Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики и ее необходимость
1.2 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Глава 2 Исследование механизма реализации финансовой политики
2.3 Финансовое планирование и финансовый контроль
Глава 3 Современная финансовая политика Российской Федерации
Некоторые ученые важной составляющей финансовой политики называют долговую политику государства [6, 183]. Долговая политика государства включает определение планового и фактического соотношения между налоговыми и заемными финансами. Налоговые финансы получаются вследствие формирования доходов бюджета за счет налогов и обязательных платежей, заемные финансы - использование государственных займов. Основными задачами долговой политики являются: определение границ и условий государственного заимствования, соотношений между его отдельными формами, между отдельными кредиторами государства, а также порядка и механизма погашения государственного долга.
Эффективность финансовой политики в значительной мере базируется на согласованности ее отдельных направлений и составляющих[5, 118]. Монетарная и фискальная, налоговая и бюджетная, политика финансового рынка и долговая политика государства должны действовать в одном направлении. Наявность скоординированной и согласованной политики дает положительные результаты, поскольку финансы функционируют как единый организм (все элементы финансовой системы тесно взаимосвязаны), рассогласованность разных направлений финансовой политики непременно ведет к негативным последствиям.
Финансовую политику в зависимости от длительности периода, на который она разрабатывается, и характера основных задач, которые она решает, подразделяют на финансовую стратегию и финансовую тактику, тесно взаимосвязанные между собой. Так, финансовая стратегия определяет сущность и основные направления финансовой тактики. А финансовая тактика, ее возможности служат ограничением для выбора стратегии: бесполезно пытаться определять стратегические цели и задачи, когда недостаточно нужных финансовых тактических средств. Экономисты делают ударение на том факте, что только в случае объединения и взаимоувязывания стратегии и тактики, их единства и подчиненности, финансовая политика в целом становится успешной. Финансовая политика, которая имеет тактический характер и не имеет стратегических целей, как правило, безуспешна в долгосрочном плане.
Таким образом, финансовая стратегия – это финансовая политика, рассчитанная на длительный интервал времени и на решение задч долгосрочного развития страны. Финансовая стратегия имеет направленность, которая определяется задачами развития страны и общества в современных условиях и в данный исторический момент. Так, в современное кризисное время главная стратегическая задача - финансовое обеспечение макроэкономической стабилизации, для экономического развития главной стратегической задачей является достижение оптимальных сбалансированных темпов роста ВВП. Но кроме того, существует и базисная задача финансовой стратегии государства в любое время – постоянное обеспечение нужд экономики финансовыми ресурсами с целью создания эффективных стимулов для успешной деятельности субъектов хозяйствования. Поэтому говорят, что финансовая стратегия имеет своим ориентиром определенную модель финансовых отношений в обществе [9, 221].
Финансовая тактика - это текущая финансовая политика, она решает конкретные текущие финансовые задачи в рамках определенной финансовой стратегии. Основные ее инструменты - переориентация финансовых ресурсов и изменения в текущей организации финансовой деятельности. Финансовая тактика является более мобильной, она заключается в своевременном реагировании на экономические проблемы и диспропорции. Основная задача финансовой тактики - достижение стратегических целей развития.
Таким образом, для финансовой политики характерна реализация по двум основным направлениям: регламентированию финансовых отношений в обществе и осуществлению текущей финансовой деятельности. Регламентирование финансовых отношений отражает финансовую стратегию, текущая финансовая деятельность - финансовую тактику. Базовый элемент - регламентирование финансовых отношений, оно может задаваться государством в законодательных и административных формах.
Законодательное регламентирование - принятие соответствующих законодательных актов, они устанавливают основные субъекты финансовых отношений, их права и обязанности, порядок и методы осуществления финансовой деятельности и т.п. Административное регламентирование - предоставление прав регулирования финансовых отношений отдельным органам государственного управления. Главная форма выработки финансовой политики - законодательное регламентирование финансовых отношений, именно оно ставит финансовую деятельность на стабильную правовую основу, формируется устойчивая финансовая политика.
