Файл: Финансовая политика и её характеристики.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наряду с государственной политикой существует и финансовая политика предприятий, представляющая собой целенаправленную деятельность финансовых менеджеров по достижению целей ведения бизнеса. Цели финансовой политики конкретного предприятия индивидуальны, так как существуют различные интересы в вопросах формирования и использования прибыли, выплаты дивидендов, регулирования издержек производства, увеличения имущества и объемов выручки от реализации.

Целями финансовой политики предприятия могут быть: максимизация рыночной стоимости предприятия; достижение прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для его собственников, инвесторов, кредиторов; обеспечение инвестиционной привлекательности предприятия; максимизация доходов собственников капитала в долгосрочной перспективе; возможность получения сверхприбыли как отдельного события; максимизация собственного капитала; наращивание объемов производства и др.

В последние годы вопросам проведения государственной финансовой политики и проблемам финансового регулирования экономики уделяется большое внимание. Роль финансовой политики в экономическом и социальном развитии Российской Федерации трудно недооценить. От степени ее рациональности зависят темпы развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи и других отраслей, а также субъектов РФ. Финансовая политика призвана решить в конкретных экономических и социально-политических условиях ряд задач, заключающихся в наиболее полной мобилизации финансовых ресурсов, повышении эффективности их использования для социально-экономического развития общества и изменении экономической структуры общества в рамках действующих финансовых механизмов.

Финансовая политика — совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций. Финансовая политика является основным компонентом финансовой системы.

Рассмотрим оценки Министерства финансов России [16]. Мировой кризис 2008 года негативно повлиял на экономику Российской Федерации и указал на слабые места финансовой системы страны. Наиболее ощутимыми его последствиями стали высокий уровень безработицы, инфляции, темпы падения экономических показателей. Снизился ВВП, произошло падение курса рубля по отношению к евро и доллару, значительно выросли процентные ставки по кредитам.

К началу 2012 года экономика полностью восстановилась после кризиса. На это оказали влияние не только высокие цены на нефть и газ, но и грамотная бюджетная политика, позволившая исполнить в 2011 году федеральный бюджет без дефицита и начать увеличение объемов пополнения Резервного фонда, что повысило устойчивость экономики Российской Федерации к внешним негативным экономическим факторам. Проведено первое размещение суверенных еврооблигаций, номинированных в рублях, что является свидетельством возросшего доверия к российской национальной валюте и проводимой бюджетной политике.[16]


С целью снижения негативных последствий экономического кризиса Правительством Российской Федерации был разработан ряд направлений финансовой политики послекризисного периода:

  1. Повышение эффективности бюджетной системы, сокращение бюджетных расходов и бюджетной сети, усиление контроля за расходами получателей бюджетных средств через систему Федерального казначейства;
  2. Оздоровление банковской системы;
  3. Совершенствование межбюджетных отношений и бюджетного федерализма;
  4. Ликвидация задолженностей государству и снижение риска неплатежей;
  5. Принятие комплекса мер по защите прав инвесторов и предпринимателей;
  6. Создание законодательных условий для привлечения иностранных инвестиций. [16]

Рассмотрение направлений финансовой политики Российской Федерации в среднесрочной перспективе является основополагающим принципом для анализа экономической обстановки в стране и выявления недостатков существующей системы. Правительством РФ подготовлен многовариантный прогноз социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу 2013-2015 гг. в таблице 3.1. приведены основные макроэкономические показатели по одному из пессимистических вариантов развития.

Финансовая политика включает в себя: антимонопольную, бюджетную, ценовую, денежно-кредитную, налоговую, и таможенно-тарифную политики, которые тесно связаны и взаимодействуют между собой.

Ценовая политика является инструментом воздействия государства, с помощью законодательных, административных и бюджетно-финансовых мероприятий, на цены таким образом, чтобы способствовать стабильному развитию экономической системы в целом, то есть через цены сглаживать циклические колебания процессов воспроизводства.

