Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управленческого решения
Управленческие решения. Понятие, классификация
Процесс принятия управленческих решений
Глава 2. Процесс построения модели управленческого решения
2.1. Понятие «модель». Типы моделей
2.2. Процесс построения модели
5. Контроль за выполнением решения.
Эвристические методы принятия управленческих решений
Подобие между моделируемым объектом и моделью может быть физическое, структурное, функциональное, динамическое, вероятностное и геометрическое. При физическом подобии объект и модель имеет одинаковую или сходную физическую природу. Структурное подобие предполагает наличие сходства между структурой объекта и структурой модели. При выполнении объектом и моделью под определенным воздействием сходных функций наблюдается функциональное подобие. При наблюдении за последовательно изменяющимися состояниями объекта и модели отмечается динамическое подобие. Вероятностное подобие отмечается при наличии сходства между процессами вероятностного характера в объекте и модели. Геометрическое подобие имеет место при сходстве пространственных характеристик объекта и модели.
На сегодняшний день общепризнанной единой классификации моделей не существует. Однако из множества моделей можно выделить словесные, графические, физические, экономико-математические и некоторые другие типы моделей.
Словесная или монографическая модель представляет собой словесное описание объекта, явления или процесса. Очень часто она выражается в виде определения, правила, теоремы , закона или их совокупности.
Графическая модель создается в виде рисунка, географической карты или чертежа. Например, зависимость между ценой и спросом может быть выражена в виде графика, на оси ординат, которого отложен спрос (D), а на оси абсцисс – цена (Р). Кривая нам наглядно иллюстрирует, что с ростом цены спрос падает, и наоборот. Конечно, данную зависимость можно выразить и словесно, но графически она намного нагляднее (рис. 4).
Рисунок 4. Графическая модель, отображающая зависимость между спросом и ценой
Физические или вещественные модели создаются для конструирования пока еще несуществующих объектов. Создать модель самолета или ракеты для проверки ее аэродинамических свойств значительно проще и экономически целесообразнее, чем изучать эти свойства на реальных объектах.
При моделировании используется аналогия между объектом – оригиналом и его моделью. Аналогии бывают следующими:
- внешняя аналогия (модель самолета, корабля, микрорайона, выкройка);
- структурная аналогия (водопроводная сеть и электросеть моделируются с помощью графов, отражающих все связи и пересечения, но не длины отдельных трубопроводов); динамическая аналогия (по поведению системы);
– маятник моделирует электрический колебательный контур.
Математические модели относятся ко второму и третьему типу.
Смысл математического моделирования заключается в том, что эксперименты проводятся не с реальной физической моделью объекта, а с его описанием. Для них свойственно то, что они реализуются с использованием информационных технологий. Содержанием любой экономико-математической модели является выраженная в формально-математических соотношениях экономическая сущность условий задачи и поставленной цели.
В модели экономическая величина представляется математическим соотношением, но не всегда математическое соотношение является экономическим. «Экономико-математическая модель представляет собой концентрированное выражение общих взаимосвязей и закономерностей экономического явления в математической форме» (академик В.С. Немчинов).
Экономико-математические модели отражают наиболее существенные свойства реального объекта или процесса с помощью системы уравнений. Единой классификации экономико-математических моделей также не существует, хотя можно выделить наиболее значимые их группы в зависимости от признака классификации.
По степени агрегирования объектов моделирования различают модели: микроэкономические; одно-, двухсекторные (одно-, двухпродуктовые); многосекторные (многопродуктовые); макроэкономические; глобальные.
По учету фактора времени модели подразделяются на:
статические и динамические.
В статических моделях экономическая система описана в статике, применительно к одному определенному моменту времени. Это как бы снимок, срез, фрагмент динамической системы в какой-то момент времени. Динамические модели описывают экономическую систему в развитии.
По цели создания и применения различают модели: балансовые; эконометрические; оптимизационные; сетевые; систем массового обслуживания; имитационные (экспертные).
В балансовых моделях отражается требование соответствия наличия ресурсов и их использования.
Параметры эконометрических моделей оцениваются с помощью методов математической статистики. Наиболее распространены эконометрические модели, представляющие собой системы регрессионных уравнений. В данных уравнениях отражается зависимость эндогенных (зависимых) переменных от экзогенных (независимых) переменных. Данная зависимость в основном выражается через тренд (длительную тенденцию) основных показателей моделируемой экономической системы.
Эконометрические модели используются для анализа и прогнозирования конкретных экономических процессов с использованием реальной статистической информации.
Оптимизационные модели позволяют найти из множества возможных (альтернативных) вариантов наилучший вариант производства, распределения или потребления. Ограниченные ресурсы при этом будут использованы наилучшим образом для достижения поставленной цели.
Сетевые модели наиболее широко используются в управлении проектами. Сетевая модель отображает комплекс работ (операций) и событий и их взаимосвязь во времени. Обычно сетевая модель предназначена для выполнения работ в такой последовательности, чтобы сроки выполнения проекта были минимальными. В этом случае ставится задача нахождения критического пути. Однако существуют и такие сетевые модели, которые ориентированы не на критерий времени, а, например, на минимизацию стоимости работ.
Модели систем массового обслуживания создаются для минимизации затрат времени на ожидание в очереди и времени простоев каналов обслуживания.
