Файл: Субъекты малого предпринимательства (предпринимательское право).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Глава 2. Правовая организация государственной поддержки малого предпринимательства в Российской Федерации

2.1 Понятие государственной поддержки малого предпринимательства и ее правовая природа

Следует четко разграничивать понятия «государственное регулирование» и «государственная поддержка». Государственное регулирование - комплекс мер, действий, применяемых государством для коррекций и установления основ экономических процессов[48]. Под государственной поддержкой понимается «предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями преимущества, которое обеспечивает отдельным хозяйствующим субъектам по сравнению с другими участниками рынка (потенциальными участниками рынка) более выгодные условия деятельности на соответствующем товарном рынке, путем передачи имущества и (или) иных объектов гражданских прав, прав доступа к информации в приоритетном порядке»[49]. Итак, первое понятие характеризует «использование контрольных функций государства для подчинения определенного механизма и его частей, добиваясь нужного протекания какого-либо процесса»[50]; второе понятие включает «меры, направленные на оказание помощи в развитие приоритетов социально-экономической политики в отношении малого бизнеса в целом (обучение и подготовка кадров, развитие инфраструктуры, доступ к финансово-кредитным ресурсам и т.д.)»[51].

Государственная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства - деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и функционирование инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, направленные на реализацию мероприятий, предусмотренных федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п.5 ст.3 ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ»).


Субъекты малого предпринимательства подлежат регистрации и занесению в соответствующие реестры, которые ведутся в субъектах РФ. Приобретение статуса субъекта малого предпринимательства дает право на получение государственной поддержки.

Закон закрепляет цели, задачи и принципы государственной политики по развитию малого и среднего предпринимательства в РФ. Основными принципами поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с п.1 ст.14 Закона являются:

1) заявительный порядок обращения субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки;

2) доступность инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для всех субъектов малого и среднего предпринимательства;

3) равный доступ субъектов малого и среднего предпринимательства, соответствующих критериям, предусмотренным федеральными, региональными, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства к участию в соответствующих программах;

4) оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Федеральным законом от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ «О защите конкуренции»;

5) открытость процедур оказания поддержки.

Итак, закон гласит о разграничении полномочий по поддержке предпринимательства между органами власти, о том, что он обеспечивает равный доступ субъектов предпринимательства к получению поддержки и предоставляет возможность участия представителей субъектов предпринимательства в формировании и реализации политики в области поддержки малого и среднего предпринимательства.

Анализ федерального законодательства показал, что целью государственной политики в сфере малого предпринимательства является создание политических, правовых и экономических условий для более динамичного развития малого предпринимательства, обеспечивающее повышение благосостояния, уровня жизни и занятости населения. Задачи государственной поддержки малого предпринимательства заключаются в создании институциональной среды, способствующей активизации предпринимательской деятельности, созданию новых рабочих мест и повышение благосостояния вовлеченных в предпринимательскую деятельность слоев населения. Основные задачи включают:

- развитие субъектов предпринимательства в целях формирование конкурентной среды в экономике РФ;

- обеспечение благоприятных условий для развития МП;

-обеспечение конкурентоспособности субъектов МП;


- оказание содействия субъектам МП в продвижении производимых ими товаров, результатов интеллектуальной деятельности на рынок РФ и рынки иностранных государств;

- увеличение количества субъектов МП;

- обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;

- увеличение доли производимых МП товаров в объеме ВВП;

- увеличение доли уплаченных МП налогов в налоговых доходах бюджетов всех уровней.

При обращении субъектов малого и среднего предпринимательства за оказанием поддержки субъекты малого и среднего предпринимательства должны представить документы, подтверждающие их соответствие условиям, установленным статьей 4 настоящего Федерального закона, и условиям, предусмотренным федеральными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, региональными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства, муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства (п.2 ст.14 Закона)[52].

В соответствие с п.3 ст. 14 Закона поддержка не может оказываться в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства:

1) являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;

2) являющихся участниками соглашений о разделе продукции;

3) осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;

4) являющихся в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, нерезидентами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами Российской Федерации.

