Файл: Финансовая политика и её характеристики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Указанным двум сторонам функционирования финансового механизма на основе движения денежных средств отвечают два метода финансового воздействия на социально-экономическое развитие: финансовое обеспечение и финансовое регулирование. Поскольку эти два метода являются глобальными и обобщающими и включают в себя отдельные частичные методы, то их можно выделить как структурные подсистемы финансового механизма, которые характеризуют содержание влияния финансов на разные стороны развития общества. Установление приоритетности того или другого метода лежит в основе определения направлений финансовой политики государства. Чем выше уровень развития общества и экономики, тем больше роль финансового регулирования [11, 153].

Финансовое обеспечение преобладает в условиях административно-командной системы управления. Ресурсы, которые выделяются на основе решений соответствующих административных органов, являются их материальным обеспечением. Финансовое регулирование в этих условиях подчинено задачам создания соответствующих денежных фондов, прежде всего централизованного фонда - бюджета государства. Наоборот, в условиях рыночных отношений на первый план выступает подсистема финансового регулирования, потому что именно она делает рынок регулированным, а не стихийным.

Подсистемы финансового обеспечения и финансового регулирования тесно взаимосвязаны. Сформированная в тот или иной период система финансового обеспечения нуждается в соответствующем финансовом регулировании [4, 174].

Финансовое обеспечение реализуется на основе соответствующей системы финансирования, которое может осуществляться в трех формах: самофинансирование, кредитование, внешнее финансирование. Разные формы финансового обеспечения используются на практике одновременно посредством установления оптимального для данного этапа развития общества соотношения между ними.

Самофинансирование представляет собой обеспечение нужд простого и расширенного воспроизведения производства за счет собственных средств юридических и физических лиц. Это исходная форма финансового обеспечения. Без наличия определенных собственных средств начать любую деятельность невозможно. Но самофинансирование совсем не означает создания финансовой автаркии, потому что очень тесно связано с использованием кредитов. Ведь эти заимствованные средства нужно возвратить за счет собственных доходов. В связи с этим нужно четко различать самофинансирование как принцип организации и как форму финансового обеспечения.


Принцип самофинансирования предусматривает, что регулирование финансовой обеспеченности осуществляется за счет кредита. Он нуждается в четком определении соотношения между собственными и заимствованными ресурсами. С позиции финансовой эффективности собственные ресурсы (то есть самофинансирование как форма финансового обеспечения) предназначены для покрытия затрат на минимально допустимом уровне. Остальные ресурсы формируется на основе использования кредита. Недаром центром финансовой системы везде являются банки. Главное преимущество такой системы финансового обеспечения заключается в том, что она содействует максимально эффективному использованию имеющихся в обществе ресурсов на основе ускорения их кругооборота. Увеличение удельного веса собственных ресурсов, наоборот, замедляет кругооборот ресурсов, а потому и замедляет темпы социально-экономического развития.

Основой элементом самофинансирования как формы финансового обеспечения является собственный капитал. В зависимости от формы собственности он может быть индивидуальным - частный, коллективный или - паевой либо акционерный. Наиболее распространенным в современных условиях является акционерный капитал. Вместе с тем особенности его формирования и использования ведут к тому, что в нем проявляются как признаки самофинансирования, так и определенные признаки кредитования. Поскольку акционеры являются совладельцами предприятий, то очевидны признаки самофинансирования. Но из-за того, что реальные права управления собственностью находятся у владельца контрольного пакета акций, остальные акционеры определенной мерой являются заемщиками относительно к нему.

Кредитование как форма финансового обеспечения заключается во временном использовании одолженных ресурсов. Если самофинансирование - это исходная форма финансового обеспечения, то кредитование, особенно в условиях рыночной экономики, является главной, ведущей формой. Оно основывается на принципах возвратности, срочности, платности и материального обеспечения кредитов.

Кредитование - чрезвычайно действенная форма финансового обеспечения. Во-первых, достигается значительная экономия общественного капитала за счет использования одних и тех же ресурсов разными субъектами предпринимательской деятельности. Во-вторых, установленные принципы кредитования требуют эффективного хозяйствования.