1.3 Современные типы финансовой политики
В зависимости от степени законодательного или административного регламентирования финансовых отношений, которая характеризуется той долей дохода, которая распределяется и потребляется согласно действующему законам или административных решений, различают три типа финансовой политики [5, 128]:
- жесткая регламентация;
- умеренная регламентация;
- политика минимальных ограничений.
Жесткая регламентация состоит в том, что подавляющая часть финансовых отношений регулируется государством. Права предприятий и граждан в осуществлении финансовых операций определяются не столько их интересами, сколько правилами, установленными законами или административными решениями. Такая политика проводится в условиях либо административной экономики и соответствующей ей финансовой модели, либо в условиях ограниченности финансовых ресурсов. Подобная финансовая политика малоэффективна, поскольку подрывает стимулы к продуктивной деятельности, ведь финансовым продуктом деятельности - доходом - больше распоряжается государство, чем его собственники - юридическое и физическое лица. Такая политика, как правило, предусматривает довольно высокий уровень бюджетной централизации ВВП.
Умеренная регламентация осуществляется в законодательной форме и охватывает ограниченную часть финансовых отношений - взаимоотношения с государством, отдельные элементы взаимоотношений на кредитном, фондовом, валютном и страховом рынках. Умеренная регламентация должна уравновесить интересы государства и общества вообще и интересы отдельных юридических и физических лиц. Она обеспечивает юридическим и физическим лицам достаточные стимулы для продуктивной деятельности и вместе с тем дает возможность государству влиять на социально-экономическое развитие общества [9, 221].
Политика минимальных ограничений направлена на формирование максимальной заинтересованности субъектов предпринимательской деятельности и граждан в эффективном хозяйствовании. В данном случае в основном регламентируются только взаимоотношения с государством, которые к тому же сводятся к минимуму. Преобладающая часть финансовых отношений при таких условиях регламентируется на договорных началах между отдельными субъектами.
Текущая финансовая деятельность государства отражает тактику реализации финансовой политики. Ее основным орудием является бюджет. Его структуризация по источникам формирования доходов и направлениям финансирования расходов, по уровням административно-территориального деления характеризует ту или иную финансовую политику.
В зависимости от задач, на решение которых направлена финансовая политика, она делится на такие виды [4, 212]:
- политика стабилизации;
- политика экономического роста;
- политика сдерживания деловой активности.
Политика стабилизации направлена на поддержание макроэкономического равновесия на основе постоянных объемов производства при стабильности цен. Ее реализация основывается на обеспечении стабильных объемов финансовых ресурсов при постоянных пропорциях распределения и перераспределения полученных доходов. Различают две разновидности этой политики, которые довольно существенно отличаются друг от друга. Первый - это политика стабилизации после экономического спада, которая имеет стимулирующий характер. Второй - политика стабилизации в период экономического подъема, которая имеет ограничительное направление.
Политика экономического роста направлена на достижение необходимого для страны уровня ежегодного увеличения объемов ВВП с учетом ее потенциала. Она нацелена на расширение объема финансовых ресурсов и обеспечение их доступности как по ценам, так и по условиям привлечения. Реализация финансовой политики экономического роста может осуществляться тремя основными способами - через рост государственных расходов, снижение уровня налогообложения и проведение политики "дешевых денег". Использование государственных расходов как стимула роста ВВП отражает прямое государственное воздействие на основе финансирования экономических нужд. Это финансирование отображает приток дополнительных внешних ресурсов, необходимых предприятиям для расширения объемов производства. Снижение уровня налогообложения ведет к увеличению массы внутренних ресурсов предприятий. Политика "дешевых денег" состоит в минимизации процентных ставок за кредитами и расширяет возможности предприятий в привлечении кредитных ресурсов [6, 163].
Политика сдерживания деловой активности используется для регулирования экономического цикла с целью предотвращения кризиса перепроизводства или недопущения истощения экономики вследствие чрезмерных темпов экономического роста. Она осуществляется такими же способами, что и политика экономического роста, только в обратном направлении - сокращение государственных расходов, повышение уровня налогообложения, установление высоких процентных ставок по кредитам.
