Файл: Сущностная характеристика и содержание корпоративной культуры предприятия.pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 92
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Сущностная характеристика и содержание корпоративной культуры предприятия
1.2.Методика диагностики и формирования корпоративной культуры организации
ГЛАВА 2. ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ КОРПОРАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПАО «СКБ-БАНК»
2.1. Общая характеристика деятельности и история развития компании
2.2. Анализ корпоративной культуры ПАО «СКБ-банк»
Глава 3. Оценка и формирование корпоративной культуры ПАО «СКБ-Банк»
3.1. Оценка эффективности корпоративной культуры предприятия
3.2. Мероприятия по формированию и совершенствованию корпоративной культуры предприятия
3.2. Мероприятия по формированию и совершенствованию корпоративной культуры предприятия
Проведенный анализ основных параметров корпоративной культуры показал, что сотрудники ПАО «СКБ-банк» в целом удовлетворены своей работой, сплоченностью коллектива и деятельностью руководителей. Это связано с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры, которого компании удалось достичь с помощью грамотной организации всех ее элементов.
Однако были выявлены некоторые проблемы в формировании корпоративной культуры, а именно причины возникновения конфликтов с руководителем (необоснованные изменения функциональных обязанностей сотрудников и возложение дополнительных, невнимательное отношение к нуждам сотрудников, к улучшению их социально-бытовых условий труда и отдыха, переработка).
Для популяризации корпоративных ценностей компании можно предложить следующие мероприятия.
- Проведение исследования по выявлению представлений об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе, которые отражают систему стихийно сложившихся внутригрупповых ценностей.
- Разработка внутрибанковских стандартов рабочей этики и этикета. При этом важно письменное изложение принятых в банке стандартов: внешнего вида, оформление рабочего места, деловых бумаг (графические стандарты), организации общения с сотрудниками, клиентами, партнерами и т.п. (непосредственного и опосредствованного - письма, телефонные разговоры, неформальные встречи). Стандарты определяют действия, которые отвечают философии, целям и принципам банка. Принятые требования необходимо предоставлять для ознакомления кандидатам на вакантные места. Возможно издание брошюры (не более 20 страниц) под названием «Корпоративный кодекс». Также следует изготовить несколько креативных стендов «наглядной агитации», посвященных принципам компании, и развесить их по стенам офиса.
- Проведение внутри компании системы тренингов, посвященных ее корпоративной культуре, ценностям, миссии и правилам поведения. Ведущими таких тренингов должны стать высшие руководители.
- Для контроля усвоения сотрудниками информации, рассмотренной на тренингах, нужно провести серию тестов. Один из них - на знание основ корпоративной культуры: целей, миссии, принципов ведения бизнеса; второй - на знание норм поведения в компании; третий - на всю систему корпоративной культуры в целом. Сотрудников, успешно прошедших «испытания», следует поощрить.
- Проведение серии тренингов-семинаров по формированию и закреплению навыков работы в команде, организации групповых обсуждений, принятия групповых решений.
- Организация обучения (тренинга) для сотрудников по развитию умений организации своей коммуникации с общественностью (что, как, кому и когда рассказывать о деятельности банка).
Начать нужно с создания идеального образа предприятия в будущем, тем самым определяя направленность деятельности компании и ее миссию. После того как идеальный образ компании сформирован, базовые цели определены, кредо сформулировано, остается лишь «достучаться» со всем этим к сердцу каждого сотрудника.
Можно также рекомендовать следующие приемы, одобренные многими специалистами, в целях формирования успешной корпоративной культуры:
- обеспечение информированности персонала о планах и перспективах развития компании, успехах, личностях руководителей и прочем. Средством достижения такой информированности могут служить встречи с руководителями, внутренняя информационная сеть для оперативного распространения, а при необходимости и разъяснения информации, касающейся деятельности организации;
- поддержка у коллектива уверенности в будущем, демонстрация сотрудникам того, что даже в сложной для компании ситуации за них будут держаться;
- мотивационные митинги: люди должны чувствовать, что они - одна большая семья. Необходимо дать понять сотруднику, что к нему не равнодушны, ценят его мнение, опыт, творческий подход, инициативу;
- создание комфортной атмосферы работы в офисе, что может быть достигнуто путем ремонта помещения, покупки мебели и оргтехники, установки кондиционеров и прочих улучшений условий труда;
- обеспечение системы обучения персонала и повышения его квалификации;
- поощрение любого сотрудника, выдающего результат, проведение публичных награждений;
- обеспечение ротации персонала;
- совершенствование фирменного стиля: комфортная форма одежды, фирменные значки, бейджи;
- реализация политики патернализма (опеки) по отношению к сотрудникам. Оказание помощи в решении жилищных проблем, обеспечение семейного (детского) отдыха, материальная помощь или беспроцентный кредит в экстраординарных случаях и т.д.;
- введение корпоративных ритуалов и традиций: празднование дней рождения сотрудников, годовщин создания компании, различных праздников и т.д.;
- проведение дней открытых дверей, т.е. когда любой сотрудник со всеми своими проблемами, предложениями, вопросами может получить доступ к руководителю без особых проблем;
- периодический опрос или анкетирование сотрудников на тему удовлетворенности условиями труда и атмосферой в коллективе;
- введение кодекса поведения, гимна компании, создание спортивных команд компании и прочее.