В ближайший период государственное регулирование в области цен преследует следующие цели:

  1. Затормозить инфляционный рост цен в результате обесценения денег, устранить диспропорции цен на отдельные виды изделий и услуг.
  2. Достигнуть необходимых соотношений в развитии производства.
  3. Затруднить рост заработной платы, увеличивающейся пропорционально росту цен.

Таблица 3.1 - Прогноз социально-экономического развития Российской Федерации [16]

Показатели

2013

2014

2015

Цены на нефть Urаls (мировые), долл. / барр

97

101

104

Цены на газ (среднеконтрактные, включая страны СНГ), долл./тыс. куб. м

323

316

330

Цены на газ (дальнее зарубежье), долл./тыс.куб.м

362

352

366

Темп роста мировой экономики, мир, %

3,4

3,9

4

Темп роста мировой экономики, США, %

1,8

2,8

2,5

Темп роста мировой экономики, еврозона, %

-0,1

1

1,4

Курс евро (среднегодовой), долларов США за евро

1,25

1,25

1,25

Экспорт нефти, млн. тонн

238

240

242

Экспорт природного газа, млрд. куб. м

204,4

206,5

209,1

Экспорт нефтепродуктов, млн. тонн

134,4

130,1

124,5

Добыча нефти, млн. тонн

510

510

510

Инфляция (ИПЦ) за период, прирост цен %

5,5

4,5

4,5

Курс доллара (среднегодовой), рублей за доллар США

32,4

33

33,7

Индекс реального эффективного обменного курса рубля (дек./дек.), %

100,3

100

99,2

Демографическая ситуация, Численность экономически активного населения, млн. чел.

72,4

72,1

71,7

Индекс потребительских цен, декабрь к декабрю, %

105

104

104

Индекс потребительских цен, в среднем за год, %

107,1

105,4

104,9

Валовой внутренний продукт, млрд. руб.

66 515

73 993

82 937

Валовой внутренний продукт, темп роста, %

103,7

104,3

104,5

Валовой внутренний продукт, индекс-дефлятор ВВП, %

104,7

106,7

107,3

Продукция сельского хозяйства во всех категориях хозяйств, темп роста, %

106,4

102,4

102,8

Продукция сельского хозяйства во всех категориях, индекс-дефлятор ВВП, %

101,8

105,1

104,5

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, млрд. руб.

14 054

16 128

18 527

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, темп роста, %

107,2

107,3

107,9

Инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования, индекс-дефлятор ВВП, %

107,2

107

106,5

Оборот розничной торговли, млрд. руб.

24 014

26 652

29 515

Оборот розничной торговли, темп роста, %

105,4

105,8

105,8

Оборот розничной торговли, индекс-дефлятор ВВП, %

106,7

104,9

104,6

Объем платных услуг населению, млрд. руб.

6 776

7 730

8 828

Объем платных услуг населению, темп роста, %

104,7

105,6

105,9

Объем платных услуг населению, индекс-дефлятор ВВП, %

108,7

108

107,8

Прибыль по всем видам деятельности, млрд. руб.

12 705

14 115

16 470

Прибыль прибыльных организаций для целей бухгалтерского учета, млрд. руб.

14 400,00

16 000,00

18 585,00

Амортизация, млрд. руб.

4 039,00

4 637,00

5 323,00

Амортизация для целей налогообложения, млрд. руб.

2 216,00

2 349,00

2 491,00

Среднегодовая стоимость амортизируемого имущества, млрд. руб.

68 405,00

78 526,00

90 147,00

Фонд заработной платы, всего, млрд. руб.

16 482,00

18 295,00

20 269,00

Номинально начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника, руб.

29 782,00

33 112,00

36 767,00

Реальная заработная плата (в % к пред. году), %

103,7

105,5

105,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), руб.

