Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 71
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики и ее необходимость
1.2 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Глава 2 Исследование механизма реализации финансовой политики
2.3 Финансовое планирование и финансовый контроль
Глава 3 Современная финансовая политика Российской Федерации
Финансовое законодательство охватывает все сферы и звенья финансовой системы и все формы и методы финансовой деятельности, которые подлежат правовой регламентации. Вообще его можно разделить на две части: законодательные акты, которые непосредственно регулируют финансовое отношения, и законы из других сфер деятельности, в которых выделяются финансовые принципы их функционирования.
К первой части принадлежат законодательные акты, которые регламентируют финансовые отношения на макроуровне и взаимосвязи финансов субъектов предпринимательской деятельности с государственными финансами и учреждениями финансового рынка. Это законы о бюджетной и налоговой системе, государственном долге, центральном банке, банках и банковской деятельности, страховании, ценных бумагах и фондовой бирже, инвестиционной деятельности. Сюда также принадлежат законы, которые регламентируют отдельные виды финансовых операций - о залоге, лизинге и др., и законы по отдельным видам налогов и платежей в бюджет и целевые фонды. Ко второй группе относят законы, которые регламентируют деятельность, в том числе и финансовую, субъектов хозяйствования - о предприятиях и предпринимательской деятельности, о хозяйственных товариществах, о банкротстве и т.п.
В России прямое действие имеет подавляющее большинство финансовых законов, в частности в сфере налогообложения. Вместе с тем абсолютно все детали финансовой деятельности предусмотреть, во-первых, невозможно, а, во-вторых, не всегда уместно. Поэтому законы довольно часто дополняются разного рода инструкциями и положениями. Например, закон о банках и банковской деятельности отображает только общие принципы функционирования коммерческих банков. Конкретные виды банковских операций могут регламентироваться соответствующими инструкциями по кредитованию, безналичным расчетам, кассовым сделкам и т.п.
Соотношение между законами прямого и косвенного действия отражает распределение полномочий и прав между государственными органами законодательной и исполнительной власти, а следовательно, и их возможности и полномочия в выработке и реализации финансовой политики. Законы прямой действия четко отображают преимущество законодательной власти. К функциям исполнительной власти входит обеспечение выполнения принятых законов. Кроме того, органы исполнительной власти могут иметь право законодательной инициативы, то есть разработки финансовых законопроектов и представления их на рассмотрение и утверждение органам законодательной власти. Вместе с тем такие законопроекты могут разрабатывать и органы и структуры законодательной власти [4, 112].
Действенность финансового законодательства, его соответствие конкретным условиям и задачам, а следовательно, и эффективность финансовой политики в значительной мере зависят от согласованности действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Именно на основе детального согласования ими законопроектов возможно формирование дееспособной системы финансового права. При использовании законов косвенного действия важно, чтобы инструкции не только не противоречили законам, а и не корректировали их действие, потому что это может привести к искажению финансовой политики.
Организация осуществления финансовой политики состоит в создании соответствующей системы финансовых органов и учреждений, предоставлении им достаточных функций и полномочий для реализации той или другой политики, четком размежевании функций с целью обеспечения полноты осуществления финансовой политики и достижение скоординированности действий всех субъектов. Система управления финансами охватывает довольно разветвленную совокупность финансовых органов и учреждений, которые наделены широкими полномочиями и выполняют разные функции. Каждый из этих органов имеет свою сферу деятельности и несет ответственность за реализацию финансовой политики в определенном направлении. Координирующими центрами в этой системе являются министерство финансов и центральный банк.
Министерство финансов разрабатывает принципы финансовой политики страны в целом и реализует и координирует фискальную политику. Оно составляет проект Государственного бюджета и обеспечивает его выполнение. Состав и структура расходов бюджета отражают содержание и направления финансовой политики на текущий год. Вместе с тем бюджет как финансовый план составляется на основе бюджетной резолюции, которая разрабатывается вышестоящим органом законодательной власти, который и утверждает бюджет. Поэтому фискальная политика государства являются отображением общих действий законодательной и исполнительной ветвей власти. Законодательная власть определяет принципы этой политики, а исполнительная, прежде всего в лице Министерства финансов, обеспечивает ее реализацию.
Центральный банк разрабатывает принципы монетарной политики и обеспечивает ее воплощение. В отличие от министерства финансов, которое входит в состав правительства, центральный банк в большинстве стран мира действует как самостоятельное и независимое финансовое учреждение. Такой статус центрального банка делает его относительно независимым в осуществлении монетарной политики.
Особенности статусов двух руководящих финансовых структур - Министерства финансов и центрального банка непосредственно отражаются на выработке и реализации финансовой политики и обеспечении взаимосвязи ее фискальной и монетарной составляющих. С одной стороны, отсутствие их единого подчинения и четко определенного соотношения функций может обусловливать и разновекторность монетарной и фискальной политики. Но, с другой стороны, в этом состоит присущая демократическому обществу система противовесов, которая содействует сбалансированности финансовой политики в целом. Вместе с тем это требует обязательной координации действий министерства финансов и центрального банка. И фискальная, и монетарная политика должны быть направлены на решения основных задач социально-экономического развития.
2.3 Финансовое планирование и финансовый контроль
Финансовое планирование представляет собой процесс разработки и утверждения финансовых планов как средства сбалансирования финансовых нужд и возможностей. Финансовый план того или другого субъекта отражает его финансовую деятельность, то есть процесс формирования доходов и осуществления затрат. Их состав и структура, а также сбалансированность определяются задачами, направлениями и методами реализации финансовой политики. Финансовые планы являются как отображением определенной политики, так и ее обоснованием. Любая политика без ее обоснования в финансовых планах не может быть успешно реализованная. Вместе с тем никакой вариант финансового плана не может рассматриваться как оптимальный, если он не обеспечивает реализацию соответствующих целей и задач финансовой политики [6, 221].
