Файл: Субъекты малого предпринимательства (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2005 году Законом края от 06.12.2005 № 16-4140 утверждена краевая целевая программа «Государственная поддержка и развитие малого предпринимательства в Красноярском крае на 2006-2007 годы»[41], которая была призвана обеспечить условия для интенсивного роста малого предпринимательства в Красноярском крае. В настоящий момент принят и действует Закон Красноярского края «О краевой целевой программе «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 годы» от 06.12.2007 №3-829[42], принятый в первом чтении. Данный Закон вводит в действие Краевую целевую программу «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Красноярском крае» на 2008-2010 годы. Программа устанавливает основные условия деятельности субъектов малого предпринимательства в крае, определяет направления поддержки, оказываемой им органами власти города Красноярска за счет городских и краевых средств и ресурсов. На наш взгляд, опыт регионального нормативно-правового регулирования малого предпринимательства свидетельствует, что программы поддержки малого бизнеса могут стать организующим началом в формировании мелких предприятий на местах.

Помимо нормативно-правовых актов предпринимательские отношения регулируются также обычаями делового оборота. Отсылки к обычаям делового оборота содержатся в ряде статей ГК РФ (ст. ст. 309, 311, 314, 315, 474 ГК РФ и др.).

Но, даже не смотря на такое большое количество законов, современное состояние правового регулирования системы государственной поддержки малого предпринимательства в России не в полной мере соответствует интересам развития данного сектора экономики. Несовершенство законодательства, имеющего отношение к регулированию системы государственной поддержки малого предпринимательства, является одним из главных факторов, препятствующих развитию данного сектора.

Из вышесказанного стоит сделать вывод, что развитие малого предпринимательства как неотъемлемого элемента современной рыночной системы хозяйствования соответствуют цели экономических реформ – созданию эффективной конкурентной экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения страны и равноправное участие России в функционировании мировой экономической системы. Одной из главных причин сложившегося положения, по нашему мнению, является несовершенство государственно-правового регулирования малого предпринимательства. Отсутствие достаточного внимания со стороны государства к вопросам поддержки и развития малого предпринимательства не позволяет создать условия, необходимые для повышения его экономической эффективности, кроме того, является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства как сектора экономики. «Безопасность предпринимательства в условиях рыночной экономики, в свою очередь, является одним из ключевых условий национальной экономической безопасности»[43].


На наш взгляд, недостаточно эффективное государственно-правовое регулирование деятельности субъектов малого предпринимательства является основным фактором, создающим угрозу развитию малого предпринимательства, как сектора экономики. Общие для определенного сектора предпринимательства условия и факторы, возникающие по объективным причинам и представляющие опасность для бизнеса, как вида экономической деятельности, представляют собой угрозы безопасности предпринимательства.

По нашему мнению, в настоящее время возможны два пути трансформации существующей системы регулирования приведенной отрасли: первый – создание единого, унифицированного нормативного правового акта, отражающего основные потребности малого предпринимательства и устанавливающего общие правила поведения для субъектов малого бизнеса; второй – систематизация действующих правовых норм с дополнением недостающих элементов системы регулирования малого предпринимательства и устранением сложившихся недостатков. В любом случае, вносимые изменения должны отвечать потребностям малого предпринимательства.

Предполагаемое принятие норм, создающих базисные предпосылки существования малого предпринимательства, должно включать понятие субъекта малого бизнеса с учетом требований современных экономических реалий; срок и порядок регистрации субъектов малого предпринимательства; порядок предоставления отчетности предприятиями малого бизнеса; права субъектов малого бизнеса, в частности закрепление права на финансовую, имущественную, техническую, консультационную, информационную и иную помощь со стороны государства, субъектов Федерации и муниципальных образований, право на получение соответствующих льгот и преимуществ, согласно действующему законодательству РФ, право на создание малыми предприятиями особых союзов и ассоциаций целевого назначения; обязанности малых предпринимателей, в частности, по информированию соответствующих органов исполнительной власти об утрате установленных законом признаков субъекта малого предпринимательства, своевременному переходу в иную категорию предпринимательства; ответственность предпринимателей за нарушение предписаний нового закона; иные составляющие правового статуса «малого предпринимательства».

1.3 Понятие и виды субъектов малого предпринимательства


Федеральный Закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» от 27 июля 2007 года №» 209-ФЗ, вступивший в силу с 1 января 2008 года[44], призван обеспечить единое правовое регулирование деятельности малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в России.

К субъектам малого и среднего предпринимательства Закон относит хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными настоящим Федеральным законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям (п.1 ст.3).

Проблема выделения категории «малое предпринимательство» может быть сформулирована следующим образом: по каким критериям, наиболее существенным и объективным признакам, фирма, как рыночная структура, может классифицироваться как малая.

Установление критериев отнесения субъектов хозяйствования к малому и бизнесу, и таким образом определение объекта государственной поддержки, является принципиальным моментом при анализе состояния малого предпринимательства, а также при разработке государственной политики в области малого бизнеса. Вместе с тем, имеет существенное значение нахождение баланса между четкостью обозначенных границ всего сегмента, к которому можно было бы применять меры стимулирования общего характера, направленные на защиту интересов всех представителей малого и среднего предпринимательства, и гибкостью в критериях. Для отнесения организаций к числу малых предприятий на современном этапе применяются следующие критерии:

- для юридических лиц - суммарная доля участия в уставном (складочном) капитале (паевом фонде);

- средняя численность работников;

- выручка от реализации товаров (работ, услуг).

