Файл: Международный валютный фонд: особенности, функции, цели.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2023

Просмотров: 35

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) - функционирует с 1991 г. с целью содействия экономическим реформам в странах Восточной Европы и бывшего СССР. Объектами кредитования ЕБРР являются частные фирмы и государственные предприятия, которые приватизируются, а также вновь создаваемые компании, включая совместные предприятия с международными инвестициями. 60% его ресурсов направлено на развитие в этих странах частного сектора, а 40% - на развитие инфраструктуры.

Европейский фонд валютного сотрудничества(ЕФВС) –основан в 1973 г. в рамках европейской валютной системы. Он предоставляет кредиты странам-членам ЕС для покрытия дефицита платежного баланса при условии использования ими программы стабилизации экономики, а также выполняет функции кредитно-расчетного обслуживания.

Кредиты, которые представляет МВФ используются странами –заемщиками для преодоления политико-экономических трудностей, что играет большую роль в становлении как внутренней экономики этих стран так и в мировой экономике в целом[10].

Глава 4. Взаимоотношения России и МВФ

Переговоры о присоединении нашей страны к МВФ были начаты еще Советским Союзом, вступление в МВФ на полноправной основе стало возможным только в конце 21века.

После распада СССР часть республик входящих в его состав образовала Содружество Независимых Государств  (СНГ),другие республики (Эстония, Латвия, Литва, и т.д.) пошли по пути индивидуального вступления в бреттоно-вудские институты. В тоже время, Российская Федерация подала заявление о присоединение к МВФ и МБРР. Одновременно с учетом требований МВФ был разработан «Меморандум об экономической политике Российской Федерации», утвержденный правительством 27 февраля 1992 г.

В апреле 1992 г. Совет управляющих МВФ принял решение, о приеме России и 14 других бывших советских республик в состав МВФ. После подписания российскими представителями Статей соглашения (устава) МВФ 1 июня 1992 г., учредительных документов МБРР 16июля 1992 г. иМФК12 апреля 1993 г. Россия официально стала участницей этих организаций.

Условия, на которых стало возможным членство России в МВФ, возлагало на Российскую Федерацию обязательство выполнять требования, зафиксированные в Статьях соглашения МВФ:

  1. Осуществление мер с целью достижения макроэкономической и финансовой стабилизации (основную причину отсутствия равновесия национальной экономики и экономической нестабильности Международный Валютный Фонд традиционно видит в дефиците государственного бюджета, поэтому основные меры по данному пункту заключались в устранении бюджетного дефицита);
  2. Либерализация внешнеэкономической деятельности, в результате которой упрощаются или устраняются ограничения по экспортно-импортным отношениям. В настоящее время эти требования не актуально и механизм регулирования экспортно-импортных операций значительно упрощен.
  3. Проведение реформ в экономической сфере–-развитие частного сектора, в промышленности и других отраслях, устранение контроля над ценами и уровнем прибыли предприятий, отмена ограничений на куплю – продажу земель, укрепление банковского сектора, формирование и развитие финансовых рынков, и др. Все эти требования были реализованы.
  4. Обязанностью России как члена МВФ является устранение валютных ограничений, поддержание конвертируемости собственной валюты в сфере международных текущих валютных операций, неучастие страны в дискриминационных валютных соглашениях. Введение конвертируемости валюты не рассматривалось в качестве предварительного условия вступления страны в Фонд.
  5. Россия не должна использовать множественность валютных курсов. Согласно этому требованию, Россия установила с июля 1992 г. единый рыночный курс рубля по отношению к доллару США, и другим иностранным валютам. Валютный курс рубля не привязан к какой-либо западной валюте или валютной «корзине» и является плавающим, т.е. складывается под воздействием соотношения спроса и предложения на валютных биржах, прежде всего на Московской межбанковской валютной бирже (ММВБ), а также на внебиржевом межбанковском рынке. (Ранее официальный курс рубля к доллару определялся Центральным банком РФ).
  6. Непременным условием членства России в МВФ является установление информационной открытости страны. Россия обязана регулярно предоставлять Фонду статистические данные о своей экономике, платежном балансе, золотовалютных резервах и т.п. Помимо этого, РФ обязана принимать у себя представителей МВФ для изучения на месте состояния хозяйственного механизма и характера макроэкономической политики.