Таким образом, как и любая организация, ПАО «СКБ-банк» представляет собой коллектив индивидуумов, объединившихся для совместного достижения целей, каждый из которых не может достигнуть цели самостоятельно. Культура организации отражается в поставленных целях, в определении приоритетных средств их достижения, отражая мотивацию персонала для достижения цели и эффективности.
Корпоративная культура ПАО «СКБ - банк» представляет собой универсальный инструмент, позволяющий адаптироваться к изменениям среды и выбирать наилучшую ответную реакцию как на уровне принятия решения руководством, так и на уровне принятия решений отдельным ее индивидуумом исходя из общей цели. Корпоративная культура обеспечивает жизнеспособность, определяет процесс ее развития, эволюцию и рост, программируя динамику ее продвижения во времени.
Предложенные рекомендации по формированию корпоративной культуры, принятие дополнительных внутренних документов, внедрение учебных программ повышающих собственные возможности сотрудников банка, назначение специалистов, ответственных за совершенствование корпоративного управления, а также открытое обсуждение инициатив в области корпоративного управления будут способствовать укреплению доверия общества в отношении реальной приверженности банка принципам корпоративного управления и могут оказаться практически-полезными для развития ООО «Заполярный» филиала «Вологодский» ПАО «СКБ-банк» г.Мурманск.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проделанной работы, можно сделать следующие выводы.
Корпоративная культура представляет собой систему материальных и духовных ценностей, проявлений, взаимодействующих между собой, присущих данной компании, отражающих ее индивидуальность и восприятие себя и других в социальной и вещественной среде, проявляющаяся в поведении, взаимодействии, восприятии себя и окружающей среды. К основным элементам корпоративной культуры относятся общая философия (миссия) организации, ее базовые цели, этический кодекс, корпоративный стиль.
Корпоративная культура выполняет две важные задачи - адаптацию корпорации как единого организма к окружающей среде и обеспечение единства организационной среды путем интеграции членов организации.
При исследовании корпоративного типа культуры, а также при формировании и поддержании определенного типа культуры, следует принять во внимание, что каждая культура имеет собственную структуру.
Формирование корпоративной культуры осуществляется на основании ценностей и организационных норм, это длительный и сложный процесс, включающий четыре этапа: определение миссии организации и ее базовых ценностей, формулирование стандартов поведения, формирование традиций, разработка символики и фирменного стиля.
В современных условиях грамотно выстроенная корпоративная культура решить ряд проблем, возникающих в организациях, и оказывает влияние на эффективность функционирования предприятий. Управление формированием и развитием корпоративной культуры позволяет сформировать новое деловое сообщество, деятельность которого будет соответствовать современным требованиям социума, которое будет воспринимать себя не только механизмом извлечения максимальной прибыли, но и частью общества.
Корпоративная культура играет основополагающую и определяющую роль для достижения положительных результатов в части достижения эффективности функционирования любой организации, выступая в качестве стержня коммуникативных процессов как внутри организации, так и с ее внешней средой. Корпоративная культура обеспечивает ее жизнеспособность, определяет процесс ее развития, эволюцию и рост, программируя динамику ее продвижения во времени. В рамках корпоративной культуры банки в своей деятельности могут быть ориентированы на прошлый опыт и на его основе прогнозировать будущее.
Результатом практической части явилось исследование корпоративной культуры управления в ПАО «СКБ-банке»: ее содержание, особенности формирования и функционирования, существующие проблемы.