10 313,00

11 307,00

12 367,00

Реальные располагаемые доходы населения (в % к пред. году), %

103,7

105,2

105,3

Уровень безработицы к ЭАН, %

5,9

5,9

5,9

Средний размер трудовой пенсии (среднегодовой), в % к пред. году, %

110,9

109,6

109,4

Прожиточный минимум в среднем на душу населения (в среднем за год) с учетом изменений потребительской корзины,

7 501,00

7 906,00

8 293,00

Темп роста мировой экономики, Китай, %

7,9

7,7

7,7

Добыча газа, млрд. куб. м

691

700

706


  1. Субсидировать производство, находящееся под контролем государства, защитить отсталые отрасли экономики от иностранной конкуренции (в первую очередь сельское хозяйство), содействовать внешнеэкономической деятельности.
  2. Мобилизовать бюджетные средства, необходимые для проведения социально-экономических мероприятий.

Основными задачами бюджетной политики России в среднесрочной перспективе, по нашему мнению, должны стать:

  1. Сокращение нефтегазового дефицита. Бюджетная система Российской Федерации сильно зависит от нефтегазовой отрасли.
  2. Изменение структуры бюджетных расходов, так как в настоящее время она не является оптимальной для стимулирования экономического развития.
  3. Повышение качества финансово-экономического обоснования решений, приводящих к новым расходным обязательствам.
  4. Повышение эффективности бюджетных расходов. Получаемый социально-экономический эффект должен соответствовать затраченным средствам.
  5. Проведение реформ межбюджетных отношений, которые должны быть направлены на стимулирование органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к созданию условий для предпринимательской и инвестиционной деятельности.
  6. Избегание постоянных изменений налогового законодательства. [16]

В связи с задачами бюджетной политики необходимо отметить, что бюджетная политика не может формироваться отдельно от налоговой политики государства.

В трехлетней перспективе 2013–2015 годов приоритеты Правительства Российской Федерации в области налоговой политики придерживаются прежнего направления – создание эффективной и стабильной налоговой системы, обеспечивающей бюджетную устойчивость в среднесрочной перспективе. Основными целями налоговой политики продолжают оставаться поддержка инвестиций, а также стимулирование инновационной деятельности. В то же время необходимо сохранить неизменность налоговой нагрузки по секторам экономики, в которых достигнут ее оптимальный уровень с учетом требований сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации.

Денежно-кредитная политика призвана регулировать денежное обращение, с целью обеспечения стабильности цен, полной занятости населения и роста реального объема производства. В среднесрочной перспективе задачами денежно-кредитной политики РФ являются:

  1. Снижение инфляции в 2013 году до 5 – 6%, в 2014 и 2015 годах – до 4 – 5% .
  2. Формирование объемов расходов федерального бюджета исходя из базовой цены на нефть, в следствие высокой зависимости российской экономики от состояния нефтегазовой отрасли, что подразумевает последовательное сокращение расходов по отношению к ВВП в 2013 – 2015 годах.
  3. Увеличение остатков средств Резервного фонда в 2013 – 2015 годах.

Таможенно-тарифная политика является одним из ключевых элементов государственного регулирования экономики России.

В 2013 году и в плановый период 2014-2015 годов таможенно-тарифная политика будет осуществляться на условиях членства во Всемирной торговой организации (ВТО) и дальнейшей интеграции на пространстве Евразии.

На 2013 год и плановый период 2014-2015 годов российские тарифные обязательства будут определяться перечнем уступок и обязательств по товарам, прилагаемым к протоколу о присоединении РФ к ВТО от 16 декабря 2011 года. В основном это коснется таких отраслей, как мясомолочное производство, растениеводство, металлургия, машиностроение.

В 2014-2015 годах важнейшим направлением активного позиционирования Таможенного союза в международной торговой системе станет выполнение обязательств, вытекающих из Договора о свободной торговле СНГ.

Изучение и корректировка направлений финансовой политики, на текущем этапе развития, является одной из наиболее важных задач проводимых в Российской Федерации. Для наиболее точного отражения сложившейся ситуации в стране и поиска выхода из кризисных явлений, необходимо прогнозировать ближайшие события и вырабатывать целевой план, направленный на среднесрочную перспективу. Комплекс этих мер позволит обеспечить условия для формирования максимально возможных финансовых ресурсов, формирование финансовых методов регулирования и стимулирования социально-экономических процессов, создание эффективной системы оперативного управления финансами и рационально обоснованных форм изъятия доходов юридических и физических лиц в пользу государства.

