Файл: Процесс построения модели управленческого решения (Пути повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии).pdf
Добавлен: 29.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Понятие управленческого решения
1.1. Понятие и сущность управленческого решения
1.2. Процесс принятия управленческого решения
1.3. Модели принятия управленческого решения
2. Построение модели принятия решения на предприятии
2.1. Характеристика деятельности предприятия
2.2. Особенности процесса управления на предприятии
2.3. Модель управленческого решения на предприятии
3. Пути повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии
3.1. Проблемы существующей на предприятии модели управленческого решения
3.2. Рекомендации для повышения эффективности процесса принятия решения на предприятии
Для сложных и важных решений рекомендуется разрабатывать специальные организационные процедуры, определяя при этом[22][22]:
- на каком уровне следует принимать решения;
- кто готовит информацию, проект решения и его обоснование;
- с которыми структурными подразделениями и работниками согласуются решения;
- кто контролирует и отвечает за выполнение решения;
- кто наделен правом вносить коррективы в содержание решения и сроки его выполнения;
- какая форма отчетности о выполнении решений;
- оценивают решение и дает заключение о степени достижения поставленной цели (эффективность решения).
Этап реализации - разработка мероприятий для конкретизации решения и доведения его до исполнителей; осуществление контроля за его исполнением; внесение необходимых корректив; оценивания результата, полученного в результате реализации решения.[23][23]
Реализация управленческих решений - важное звено технологии управления. Пока решение не воплощено в жизнь - это не решение, а только намерение. Нужна большая организационная работа, чтобы достичь его реализации. Часто дело осложняется тем, что люди своей деятельностью могут вносить существенные коррективы в первоначальный вариант решения (улучшать его или ухудшать), и в основном это вызывает дополнительные «шумы» в системе, которые нужно преодолевать. Поэтому в технологической цепи управленческих операций, направленных на решение проблем, сложным и ответственным является этап выполнения принятых решений.[24][24]
Исполнение решения предусматривает осуществление следующих операций:[25][25]
- определение календарных сроков (конечных и промежуточных) исполнения решения;
- назначение ответственного исполнителя или нескольких исполнителей, доведение решения до исполнителей, а в случае необходимости - до всего коллектива;
- инструктаж исполнителей, разъяснения каждому из них его места в общем трудовом процессе, конкретизация задач и ответственности;
- материально-техническое обеспечение процесса труда;
- проведения инструктивного совещания, разъяснения целей и задач;
- координация действий исполнителей;
- корректировки ранее принятого решения;
- мотивация деятельности исполнителей;
- учет и контроль исполнения.
Распределяя задачи среди исполнителей, целесообразно исходить из следующих соображений:
- если исполнение поручения требует знаний из разных областей и квалификации, исполнителю следует давать такое задание, которое бы побудило его к повышению уровня квалификации и развития способностей;
- объем работы должен соответствовать возможностям работника, так и чрезмерная, и недостаточная нагрузка негативно влияет на качество исполнения;[26][26]
- четкое определение круга обязанностей работника сделает невозможным отказ от выполнения определенных работ, связанных с реализацией решения;[27][27]
- разработанные показатели и стандарты на выполнение работ должны точно отражать степень достижения цели, а также качество осуществляемых операций;
- подчиненным целесообразно предоставлять всю необходимую для выполнения задач информацию и делегировать достаточные полномочия для корректировки процесса реализации решений.[28][28]
Успешное руководство реализацией решений требует не только рационального распределения работ между подчиненными, но и способности настраивать их на выполнение задач, способствовать инициативности. Для этого рекомендуют использовать все формы внешнего воздействия на работника, чтобы он выполнял задание, руководствуясь скорее собственными мотивами, чем под влиянием формальных инструкций. Существует классическая мысль, что мотивация в сфере выполнения конкретных управленческих решений тем сильнее, чем весомее участие в принятии решений непосредственных участников выполнения задач.[29][29]
Важная роль в процессе реализации управленческих решений принадлежит контролю. Это особенно важно для реализации решения, которое осуществляется в несколько этапов. Обратная связь позволяет своевременно получать информацию для корректировки решений, при необходимости вносить изменения в ход их выполнения.[30][30]
1.3. Модели принятия управленческого решения
Управленческие решения, как правило, принимаются в условиях высокой неопределенности, дефицита информации, поэтому субъект управления не всегда может объективно установить критерии оценки и приоритеты их важности. Учитывая это на практике часто используют модели, позволяющие принимать пусть не оптимальны, но приемлемые решения. Такая упрощенная модель описывает важнейшие характеристики проблемы, используя ограниченное количество критериев. Преимущество обычно отдается тому решению, которое уже известно субъектам управления и дало приемлемые результаты.[31][31]
Модель - это представление объекта или системы идеи в некоторой форме отличной от самой целостности. Она является упрощенным изображением конкретной жизненной (управленческой) ситуации. Иными словами, в моделях определенным образом отображаются реальные события, обстоятельства и тому подобное. [32][32]Существует ряд причин, обусловливающих использование модели вместо попыток прямого воздействия с реальным миром[33][33]:
- сложность реального мира;
- экспериментирование (встречается множество управленческих ситуаций, в которых желательно опробовать и экспериментально проверить альтернативные варианты решения проблемы);
- ориентация управления на будущее.
