов спортивных соревнований и спортивных организаций.

спорт- это социально-значимая отрасль, и важный аспект для государства – обеспечить возможность гражданам страны заниматься физической физкультурой, создав для этого все необходимые условия. Для бизнеса более важен аспект получения большей прибыли, чем социальные задачи, поэтому бизнес не хочет брать на себя лишнюю нагрузку и выполнять функции государства. Процесс нахождения баланса между задачами государства и интересами бизнеса не окончен. В-четвертых, остро встает вопрос налоговой нагрузки на бизнес. Именно налоговая политика в отношении данного сектора могла бы привлечь предпринимателей к спортивным проектам, однако на данный момент никаких налоговых льгот не предусмотрено, что также мешает его развитию.