Финансовое планирование осуществляется на двух уровнях. На микроуровне - это индивидуальные планы отдельных субъектов предпринимательской деятельности. Эти планы отображают финансовую стратегию и тактику предприятий. Их главные задачи - определение источников и объемов формирования доходов, оптимизация затрат и достижение финансовой сбалансированности. На макроуровне - это основной финансовый план, который характеризует деятельность государства - бюджет, а также сводный финансовый план, в котором отражаются доходы и расходы всех субъектов финансовых отношений. Именно эти планы являются отображением финансовой политики государства. Вместе с тем они имеют разную значимость. Бюджет, это реальный директивный документ, который утверждается в виде закона, и является основным средством реализации финансовой политики. Сводный финансовый план является, в сущности, справочным документом, назначением которого являются определения общей массы доходов и расходов и согласование процессов их распределения и перераспределения между отдельными сферами и звеньями финансовой системы. Он является основным средством обоснования и сбалансирования финансовой политики.
Задачи финансового планирования определяются структурой финансового плана и задачами финансовой политики. Они состоят в определении реальных источников и объемов доходов, оптимизации структуры расходов на основе критерия решения задач финансовой политики и сбалансирования доходов и расходов [5, 118].
Первым по последовательности и значимости является определение реальных объемов доходов. Любые просчеты, как в сторону их завышения, так и занижения влияют на реальность финансового плана, а, следовательно, и финансовой политики, усложняя ее реализацию. Финансовая политика государства, стратегия и тактика предприятий должны основываться на реальных возможностях. Вместе с тем в процессе планирования необходимо отыскивать резервы роста доходов, если существующие их объемы недостаточны для решения поставленных задач.
Вторым важным заданием финансового планирования является оптимизация затрат. И хотя главным при этом является решение задач финансовой политики, необходимо проверить, не обеспечивается ли решение отдельных ее задач чрезмерными вложениями за счет других направлений расходов. Финансовое планирование в части распределения расходов должно иметь обратную связь с финансовой политикой, а не предусматривать необоснованную ее реализацию любой ценой. Кроме того, оно должны направляться на экономное, рациональное и эффективное использования доходов.
Третьей, интегративной задачей является сбалансирование доходов и расходов. Финансовый план и по форме, и по смыслу является балансом доходов и расходов, а, следовательно, он не может быть несбалансированным. Это самая сложная задача, которая может содержать множество вариантов ее решения. За каждым вариантом стоит особый тип финансовой политики, которая имеет разные принципы, признаки и возможные последствия. Поэтому процесс сбалансирования финансового плана - это постоянный выбор разных вариантов с определением всех возможных последствий.
В конечном итоге выбор оптимального варианта обеспечивает предпосылки для реализации финансовой политики и делает финансовую деятельность всех субъектов четко организованной и скоординированной.
Эффективность реализации финансовой политики зависит от многих факторов, среди которых особая роль принадлежит финансовому контролю. Именно он обеспечивает обратную связь между намеченными и достигнутыми результатами. Финансы является очень сложной системой отношений, они имеют четко выраженный противоречивый характер. Безусловно, в процессе выработки принципов и направлений финансовой политики нужно максимально учесть все обстоятельства и специфику использования тех или других финансовых инструментов. Однако поскольку экономическая и политическая ситуация в стране постоянно меняется, то это влияет на характер и направления действия финансовых инструментов. Необходим постоянный мониторинг, который дал бы возможность отслеживать успешность реализации финансовой политики и ее действенность, соответствие влияния на достижение запланированных результатов конкретных финансовых инструментов.
Финансовый контроль представляет собой совокупность видов, форм и методов проверки законности и целесообразности осуществления финансовых операций и реализации на этой основе задач финансовой политики. Итак, финансовый контроль связан с реализацией финансовой политики как непосредственно, так и через контроль за финансовой деятельностью отдельных субъектов.
Основные функции контроля за реализацией финансовой политики возложены на вышестоящие органы законодательной и исполнительной власти. Непосредственный контроль осуществляют Министерство финансов и специализированный независимый орган - Счетная палата. При этом задачи Счетной палаты более важны. Министерство финансов, разрабатывая принципы и направления финансовой политики, контролирует только их реализацию. Счетная же палата должна контролировать как обоснованность и целесообразность осуществляемой финансовой политики, так и ход ее реализации. При этом, хотя Счетная палата может осуществлять и детальные проверки финансовой деятельности отдельных субъектов, основное ее внимание сосредоточено именно на контроле в сфере реализации финансовой политики на микро- и макроуровнях и в сфере международных финансовых отношений.
Финансовый контроль за деятельностью отдельных субъектов имеет целью проверку ее соответствия действующему финансовому законодательству. Вместе с тем учитывая то, что действующие законы отражают содержание финансовой политики, такой контроль также непосредственно связан ее реализацией. Незаконность действий отдельных субъектов ведет к искажению финансовой политики и препятствует достижению намеченных результатов. Если в процессе контроля обнаруживаются постоянные нарушения финансового законодательства многими субъектами, и это может свидетельствовать о том, что финансовая политика не учитывает их интересов. Необходимо внести определенные коррективы в такую политику, потому что никакое усиление контроля не даст желательных результатов, пока финансовая политика не будет учитывать интересы всех субъектов финансовых отношений.
Финансовый контроль за деятельностью субъектов финансовых отношений предусматривает разные его виды, формы и методы. Виды контроля определяют соотношение контролирующего и подконтрольного субъектов. Формы финансового контроля отображают стадию его осуществления относительно движения денежных потоков. Методы контроля – это совокупность приемов и способов его осуществления.