По характеру реализации финансовая политика делится на дискреционную и недискреционную. Дискреционная политика предусматривает осуществление государством определенных мер, направленных на реализацию финансовой стратегии и тактики. Конкретные меры, стимулирующие или сдерживающие, применяются согласно ситуации, которая складывается на данное время в экономике и финансах. Без осуществления этих мер ситуация улучшиться не может. Недискреционная политика состоит в использовании определенных финансовых инструментов - "встроенных стабилизаторов", которые автоматически регулируют ситуацию в экономике [7, 117].
Функции "встроенных стабилизаторов" выполняют прежде всего налоги, а также социальные государственные выплаты, разные субсидии. Вместе с тем полной сбалансированности с помощью вмонтированных стабилизаторов достичь тяжело. Поэтому в финансовой практике используются одновременно и "вмонтированные стабилизаторы", и средства дискреционной политики.
Дееспособность финансовой политики зависит от эффективности деятельности государства на каждом этапе и правильности принятых решений. Ее формирование начинается с четкого определения целей и постановки обоснованных задач. Исходя из этого, осуществляется выбор типа финансовой политики - жесткая или умеренная регламентация, или политика минимальных ограничений; дискреционная или встроенных стабилизаторов. На этой основе выбираются направления реализации (решается, какие задачи обеспечиваются средствами монетарной, а какие - фискальной политики) и инструменты реализации и способы обеспечения скоординированности их действий [14, 221].
На основе сформированной политики осуществляются конкретные мероприятия в сфере финансов. При этом очень важно обеспечить действенность финансовых инструментов, ведь результативность финансовой политики зависит как от ее обоснованности, так и от того, как реализуются механизмы ее осуществления. В связи с этим крайне важным является контроль за ходом реализации выработанной финансовой политики. Финансовые отношения и финансовая деятельность настолько сложные и многофакторные, что любые изменения в экономической среде могут или изменить действие финансовых инструментов, или направить их в другую сторону. Это, в свою очередь, может привести к совсем другим результатов, по сравнению с теми, которые ожидались от данной финансовой политики.
Глава 2 Исследование механизма реализации финансовой политики
2.1 Финансовый механизм
Реализация финансовой политики осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой довольно сложную систему влияния на разные стороны финансовой деятельности отдельных субъектов. Основным вектором этого влияния является взаимоотношения государства, которое вырабатывает и реализует финансовую политику, с субъектами хозяйствования, которые в основном и обеспечивают производство ВВП [8, 117].
Финансы как распределительная категория тесно взаимосвязаны с экономикой. С одной стороны, с помощью финансов распределяется созданный в обществе ВВП, причем распределить можно лишь столько, сколько создано. С другой стороны, как уже отмечалось, обменно-распределительные отношения формируют определенную систему экономических интересов, которые влияют на производство, стимулируя или, наоборот, сдерживая рост ВВП. При этом финансовое воздействие на социально-экономическое развитие, которое лежит в основе формирования и реализации финансовой политики, осуществляется не автоматически само по себе, а посредством финансового механизма, который отражает направления, характер и сущность функционирования финансов в обществе.
Государственное регулирование экономики может осуществляться двумя способами [11, 127].
Первый - создание системы планового руководства, в основе которой лежат административно-командные методы. Задачи сбалансирования экономического и социального развития решаются на основе единого директивного централизованного планирования. Правда, полного сбалансирования экономики так никогда и не достигалось. Кроме того, то сбалансирование развития экономики, которое обеспечивалось плановыми методами, достигалось на очень низком, по сравнению с развитыми странами, уровне обеспечения экономических и социальных нужд. То есть плановая экономика способна определенной мерой обеспечить управляемость и сбалансированность развития, однако на низком жизненном уровне.
Второй способ государственного регулирования экономики состоит в применении экономических методов управления, среди которых ведущая роль принадлежит финансам. Действие финансового механизма на разные стороны социально-экономического развития имеет количественную и качественную определенность. Количественная определенность проявляется в сумме средств, которые выделяются для достижения тех или иных целей. Это первичный принцип функционирования этого механизма. Без соответствующих ассигнований и кредитов невозможно решение никакой задачи общественного развития. Но само по себе выделение средств еще не гарантирует решения того или другого конкретного задания. Чрезвычайно важно, каким образом осуществляется формирование ресурсов, какими каналами и в каких формах они движутся, на каких условиях выделяются и используются. Все это характеризует качественную определенность действия финансового механизма.