Членство в МВФ дало возможность России и другим странам-участницам пользоваться значительными кредитами в конвертируемой валюте для финансовой поддержки экономических реформ и покрытия дефицита платежного баланса.

В апреле 2017г. исполнилась 25 лет членства России в МВФ.

На протяжении истекшего десятилетия кредиты МВФ имели двоякую роль. С одной стороны они выступали источником пополнения доходной части бюджета ,а с другой стороны служили для внешних кредиторов гарантией принятия российским правительством мер, согласованных с МВФ и направленных на стабилизацию платежного баланса.

Всего за весь период сотрудничества было предложено выделить 25 млрд. СДР, а выделено только 15 млрд. Отношения между МВФ и Россией определяли отношения: Россия – заемщик, МВФ – кредитор.

При этом, государственный долг России, по данным на 1 декабря 2015 года был чуть выше $50 миллиардов (всего лишь 15% ВВП). Для сравнения, госдолг США превысил 100% ВВП еще в 2011 году.

90% внешнего долга России - долги банков и корпораций с гос. участием, которые активно пользовались дешевыми деньгами до вступления антироссийских санкций. Из-за них же (санкций) Россия так стремительно и сокращает внешний долг. Сейчас мы только отдаем и ничего не берем (рисунок 3).

Рисунок 3 – График погашения внешнего долга РФ

Выплат по внешним долгам становится меньше с каждым годом. К примеру, в 2016 году они стали в два раза меньше, чем в 2015-м.

В начале 2005 г. РФ досрочно погасила долги перед фондом (на тот момент - $3,3 млрд.) и с этого времени стала не заемщиком, а кредитором[11].

Теперь Россия сама участвует в МВФ как кредитор, участвует в финансовой практике, в обсуждении принципов политики, выработки решений, документов. Сегодня Россия сама стала кредитором развивающихся экономик, в том числе, в рамках многочисленных проектов МВФ:

  • в 2005 г. Россия перечислила фонду 135 млн. СДР, что представляет собой более 200 млн. долл.;
  • в 2006 г. Россия перечислила в МВФ 51 млн. СДР, что представляет собой около 80 млн. долл. США;
  • доля России в плане финансовых операций МВФ на 1 апреля 2007 г. составила 188 млн. СДР, что составило почти 300 млн. долл. США;
  • Перечисления России в МВФ в 2008 г. составили в общем объеме около 450 млн. СДР, что в пересчете на доллары США составило 670 млн. долл.;
  • В первом квартале 2009 г. Россия перечислила в МВФ 310 млн. СДР, что представляет собой 470 млн. долл. США. При этом из них 200 млн. СДР (350 млн. долл.) были выделены для предоставления кредита Румынии, а 110 млн. СДР (165 млн. долл. США) были выделены для предоставления кредита Венгрии.

Россия, помимо того, что была заемщиком, так она всегда выступала в качестве кредитора. И среди стран «большой восьмерки» Россия является лидером по количеству списанных долгов

Всего, если считать только крупные кредиты, которые превышают $1 миллиард, то получится, что за 20 лет Россией было списано около $140 миллиардов. Часть федеральных законов о списании долгов других стран перед Россией можно найти на сайте http://docs.cntd.ru/, если задавать в поиске выражения типа – «об урегулировании взаимных финансовых требований».

Другие страны должны погасить ещё около 50 кредитов России. В списке должников: Босния и Герцеговина, Молдавия, Центрально африканская Республика, Бурунди, Конго и Гвинея.

Участие России в работе МВФ имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

К отрицательным аспектам повлиявшие на ход экономического развития страны можно к примеру отнести: например следующие, МВФ не рекомендовал использовать средства Стабилизационного фонда на внутренние нужды, а предлагал размещать их в государственных облигациях развитых стран таким образом способствуя развитию конкурентов Росси на внешнеэкономической арене, помогая им сокращать свои бюджетные расходы. Также, если бы МВФ руководствовался в своих рекомендациях не интересами развитых стран Европы и США, а интересами России, то дал бы в свое время рекомендации не использовать огромными темпами бесценные недра РФ, продавая за бесценно наши ресурсы на международном рынке, а создавать и развивать собственные производственные ресурсы по обработке этих недр. Причины таких неэффективных рекомендаций понятны: МВФ, действуя в интересах своих наиболее весомых и активных членов, должен был не допустить (или отсрочить) появление в лице России новой конкурентоспособной экономики на мировом рынке.

