Файл: Субъекты малого предпринимательства (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 53

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Нормативное регулирование как форма государственного воздействия, по словам Н.Ф.Наделяевой, - «это деятельность представительных и исполнительных органов власти по приданию обязательности принятым решениям по государственному регулированию экономических отношений»[18]. Следует согласиться с Семеновым А., что государственная поддержка и регулирование малого бизнеса - необходимый и неизбежный процесс, задачами которого в развитых рыночных экономиках являются поддержание и обеспечение равного доступа субъектов малого предпринимательства к необходимой им инфраструктуре, защита конкуренции от попыток монополизации и потребителя - от недобросовестных продавцов или поставщиков товаров и услуг. Для того чтобы такое регулирование было эффективным и не сопровождалось негативными явлениями, необходимо наличие факторов, сдерживающих неизбежные тенденции к бюрократизации всякого государственного регулирования и превращению его из эффективного элемента государственной политики в чиновничью «кормушку»[19].

В настоящее время нормативно-правовое регулирование малого предпринимательства представляет собой иерархичную систему актов, состоящую из следующих элементов:

- международные договоры РФ, общепризнанные принципы и нормы международного права;

- Конституция РФ 1993 г.;

- кодексы и иные федеральные законы: Гражданский кодекс РФ, Трудовой кодекс РФ, Налоговый кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 27 июля 2007 года №» 209-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 18.10.2007 N 230-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 года;

- нормативные правовые акты Президента РФ, Правительства РФ и нормативные правовые акты министерств и ведомств РФ;

- нормативные правовые акты субъектов РФ;

- корпоративные нормативные акты;

- обычаи делового оборота.

Предпринимательские отношения и, в частности, отношения, связанные с организацией и деятельностью малого предпринимательства являются предметом регулирования нескольких отраслей законодательства. Среди них необходимо выделить следующие:

1) основополагающий закон- Конституция РФ: закрепляет права на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности;

2) гражданское законодательство, важнейшая роль которого определяется тем, что оно:

- закрепляет признаки предпринимательской деятельности (ст. 2 ГК РФ) и формы ее осуществления;


- регулирует правовое положение индивидуального предпринимателя и коммерческих организаций;

- устанавливает общий порядок создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства, виды и порядок заключения, изменения и расторжения предпринимательских договоров и т.д.;

3) административное законодательство, регламентирующее отношения, связанные с организацией и осуществлением государственного регулирования предпринимательской деятельности (например, отношения, возникающие в связи с государственной регистрацией хозяйствующих субъектов, лицензированием отдельных видов предпринимательской деятельности, в процессе государственного контроля (надзора) и т.д.);

4) налоговое законодательство, которое устанавливает порядок и особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства;

5) бюджетное законодательство, регулирующее порядок предоставления субсидий, субвенций и т.д.

Следует отметить, что специальные нормативно-правовые акты о малом предпринимательстве (ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» и др.) нельзя однозначно отнести к какой-либо одной из перечисленных отраслей законодательства. Они скорее носят комплексный характер, объединяя в себе нормы гражданского, административного, налогового, бюджетного и иных отраслей законодательства. Важно также помнить о том, что гражданское законодательство отнесено ст. 71 Конституции РФ к предметам исключительного ведения РФ, в связи с чем в данной сфере издаются нормативно-правовые акты только федерального уровня (федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, акты министерств). А вот административное, налоговое и бюджетное законодательство составляют сферу совместного регулирования Российской Федерации и ее субъектов. Поэтому соответствующие вопросы регулируются нормативно-правовыми актами федерального уровня и законодательством субъектов РФ. Большое практическое значение имеет вопрос о действии норм, регулирующих деятельность субъектов малого предпринимательства, во времени, пространстве и по кругу лиц.

В настоящее время действует ряд нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность субъектов малого предпринимательства. Большое значение в регулировании деятельности субъектов малого предпринимательства имеет Конституция РФ, которая:

1) закрепляет общие принципы правового регулирования предпринимательской деятельности:


- в РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности (п. 1 ст. 8 Конституции РФ);

- в РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (п. 2 ст. 9 Конституции РФ);

- каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (п. 1 ст. 34 Конституции РФ);

- не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (п. 2 ст. 34 Конституции РФ);

2) устанавливает минимум гарантий прав и интересов участников предпринимательских правоотношений, который не может быть ограничен:

- равная защита всех форм собственности (п. 2 ст. 8 Конституции РФ);

- гарантия судебной защиты прав и свобод (п. 1 ст. 46 Конституции РФ);

- возможность ограничения прав и свобод человека и гражданина только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии с Постановлением Конституционного Суда РФ от 24 июня 1993 г. конституционные права и свободы человека и гражданина распространяются на юридических лиц в той степени, в какой эти права могут быть к ним применимы;

3) закрепляет предметы ведения РФ и субъектов РФ (ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ).