Третья форма финансового обеспечения - внешнее финансирование. Оно заключается в выделении средств определенным субъектам на безвозвратной и безвозмездной основе [5, 183]. Это может быть государственное финансирование из бюджета или государственных фондов целевого назначения, поступление средств от общественных и благотворных фондов и организаций данной страны и из-за границы, гранты от международных организаций и т.п. В условиях рыночной экономики эта форма является подчиненной относительно самофинансирования и кредитования. Основным ее видом являются бюджетные ассигнования. Следует отметить, что всегда были и будут такие сферы деятельности, которые нуждаются в государственном финансировании. Прежде всего, это те сферы, которые являются непривлекательными для частного бизнеса или имеют чрезвычайный общественный вес. Однако при определенных условиях бюджетные ассигнования могут быть главным источником ассигнований в экономику на основе кейнсианской теории бюджетного мультипликатора. Такие условия возникают тогда, когда практически невозможно использовать другие формы финансового обеспечения, прежде всего в период финансового кризиса.


В процессе реализации финансовой политики государство может влиять на социально-экономическое развитие посредством всех трех формы финансового обеспечения. Но возможности такого влияния и механизмы его реализации при использовании каждой из этих форм существенно различаются. Так, бюджетные ассигнования являются формой прямого влияния государства, это средство, которое непосредственно находится в его руках. На процессы кредитования государство может влиять довольно ощутимо, но только опосредованно. Самофинансирование обеспечивает права владельца самостоятельно определять направления использования средств. Однако степень самофинансирования зависит как от объема собственных ресурсов субъектов хозяйствования, так и от уровня налогообложения предпринимательской деятельности.

Сущность реализации финансовой политики с помощью бюджетных ассигнований состоит в определении направлений, объемов и форм финансирования отдельных субъектов, отраслей, регионов. Оптимизация распределения бюджетных средств с позиций обеспечения как решения приоритетных задач, так и достижения сбалансированного развития экономики и социальной сферы составляет сущность бюджетной политики государства. Возможности этой политики определяются уровнем и объемами бюджетной централизации ВВП - чем они выше, тем больший финансовый потенциал государства. Однако здесь возникает противоречие между интересами государства и юридических и физических лиц, ведь чем выше уровень бюджетной централизации ВВП, тем ниже уровень самофинансирования как ведущей и восходящей формы финансового обеспечения [11, 172].

Реализация финансовой политики, в которой преобладают принципы самофинансирования, осуществляется, прежде всего, с помощью налоговой политики. В ее основе лежит определение оптимального уровня налогообложения исходя, с одной стороны, из необходимости обеспечения предприятий достаточными для их деятельности и развития средствами, а с другой - обеспечения государства достаточными доходами. Механизм этой политики основывается на установлении определенного уровня ставок налогов, использования целенаправленных льгот для отдельных предприятий, отраслей, регионов и т.п.

Установление приоритетности интересов предприятий или государства определяет превосходящую роль инструментов налоговой или бюджетной политики. Ведь главное в реализации той или иной задачи - это полное обеспечение необходимыми средствами. Они могут быть сформированы самым предприятием при условии умеренного налогообложения его доходов, или предоставлены из бюджета, когда собственных доходов не хватает вследствие высокого уровня их изъятия в бюджет.


Возможности использования государством в своей финансовой политике кредитования ограничены. Коммерческие банки самостоятельно определяют, кому, на каких условиях и по какой цене они будут предоставлять займы. Вместе с тем государство средствами денежно-кредитной политики может влиять на функционирование кредитного рынка. Основным инструментом влияния является регулирование стоимости заимствований посредством учетной ставки центрального банка. Кроме того, государство может регулировать объемы кредитных ресурсов посредством механизма обязательных резервных требований, которые устанавливаются для коммерческих банков, и с помощью операций с ценными бумагами на открытом рынке. В некоторых случаях государство может выделять средства коммерческим банкам на целевое кредитование отдельных субъектов или мероприятий [8, 164].

Финансовое регулирование заключается в регламентировании распределительных отношений в обществе и на отдельных предприятиях. Поскольку финансы представляют собой распределительные и перераспределительные отношения, то финансовые методы регулирования, в сущности, являются методами распределения. Существуют два метода распределения доходов: сальдовый и нормативный [4, 184].