Государство оставило право за собой отказать в поддержке субъектам малого и среднего предпринимательства, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых. В оказании поддержки должно быть отказано в случае, если (п.5 ст.14 Закона)[53]:

1) не представлены или представлены недостоверные сведения и документы, определенные программами развития малого и среднего предпринимательства;

2) не выполнены условия оказания поддержки;

3) ранее в отношении заявителя - субъекта малого и среднего предпринимательства было принято решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;


4) с момента признания субъекта малого и среднего предпринимательства допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Сроки рассмотрения обращений субъектов малого и среднего предпринимательства устанавливаются соответственно федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства. Каждый субъект малого и среднего предпринимательства должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия. Таким образом, в настоящий момент система государственной поддержки малого предпринимательства в РФ предусматривает поэтапный механизм реализации, который представлен в Приложении 5.

Анализ законодательства Красноярского края по поддержке малого предпринимательства, в частности, программы «Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства» на 2008—2010 годы[54] и городской целевой Программы «Поддержка и развитие малого предпринимательства в городе Красноярске» на 2008-2009 годы[55], показал, что первоочередной задачей является создание механизма государственной поддержки и правовое регулирование, которое должно обеспечить равные возможности для развития субъектов малого и среднего предпринимательства на территории края.

Проведем анализ краевой программы. Давая оценку ныне действующей Программе, будет полезно сравнить ее с предыдущей и оценить новизну принятых решений. Итак, заглянем в первую Программу целевой государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Красноярском крае на 2006 -2007 годы, утвержденной краевым Законом от 06.12.05 г. И сразу ощущение «дежавю». За исключением незначительных дополнений и двух новых видов поддержки мы видим перед собой действующую Программу, утвержденную в декабре 2007 г., но уже государственной поддержке малого и среднего предпринимательства.

Краевая администрация, в докладе, анализирующем выполнение Программы поддержки в 2006-2007 г., отмечает невысокий процент освоения бюджетных средств, предусмотренных на оказание финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства. Кстати, по итогам первого квартала 2008 г., финансовая поддержка оказана в объеме 8% от утвержденной на год суммы. Печальная статистика.

Попробуем проанализировав виды предоставляемой поддержки и реальную возможность их получения, предусмотренные действующей Программой.


Первое. Субъекты малого и среднего предпринимательства должны первоначально самостоятельно изыскать денежные средства, а после произведенных расходов уже рассчитывать на оказание финансовой поддержки.

Второе. В Программе полностью проигнорированы проблемы малого и среднего предпринимательства, связанные с привлечением денежных средств на начальном этапе деятельности. Возможная финансовая поддержка вновь созданным субъектам малого предпринимательства, предполагающая возмещение части расходов, связанных с приобретением основных средств и началом коммерческой деятельности может быть оказана не ранее 12 месяцев с момента государственной регистрации субъекта. Можно сделать вывод: для тех, кто хочет заняться бизнесом остается, как и раньше надеяться только на себя.

Третье. Два вида финансовой поддержки, составляющие 25% от всего объема выделенных средств: субсидирование части процентной ставки по кредиту, полученному в банке и субсидирование части лизингового платежа по договору, заключенному с лизинговой компанией, предоставляются только по договорам, заключенным в целях реализации инвестиционных проектов. Основным критерием отбора инвестиционных проектов является бюджетная эффективность. Данный критерий, предполагает получение налоговых отчислений от реализации инвестиционного проекта в объеме, превышающем оказанную государственную поддержку. Но какое это имеет отношение к малому и среднему предпринимательству? Очевидно, с увеличением численности малого и среднего предпринимательства будет увеличиваться и доля уплачиваемых налогов субъектами этого сегмента бизнеса. Но критерий, опережающего роста поступлений налогов по отношению к расходами на поддержку отдельно взятого субъекта малого и среднего предпринимательства придуман исключительно местными законодателями. Кстати в Реестре инвестиционных проектов, отобранных для государственной поддержки в форме субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, а также по уплате лизинговых платежей значатся такие компании как: ОАО "Авиакомпания "Красноярские авиалинии", ООО "Алпи", ОАО "Красноярский завод холодильников "Бирюса" – вот такой «малый и средний» бизнес получает государственную поддержку в нашем крае.

Четвертое. Такой вид поддержки как, имущественная, должен осуществляться, в соответствии с программой, в виде передачи субъектам малого и среднего предпринимательства во владение и (или) в пользование имущества, находящегося в государственной собственности Красноярского края.