В финансовой политике необходимо единство действий исходя из взаимообусловленности динамики стоимостных и натурально-вещественных потоков товаров и услуг, обеспечивая основной народнохозяйственной пропорции расширенного воспроизводства – между производством, текущим потреблением и накоплением общественного продукта.

Заключение

Определения финансовой политики подтверждаются ее основными целями, к которым можно отнести следующие:

1) Повышение объема и эффективности использования финансовых ресурсов. Последнее очень важно для проверки воздействия финансовой политики на экономику. Отказ от учета повышения эффективности использования финансовых ресурсов при разработке и проведении финансовой политики может привести к распылению средств, сокращению источников удовлетворения постоянно растущих экономических и социальных потребностей общества.


2) Оздоровление и структурная перестройка экономики: повышение в общем объеме производства доли отраслей второй группы, снижение затрат на ВПК, упорядочивание денежного обращения, и в перспективе восстановление конвертируемости денежной еденицы.

3) Достижение более высокого уровня жизни населения на основе развития отраслей промышленности и сельского хозяйства. Социальная направленность финансовой стратегии проявляется не только в изыскании возможностей увеличения финансовых ресурсов, направляемых на повышение благосостояния народа, но и в новом подходе к главной цели экономической политики . Уровень жизни выступает теперь величиной, определяющей развитие производства, направление и структуру использования финансовых ресурсов.

Реализация финансовой политики проводится в три этапа:

1. Выработка научно обоснованных концепций развития финансов, которая формируется на основе изучения требований экономических законов, всестороннего анализа перспектив совершенствования производства и состояния потребностей населения.

2. Определение основных направлений использования финансов на перспективу и текущий период, то есть выработка стратегии и тактики финансовой политики. Здесь, исходя из поставленных целей учитывают возможности роста и падения финансовых ресурсов, а также внешние и внутренние политико-экономические факторы.

  1. Собственно осуществление практических действий, направленных на достижение поставленных целей.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда Российской Федерации. – М.: ИНФРАМ, 2003.
  2. Брайчева Т. В. Государственные финансы России. – СПб.: Питер, 2002.
  3. Ковалев В. В. Финансы. М.: Проспект, 2003.
  4. Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2005.
  5. Литовченко В. П. Финансы: Учебник / В. П. Литовченко, А. М. Годин, И. В. Ишина, И. В. Подпорина и др.; Под ред. В. П. Литовченко. – М.: Дашков и Ко, 2006.
  6. Лушина С. И., Слепова В. И. Финансы. М: РЭА, 2000.
  7. Организация деятельности Центрального банка: Учеб. посо­бие / Под ред. Г.Н. Белоглазовой, Н.А. Савинской. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2007.
  8. Романовский М.В. Финансы и кредит: Учебник / М. В. Романовский, Н. Н. Назаров, М. И. Попова и др.; Под ред. М. В. Романовского, Г. Н. Белоглазовой. – М.: Юрайтиздат, 2006.
  9. Свиридов О. Ю. Финансы, денежное обращение, кредит: Учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
  10. Финансово-кредитный энциклопедический словарь / Под общ. ред. А.Г. Грязновой. - М.: Финансы и статистика, 2004.
  11. Теория финансов: Учеб. пособие / Под ред. Н. Е Заяц, М. К. Фи­сенко. — Минск: Вышейш. шк., 1997.
  12. Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А. М. Ковалевой. — М.: Финансы и статистика, 1996.
  13. Финансы: Учебник / Под ред. В. М. Родионовой. — М.: Финансы и статистика, 1995.
  14. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие / Под ред. Л. А. Дробозиной. — М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997.
  15. Финансы, денежное обращение и кредит. Учебник / Под ред. В. К. Сенчагова, А. И. Архипова. — М.: Проспект, 1999.
  16. http://www.minfin.ru.