К субъектам малого и среднего предпринимательства Закон в п.1 ст.4 относит внесенные в Единый государственный реестр юридических лиц потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных унитарных предприятий), а также физические лица, внесенные в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (далее - индивидуальные предприниматели), крестьянские (фермерские) хозяйства, соответствующие следующим критериям:

Первый критерий - состав учредителей юридических лиц. Чтобы считаться малым или средним предприятием, доля государственной собственности, иностранных учредителей или общественных организаций в уставном капитале не должна превышать 25 процентов (за исключением активов инвестиционных фондов). Не больше четверти акций (долей) может принадлежать иным юр.лицам, не являющимся малыми предприятиями. Аналогичное условие содержалось и в Законе № 88-ФЗ.


Второй критерий - средняя численность работников. Организации с количеством сотрудников не более 15 человек признаются микропредприятиями, которые также относятся к категории малых. В категорию малых попадают компании со штатом от 16 до 100 человек. Средней считается фирма с числом работающих от 101 до 250 человек. Средняя численность работников за календарный год определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий - выручка от реализации товаров, работ, услуг и (или) балансовая стоимость активов за предшествующий календарный год. Выручка определяется в порядке, установленном НК РФ - без учета НДС. Балансовая стоимость активов определяется в соответствии с законодательством РФ о бухгалтерском учете. Приложение 3.

С 1 января 2010 года вступает в действие п.2 ст.4 Закона, оговаривающий, что «предусмотренные пунктом 3 части 1 настоящей статьи предельные значения выручки от реализации товаров (работ, услуг) и балансовой стоимости активов устанавливаются Правительством Российской Федерации один раз в пять лет с учетом данных сплошных статистических наблюдений за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства»[45].

Анализ действующих критериев отнесения предприятий к субъектам малого бизнеса позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время обеспечено сопоставление российского законодательства по развитию малого и среднего предпринимательства со странами Европейского союза (Рекомендации Европейской Комиссии от 6 мая 2003 г для определения микропредприятий, малых и средних предприятий 2003-361-ЕС), в связи с чем выделяется три вида субъектов экономической деятельности: микропредприятия с численностью занятых не более 15 человек, малые предприятия – от 16 до 100 человек, средние предприятия – от 101 до 250 человек. Данное разделение, по нашему мнению, дополнительно позволяет формировать самостоятельные, специализированные программы для каждого вида малых и средних хозяйствующих субъектов в зависимости от проблем, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности. Представляется, что введение новой категории предприятий – «микропредприятия», необходимо, прежде всего, для формирования максимально упрощенных административных процедур, связанных с регулированием предпринимательской деятельности.


Итак, под субъектами малого предпринимательства подразумеваются две группы участников предпринимательской деятельности, имеющих соответствующий статус. Первую группу составляют индивидуальные предприниматели - физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Трудно согласиться с В.К. Андреевым, который считает необходимым исключить данное положение из текста Закона, поскольку, по его мнению, субъектами малого предпринимательства должны быть только малые предприятия, юридические лица[46]. На наш взгляд, объединение индивидуальных предпринимателей и малых предприятий вызвано общей спецификой их деятельности, которая, по существу, сводится к небольшим масштабам и именуется «малым предпринимательством», вследствие чего её участники справедливо объединены в Законе одним общим понятием субъектов малого предпринимательства. Ко второй категории субъектов малого предпринимательства относятся юридические лица, которые для получения статуса малых предприятий одновременно должны отвечать нескольким законодательно установленным критериям (признакам). Во-первых, некоммерческие организации не могут являться субъектами малого предпринимательства, поэтому малые предприятия - это, прежде всего, организации коммерческие, преследующие извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности. Во-вторых, доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов в уставном капитале коммерческой организации, претендующей на получение статуса субъекта малого предпринимательства не должна превышать 25 %. Этот критерий установлен для того, чтобы малые предприятия не создавались на базе государственного имущества, а также имущества общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов, переданного участниками (учредителями) названных организаций для осуществления определенных Уставом задач и целей[47].

На наш взгляд, существенным моментом в решении вопроса категориальной определенности малого предпринимательства является выработка алгоритма, предписывающего, как и в какой последовательности сформировать конечную систему критериев малого предпринимательства, определяемую специфическими российскими закономерностями и условиями развития как экономики в целом, так и конкретно данного сектора, учитывающую в равной степени качественные и количественные критерии (Приложение 4). Таким образом, теоретическое обобщение подходов к определению субъекта малого предпринимательства, применяемых в России, позволило обосновать вывод о том, что в основу правового регулирования малого предпринимательства должен быть заложен комбинированный подход, включающий экономические и статистические составляющие, объединяющий количественные и качественные критерии отнесения предприятий к малым, что способствует наиболее полному и объективному раскрытию организационно-экономической сущности малого предпринимательства в его юридическом оформлении, и подтверждается единой направленностью в развитии законодательства Российской Федерации.