Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Сущность управленческого решения
Управленческие решения. Понятие, классификация
Процесс принятия управленческих решений
Глава 2. Процесс построения модели управленческого решения
2.1. Понятие «модель». Типы моделей
2.2. Процесс построения модели
5. Контроль за выполнением решения.
Эвристические методы принятия управленческих решений
Профессор Минцберг в своих исследованиях подтвердил зависимость руководителей высшего уровня от интуиции.
Согласно еще одному исследованию деятельности менеджеров высшего звена, 80 % опрошенных руководителей заявили, что обнаружили у себя наличие какой-то конкретной серьезной проблемы лишь благодаря «неформальному обмену информацией и интуиции».
В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. С точки зрения статистики шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки. Но иногда стоит доверять интуиции, ведь нередко многообещающий миллионный проект, прошедший все уровни контроля и качества, может принести больше вреда, чем пользы.
Решения, основанные на суждениях. Решения такого типа не редко кажутся интуитивными, т.е. не всегда логичны. Суть такого выбора состоит в накопленных знаниях и опыте. Ранее приобретенные знания в схожих ситуациях используются для прогноза результата альтернативы выбора в существующей ситуации. Выбор останавливается на альтернативе, которая ранее принесла успех.
Рациональные решения. Этот тип решений не зависит от прошлого опыта и обосновывается с помощью объективного аналитического процесса. Рассмотрим такой процесс на примере.
Организационные решения принимаются в рамках полномочий или без возможности делегации другим людям, т.к. затрагивают личные интересы лица, принимающего решение. Следует выделить также централизованный (решения, принимаемые на высшем уровне) и децентрализованный подход (передача топ-менеджерами ответственности) к принятию решений.
Преимущество децентрализованного подхода состоит в реализации человеческой потребности в сопричастности. Индивидуальный подход к принятию решений более предпочтителен при условии ограничения времени, если же времени достаточно, следует использовать групповой подход. В групповом подходе решение принимает группа, при использовании системы участия менеджер оставляет за собой право «последнего слова».
Использование группового подхода и системы участия предполагает следующие преимущества:
· в связи с более широким понятиям причин и важности проблемы, неструктурированные проблемы решаются быстрее;
· оптимальный вариант решения более вероятен, в связи с групповым видением перспективности решения проблемы;
· денежная мотивация подстегивают группу работать слаженнее и с энтузиазмом;
· сократиться недоверие к нововведениям, поскольку уменьшиться неуверенность в последствиях организационных изменений [4].
Кроме перечисленных преимуществ, следует выделить и недостатки:
- поиск возможностей на увеличения времени на принятие решения;
- поиск возможности заимствования людей, которые принимают решение от своих подчиненных;
- поиск мотивации для всех участников группы, не зависимо от вклада в принятие решения.
При демократическом подходе решения принимаются в пользу большинства, что часто приводит к конфликтным ситуациям. Альтернативой ему является совещательный подход, который предполагает поиск компромиссных решений, методом в данном случае является открытое голосование. А потом центром привлечения всех точек мысли есть точки зрения большинства людей, которые были к этому причастны, а потом формируется общая мысль.
__________
- Исаева Е.Д. Управление качеством: Методические рекомендации к изучению курса и выполнению контрольной работы. Исаева Е.Д. Управленческие решения
В соответствии с вышеизложенным, управленческие решения учитывают требования объективных экономических законов и закономерностей развития общества, юридические нормы, законы и правила, действующие на момент разработки управленческого решения. УР напрямую зависят от информированности лица, принимающего решение; его логики в процессе разработки проекта и реализации принятого решения; качества оценки ситуации; умения структурировать проблемы; определенного уровня культуры управления; механизма реализации решений; исполнительской дисциплины т.п.
Но не стоит забывать, что даже тщательно продуманные решения могут оказаться неэффективными, если они не учитывают возможных последствий. Эффективность и качество УР во многом зависят от соблюдения процесса принятия решения.
Процесс принятия управленческих решений
Процесс принятия УР представляет собой последовательность стадий и этапов, основанных на мыслительных действиях, поиска оптимального варианта и анализа ошибок, путей движения к цели и средств ее достижения.
Основой принятия решения является проблема. Проблемой принято считать несоответствие между фактическим и запланированным, возможным или желаемым состоянием объекта управления. Структура проблемы состоит из предмета, объекта, субъекта, связи, цели решения. Предметом является суть проблемы, объектом – место возникновения, субъектом – люди, связанные с этой проблемой, связями – обусловленность; целью – ответ на вопрос: «Для чего нужно решить проблему?». Исследование проблемы схематично можно представить как на рис.1.
Рисунок 1. Схема исследования проблемы
Любую проблему следует продумать. Для этого можно разделить ее на составляющие; выделить основные и второстепенные характеристики, установить причинно-следственные связи по всем возможным вариантам решения, спрогнозировать и провести анализ требуемых действий, разработать рекомендаций к действиям.
Последовательность рассуждений содержит этапы, представленные на рис.2.
Рисунок 2. Этапы рассуждений над решением проблемы
При продумывании проблемы можно придерживаться определенной последовательности суждений.
Схема последовательности суждений для конкретизации проблемы с этих позиций такова (рис.3):
Рисунок 3. Последовательность рассуждений для конкретизации проблемы
Работая над сформулированной проблемой, следует:
- назначить людей, которые разработают и реализуют способы решения проблемы и получат положительный исход;
- определится со сроками разрешения проблемной ситуации;
- определится и утвердить способы действий;
- провести обеспечение необходимыми средствами для реализации (трудовые, материальные, финансовые);
- выявить внутренние элементы проблемы, установить степень их влияния на решение проблемы.[4]
Одним из наиболее важных этапов анализа проблемы является структуризация причин ее появления (установка причинно-следственных связей). Выявляется иерархия причин, лежащих у основания проблемы (первого, второго, третьего и т.д. уровней), которую схематично можно представить в виде системы причинно-следственных связей или «дерева» проблемы, при его построении следует задаваться вопросом: «Почему это случилось?»