Сальдовый метод предусматривает выделение итогового (сальдового) элемента в распределении дохода. Как правило, именно этот сальдовый элемент несет в себе основную стимулирующую нагрузку. Так, прибыль предприятий является разностью между валовыми доходами и валовыми затратами. Именно это стимулирует рост доходов и снижение расходов. Промежуточные элементы распределения по сальдовому методу определяются на основе отдельных расчетов. Эти расчеты могут иметь нормативный характер, но нормативы устанавливаются не к объекту распределения (выручке, доходу, прибыли), а к другим показателям.

Нормативный метод распределения заключается в том, что все элементы распределения определяются по нормативам, которые устанавливаются относительно объекта распределения. Нормативным является распределение прибыли при его налогообложении. Ставка налога на прибыль разделяет ее на две части: первая вносится в бюджет государства, другая представляет собой чистую прибыль, которой предприятие распоряжается самостоятельно.

Управление финансовым механизмом. В любом механизме управление основывается на использовании соответствующих рычагов. Сами по себе они ничего не определяют и не решают. Влияние на действие финансового механизма, а через него - на разные стороны социально-экономического развития, достигается установлением и изменением положения того или другого рычага. Например, если необходимо ускорить экономическое развитие, то для этого есть апробированные мероприятия - снижение процентных ставок на кредит и ставки налогообложения доходов, прежде всего тех, которые направляются на накопление. Или, скажем, нужно стимулировать научно-технический прогресс. В качестве одного из рычагов можно применить повышение норм амортизационных отчислений, установление ускоренного списания амортизации с учетом морального износа оборудования. Иногда создается впечатление, что рычаги действуют сами по себе. Но это не так, они только приводят в движение соответствующие инструменты, без которых они ничего не значат [11, 174].


Совокупность рычагов представляет собой систему управления финансовым механизмом. По направлению своего действия они делятся на две группы: стимулы и санкции. Вообще, в широком понимании стимулы включают и санкции. Размежевание этих понятий имеет целью различить направления действия рычагов. Стимулы материализуют финансовое поощрение, а санкции - наказание. На практике в роли стимулов выступают разные льготы (в налогообложении, кредитовании и т.п.), а санкции - это штрафы, пеня и пр. Кроме того, рычаги управления финансовым механизмом разделяются на отдельные виды. Прежде всего, это принципы, условия и порядок формирования доходов, накоплений и фондов, порядок осуществления затрат, условия и принципы финансирования и кредитования.

В управлении финансовым механизмом важным является один аспект: на что должно быть нацелено его функционирование? На то, чтобы с его помощью решать те или другие проблемы, которые периодически возникают в обществе, или на то, чтобы они не возникали? Конечно, финансовый механизм должен реагировать на существующие проблемы и содействовать их решению. И все же главная его цель заключается в том, чтобы не допускать зарождение, а тем более, обострение проблем.

2.2 Организация осуществления финансовой политики

Разработка финансовой политики и ее реализация с помощью финансового механизма основываются на соответствующих организационных элементах этого механизма, которые тесно взаимосвязаны и подчинены друг другу.

Финансовое законодательство формирует правовое поле для осуществления финансовой деятельности и, соответственно, для реализации финансовой политики. Финансовое планирование является отображением направлений, форм и методов финансовой политики. Оно, в сущности, является ее материализацией. Организация финансовой деятельности и финансовых отношений направлена на воплощение на практике задач финансовой политики, на реализацию финансовых планов. Финансовый контроль предназначен для проверки законности финансовых операций, мониторинга реализации задач финансовой политики и выполнения принятых планов [4, 211].

Финансовое право представляет собой совокупность юридических норм, которые регулируют финансовое отношения и финансовую деятельность в обществе. Как отмечалось, финансы - это соответствующим способом организованная совокупность обменно-распределительных и перераспределительных отношений. Основной формой их организации является само финансовое право. Кроме того, организация финансовых отношений может осуществляться на основе разных инструкций и положений, однако они имеют, как правило, ведомственный характер.