Корпоративная культура ПАО «СКБ - банк» как средство координации коммуникативных процессов имеет первостепенное значение для банка. Как и любая организация. Культура организации отражается в поставленных целях, в определении приоритетных средств их достижения, отражая мотивацию персонала для достижения цели и эффективности. Корпоративная культура ПАО «СКБ - банк» проявляется в тонких, едва уловимых социально-психологических особенностях внутренней атмосферы, царящей в коллективе банка, его ценностях и целях, наличии негласного кодекса правил, которые выполняются сотрудниками.
При формировании корпоративной культуры СКБ-банка учитывается следующие немаловажные аспекты, а именно:
- четкий ритуал организации приема в банк новых сотрудников (вручение в день приема на работу справочных телефонов; организация периода адаптации новичков к условиям работы в банке, включая закрепление наставников; обучение новичков);
- планирование карьеры сотрудников (содействие в обучении, стажировке, передвижении);
- установление льгот и поощрение для сотрудников, проработавших в банке определенное количество лет;
- расширение ассортимента услуг, оказываемых службами банка (юридической, информационной, расчетно-кассовой, технической и др.) своим сотрудникам;
- расширение долгосрочного кредитования по крупным покупкам;
- поддержка коллективных выездов на отдых (с участием руководителей);
- поддержка сотрудников в формировании их страховочных и пенсионных фондов;
- регулярное информирование сотрудников филиалов и представительств о достижениях в работе банка;
- создание системы сбора и реализации предложений и просьб сотрудников банка.
Предложенные рекомендации по формированию корпоративной культуры: исследование по выявлению представлений об оптимальной и допустимой модели поведения сотрудника в коллективе; разработка внутрибанковских стандартов рабочей этики и этикета; издание брошюры; проведение системы тренингов, семинаров и других обучающих мероприятий; смогут решить существующие проблемы и будут способствовать укреплению сформированной корпоративной культуры компании.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Данилов, П. Место и роль корпоративной культуры / П.Данилов // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.emsi.ru.
- Денисон, Д. Изменение корпоративной культуры в организациях / Д.Денисон. - СПб.: Питер, 2016. - 192 с.
- Джонсон, Д. Корпоративная стратегия. Теория и практика / Д.Джонсон, К.Шоулз, Р.Уиттингтон. - М.: Вильямс, 2017. - 800 с.
- Занковский, А. Н. Корпоративная культура / А.Н. Занковский // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.socioego.ru/teoriya/.
- Калигин, Н.А. Принципы организационного управления / Н.А.Калигин. – М. : Финансы и статистика, 2015. – 272 с.
- Камерон, К. Диагностика и изменение организационной культуры / К.Камерон, Р. Куинн. - СПб.: Питер, 2014. - 320 с.
- Колесников, А. В. Корпоративная культура современных организаций / А.В.Колесников. - М.: Альфа-Пресс, 2015. - 448 с.
- Культ культуры // Советник. - 2017. - №10. - С.26-29.
- Лаврухина, И. Корпоративная культура глазами исследователей / И.Лаврухина // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://gtmarket.ru/laboratory/expertize/2016/84.
- Лисицина, А. Корпоративная культура и управление изменениями / А.Лисицина. - М.: Юнайтед Пресс, 2016. - 192 с.
- Макеев, В. А. Корпоративная культура как фактор эффективной деятельности организации / В.А. Макеев. - М.: Либроком, 2016. - 250 с.
- Менеджмент / под ред. М.М. Максимцова, А.В. Игнатьевой.- М.:Банки и биржи, ЮНИТИ, 2016. - 343с.
- Менеджмент организации / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. - М.: Инфра-М, 2017. – 450 с.
- Смирнова, И.А. Корпоративная культура организации. Психолого-акмеологические основы формирования и развития / И.А.Смирнова. - М.: КДУ, 2013. - 194 с.
- Соломанидина, Т.О. Корпоративная культура компании / Т.О. Соломанидина // Управление персоналом. - 2017. - № 23. - С.45-67.
- Страница ПАО»СКБ-банка» // [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.skbbank.ru.
- Уваров, В.В. Стратегический менеджмент / В.В.Уваров, А. А. Лаптев. – М. : Дело и сервис, 2016. – 208 с.
- Чаплина, А.Н. Корпоративная культура - объект исследования / А.Н.Чаплина, Н.Г.Хайруллина. - Тюмень: Вектор Бук, 2016. - 308 с.