Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 69
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы финансовой политики
1.1 Сущность финансовой политики и ее необходимость
1.2 Характеристика основных составляющих финансовой политики
Глава 2 Исследование механизма реализации финансовой политики
2.3 Финансовое планирование и финансовый контроль
Глава 3 Современная финансовая политика Российской Федерации
Глава 3 Современная финансовая политика Российской Федерации
В России финансовая политика является прерогативой федеральных органов управления. Поэтому под государственной финансовой политикой понимается совокупность мероприятий государства в области финансов, проводимых в целях мобилизации финансовых ресурсов, их распределения и использования для осуществления своих функций и задач.
К федеральным органам исполнительной власти, определяющим и обеспечивающим проведение финансовой политики, относятся [5, 221]:
• Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой финансовой, кредитной и денежной политики;
• Министерство финансов РФ, одной из основных задач которого является разработка и реализация единой финансовой, бюджетной, налоговой и валютной политики в РФ. В составе Министерства финансов есть специальные департаменты бюджетной политики и налоговой политики;
• Министерство экономического развития и торговли РФ принимает участие в подготовке предложений об общих направлениях финансовой, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, валютно-кредитной и таможенно-тарифной политики РФ;
• Министерство РФ по налогам и сборам вырабатывает и осуществляет налоговую политику с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды налогов и других обязательных платежей в полном объеме;
• Государственный таможенный комитет РФ участвует в разработке таможенной политики РФ и реализации этой политики.
Следует отметить, что государственную тайну составляют сведения о финансовой политике в отношении иностранных государств (за исключением обобщенных показателей по внешней задолженности), а также о финансовой или денежно-кредитной деятельности, преждевременное распространение которых может нанести ущерб безопасности государства
Государственная финансовая политика включает: бюджетную политику; налоговую политику; ценовую политику; таможенную политику.
Бюджетная политика определяется Конституцией РФ, Бюджетным кодексом РФ, сводом других законов, устанавливающих функции отдельных органов власти в бюджетном процессе и законотворчестве.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ Президент РФ направляет Федеральному Собранию РФ Бюджетное послание не позднее марта года, предшествующего очередному финансовому году. В Бюджетном послании Президента РФ определяются стратегические цели и бюджетная политика РФ на очередной финансовый год.
Стратегическими целями бюджетной политики являются: снижение налоговой нагрузки на экономику; упорядочение государственных обязательств; концентрация финансовых ресурсов на решение приоритетных задач; снижение зависимости бюджетных доходов от конъюнктуры мировых цен; создание эффективной системы межбюджетных отношений и управления государственными финансами.
Задачами бюджетной политики на очередной финансовый год могут быть:
- инвентаризация и оценка эффективности всех бюджетных расходов и обязательств, включая федеральные целевые программы;
- четкое разграничение расходных и налоговых полномочий между бюджетами всех уровней, формирование новой системы финансовой поддержки регионов;
- урегулирование кредиторской задолженности федерального бюджета;
- проведение реструктуризации государственного долга и введение единой системы управления государственным долгом;
- совершенствование казначейских технологий и управления государственными финансами и др.
Налоговая политика представляет собой систему мероприятий государства в области налогов. Финансовая наука четко определила основные принципы налогообложения, т.е. базовые идеи и положения, применяемые в налоговой сфере и использующиеся при формировании налоговой политики.
Впервые основные положения в области налогообложения были сформулированы Адамом Смитом (главный его труд – книга «О богатстве народов», 1776). По его мнению, существуют три источника богатства: земля – труд – капитал. Отсюда и разные формы налогообложения. Можно рассматривать налоги на отдельные источники дохода; налоги на всю совокупность доходов. Адам Смит установил знаменитые правила (принципы) налогообложения: налоги надлежит платить всем в соответствии со своими доходами; налог следует точно определить заранее; налог необходимо взимать в удобное для плательщика время; взимание налогов должно быть дешевым.
В дальнейшем финансовая наука обосновала много весьма полезных выводов для налоговой политики. Например, превалирование косвенной системы налогообложения, наиболее удобной для формирования доходов бюджета, приводит к дальнейшему обнищанию основной массы населения страны, поскольку бремя налогов падает на конечного потребителя товаров и услуг, т.е. на большинство населения, имеющее доходы на уровне прожиточного минимума. Этот парадокс основан на относительно одинаковом уровне потребления при разных уровнях дохода.
Однако не все принципы и выводы науки находят свое применение на практике. Дело в том, что на финансовую политику в целом и на налоговую политику в частности оказывают сильное влияние интересы различных государственных, общественных групп, лобби; субъективные интересы руководителей государства.
Современная налоговая политика в России связана с проведением налоговой реформы, целью которой является достижение оптимального соотношения между стимулирующей и фискальной ролью налогов.
Налоговую реформу намечено проводить по следующим трем направлениям:
- во-первых, совершенствование налогового законодательства;
- во-вторых, установление жесткого оперативного контроля за соблюдением налогового законодательства, пресечение «теневых» экономических операций, повышение ответственности граждан и организаций за уклонение от налогов;
- в-третьих, совершенствование норм и правил, регламентирующих деятельность налоговых органов и налогоплательщиков, устранение противоречий налогового и гражданского законодательства.