Хотя Гражданский кодекс Российской Федерации не содержит норм, упоминающих малые предприятия, многие его положения имеют непосредственное отношение к субъектам малого предпринимательства, их деятельности. И, прежде всего, в ГК РФ регулируется правовое положение юридических лиц – малых предприятий, и индивидуальных предпринимателей. Упоминание о малом предпринимательстве встречается в Трудовом Кодексе РФ, где регулируются отношения наемного работника и работодателя (субъекта малого предпринимательства). Налоговый Кодекс РФ в ст.25-26 регулирует вопросы налогообложения малого предпринимательства[20].

Необходимо назвать также следующие федеральные законы, устанавливающие правовые основы осуществления предпринимательской деятельности:


1) федеральные законы, устанавливающие государственные требования к организации и осуществлению предпринимательской деятельности:

- Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», вступивший в силу с 1 января 2008 года;[21]

- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей»[22];

- ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»[23];

- ФЗ «О техническом регулировании»[24];

- ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)»[25];

2) федеральные законы, определяющие основные правила устройства и функционирования рынка:

- ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса РФ и некоторые другие акты законодательства РФ, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства РФ о налогах и сборах»[26];

- ФЗ «О защите конкуренции»[27];

- Закон РФ «О товарных биржах и биржевой торговле»[28];

- ФЗ «О рынке ценных бумаг»[29];

3) федеральные законы, устанавливающие правовое положение хозяйствующих субъектов:

- ФЗ «Об акционерных обществах»[30];

- ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»[31];

- ФЗ «О производственных кооперативах»[32];

4) федеральные законы, регулирующие отдельные виды предпринимательской деятельности:

- ФЗ «О финансовой аренде (лизинге)»[33];

- ФЗ «Об аудиторской деятельности»[34];

- ФЗ «Об инвестиционных фондах»[35] и т.д.

К числу федеральных подзаконных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность, относятся:

- Постановление Правительства РФ «О комплексе мер по развитию и государственной поддержке малых предприятий в сфере материального производства и содействию их инновационной деятельности» от 31 декабря 1999г. №1460[36];

- Постановление Правительства РФ «О государственной поддержке развития фермерства и других субъектов малого предпринимательства в сельском хозяйстве»[37].


- указы Президента РФ (например, Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»);

- постановления Правительства РФ (например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 2002 г. N 584 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по продаже государственного или муниципального имущества»);

- нормативные акты федеральных органов исполнительной власти (министерств, ФАС РФ и др.).

С принятием Федерального закона от 14 июня 1995 г. N 88-ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» существенно изменился подход к определению понятия субъекта малого предпринимательства. Во-первых, к субъектам МП официально отнесены граждане-предприниматели. Во-вторых, вновь подвергнут корректировке и дальнейшей дифференциации критерий численности работающих - от 30 до 100 человек, включая работающих по гражданско-правовым договорам. В-третьих, введен дополнительный критерий для некоторых видов учредителей - государства, общественных и религиозных организаций, граждан и юридических лиц, не являющихся субъектами МП, - их доля в капитале малого предприятия не должна превышать 25%.

Федеральный Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 27 июля 2007 года №» 209-ФЗ (в ред. ФЗ РФ от 18.10.2007 N 230-ФЗ), вступивший в силу с 1 января 2008 года - базовый нормативный акт для развития в России малого предпринимательства, который служит основой при принятии субъектами Федерации региональных нормативных актов по вопросам малого бизнеса. Существенная роль в реализации положений действующего федерального закона принадлежит отдельным субъектам Федерации.

Нормативно-правовые акты субъектов РФ издаются законодательными и исполнительными органами субъектов РФ в пределах установленной ст. ст. 71 - 73 Конституции РФ компетенции и не могут противоречить федеральному законодательству. К настоящему времени более 55 субъектов приняли свои региональные законы. Региональное законодательство о малом предпринимательстве представлено такими актами субъектов РФ. К примеру, в Красноярском крае в соответствии со ст.11 ныне действующего ФЗ РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ», государственная политика в области поддержки и развития малого предпринимательства в Красноярском крае осуществляется в соответствии с законами и программами развития и поддержки предпринимательства. За период с 2000 по 2007 гг. в Красноярском крае было принято и реализовано несколько таких законов и программ. В период 2001-2003 годов в крае предприняты определенные шаги в этом направлении, в частности, в 2001 году Законом края от 26.03.2001 № 14-1226 утверждена краевая целевая программа «Государственная поддержка малого предпринимательства в Красноярском крае на 2001-2002 годы»[38], однако недостаток средств не позволил сколько-нибудь существенно продвинуться в этом направлении. В целях регламентации государственной поддержки инвестиционной деятельности на краевом уровне были утверждены Законы края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае»[39] и от 05.12.2000 № 12-1069 «О государственной поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае»[40].