Имитационная модель наряду с машинными решениями содержит блоки, где решения принимаются человеком (экспертом). Вместо непосредственного участия человека в принятии решений может выступать база знаний. В этом случае персональный компьютер, специализированное программное обеспечение, база данных и база знаний образуют экспертную систему. Экспертная система предназначена для решения одной или ряда задач методом имитации действий человека, эксперта в данной области.
По учету фактора неопределенности модели подразделяются на:
детерминированные (с однозначно определенными результатами); стохастические (с различными, вероятностными результатами).
По типу математического аппарата различают модели:
линейного и нелинейного программирования; корреляционно-регрессионные; матричные; сетевые; теории игр; теории массового обслуживания и т.д.
2.2. Процесс построения модели
Каковы цели разработки управленческих моделей? Целью моделирования является прогнозирование последствий принимаемых решений, снижения риска неверного выбора, выявления тенденций изменения внешней и внутренней среды организации.
Модель, согласно определению Роберта Шеннона, представляет собой реальный объект, систему или процесс в некоторой форме, отличной от самого оригинала. Главной характеристикой модели является устранение лишних деталей от реальной ситуации, что значительно повышает способность руководителей к адекватному восприятию управленческой ситуации и проблем, стоящих перед ними.
Рассмотрим разновидности моделей в управлении.
Множество управленческих моделей можно сгруппировать в три основных типа.
1. Физические модели представляют собой реальный объект или систему, исполненные в реальных, уменьшенных или увеличенных масштабах. Отличие от друг моделей - портретное сходство с оригиналом. Примером физической модели является макет.
2. В аналоговой модели представлен аналог исследуемого объекта, с внешним сходством оригинала, но поведением моделирующего объекта. Примером аналоговой модели являются все графики и схемы управленческих процессов, отражающие систему взаимосвязей, динамику, ритмичность и т.д.
3. Символические модели с максимальной точностью описывают основные тенденции, формирующие управленческую ситуацию. Для описания объекта или события используются различные символы. Использование вербальных символов (слов) позволяет разработать сценарий предполагаемого развития ситуации, поведения менеджера [5].
Сложность и многосторонность процесса принятия решений очевиден. Он состоит их множества стадий и операций. Количество и разновидность стадий напрямую зависит от квалификации руководителя, ситуации, стиля руководства и организации. Рассмотрим основные их них.
Классический подход к принятию управленческого решения основывается на соблюдении определенной процедуры и соблюдении обязательных действий.
1. Проблема, требующая решения является основой. На первом этапе необходимо провести анализ проблемной ситуации, изучить состояние дел и цели.
2. Выявление ограничений и определение альтернатив. Причины проблемы могут сторонними (внешними), без возможности влияния на них.
Такие причины ограничивают возможности принятия оптимальных решений. В связи с этим ищутся наиболее подходящие альтернативы решения.
3. Принятие решения. На третьей стадии найденные альтернативные решения анализируются, оцениваются и отбирается альтернатива с наиболее благоприятными общими последствиями.
___________
5/ Экономико-математические методы и модели: курс лекций / А. С. Гринберг, О. Б. Плющ, В. К. Шешолко.
4. Реализация решения. Выбранная на третьей стадии принятая альтернатива реализуется.
5. Контроль за выполнением решения.
Контроль способствует внесению правок, что помогает реализовать решение в полном объеме. Контроль устанавливает обратную связь между управляющей и управляемой системами.
6. Оценка результатов решения.
После того, как решение реализовано, оценивается его эффективность.
Неэффективно решение, дает менеджеру задачу выбора другой альтернативы или составления обновленного списка альтернатив.
Эффективное решение, отличный повод для менеджера проанализировать и пересмотреть стадии реализации. Полученный опыт может быть использован для принятия решений в последующем.
2.3. Методы принятия решений
На сегодняшний момент существует очень большое количество методов принятия управленческих решений. Их можно разделить на три категории [1]:
1. Эвристические методы.
2. Качественные методы.
3. Формализованные методы.
Рассмотрим каждую категорию более подробно в разрезе базовых составляющих методов.
Эвристические методы принятия управленческих решений
Эвристические методы это различные процедуры, сокращающие варианты. Они увеличивают вероятность получения работоспособного, но не всегда оптимального решения.
__________
- Кабушкин Н. И. Основы менеджмента. Учебник. — МН.: НПЖ «ФУА», ЗАО «Экономпресс». 1997. — 284 с. — ISBN 5-85173-048-X. 195.
Ассоциативные методы
Основой метода является применение семантических свойств понятий в творческом процессе путем использования ассоциативных смыслов. Это могут быть ассоциации, метафоры и случайно выбранные термины.
К ассоциативным методам относятся:
· Метод каталога;
· Метод фокальных объектов;
· Метод гирлянд случайностей и ассоциаций.
Если к объекту исследования применить свойства других объектов, появляются новые альтернативы. На этом принципе основывается метод каталога, и усовершенствованный метод фокальных объектов. Метафорам способствуют генерации идеи. Для расширения идейного диапазона и увеличения оригинальности используют метод гирлянд ассоциаций.
Метод мозгового штурма
Метод мозгового штурма (мозговой штурм, мозговая атака) основывается на стимулировании коллективной генерации идей, оперативно, без ограничений в фантазии. Следующим этапом является выбор наиболее удачных из общего числа высказанных идей.