В ходе проведения налоговой реформы предусматривается проведение конкретных мероприятий, направленных на:
- сокращение числа налогов и сборов, отмену неэффективных и оказывающих негативное влияние на экономическую деятельность хозяйствующих субъектов налогов, а также ряда мелких региональных и местных целевых сборов;
- повышение значения налогов, связанных с использованием природных ресурсов;
- переход к налогу на недвижимость (вместо налога на имущество и земельного налога);
- введение системы экологических платежей, охватывающей все виды негативного воздействия на окружающую среду;
- расширение круга операций, облагаемых государственной пошлиной;
- унификация ставок налогов и принципов налогообложения в отношении инструментов финансового рынка и рынка ценных бумаг и профессиональных участников рынка;
- изменение организационной структуры налоговых органов – создание региональных налоговых инспекций, а также федерального налогового округа, в котором должны регистрироваться крупнейшие организации, ведущие хозяйственную деятельность на территории России;
- ускоренное развитие информационных технологий в налоговой системе, одним из направлений которого является образование центров обработки данных, где предусматривается создание информационного массива на основе слияния потоков информации о хозяйственной деятельности налогоплательщика, поступающей не только от самого налогоплательщика, но и из других источников (государственных и негосударственных структур).
Реализация указанных мер должна позволить привести налоговую систему в соответствие с задачами достижения экономического роста; существенно повысить собираемость налогов.
Ценовая политика государства выражается в регулировании цен и тарифов на ограниченный перечень товаров, работ и услуг – в основном только на продукцию естественных монополий.
В России со 2 января 1992 г. применяются на внутреннем рынке по большинству товаров (работ, услуг) свободные (рыночные) цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, на продукцию производственно-технического назначения, товары народного потребления, работы и услуги.
На налоговые органы возложена обязанность при осуществлении контроля за полнотой исчисления налогов проверять правильность применения цен:
- по сделкам между взаимозависимыми лицами;
- по товарообменным (бартерным) операциям;
- при совершении внешнеторговых сделок;
- при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам (работам, услугам) в пределах непродолжительного периода времени.
Регулируемые государством цены и тарифы установлены лишь на ограниченный перечень товаров, утверждаемый Правительством РФ либо органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Административное регулирование цен и тарифов на товары, не включенные в указанный перечень, запрещено.
Минэкономразвития России определяет порядок установления регулируемых тарифов; изменяет по мере необходимости номенклатуру и уровень цен и тарифов; определяет перечень товаров, дотируемых из федерального бюджета, и порядок их дотирования.
Минфин России (по согласованию с Минэкономразвития России) устанавливает: расчетные и отпускные цены на драгметаллы; цены на алмазы и драгоценные камни в сырье, принимаемые в Госфонд и выдаваемые из него для промышленности и на экспорт; цены на предварительно обработанные алмазы и технические изделия из них.
К основным методам государственного регулирования цен относятся: установление фиксированных цен; установление предельных цен; установление предельного размера снабженческо-сбытовой и торговой надбавок; установление предельного коэффициента изменения цен; установление предельного уровня рентабельности к себестоимости продукции (работ, услуг); введение обязательного предварительного декларирования цен.
Таможенная политика – целенаправленная деятельность государства по регулированию внешнеторгового обмена (объема, структуры и условий экспорта и импорта) через установление соответствующего таможенного режима перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу.
Сущность таможенной политики проявляется в таможенно-тарифном законодательстве, организации таможенных союзов, заключении таможенных конвенций, создании свободных таможенных зон и т.д.
Протекционистская таможенная политика направлена на создание наиболее благоприятных условий для развития отечественного производства и внутреннего рынка. Ее основные цели достигаются путем установления высокого уровня таможенного обложения на импортируемые товары.
Политика свободной торговли предполагает минимальный уровень таможенных пошлин и направлена на всемерное поощрение ввоза иностранных товаров на внутренний рынок страны.
Основными средствами (инструментами) реализации таможенной политики являются:
- таможенные пошлины, сборы (тарифное, или экономическое, регулирование);
-процедура таможенного оформления и таможенного контроля, различные таможенные ограничения и формальности, связанные с практикой внешнеторгового лицензирования и квотирования (нетарифное, или административное, регулирование).
В России осуществляется единая таможенная политика, являющаяся составной частью внутренней и внешней политики РФ.
Цели таможенной политики определяются Федеральным Собранием, Правительством РФ и Президентом РФ в соответствии с Таможенным кодексом и другими источниками таможенного права.
Целями таможенной политики РФ являются:
- обеспечение наиболее эффективного использования инструментов таможенного контроля и регулирования товарообмена на таможенной территории РФ;
- участие в реализации торгово-политических задач по защите российского рынка, стимулированию развития национальной экономики, содействию проведению структурной перестройки и других задач экономической политики РФ.
Основные направления таможенной политики:
- совершенствование механизма таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности;
- совершенствование таможенного дела с учетом перспектив вступления РФ во Всемирную торговую организацию;
- применение мер защиты российского рынка от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции, от импорта недоброкачественных и опасных товаров;
- содействие привлечению иностранных капиталовложений;
- совершенствование валютного контроля;
- совершенствование нормативно-правовой базы функционирования таможенных органов.
Российская Федерация стремится к активному участию в международном сотрудничестве в области таможенного дела. В целом таможенное дело в Российской Федерации развивается в направлении гармонизации и унификации с общепринятыми международными нормами и практикой [5, 221].