Моделирование - единственный, до сих пор, систематизированный способ видения варианта будущего с возможностью определения потенциальных последствий альтернативных решений, который позволяет их объективно сравнить.[34][34]
Прежде чем рассматривать используемые организациями модели необходимо описать три базовых типа моделей:
- физическая модель представляет то, что исследуется, с помощью увеличенного или уменьшенного описания объекта системы. Отличительная характеристика физической модели состоит в том, что в некотором смысле она выглядит как целостность и моделируется;
- аналоговая модель представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект, но таким образом не выглядит;
- математическая модель в которой используются символы для описания свойств, характеристик объекта или события математическими уравнениями.[35][35]
Основные этапы процесса построения модели - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.[36][36]
Постановка задачи. Первый и наиболее важный этап построения модели, способный обеспечить правильное решение управленческой проблемы, состоит в постановке задачи. Правильное использование математики или компьютера не принесет никакой пользы, если сама проблема не будет точно диагностирована.
Построение модели. После правильной постановки задачи следующим этапом процесса предусмотрено построение модели, где, прежде всего, определяется главная цель модели, какую исходную или нормативную информацию предполагается получить. Также необходимо определить какая информация нужна для построения модели, которая удовлетворяет этим целям и показывает на выходе необходимые сведения.[37][37]
Проверка модели на адекватность. После построения модели один из аспектов проверки заключается в определении степени соответствия модели реальному объекту. Чем лучше модель отражает реальный объект, тем выше ее потенциал в процессе принятия оптимального решения, если предположить, что модель не слишком сложна в использовании. Проверка модели связана с установлением степени, в которой информация, получаемая с ее помощью, действительно помогает руководству решать проблемы.[38][38]
Применение модели. После проверки на адекватность модель готова к использованию. Ни одну модель науки управления нельзя считать успешно построенной, пока она не принята, не понята и не применена на практике. Это кажется очевидным, но зачастую оказывается одним из самых опасных моментов построения.[39][39]
Обновление модели. Даже если применение модели оказалось успешным, почти всегда она потребует обновления, потому что руководство может обнаружить, что форма выходных данных не ясна, или же необходимы дополнительные данные. Если цели организации изменяются таким образом, что это влияет на принятие решений, модель необходимо соответствующим образом модифицировать. Аналогично это касается изменений во внешнем окружении, в исходной информации, на которой основывалась модель при построении.[40][40]
Как все средства и методы, модели могут привести к ошибкам. Эффективность модели может быть снижена действием ряда потенциальных погрешностей:
- недостоверные исходные предположения. Любая модель опирается на некоторые исходные предположения и предпосылки. Это могут быть предпосылки, которые подлежат оценке, которую можно объективно проверить и просчитать. Некоторые предпосылки не поддаются оценке и не могут быть объективно проверены. Никто не знает наверняка, произойдет ли что-то действительно. Поскольку такие предпосылки являются основой модели, то точность последней зависит от точности предпосылок. Модель нельзя использовать для прогнозирования, например, потребности в запасах продукции, если неточны прогнозы сбыта на предстоящий период.[41][41]
- информационные ограничения. Основная причина недостоверности предпосылок и других осложнений - это ограниченные возможности в получении необходимой информации, это влияет и на построение, и на использование моделей. Точность моделей определяется точностью информации по проблеме. Построение модели наиболее тяжелый этап в условиях неопределенности. Когда необходимая информация настолько неопределенная, что ее трудно получить, исходя из критерия объективности, руководству, возможно, целесообразнее положиться на свой опыт, способность к суждению, интуицию и помощь консультантов.[42][42]
Выводы к главе 1.
Функции руководителя сегодня все больше включают в себя непосредственную организацию принятия решения, которое рассматривается как акт, предшествующий управленческому влиянию, содержащий ситуационный анализ внутренней и внешней среды по отношению к системе, которой управляют, и разработку мер по ее целенаправленного изменения с целью создания наиболее благоприятных для деятельности организации условий.
Оптимальными управленческими решениями следует считать такие, реализация которых удовлетворяет комплексу условий. При этом каждое условие отражает требование оптимальности по отдельным аспектам управления, которые являются для данного объекта управления на данный период наиболее актуальными. Таким образом, для выработки эффективных управленческих решений необходимо соблюдение следующих условий: обязательный учет не только экономических, но и других последствий принимаемых решений, обоснованный выбор критериев оптимальности решений, сочетание критериев оптимальности деятельности коллектива с критериями деятельности высших и низших подразделений организации.
Основные этапы процесса построения модели эффективного управленческого решения - постановка задачи, построение, проверка на достоверность, применение и обновление модели.
2. Построение модели принятия решения на предприятии
2.1. Характеристика деятельности предприятия
Предприятие «ИФК Аптеки» было организовано в 2004 году как оптовая фирма по снабжению медикаментами и изделиями медицинского назначения аптек г. Москвы и области в форме общества с ограниченной ответственностью. В том же году был зарегистрирован товарный знак предприятия, послуживший в дальнейшем основой фирменного стиля сети аптек.
В 2005 г. открылась первая аптека, а в 2008г. началась переориентация бизнеса с оптовой базы на развитие собственной аптечной сети на территории г. Москвы и области.
Миссия организации состоит в создании аптечной сети, удовлетворяющей потребности населения в качественных лекарственных препаратах и сопутствующих товарах путем внедрения высоких стандартов обслуживания.