_________________
4, Исаева Е.Д. Управление качеством: Методические рекомендации к изучению курса и выполнению контрольной работы. Исаева Е.Д. Управленческие решения
После того, как проблема обнаружена, признается необходимость и возможность принятия решения, для чего исследуется законодательная и нормативная базу, на которых будет строиться решение, предусматриваются последствия и ставится конкретная цель (цели) управленческого решения.
Цель – конкретное желаемое конечное состояние управляемого объекта. Цели можно объединить в систему («дерево» целей), где решение может иметь одну или несколько целей. Количественные и качественные параметры цели – основа для оценки эффективности будущего решения. Взаимосвязь целей и решений представлена в таблице 2.
Успешность стратегических задач предполагает их тесную связь с тактическими решениями, определяющими конкретные способы осуществления стратегий, необходимую линию поведения для их достижения.
Разрабатывая стратегию, рассматриваются возможные варианты тактики. Следует помнить, что увеличивая срок стратегического решения, уменьшается точность прогноза развития событий. Особенности стратегических и тактических решений представлены в таблице 3.
Таблица 2. Взаимосвязь целей и решений
Признаки сходства целей и решений |
Признаки различий целей и решений |
Признаки взаимосвязи целей и решений |
Направленность на позитивные изменения объекта управления. |
Постановка целей – первоосновная организация предприятия. |
Цель – начальный этап выработки решения. |
Ориентация на миссию предприятия. |
Многовариантность решения и однозначность цели. |
Цель – основа контроля за исполнением решения. |
Постановка и принятие на всех уровнях иерархии управления. |
Эффективность целей – ожидаемая в решениях – реальная. |
Цель без решений бесплодна. |
Ресурсное обеспечение. |
Риск в целях предельно элиминирован. |
Решения – механизм реализации целей. |
Временные пределы реализации. |
Возможность корректировки стратегий достижения целей выше, чем решений. |
Цель определяет выбор варианта решения. |
Присутствие фактора риска. |
Финансирование целей ориентировочно, решений – реально. |
Цели определяют критерии оценки эффективности решений. |
Ответственность за выбор целей и реализацию решений. |
Выбор цели – творческое дело человека; |
Таблица 3. Особенности стратегических и тактических решений
|
|
|
|
|
Направленность |
Будущее развитие фирмы. |
Текущее развитие фирмы. |
|
Масштабность |
Общие для фирмы. |
Для реализации конкретной цели. |
|
Временной фактор |
Долговременные. |
Краткосрочные. |
|
Предметность |
Определение целей и средств их достижения. |
Выбор средств достижения намеченной цели. |
|
Содержательность (причинно-следственная связь) |
Средство реализации политики фирмы. |
Средство реализации стратегии фирмы. |
|
Условия разработки |
Изменение во внешней среде или требований к деятельности фирмы. |
Инструмент стратегии. |
|
Существующие ориентиры разработки |
Политика фирмы. |
Разработанная стратегия, существующие правила и процедуры. |
|
Уровень разработки |
Высший |
Средний. |
|
Организация разработки |
Создание матричных структур. |
Использование традиционных структур. |
|
Оценка эффективности |
Своевременная реакция на конъюнктуру рынка и другие факторы внешней среды. |
Экономическая и социальная эффективность реализации цели. |
Глава 2. Процесс построения модели управленческого решения
2.1. Понятие «модель». Типы моделей
В процессе исследования объекта часто бывает нецелесообразно или даже невозможно иметь дело непосредственно с этим объектом. Удобнее бывает заменить его другим объектом, подобным данному в тех аспектах, которые важны в данном исследовании. В общем виде модель можно определить как условный образ (упрощенное изображение) реального объекта (процесса), который создается для более глубокого изучения действительности. Метод исследования, базирующийся на разработке и использовании моделей, называется моделированием. Например, модель самолета продувают в аэродинамической трубе, вместо того, чтобы испытывать настоящий самолет – это дешевле. При теоретическом исследовании атомного ядра физики представляют его в виде капли жидкости, имеющей поверхностное натяжение, вязкость и т.п. Необходимость моделирования обусловлена сложностью, а порой и невозможностью прямого изучения реального объекта (процесса). Значительно доступнее создавать и изучать прообразы реальных объектов (процессов), т.е. модели. Можно сказать, что теоретическое знание о чем-либо, как правило, представляет собой совокупность различных моделей. Эти модели отражают существенные свойства реального объекта (процесса), хотя на самом деле действительность значительно содержательнее и богаче.
Модель – это мысленно представляемая или материально реализованная система, которая, отображая или воспроизводя объект исследования, способна замещать его так, что ее изучение дает новую информацию об этом объекте.
Познавательные возможности модели обуславливаются тем, что модель отражает какие-либо существенные черты объекта-оригинала. Вопрос о необходимости и достаточной мере сходства оригинала и модели требует конкретного анализа. Очевидно, модель утрачивает свой смысл как в случае тождества с оригиналом (тогда она перестает быть оригиналом), так и в случае чрезмерного во всех существенных отношениях отличия от оригинала.
Таким образом, изучение одних сторон моделируемого объекта осуществляется ценой отказа от отражения других сторон. Поэтому любая модель замещает оригинал лишь в строго ограниченном смысле. Из этого следует, что для одного объекта может быть построено несколько «специализированных» моделей, концентрирующих внимание на определенных сторонах исследуемого объекта или же характеризующих объект с разной степенью детализации.