В Минфине продолжают изучать отчеты, доклады и рекомендации МВФ, однако, теперь они – не более чем предположения и рекомендации экспертов.

Положительный опыт принес свои результаты: Россия обрела определенный опыт отношений с МВФ, МБРР серьезно изменились макроэкономические аспекты России, у населения РФ изменилось отношение к своей национальной валюте – рублю (сегодня рубль серьезно укрепился, имеет основательные позиции и в будущем имеет все шансы на то, чтобы претендовать на звание еще одной международной резервной валюты), появились новые кадры, которые сегодня стоят у руля российского государства, Россия вышла из кризиса 90-х, и сегодня представляет мощную военную, политическую, в том числе и с экономической точки зрения, державу.


Заключение:

В ходе рассмотрения данной курсовой работы мы показали, что вся сущность МВФ заключается в содействии международной финансовой стабильности и сотрудничеству в валютно-финансовой сфере. Международный валютный фонд стремится способствовать международной торговле, устойчивому экономическому росту, сокращению бедности во всем мире.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что МВФ – это межгосударственный институт, регулирования валютно-кредитных отношений предоставляющий кредиты странам –заемщиков МВФ. Кредиты, предоставляемые МВФ странам-заемщикам играют большую роль для преодоления экономических трудностей, что играет немаловажную роль в развитии, как внутренней экономики этих стран, так и мировой экономики в целом.

Список литературы

  1. Интернет-энциклопедия: www.wikipedia.org
  2. Информационно-аналитический бюллетень CiGBusiness: www.cig-bc.ru/
  3. Мировая экономика и международные экономические отношения : учебник для академического бакалавриата / А. И. Погорлецкий [и др.] ; под ред. А. И. Погорлецкого, С. Ф. Сутырина. — М. : Издательство Юрайт, 2017
  4. Мировая экономика и международные экономические отношения. Учебник и практикум Шимко П.Д. 2015
  5. Мировая экономика и международные экономические отношения Николаева И.П.; 2013 год
  6. Мировая экономика. Международные экономические отношения. Глобалистика : учебник / А.А. Суэтин. — М. : КНОРУС, 2015
  7. официальный сайт Международного Валютного Фонда на русском языке - www.imf.org/
  8. официальный сайт Министерства Финансов РФ - www.minfin.ru
  9. официальный сайт Российского информационнго агентства «РИА Новости»- www.rian.ru –
  1. С. Ю. Шенин. Еще раз об истоках холодной войны: бреттон-вудский аспект. // США-ЭПИ, 1998, №3)

  2. Стивен Краснер, международные режимы – это явно или неявно выраженные принципы, нормы, правила, а также процедуры принятия политических решений, вокруг которых сходятся ожидания акторов в определенной области ссылка http://infopedia.su/2x34ab.html -- инфопедия)

  3. Bancor-название валюты, предложенной известным английским экономистом Джоном МейнардомКейнсом в качестве международной расчётной единицы— Википедияru.wikipedia.org.

  4. https://wiki2.org/ru/ статья Международный валютный фонд

  5. По неофициальной договоренности, достигнутой при создании Бреттон-Вудских институтов, президент МБРР должен быть американцем, а директор-распорядитель МВФ - европейцем. Согласно традиции, кандидатуру президента Банка определяет исполнительный директор от США. Поэтому все президенты Банка были гражданами США, хотя формально национальность президента не зафиксирована в учредительных документах

  6. http://www.cotinvestor.ru/obuchajushhie-materialy/banki-i-uchrezhdenija/mezhdunarodnyj-valyutnyj-fond-imf/

  7. http://www.mid.ru/mezdunarodnyj-bank-rekonstrukcii-i-razvitia-mbrr-/-/asset_publisher/km9HkaXMTium/content/id/419516

  8. Репатриация –возвращение на родину капитала, размещенного за рубежом в разных формах.Википедие -ru.wikipedia.org

  9. Экспроприация - принудительное отчуждение имущества частных собственников-(Википедие -ru.wikipedia.org)

  10. http://www.globfin.ru/articles/finance/worldbank.htm

  11. https://news.rambler.ru/economics/37023886/?utm_content=news&utm_medium=read_more&utm_source=copylink